Рождение Ваагна – первочеловека, прототипа бога Одина
Небеса и Земля были в муках родин,
Морей багрянец был в страдании родин,
Из воды возник алый тростник,
Из горла его дым возник,
Из горла его пламень возник,
Из того огня младенец возник,
И были его власы из огня,
Была его брада из огня,
И, как солнце, был прекрасен лик.
(Из Песни “Рождения Ваагна”, История Армении
М. Хоренаци)
Армяне античной Армении считали Ваагна предком. Ясно, что слово предок здесь означает не предшествующий в чисто временном плане, а имеет смысл прародителя (М. Хоренаци, Л. Мириджанян). Великий армянский ученый, математик, астроном Анания Ширакаци, живший двумя столетиями позже Мовсеса Хоренаци, также свидетельствует о Ваагне как прародителе армян.
Ширакаци рассказывает, что, согласно преданию, Ваагн забрал у родоначальника ассирийцев
Баршама (предка Бела) солому и обронил ее. Так образовался “путь соломокрада” (Млечный путь). По мнению крупнейшего армянского ученого, историка XX века Лео, “Ваагн был исконно армянским древним богом, который пользовался большой популярностью. Впоследствии… Ваагн… занял иное место в религиозных представлениях, но, тем не менее, остался одним из самых любимых народных богов”.
У древних германцев скандинавскому Одину соответствовал Вотан (Водан, Wôtan, Woden или Wodan (“Wodanaz” или“Wodinaz”, др.сканд Odinn или Wodan, арм. “Ворди” – “ас твац”, Сын Бога, Бог-сын) ср. именем Моисей – “извлечённый или спасённый из воды”, по другим указаниям, оно египетского происхождения и означает “дитя”, ср. с арм. “Ди” или “диц”.
По мнению авторов, имя Один (Вотан, Водан, Воданаз) имеет армянское происхождение и означает сын (“ворди”), Водан (ср. с “Вардан”, что означает возникающий из воды, из алого тростника, из дыма и пламени по мотивам песни “Рождение Ваагна“), ср. также с названиями домов Ваагна (Багаван – столица античной Армении (город названный в честь Бога), Бабилон или Вавилон, а также Багдад). Напомним, что “ванк” на арм. букв. монастырь или слог. Ванк – место изречения Богом речи, место общения с Богом.
Один – Бог и сын его (Отца), то есть скандинавский аналог Ваагна (первочеловека), в памяти потомков – Бога грома, молнии, огня и силы, света, вод и солнца, громовержца и драконоборца – победителя, Учителя и мудреца, сына Отца (Бога Ван). Как было отмечено выше, Хоренаци указывает, что слышал песню “О рождении Ваагна” собственными ушами в сопровождении пандырна (армянского музыкального инструмента).
В продолжение песни, поясняет Хоренаци, говорилось о том, как воевал герой этой песни с драконами и победил их, пелось о его подвигах, очень похожих на подвиги Геракла. Хоренаци упоминает, что царевич Ваагн был обожествлен: в Грузии стояла его статуя во весь рост, которой приносились жертвы. Это космический образ исполина, наделенного чарующей красотой. “Ваагн оказался самым жизнеспособным в сравнении со всеми армянскими богами, ему выпала удивительная историческая судьба, какая не выпадала на долю никакого другого божества” (Л. Мириджанян).
Спустя тысячелетие, Ваагн сохранил свое существование не только в языческом, но и в христианском пантеоне и вновь ценой раздвоения. На сей раз его христианскими двойниками стали Св. Геворг (Гергий победоносец, драконоборец), унаследовавший драконоборческий признак, и Св. Карапет, который был покровителем храбрых и чудотворцев.
Монастырь Св. Карапета в Муше был основан на месте некогда существовавшего капища Ваагна. Известное изречение Агатангелоса “Да снизойдет на вас храбрость храброго Ваагна”, удостоверяющее, что Ваагн был богом силы, а значит богом войны, произошло в народе и сохранилось с добиайнских времен (Л. Мириджанян).
В песне в родах было небо, в родах – земля, юноша Ваагн был огненнорыж. Выражение огненнорыжий юноша выступает не только символом божества солнца и огня, оно вместе с тем представляет собой национальное описание облика армянского богатыря. Это описание, спустя более тысячи лет, вновь повторяется в эпосе “Давид Сасунский” (Л. Мириджанян). Известна связь Сасунских богатырей с родом Айка.
Последний богатырь эпоса “Давид Сасунский” Малый Мгер находит в конце концов свое последнее пристанище у города Ван в одной из пещер местности Айкаванк, где, по преданию, также некоторое время жил Айк. Здесь же находится знаменитая “дверь Мгера”, километрах в 4 от Ванской цитадели – большую стелу, высеченную в скале, с клинообразной надписью, действительно напоминающую по форме и отделке дверь.
Перед входом в пещеру имеется небольшая выемка в скале – это место, куда от нетерпения, прежде чем разверзлась дверь, ударил копытом конек Джалали. И вода, которая застаивается в этой ямке, – опять-таки от конька Джалали, и она обладает чудесными свойствами исцеления. “Мгери дур” была священным объектом, предметом паломничества для людей, живущих даже очень далеко от Вана”.
История Сасунских богатырей, начинается с Берд-Капотина, Капут-коха, или крепости Айкаберд и завершается “дверью Мгера”, примыкающей к Айкаванку в Ване. История Сасуна возникла в Айканской среде и возвращается в ту же среду. История Одина, потомка Ваагна возникла в Скандинавии и через Армению, через Песню о Ваагне и его подвигах будет возвращена в ту же среду. Подвиги божества, символа солнца и света Ваагна воспринимались древними армянами как олицетворение свободы и возрождения, также, как и древние скандинавы и германцы воспринимали бога Одина (Водина).
“Ликуй, Армения тысяч вишапов,
Солнце спасения, Ваагна своего ты увидела”.
(И. Иоаннисиан, “Рождение Ваагна”).
“Ликуй, Скандинавия и Германия тысяч вишапов,
Солнце спасения, Одина или Водина своего ты увидела”.
Отрывок из статьи: Наскальные рисунки Армении свидетельствуют, что Земля в муках родила Луну. Этот факт подтверждается открытием современных ученых. В Саге об Инглингах рассказывается о потопе в Араратских горах, о древнескандинавских и армянских связях. Проф. Г. Ваганян, канд. иск. В. Ваганян
Pingback: Легенда о любви Ваагна и Астхик - Вне Строк