На основе концепций концептуальной системотехники и когнитивной сравнительной антропологии авторы обосновали гипотезу о том, что родиной архаичных знаний, лежащих в основе концепта богини плодородия и любви, является Армянское нагорье – территория вокруг Ванского моря (озера Ван).
Эти земли в различные исторические периоды находились в границах различных государств, таких как Аратта (страна, упоминаемая в шумерской мифологии, XXVII век до н. э.), Митанни (XVII-XIII вв. до н . э.), Hayasa (Хайаса1, XVI по XIII вв. до н. э .), Биайнили (Ура́рту, Арара́т, Ва́нское ца́рство, VIII по VI вв. до н. э.), Армения, Византия, Турция и др.
По данным армянских средневековых историков, эти земли бы-ли включены в дом Асканаза (затем дом Торгома) и принадлежали по праву наследства ар-мянским патриархам.
В этом доме господствовала парадигма доисторических философских и религиозных представлений, которые были восстановлены Айком, сыном Торгома и племянником Асканаза, после переселении из Вавилона на землю отцов. Айк первым делом построил господское обиталище – храм знаний, который по праву наследства передал вну-ку Кадму.
Кадм, по греческим данным, – изобратетель финикийского (арамейского) и греческого алфавитов, он унаследовал земли исторических Ливана, Сирии, восточной Турции (Анатолии), Финикии и Киликии. Кадм, по греческим данным, известен как убийца дра-кона.
Самые ранние упоминания о богине плодородия и любви в указанных выше странах – это мотивы легенд и сказаний, мифов и религиозных представлений древних жителей ванс-кой земли: включающих истории об Астхик – прекрасной невесте Ваагна (Vahagn).
Ваагн, по армянской традиции, – первочеловек, учитель, спаситель животного и растительного ми-ров, громовержец и драконоборец, освободитель вод и возлюбленной Астхик (на арм. букв. “звездочка”, “аствац” – бог, название страны “Айастан” (согласно греческой традиции – Ар-мения) включает корень “аст”. В именах многих святых или богов, например, Заратустр (“Зороа́стрэс”), А(h)урамазда или Арамазд (Арамаст) также лежит корень “аст”). Аштарак (Астарак) – столица древней Армении.
Некоторые ключевые факты
Выделим некоторые ключевые, знаниеемкие и информативные факты и рассмотрим их в единстве, во взаимосвязи, с учетом характерных особенностей для выявления скрытых знаний.
Факт 1
В работе авторов “Концептуальная антропология знания, просвещения и мудрости (системотехника эволюционной эпистемологии познания “дерева добра и зла”)”4 показано, что названия материков (Азия, Европа и Африка) даны в честь женских богинь (Асия, Ва-несса – Европа и Афрос) и связаны с более древней армянской богиней Астхик (с архаич-ным концептом плодородия и любви).
Показано, что имя Ванесса (Венера) когнитивно-сакральное, оно убедительно свидетельствует о достоверности идеи о ванском происхождении богини плодородия и любви. Ванесса – ванская богиня, ее имя содержит когнитивные корни “ван” и “ас”). Корень “ас” подчеркивает, что ее носитель “ас” (богиня), а корень “ван” характеризует место рождения или происхождение богини. Ванесса (Венера) родом из Ванской земли.
Факт 2
В германо-скандинавской мифологии, в частности, в“Саге об Инглингах” говорится, что Свейгдир (основатель Швеции), сын вана Фрейра и внук Ньёрда, решил найти прежнее жилище аса Одина, то есть Асгард (город богов). Он побывал в стране турок (имеется ввиду территория Ванского царства) и Великой Свитьод, где встретил много родичей. Через 5 лет ван Свейгдир привез в Швецию жену по имени Вана, от которой у них родился сын – ван Ванланди (это имя показывает, что родители Ванланди – ваны, ведущие свой род от божественной матери-земли, то есть Ванского царства.
Факт 3
В статье авторов “Фригг, Астхик и Богиня из Острова Крит” выдвинута и обоснована идея: Астхик – архетип не только обще индоевропейской богини-матери (например, Вене-ры, Афродиты), но также вавилонской и аккадо-шумерской Иштар и Астарты (Инанны).
По данным скандиинавской мифологии6, Фригг царствовала над всеми богинями и была так же мудра, как и ее муж, имела много общего с Фрейей. Обе богини вели свой род от божест-венной матери-земли. С именем Фригг (др.-исл. Frigg) связано имя Иггдрасиль (мировое дерево у скандинавов) 7.
Прототипом Фригг, по мнению авторов, также является армянская Астхик. На известном поминальном камне (рис. 1е) со шведского острова Готланд (400-600 гг.) изображена богиня Фригг со змеями. Уникальные статуэтки богини со змеями обнаружены также на Крите (рис. 1д, примерно 1600 г. до н. э.). Фригг или Фригга – богиня-мать, также Фрейя или Фрия (Frija – “возлюбленная”) в германо-скандинавской мифологии – жена аса Одина. Она – мать трех богов Бальдра, Хёда и Хермода. Один спасает возлюб-ленную, убивает драконов (напоминает мотивы борьбы Ваагна с драконом и спасения Аст-хик). Они становятся мужем и женой. Фригг или Фрия (“возлюбленная”), как и Астхик (возлюбленная Ваагна), – богиня брака, любви, семейного очага, олицетворение женского начала в природе.
Факт 4
Авторами выявлены связи богини Фригг с богиней из Крита. Статуэтки (рисунок 1д)
с изображением богини Фригг со змеями в руках найдены на Крите в 1903 г. На этом же острове в свое время нашла прибежище Европа, похищенная Зевсом. Эти статуэтки со змея-ми единственные в критском искусстве этого периода. Одна из фигурок – “богиня”, “вытянув перед собой руки и широко раскрыв большие подведенные глаза, сосредоточенным взглядом пристально смотрит перед собой в момент заклинания змеи, о чем свидетельствуют две змеи, обвивающие ее талию.
Голова еще одной видна на краю ее высокой шапки”. Змеи в руках являются знаком связи женщины с минойским царствующим домом, поэтому предполагают, что это может быть изображение богини. Большая открытая грудь женщины отражает функцию богини плодородия, верховной Богини-Матери. Некоторые ученые связывают этих змей с идеей продления жизни: они ассоциируются с мужской репродуктив-ной способностью, так как способны сбрасывать кожу и обновляться.
Авторы убеждены, что найденные статуэтки имеют древнеармянское происхождение. По стилю и по содержанию они соответствуют древнеармянской гносеологической, мифоло-гической и изобразительной парадигме. Статуэтки четко и однозначно иллюстрируют качества армянской богини плодородия и любви – Астхик.
Ваагн бросил вызов драконам/змеям, победил их, освободил воды и тем самым Астхик, весь животный и рас-тительный мир и землю от гибели. Напомним также, что прекрасная Европа в армянской скрытой традиции – внучка Айка, сестра Кадма, Фойника и Килика – основателей царских династий. На острове Крит Европа родила от Зевса двух сыновей, которые стали основателями минойской цивилизации и царской династии.
Аналогичный сюжет – в мотиве с похищением прекрасной Астхик, которая трансформировалась в Иштар/Астарту. Иштар – богиня из аккадо-шумерской мифологии, первоначально была богиней/царицей Аратты, то есть она родом из божественной матери-земли, которая служила для благоденствия таких стран, как Айаса, Аратта, Митанни, Ванского царства (Урарту, Арарат, Биайнили).
Естественно, что основные мотивы, связанные с Иштар, не имеют аккадско-шумерского происхождения (об этом свидетельствуют сами аккадско-шумерские мифы), они заимствованы из армянского оригинала. Таким образом, из дошедшего до нас фрагмента – в небольшом отрывке Песни о рождении Ваагна, история о любви героя и его возлюбленной была заимствована агрессорами: богиню похитили (как и Европу). Ана(h)ит становится основой создания Инанны, Астхик – Иштар/Астарты, Ванесса – Афродиты и Венеры, а Ваагн – Зевса, Геракла и Юпитера, а также Халди (Haldi), Тейшебы, Шивини и Шамаша.
Факт 5
Академик Марр на основе лингвистических данных в начале двадцатого века выдви-нул идею и убедительно обосновал, что любовь Ваагна к Астхик лежит в основе создания истории любви Тристана и Изолды. К перечисленным выше фактам авторы добавляют еще одно неизвестное обстоятельство, свидетельствующее об идентичности считающейся урартской Арубаини (Багбарту) и армянской Астхик.
Факт 6
Общеизвестно, что Арубаини (Арубани, Уарубаини, Уарубани; урартск. D ‘a-(a-)ru-ba-(i -)ni/u-a-ru-ba-ni) – верховное женское божество урартского пантеона, супруга верховного бога Халди (Haldi или Khaldi). Арубаини упоминается также под именем Багбарту (иногда ранее транслитерировалось как Багмашту). Высказывалось предположение, что богиня Арубаини также играла роль богини плодородия. Первоначально считалось , что Багбарту – это самостоятельное божество, которое не входило в урартский пантеон.
Высказывалось мнение, что Багбарту местное божество города Мусасир. Однако впоследствии, на основа-нии новых данных, мнение ученых изменилось, и сейчас считается, что Багбарту просто представляет собой иное написание имени супруги бога Халди – Арубаини. На возможности этимологического прочтения Багмашту построены устаревшие рассуждения ряда авторов. Например, по мнению Э. А. Грантовского, это божество иранского происхождения, имя которого восходит к Бага-мазда, почиталось в Мусасире как супруга бога Халди (где “бага” соответствует русскому “бог”, а мазда – тот же элемент, что в “Ахурамазда”).
Факт 7
Атаргатис (Атаргатида), также Деркето, по мнению специалистов, греческое ис-кажение арамейского имени Астарты (Атаргата) или Тарата. Согласно Страбону, ее нас-тоящее имя Афара. Атаргатис (Atargatas) – это сирийская богиня, которую почитают в Бамбике (Эдессе, Урфа) в Месопотамии 8. Деркетия (Деркето) – “Дочь Вавилона”. Палес-тинские воды заменили ей чешуей кожу. Она оскорбила Афродиту, и та внушила ей любовь к смертному. Деркетия родила Семирамиду (которая страстно влюбилась в армянского царя Ара Гехецика). Деркетия от стыда бросилась в озеро и стала рыбой.
Следует признать, что эти рассуждения устаревшие. Исследователи не учли даже выводы Н. Марра о трансформации “ван-бан-ван”, о переходе звуков в буквы, например, “в-б”10. Если в Арубаини заменить “б” на “в” (ср. Ереван-Эребуни, Ливан – на арм. Libanan, от-ражающие переход “ван-бан”), то получим Аруваини. Это имя состоит из двух корней – “ару” (арм. առու) и “ваини” (вани). Первый корень восходит к понятию “родник”, водный источник, к воде. Առու11 на армянском языке – тонкая струя воды (на казахском – женское имя – красавица, “арун” – кровь, ср. с рунами – знаками письма).
Аруваини однозначно тол-куется с армянского как богиня из Вана или ванская богиня (от “ваини” к “баини” к богине, следовательно, название Биайнили можно толковать как страну богов, что соответствует истине, учитывая, что Ваналанд – страна ванов – богов, а Асаланд – страна асов – богов. Ванское царство иноязычными народами рассматривалось в качестве страны богов, мудрецов, страны святых обрядов и знаний. Например, и Аратта для народов Шумера и Аккада была известна как страна святых обрядов и божественных законов.
Другое имя Арубаини – Багбарту (Багмашту) также истолковывается однозначно с помощью армянского языка. “Баг” – Бог, а Бар – “слово” (ср. с библейским изречением “в начале было слово” в армянской трактовке – “искизбанэ бан э”), “ту” – дающий. Следова-тельно, Багбарту – богоматерь , символ плодородия, древа жизни, матери-земли. Трансфор-мация армянского корня Ваг в Баг соответствует лингвистическим канонам (ср. Вга – Бга,
Баг – Бог)12.
Концепт первочеловека – Ваагна трансформируется в концепт солнечного божества во всех его вариациях. Ваагн – и божество солнца, и света, и грома, и молнии. С когнитивны-ми функциями Ваагна связаны функции урартского Халди (Haldi, где “ди” – отражает свой-ства божества, “диц” – бог в армянской традиции, “дицуи” (“ди”-“ду”-“дуос”- “теос”) – боги-ня13. По мнению авторов, в содержании концепта “Ha” (Haldi) лежит отпечаток одного из корней -когнитивных функций имени Vahagn. Ваагн первичен, он когнитивно-целое, а Халди (Haldi) вторичен, отражает часть целого. Особенностью целого являются свойства, которыми не обладают ее части.
Что касается Бага-мазда и заимствования с персидского в армянской традиции, то это некорректное предположение, поскольку имя верховного бога Армении не Арамазд, а Арамаст (“Арам+ аст(вац)”, то есть производное от Арам. Следовательно, Арам – как исто-рическое лицо, как потомок Айка (основоположник династии Айказуни), главы армянского государства “(H)Айастан ”) не мог быть божеством в стране своего предка. Арамазд – культурно-теологический результат греко–персидкого влияния на Армению.
Известно, что именно греки “заменили” (фактически подменив) название (H)Айастан Арменией, восполь-зовавшись силой аргумента, что, в конце концов, Арам – также потомок Айка14. Изначально был построен первый армянский дом Асканаза, который переименовался в дом Торгома, после переселения Асканаза (оставившего свой дом младшему брату – Торгому) в новый дом (он стал главой сарматов и Сарматии). Напомним, что в армянском языке слово “аствац” – бог, творец , господин, дающий , творяший, мудрый (“ас”+”твац”), буквально творящий, создающий “богов” (“ас” и “ван” для древних скандинавов боги, например, ас Один).
Отрывок из статьи Проф. Ваганян Г., канд. иск. Ваганян В. ” АСТХИК И АРУБАИНИ, БАГБАРТУ, ДЕРКЕТО И АТАРГАТАС, АФРОДИТА, ВАНЕССА И ВЕНЕРА, ФРИГГ, АСТАРТА И ИШТАР”
Примечание:
1 “Основным языком Хайасы был армянский и… армянский элемент имел главенствующую роль в хайаском государстве”.
2 Драсханакертци О. История Армении, перевод с древнеармянского М.О. Дарбинян-Меликян, Ереван, 1984. Хоренаци М. История Армении (пер. с древнеарм. Саркисяна Г.), “Айастан”, Ереван, 1990.
3 Кадмос – брат Европы, Фойника и Килика, по греческим данным. Этимология имени – от финикийского слова “древний” или “восток”. В 2003 году найдено письмо царя Аххиявы (Микенской державы) царю Хаттусилису III (ок. 1250 до н. э.). Он упоминает, что его предок Кадм выдал свою дочь за царя Ассувы, и некие острова перешли под контроль Аххиявы. Царь хеттов утверждал, что острова принадлежат ему. Кадму греческая традиция приписывает изобретение алфавита. Плывя с Востока в Грецию, он остановился на острове Санторин (Тера, Фира) и оставил здесь несколько своих спутников. Позже на этот остров прибыл Терас (Фир), в честь которого и был назван остров. Именно здесь, на Тере, и найдены самые древние (XVIII в. до н.э.) греческие письмена. Геродот представляет Кадма тирийцем. Кадм (устроитель) был первоначально фиванским богом, подобно самофракскому Гермесу-Кадмилу, и только в позднейшее время, когда стали сознавать старинную связь Греции с Востоком, когда стремились вывести греческое богослуже-ние и греческую культуру именно из Египта и Финикии, сложилось предание о каком-то Кадме, переселившемся из Финикии (или Египта), учредившем чужеземные религиозные обряды, научившем письму, употреблению металлов и т. д. и введшем вообще более высокую культуру. В честь Кадма назван химический элемент кадмий и линия Кадмус на спутнике Юпитера Европе. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб, 2005. с.9, Широков О.С. История греческого языка. М., 1983, с.18. Реальный словарь классических древностей (Фридрих Любкер, 1854 / Филологическое общество, 1885). Когда Зевс похитил Европу, отец послал Кадма разыскивать ее. Оракул повелел ему последовать за коровой и построить город на том месте, где ляжет корова. Таким образом Кадм сделался основателем г. Фивы в Беотии; в честь его кремль в Фивах назывался Кадмеей. Около Фив находился источник, охраняемый драконом; Кадм убил дракона и посеял его зубы, из которых выросли люди, перебившие друг друга. Только пятеро из них остались в живых, и они были предками фиванцев. Действиями Кадма руководила богиня Афина, а Зевс дал ему в супруги Гармонию (Согласие); на свадьбе его присутствовали все олимпийские боги. В виде свадебного подарка Кадм преподнес Гармонии одежду и ожерелье, с которым связана погибель его рода. Дети их были: Автония, Оно, Семела, Агава, Полидор и Иллирии. По преданию, Кадм научил греков письму, составив алфавит из 16 букв.(Источник: “Краткий словарь мифологии и древностей”. М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894).
4 http://www.iatp.am/vahanyan/articles/znanie-part1-2017.pdf
5 http://www.iatp.am/vahanyan/articles/vahanyan-expression16.pdf
6 Имя Скандинавия включает корни Скан+ди+нав. Все они древнеармянского происхождения: Скан от “(H)ска” – великан, ди – богиня или бог, нав – судно, корабль. Буквальный перевод Скандинавия – это огромное судно. И действительно, первооткрыватели полуострова (острова) ассоциировали его с огромным кораблем.
7 http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/395673, http://godsbay.ru/vikings/frigg.html, http://myfhology.info/gods/skandi-navy/frig.html
8 Atargatis or Ataratheh; Aramaic: ‘Atar’atheh or Tar’atheh) was the chief goddess of northern Syria in Classical Anti-quity. Ctesias also used the name Derceto for her, and the Romans called her Dea Syriae (“Syrian goddess”). “Atargatis (Syrian deity) – Encyclopædia Britannica”. Britannica.com. 2013-08-13. Retrieved 2014-08-11. M. Rostovtseff, “Hadad and Atargatis at Palmyra”, American Journal of Archeology 37 (January 1933), pp 58-63. Strabo 16.785; Pliny, Natural History 5.81. “Hierapolis, at”. Britannica.com. 2013-10-06. Retrieved 2014-08-11. “Atargatis, the Phoenician Great Goddess-Dea Syria Derketo Derceto mermaid goddess fish goddess water goddess canaanite goddess syrian goddess”. Thaliatook.com. Retrieved 2014-08-11. Walter Bauer; Robert A. Kraft; Gerhard Krodel (1996). Orthodoxy and heresy in earliest Christianity. Sigler Press. p. 5. Retrieved 17 June 2012.
9 Лукиан упоминает ее как мать Семирамиды, её изображение в Гелиополе в виде рыбы.
10 Ср. с имплементацией имен бога “аствац” и богини “Астхик” в концепт Зороастра (авест. vahvī- daēnā- māz-dayasna – “Благая вера почитания Мудрого”, перс. – behdin, “Благая вера”) – одна из древнейших религий, беру-щая начало в откровении пророка Спитамы Заратустры, “Зартошт”; древнегреческая – Ζωροάστρης, “Зороа́ст-рэс”), полученном им от бога – Ахура Мазды (Арам Астваца). В основе учения Заратустры – свободный нравст-венный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний.
11 Առվի 1. Ручей. 2. Канава. 3. Небольшой оросительный канал, арык. Առու թռչել прелюбодействовать (преи-
мущественно о женщине). Առու հանել՝ գցել՝ անցկացնել рыть канаву. Առուն թռչել, դենը կանգնել отрекаться, начисто отрицать. На англ. brook, http://bararanonline.com/%D5%A1%D5%BC%D5%B8%D6%82
12 Известна столица Багаван в истории Армении. У армян распространено также имя Баграт. Багратиды стали в средневековой Армении династией венценалагателей.
13 Диц – название богов у древних армян; дицуи – название богинь.
14 (H)Айастан – имя, данное стране ее коренным системообразующим народом – армянами. Переименование ее греками (обратите внимание – не армянами) в Армению свидетельствует, что последние желали показать, продемонстрировать парадигму греческой гегемонизации и доминирования в политике и в культуре. Переименование страны свидетельствует о потере ею статуса мировой державы. Она в последующем стала ареной борьбы между державами греков и персов, и, в конце концов, была разделена ими на зоны влияния. Армянскую культуру, как и язык, стали одновременно рассматривать как в определенной мере производную от греческой или персидской культур и языков.
Pingback: Страна Аратта в шумерских источниках - Артак Мовсисян - Вне Строк