Опубликовано: 23 Апрель, 2018 в 0:02

Армянские наскальные рисунки и знаки культур Старой Европы

Армянские наскальные рисунки и знаки культурАнализ знаков этих культур в целом и каждой группы в отдельности показывает, что символы Старчево и Винча и символы, выявленные из армянских наскальных рисунков, идентичны. Причем уровень идентичности выше у более ранних символов.

Полная (100%) идентичность наблюдается у 28 символов Винча раннего периода, 90% — у 37 общих символов и около 80% — у других 142 символов. В результате исследования 142 знаков авторы пришли к выводу, что знаки Винча восходят к культуре символов армянского наскального искусства – прототипов рисунчатого письма.

Это убедительно свидетельствует о существовании древнейшей сети межкультурной коммуникации Старой Европы (представленной в культурах Старчево и Винча, 6-5 тыс. до н.э.) и Араратских гор (представленной в культуре предков асов и ванов, 7-6 тыс. до н.э.).

Дерево жизни и дерево познания добра и зла

В различных мифологиях именно в момент отделения земли и неба рождается Мировое дерево (яйцо, гора, камень, лотос). Именно из него рождается человек (рис. 9а). В скандинавской мифологии Иггдрасиль (рис. 9б) – вечнозелёное древо жизни, пропитанное живительным священным мёдом – исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную. Оно является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг.

Рис. 9. (а) Армянский наскальный рисунок Мирового Древа, (б) Иггдрасиль

В армянской традиции Kenats Car – Древо Жизни является распространенным религиозным символом, который помещался на стенах крепостей и броне воинов. Ветви дерева были равномерно распределены справа и слева от главного ствола; на каждой ветви рос один лист, и один лист — на самой вершине дерева. По обе стороны от дерева изображались крылатые ангелы, каждый протягивал одну руку к дереву, как будто они заботятся о нём (рис. 10).

Рис. 10. Изображение древа жизни на шлеме, Урарту (Арарат), изображения древа жизни на хачкарах, армянская миниатюра с изображением древа жизни.

Согласно Библии, Дерево жизни находилось в райском саду, на месте первоначального обитания людей. Сад орошали четыре реки. Это описание напоминает натурфилософский мотив о четырех элементах, описанный в «Песне о рождении Ваагна», где в результате взаимодействия четырех стихий/элементов (воздуха, воды, огня и земли) появляется на свет первочеловек, который спасает мир, побеждает дракона и освобождает воды.

Церковь Хусабю – первая соборная церковь средневековой Швеции, где в XI веке крестился первый шведский конунг, принявший христианство. Мотивы изображения древа жизни на стеле в церкви (рис. 11б) напоминают древнеармянские мотивы. Подобные изображения стилизованного древа жизни и драконов можно увидеть в Эчмиадзинском кафедральном соборе (IV век) – главном храме Армянской апостольской церкви (рис. 11а).

Прототипы основных изобразительных мотивов дерева познания добра и зла, а также дерева жизни выявлены в армянских наскальных рисунках. Эта традиция использовалась в культуре Хетии (рис 11в). На изображении вишапакара у храма Улгури (рис. 4) в центре расположен ствол древа — стилизованный крылатый восьмиконечный крест с плодами. Дерево произрастает с вершины ступенчатой горы (дома, глхатуна).

На стволе – два скрещенных крыла креста (символ четырех элементов, четырех сторон света) с плодами. На голове быка (вишапа -рогатого дракона) – круг (диск) в виде венка. Внутри венка врезан равноконечный крылатый крест. Данная сюжетная композиция является художественным отражением модели универсальной концепции мира, описанной в «Песне о рождении Ваагна».

Уникальный крест-камень из Юго-Восточной Анатолии обнаружен в окрестности Вана (рис. 4). В нем видны элементы мотивов, изображенных на вишапакаре из Ехегнадзора. Мотивы кресткамня и стела из Талина (рис. 4) повторяют идеи крест-камня и вишапакара. Трансформируются лишь изобразительные элементы, их формы и пропорции.

Рис. 11. (а) Стилизированное древо жизни и драконы, Эчмиадзин, (б) изображение древа жизни на стеле, церковь в Хусабю XI век, Швеция, (в) два козла у древа жизни, Хеттия.

Восьмиконечный крест на ступенчатой горе на кресткамне из Гегарда (рис. 10) схож с восьмиконечным крестом на вишапакаре (рис. 4). В его центре находятся скрещенные крылья креста, которые цветут, плодородят. Крест находится в специальной рамке (картуше), где верхняя выпуклая часть символизирует небесный свод. Схема орнаментальной композиции: голгофа — колонна — крест в круглой раме получает широкое распространение в армянском декоративно-прикладном искусстве, в искусстве рукописной миниатюры (рис.12).

В “Саге об инглингах” [3] имеется информация о складном корабле Одина. В скандинавской мифологии лучший корабль асов номинально принадлежал богу Фрейру. Скидбладнир “плавал как по морю, так и по суше”. Он мог вместить всё воинство Асгарда. Корабль был изготовлен из множества маленьких частей и столь искусно, что его можно было сложить, как ткань, и засунуть в мешок.

Согласно данным Геродота (5 век до н.э.), «Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Самые большие вмещают до 5000 талантов груза. На каждом судне находится живой осел, и на больших — несколько.

По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и [плетеный] остов судна, и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые суда таким же способом. Таковы у них [речные] суда».

Рис. 12. Изображения мирового дерева, рукописи, Армения, 1668-1673

Отрывок из статьи: ВЛИЯНИЕ ДРЕВНЕАРМЯНСКИХ ТРАДИЦИЙ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА КОГНИТИВНОЕ ЯДРО СКАНДИНАВСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Посвящается родоначальникам скандинавских конунгов Профессор Ваганян Г.А., кандидат искусствоведения Ваганян В.Г., аспирант Багдасарян В.Ф.


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


Один комментарий

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.