Олькотт У.Т., один из крупнейших знатоков астрономии, пишет: “Данные астрономии согласуются с историческими и археологическими исследованиями в том отношении, что лица, придумавшие древние фигуры созвездий, жили, вероятно, в долине Евфрата, а также в области около горы Арарата” (Олькотт Т.).
Олькотт подчеркивает, что «установление знаков зодиака относят к 3000 г. до р. Х.» и упоминает знаменитого Маундера, определившего конечное время обозначения созвездий.
«Маундер думает, – пишет Олькотт, – что люди, разделившие небо на созвездия, жили, по всей вероятности, между 36 и 42 северной широты, так что родиной обозначения созвездий не мог быть ни Египет, ни Вавилон”. Далее Олькотт пишет: «…мы можем утверждать, что родиной звездных фигур может быть Малая Азия и Армения, т. е. область, ограниченная Черным, Средиземным, Каспийским и Эгейским морями».
Олькотт утверждает о том, что «египтяне, на древних памятниках которых были найдены двенадцать знаков зодиака, признавали, что они почерпнули свои сведения о звездах от халдеев и они, в свою очередь, были учителями греков во времена Талеса и Пифагора».
Еще в V в. в армянском переводе Библии вместо названия Орион используется слово Айк. Это не значит, что «созвездие Ориона переведено как Айк» (Абегян М.), и не значит, что «могучий богатырь Айк своими основными чертами был похож на Ориона». То созвездие, которое греки назвали Орионом, издавна уже носило имя Айка, оставаясь верными своим принципам давать чужим богам греческие имена, армянское созвездие Ваагна греки также переименовали в Геркулеса (Мириджанян Л.).
Три яркие звезды на одной линии» называются Шампуры Айка, Пояс Ориона, или Три Царя. Шампур, шампрак или шапрак на древнем армянском языке означает также «венок». Эта важная этимология слова помогает выяснить взаимоотношения Айка – Ориона. Шампурк – это народное название, исконное – Шапрак Айка, или Венок Айка.
Одно и то же созвездие у армян называлось Айк, у греков – Орион. Три звезды этого созвездия армяне называли Венком Айка, а греки Поясом Ориона. Л. Мириджанян отмечает, что именно греки уподобили свое название армянскому, первоначально все созвездие они назвали Ореол (светлый венец, венок) подобно названию Венок Айка.
Впоследствии греки переименовали его в созвездие Ориона. В этом контексте становится ясным древняя армянская традиция изображать на вишапакарах на небесах, в частности, над головой дракона венок с крестом. Эта традиция заимствована христианами (см. венок с крестом на вишапакаре и на диске солнца с крестом).
Открытия, сделанные Олькоттом и Маундером, а также заключения Туманяна Б. и Мнацаканяна А., основанные на сюжетных изображениях пояса-календаря бронзового века, найденного в 1946 году в селе Санаин, целиком совпадают с выводами, сделанными авторами по результатам сравнительного анализа наскальных изображений.
Они подтверждают предположения Л. Мириджаняна. Если обозначение знаков зодиака наукой относится к 3000 году до н. э. (Олькотт) и начальным периодом завершения наименований созвездий можно считать 2800 год до н.э. (Маундер), то приблизительно к этим временам относится обозначение созвездия Стрельца, которому дали название Айк. В этом случае опять-таки напрашивается вывод, что Айк завоевал звездный небосклон не позднее середины III тысячелетия до н. э., что тоже совпадает во времени с знаменитой Вавилонской башней (Мириджанян Л.).
Современное компьютерное моделирование позволяет реконструировать весеннее звездное небо в Араратских горах 3-го тысячелетия до н.э. и обнаружить весьма примечательный факт: жители Древней Армении и Древнего Египта могли каждую весну наблюдать поражающую воображение звездную мистерию.
Суть ее заключалась в том, что в период, непосредственно следующий за весенним равноденствием, солнце, перемещаясь по эклиптике, приближалось к созвездию Айка – Ориона, отождествляемому с одним из главных древнеегипетских богов Осирисом (аналогом армянского Арамазда, Ваэ – отца Ваагна, который в свою очередь, является прототипом египетского Гора).
Реально это означало как бы пропадание Ориона в лучах заходящего солнца и исчезновение его с ночного небосвода. И в то время, когда Орион окончательно исчезал на западе, на южном горизонте вечернего неба водружался окруженный сиянием звезд Млечного пути грандиозный Южный крест.
Величие этому зрелищу придавал как бы лежащий на горизонте Млечный путь, служащий своего рода подножием слегка возвышающегося над ним Южного креста, расположенного относительно низко над горизонтом и оттого кажущегося еще более величественным (вспомним огромное заходящее солнце или полную Луну у горизонта).
Причем именно в этот период положение Южного креста являлось наиболее правильным, т.е. в период кульминации (наибольшего видимого возвышения на небосклоне) он занимал строго вертикальное положение. Это грандиозное зрелище было как бы космическим залогом того, что “умерший” Айк – Орион/Осирис воскреснет и вернется, что через некоторое время и воплощалось в первом появлении звезд Айка – Ориона на востоке в лучах восходящего солнца.
Эта звездная мистерия повторялась каждую весну почти до начала нашей эры. Но с каждым годом вследствие прецессии Южный крест оказывался все ниже и ниже, пока, наконец, полностью не ушел за горизонт.
Отрывок из статьи: Ваагн (от Вана и Ваэ) – архетип образа Яхве (о божестве вулканической активности) Проф. Ваганян Г., Ваганян В., член Союза дизайнеров Армении и Центра исследования доисторического искусства, Валькамоника, Италия