Опубликовано: 3 Февраль, 2018 в 0:04

На гору Арарат и на Синай

На гору Арарат и на Синай“На гору Арарат и затем на гору Синай нисходит божество, дабы воплотиться с той поры в человеке, своем образе, согласно естественному процессу, чрез чрево матери, символом которой является в Книге Бытия ковчег, гора (Синай) и т. д.” – трактует в связи с символикой богов-созидателей Е.П. Блаватская. Также и среди шараканов находим: “Ныне да очистимся… чтобы взойти на мысленную гору к Богу” (169, с. 109).

Напомним о глубочайших языческих корнях сакральной семантики горы. О почитании гор и горных перевалов язычниками-армянами писала К.Х. Кушнарева и Н.О. Эмин: “Армяне времен языческих учили, что жилищами духов служили вообще горы, между которыми первое место занимал Арарат”.

В хеттско-хурритской мифологии встречаются мотивы рожающей горы (Вашитта, гора-роженица) и горы как мужского начала (“Богиня Иштар и гора Пишайшас”). Сохранился текст заклинания горы сер. 2 тыс. до Р. Х. Образ мировой горы в виде треугольника вершиной вверх А.Р. Демирханян считает эквивалентом женской фигуры:

“В основу ее создания заложена формула, отражающая первобытные представления о вертикальном динамическом процессе (снизу вверх), исходящем из лона женского божества и ассоциировавшемся с движущимся вверх огнем, ростом растения (фаллоса), рождением ребенка мужского пола и т. п., которую можно считать одной из основных идеологических универсалий в культуре первобытного мира”.

На кладбище в Ардви находится хачкар с голгофой в виде дома с двускатной крышей и аркой центрального входа. Абрис этого дома или храма вызывает еще одну аналогию – со знаком “церковь” иероглифического письма “ншанагирк”, которое использовалось в Армении до 4 в.

Б.А. Рыбаков, рассматривая средневековые комментарии к Библии, предполагает, что трехчленное деление мира на два неба и землю в книгах Ветхого Завета имеет своими истоками космологию гимнов “Ригведы”, записанных во 2 тыс. до Р. Х. В “Ригведе” вертикальный разрез мира выглядит следующим образом: 1) “свах” – верхнее небо с запасами воды; 2) “бхувах” – воздушное пространство со звездами, солнцем и луной; 3) “бхух” – земля, почва. Показательно сравнение с этой схемой стихотворного гимна, посвященного небу и написанного армянским католикосом Нерсесом Шнорали от лица самого неба: Отделены, как заметил еще Моисей, Верхние воды от нижних стихией моей.

В таблице 5 приведены артефакты, которые свидетельствуют о ранних традициях использования, развития и возрождения мотивов драконов и змей, вишапов в средневековом армянском искусстве, в архитектуре, в церковном искусстве, в декоративно-прикладном искусстве, в рельефной орнаментике, в ковроделии.

Таблица Изображения драконов и змей в армянском средневековом искусстве

 

Два дракона на притолоке входа  крепости, 7в. у деревни Ариндж

AVAG MONASTERY [ERZNKA] CALLIGRAPHY BY VARDAN KARNEC‛I
MANUSCRIPT
Стела Харабаванка.
Святой опирает голову змеи и ящера. V-VIвв., Ереван
Церковь, Ахтамар, озеро Ван  Церковь, Ахтамар, озеро Ван Змея и древо жизни, Ахтамар, озеро Ван
Эчмиадзин, 303г. Эчмиадзин, 303г.  Эчмиадзин, 303г.
 Вишапы – змеи. Монастырь Татев 9в.  Ваагн и Дерево жизни, церковь, Карс   Ваагн и змеи, церковь, Карс
Кресткамень с изображением змеи и птиц  Драконы, армянская Церковь Св. Степанос, Иран Могильная плита с изображением змеи, Ахпат
ARMENIAN DRAGON [VISHAP] — PHOENIX CARPET FROM XIV CENTURY  

Птица со змеей в клюве, керамика из Двина, 1100-1300гг., 28 см., Гос. музей Армении

 Античный армянский карпет
Фрагмент лошади, попирающей дракона — с капители колонны из Двина. VIв. Ереван, ГИМА Рукописная миниатюра с изображением дракона  Рельефные изображения всадников, дерева жизни и дракона  Ани, цитадель
 Вишапагорг – ковер с изображением дракона, 19-ый век Посох с шестю драконами.
Св. Эчмиадзин, Армения
Фляжка с изображением св. Георгия Победителя и дракона 1701г., Эчмиадзин
Битва двух львов с драконами, Хоран, рукопись 378,  1212 г., Матенадаран Святой Георгий и дракон. Матенадаран, MS 6305, Рукопись, Сюник 15-ый век Фрагмент орнамента с мотивами львов с хвостами — головами драконов,  Нор Варагаванк 13-ый век
 Борьба всадника с драконом. Надгробный камень Мхитара Спарапета     Битва всадника с драконом. Дверь   из   монастыря  св. Апост. в Муше 1134 г.  Дерево. Ереван, ГИМА  Дракон, монастырь крепость   Хор Вирап 17-ый век
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Посох с драконами.

Св. Эчмиадзин, Армения

*Источник “Армянское орнаментальное искусство”. А. Кюркчян и Г. Качерян, Крафтологи, Ереван, 2010 Памятник Ваагну – драконоборцу, Ереван

Ваагн (от Вана и Ваэ) — архетип образа Яхве(о божестве вулканической активности) Проф. Ваганян Г., Ваганян В., член Союза дизайнеров Армении и Центра исследования доисторического искусства, Валькамоника, Италия 31.01.2011 © Vahanyan G., Vahanyan V., ArcaLer-HaykNet, Armenia

Ваагн (от Вана и Ваэ) — архетип образа Яхве (о божестве вулканической активности) Проф. Ваганян Г., Ваганян В., член Союза дизайнеров Армении и Центра исследования доисторического искусства, Валькамоника, Италия


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


2 комментария

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *