В 1959 г. мне пришлось поставить под сомнение концепцию государства “Урарту”. Конечно, это было большой дерзостью, потому что существование государства Урарту в IX-VI вв. до н.э. было хрестоматийной истиной, известной по десяткам источников – от школьного учебника до отчетов по раскопкам Кармир Блура и расшифровок клинописных текстов. И все же время показало, что урартская концепция была ошибкой.
Как могло случиться, что историческая наука, опирающаяся на такие, казалось бы, достоверные дисциплины, как археология и лингвистика, впала в потрясающее заблуждение, которое может претендовать на сомнительную честь называться заблуждением века? Как возникло это удивительное научное недоразумение, каким является “государство Урарту”?
Армянская историография располагает единственным свидетельством о древнейшей истории Армении, но это творение великого Мовсеса Хоренаци. Труд его представляет собой целый свод сведений об исторических событиях более чем двухтысячелетнего периода существования Армении, начиная с правления Хайкидской (Гайказуни) династии вплоть до времени жизни историка (V в.).
Считалось, что его перу принадлежит и столь же древняя “География” (“Ашхарацуйц”), пока исследования акад. С.Т.Еремяна не отнесли ее авторство известному географу и картографу Анании Ширакаци (VII в.).
Арарат в древности считался высочайшей вершиной мира (к нему, по преданию, пристал после потопа Ноев ковчег), поскольку его относительное превышение над долиной Аракса равно свыше 4,5 км; все остальные вершины находятся на высоком плато и поэтому кажутся ниже Арарата.
Основываясь на хеттских, ассиро-вавилонских, армянских и персидских клинописях, на “Истории Армении” Мовсеса Хоренаци и “Хронологической таблице” Микаэла Чамчяна, можно утверждать, что в Армении правили пять царских династий: Гайказуни, Арартуни, Аршакуни, Багратуни и Рубенян. Оговоримся, что в Армении в разное время существовали и отдельные самостоятельные царства, например, такие, как Васпураканское, Сюникское, Виркское (или Врастанское), Гугаркское и др.; но речь идет о всеармянских царях и их династиях.
Шумеркие источники позволяют говорить о существовании на территории Армении государства Аратта в V-IV тыс. до н.э., однако общепризнанной датой создания Армении в армянской историографии считается 2107 г. до н.э. Согласно “Хронологической таблице”Чамчяна, в этом году вождь армян Гайк разбил в сражении юго-восточнее озера Ван войска ассирийского царя Бэла, создал Армянское государство и положил своим правлением начало царской династии Гайказуни. (*Иногда ошибочно считают 2492 г. началом армянского летосчисления (победа Гайка над Бэлом и образования государства). Это число получается, если вычесть 428 г. – год падения в Армении династии Аршакуни – из 2 х 1460 г., где 1460 г. – это, как отмечалось, Армянский период).
С 1824 г. до н.э. Армения существует как историческое и политическое понятие в составе трех краев. В 524 г. до н.э. Тигран I Великий (Гайказуни) переселил иберов из Иберии (Испании) в Армению, поселив их на берегу Куры в области Гур (Гурия) вблизи современного г.Ланчхути. Царь Вахе Гайказуни погиб в сражении с Александром Македонским вместе со своим наследником, поэтому в 331 г. до н.э. кончается династия Гайказуни. В 321 г. до н.э. в пределах Великой Армении образуется провинция Атрпатакан (по-персидски – Адербайдаган, по-арабски – Азербайджан) – это нынешний Иранский Азербайджан – во главе с армянским князем Атрпатом, который, предав своего царя, сопровождал Александра Македонского в походе на Персию и Индию.
Далее следуют правители Армении из греков и армян, имевших отдаленное родство с династией Гайказуни. Я обращаю внимание читателя на то, что насчитывается шестьдесят шесть(!) царей и правителей Армении, которые господствовали в Армении с 2107 по 149 гг. до н.э. – ровно 1958 лет! Ниже мы увидим, как и почему историки ХХ в. выбросили из истории 66 царей и правителей, перечеркнув 1958 лет и объявив династию царей Гайказуни вымышленной. Давно пора восстановить истину в отношении истории Мовсеса Хоренаци о древнейшей Армении. Оказолось, что помимо династии Гайказуни, в истории Армении была царская династия Арартуни, параллельно просуществовавшая с 860 по 635 г. до н.э. Именно в этой династии и встречается корень “рус” в именах царей и наименованиях столиц (Русаин, или Русин). Царь Аргист I (“арчи” – “солнце”; “ст” – именной суффикс, подобно суффиксу в армянском имени Галуст) основал в 782 г. до н.э. город Еревуни (нынешний Ереван), последним царем из династии Арартуни был царь Руса IV. На этом обрываются армянские клинописные данные.
С 149 г. до н.э. в Армении воцаряется династия Аршакуни.
Царь Абгар принял христианство и первый раз ввел христианство в Армении в 33 г. – в год распятия Иисуса Христа. Крестили Армению ученики Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей (Тадевос и Бартугемеос). Первые христианские храмы были основаны в 33 г. в Нахичеване и Эчмиадзине. Сыновья Абгара Ананун и Санатрук отреклись от христианства и вновь восстановили, спустя два года, язычество – огнепоклонство.
Сурен Айвазян: “История России. Армянский след.”, М., Крон-пресс, 1997