Опубликовано: 18 Октябрь, 2017 в 16:10

Вишапасар — Священная гора нахичеванцев

Вишапасар - Священная гора нахичеванцевКогда я был совсем мал, младшая из моих теток усаживала меня на нашем балконе в перевернутый стульчик и занимала игрушками. Не обращая особого внимания на красочные игрушки, я протягивал руку к висящему над горизонтом синему-пресинему чудесному «воздушному шару»…

«Игрушкой» моей мечты был Вишапасар — священная гора нахичеванцев, бесподобная арка которой четко вырисовывалась в любом конце края и которая сегодня стала символом неизбывной тоски живущих на чужбине армян Нахичевана.

Эта гора расположена между двумя провинциями — Ернджак Сюникского ашхара и Гохтн Васпураканского ашхара исторической Армении, у юго-западного подножия горной цепи Зангезура на водоразделе рек Гилан и Ернджак, в 20 км к востоку от города Нахичевана, на высоте 2412 метров над уровнем моря.

Вид стройной колонны, возникающей сразу с плоскогорья, придает ей своеобразное величие и красоту, благодаря которым она властвует над округой. Вершина двуглава, скалиста и почти лишена растительности, местами увита кустами можжевельника, склоны изборождены резко очерченными ущельями и оврагами.

Французский путешественник Жан Батист Тавернье сравнил эту изумительную гору с французским Тенерифом, а католический священник Августин Бадженц — с испанским Монсерратом. В армянских первоисточниках она упоминалась под названиями Вишапасар, Оцасар, Ажданакан, Болу, Жених и Невеста, персы называли ее Кухэ Даак, Кухэ Заак, арабы — Аджданакан, туркотатары — Иланлу, Иландаг, Пландаг…

Образ этой горы сопровождал меня в детские и юношеские годы, он запечатлелся в моей младенческой душе как первое изумительное чувство красоты природы, восхищавшей меня своим великолепием и загадочностью с крыши церкви Святого Григора моего родного Азнаберда…

…И вот — видение видений… И я вспоминаю одну из слышанных об этой горе легенд, которую годы назад переложил на стихи.

В стародавние, древние времена, Когда всесокрушающий погибельный потоп Залил, покрыл весь Божий мир, Когда Всевышний излил потоп Глухой и страшной ярости своей На грешную голову Жалкого человечества, Когда по воле Бога Плыл Ной праотец На громадном ковчеге к Вершине спасенья, Новым грохотом в полночь Корабль был пронизан; Вздрогнул, ударившись О скалистую горную вершину, ковчег.

И Наапет, очнувшись ото сна,
В ярости проклял
Вершину зловещую,
Что крушила ковчег, который нес семена
Спасения жаждавшей жизни;
«Проклята будь, — сказал он, — пусть змеи живут
На безводных, бесплодных голых утесах твоих».
И от страшного проклятья разверзлась гора,
Стала вишапом с пастью открытой…

… Много, много лет прошло с той поры,
На небесно-бирюзовых подступах страны Гохтан
Стоит гора — как громадный вишап,
Гора Оцасар —
Онa в древних веках
Называлaсь Вишапасар и Ажданакан;
На склонах ее весна расстилает зеленый бархатный ковер,
А на остроконечных утесах вершины нагой
В летний зной копошатся змеиные семьи,
Извиваются, ползают, мерцающей кожей сверкая,
Напоминая нам
О Ноевом проклятье далеком…

Вокруг Вишапасара (Горы Дракона) с самых дальних времен складывалось множество легенд и сказаний, которые, с некоторыми изменениями, переходили от поколения к поколению и дошли до наших дней. Часть легенд в своем «Авандапатуме» записал выдающийся фольклорист Арам Ганаланян, а часть помнят пожилые нахичеванцы.

В одной из легенд рассказывается, что на Масисе жил Царь змей — с украшенной каменьями короной на голове. Раз в семь лет все змеи в округе приползали его проведать. Однажды Царь змей отправился на прогулку в своей огненной карете. По дороге карета налетела на какую-то гору и разделила вершину на две части.

С этого дня гора, которая напоминает голову змеи с раскрытой пастью, называется Оцасар (Змеиная гора). Согласно третьей легенде, на Оцасаре жили семь змей-братьев, которые такой крепкой любовью были связаны друг с другом, что если бы шестерых убили, седьмой преследовал бы убийцу и непременно отомстил за братьев.

Здесь жил также Царь змей со своими двумя братьями. Каждый день, когда солнце лило с неба огонь, он собирал своих подданных, они спускались к ручью, где пили воду и снова возвращались на склоны горы.

Одна из романтических легенд — об Оцасаре. Влюбленная пара, которая никак не могла соединиться, решила убежать в горы. Но когда преследующие родные догнали их, Бог превратил их в камень, и поэтому гора называется Жених и Невеста.

Еще одна легенда рассказывает, что Александр Македонский в одном из своих походов поместил женскую половину своего шатра на этой горе и поставил змей сторожить его. С этого дня на горе появилось множество змей.

Согласно другой легенде, на горе когда-то погибли десять тысяч храбрецов из Араратской страны, память о которых традиционно увековечивается ежегодной литургией и ритуальными обрядами.

А седьмая по числу, но далеко не последняя легенда гласит, что на Вишапасаре погребены мощи святых дев и в память о них построена часовня Кусанац (Девичья).

….Неповторимая картина раскрывается перед глазами: впереди на абрикосово-малиновом закате в разостланном прямо передо мной небесно-бирюзовом море высится мой Вишапасар — нависшей над всем горным краем Вайоц Дзора, Зангезура и Нахичевана…

С несказанной тоской скользит мой взгляд от его величавой вершины к протянувшемуся вдоль плоскогорья подножию, где пытаюсь различить следы бывших здесь когда-то армянских деревень — Норашена, Крна, Порадашта, Хошкашена, Кзнута — родины Гарегина Нжде, Абракуниса, Апараннера — по заверению историка Аргама Айвазяна, родных сел родителей Тиграна Петросяна…

Худенький солдат, родом из Аштарака, протягивает мне бинокль, но я предпочитаю наслаждаться реальной картиной, поглощать взглядом и запоминать, прятать все в самых заветных уголках памяти…

«Величием Бога Халди Ишпуине сын Сардура говорит: Минуа сын Ишпуине завоевал страну города Арцине, завоевал страну города Арцикуме, завоевал страну города Иш…, завоевал страну города Аяниане, людей убил, изгнал. По возвращении поставил памятник Халди на горе Булуа.

Установил порядок: пусть Халди пожертвуют одного тельца — на горе Булуа». Эту пятистрочную лапидарную надпись Араратского царства (Урарту) обнаружил 11 августа 1989 года на западном склоне Оцасара (вероятно, на месте этого памятника в дальнейшем была основана часовня Кусанац) московский археолог Валерий Игумнов, когда уже полностью был опустошен Нахичеван и начался осуществляемый Азербайджаном на государственном уровне новый, более разнузданный этап уничтожения памятников армянской культуры…

… Дядя отвозит меня из летнего шалаша в горах в деревню. Конец августа, через несколько дней я пойду в школу. Мы скачем на нашем красном скакуне, и я двумя руками крепко вцепился в дядин кожаный пояс.

Вместе с то ускоряющейся, то замедляющейся рысью коня горы словно движутся вверх и вниз, вперед и назад, кружатся в хороводе. . Горы наши пестрые — черные и белые, розовые и абрикосовые, даже фиолетовые и сиреневые…

Разноцветный их хоровод прерывается мирным и спокойным видом ослепительно белой громадной горы — Анапата, потом — панорамой абрикосово-розовых утесов, которые, согласно легенде, не что иное, как окаменевшая века назад свадьба.

Отсюда уже видна наша деревня, тянущиеся по трем ее оврагам зеленые сады, дома с белыми кровлями, серовато-сизый дым, поднимающийся из тониров, где печется хлеб, и… самая чудесная игрушка моего детства, висящая на горизонте…

В тот день — накануне первого школьного дня я окончательно убедился, что Оцасар — гора, что горы, как и моря, озера и реки, издали кажутся синими и голубыми… И дядя показал мне тянущийся вдали блестящей синей лентой Аракс, горы Парспатуняц, которые были точно такого же цвета, как Оцасар… А позднее, годы спустя, я понял, что Вишапасар — моя гора, моя вечная гора, тысячелетний дух и символ моего рода, тайнопись его выживания и всемогущий ключ к его возрождению…

Артак ВАРДАНЯН  Перевод с армянского Анаит Хармандарян


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

3 комментария

  1. ОЧЕРЕДНЫЕ ВЫДУМКИ АРМЯНОВ

    В последние время на интернете в разных сайтах часто встречаем необоснованными историческими фактами рассказы и выдумки армянов –фригийцев. Они почти все территории нынешних и оккупированных территорий (Иреванского ханства; Кырхбулаг, Зенгивасар, Карнибасар, Веди, Дерекенд, Талин, Сардарабат, Саатлы, Аксаклы, Карбибисар, Абаран, Даралаяз, Деречичек, Гёйче- всего 522 деревни) считают «армянской территорией», несмотря сотни архивные материалы подтверждают, что они переселенцы на земли Малой и Передней Азии из Балканах (Всемирная история. Т. I, Москва: Госиздат, 1956, с. 383,402, 508-512; Марков Ф.Г. Экономический быт государственных крестьян Ереванского уезда Ереванской губернии // МИЭбГКЗК. Т. III, Тифлис, 1886, с. 132-146.; ЦГВИА, ф.38, спис.30-286, сб. 286-839, дело 98 а, лист № 7, 49 лст.; Шопен И. Состояние армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. СПб., 1852 с. 535 ). Мы можем показать сотни исторические факты. Одновременно всему миру известно, что после оккупации территории Азербайджана царской России фригийцы-армяне с помощью России из разных стран были переселены на этой территории.
    Недавно из сайта Vstrokax.net читаем, что они и гора Иландаг, Алинджа, села Абракунис, Кирна, Парадаш, Хошкешин, Гюзнут, Норашен считают армянскими селами. Не зная истории, не обращая к античным источникам, упоминаниям античных авторов они почти все древние жилищи мира считают древнеармянскими, не указывая ни одного источника. Ил+ан даг на тюркском языке «Даг родина Ану» связан с тюркским мифическим богиням Ан, Ану, которые начиная с шумера как богиня неба и сегодня в мифе алтайцев, казак, узбек, туркмен и якутов, абхазов, и др. тюрков. И сегодня у всех тюрков слово АНА (мать)- «Маленький творец человека» (Крамер С.Н. История начинается в Шумере. Москва:Наука (ГРВЛ), 1965, с.73, 115, 120; Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. I, Москва: Советская энциклопедия. 1987, с.75).
    Здесь сочинена рассказы о селах Абракунис, Хошкешин, Гюзнут и Кирна. Абракуниса связанный с племенем Ас, сегодняшний народ Асер-Азер, и здесь Абра-«сльный», кын-«крепость» выясняет название село «Сльный крепость асов» а Хошкешина и Гюзнута обо связанные с касситскими племенами и в древних архивных материалах 1590 года как Кош+кас+ин- «место касситов» и Каснат –«родина касов» (Дрвнетюркский словрь. Ленинград: Наука, 1969, 676 с.; Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков.Т. I, Москва:Наука,1974, 777 с.; Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. Т. II, Москва: Наука, 1978, 349 с.).
    Результаты археологии и источники об истории этих древен относятся к IV-III тысячелетиям до н.э. А тогда фригийцы-армяне ещё не были на исторической арене. Они только в начале I тысячелетия до н.э. попали в истории как этнические единицы переселившийся на территории Хеттов в провинции Хайас (Всемирная история. Т. I, Москва: Госиздат, 1956, с. 383,402, 508-512). Потом они из этой земли изгнаны из-за поведении и переселились на плато Арман как хайас. Спустя время они из разных стран мира (из Ливии, Турции, Ирана и т.д.) как выше сказали, опираясь царской России, в начале XIX века переселились на территории Азербайджана.
    Вообще нынешние армяне на Кавказе, в том числе и в Западном Азербайджане (в нынешней Армянской Республике) не являются автохтонными населениями. Научные результаты источников и историков античности подтверждают эту концепцию тысячами обоснованными фактами. Об этом писали и сами армянские авторы. Ещё в 1913 году армянский ученый Б. Ишханян по этому поводу пишет: «Настоящая родина армян, древняя история Великой Армении в Малой Азии, кстати, на окраине России. И армяне переселились в разные регионы Кавказа только в последних столетиях» (Ишханян Б. Народности Кавказа. //Статическо-экономическое исследование. Вып. № 5, Петроград, 1916, c. 44, 73-81.). Об этом сообщает и книга «Народы Кавказа». Там мы встречаемся с таким сведением «Предки армян арийцы во II половине I тысячелетия до н.э. из Фракии переселились в Малой Азии» (Народы Кавказа. Т. II, Москва: Издательство Академии наук СССР, 1962, 703 с., т. II, с. 443). Конечно, и это сообщение полно откровенной ложи и армянских выдуманных намерений. Нашим историкам непременно надо исследовать эти факты, основываясь на непереведенные источники. Конечно, затея армян о мифах вокруг своей истории уже осталось в прошлом. Кажется, усвоена одна история, точнее, кончилась одна эпоха, т.е. эпоха Манандянов, Капанцянов, Тер-Гевондянов, Еремянов, Арутюнянов и т.д. Они считали себя приезжими, переселенцами из Фракии на выше указанных периодах. А теперь по рассуждениям новых поколений можно идти вперёд претендовать на новую, более древнюю историю. Поэтому и книга «Народы Кавказа» под диктовкой армянских ученых свои переселения передвинула к Ы тысячелетию до н.э. не указывая точную дату. Надо сказать, что, они всегда выдвинули необоснованную концепцию о «своей древности». Эта концепция испытанный ход армян о своем выдуманном плане. Это похоже их изгнании от Второй международной конференции ICON II, посвященная восточной нумизматике. Акопян и Петров планировались рассказать о монетах так называемой «Восточной Армении», т.е. исторических территорий Азербайджана-Нахчыван, Гянджи, Карабах и Еревани в Санкт-Петербурге. Азербайджанским ученым удалось предотвратить армянскую провокацию, и они были изъяты из программы конференции. В настоящее время газеты и журналы не теряв свои рейтинги не печатают информации армян. Они все свои выдумки ставят в разных свободных сайтах.
    Можем известить читателей о судьбе храмы Тенгри которые, разрушили армяне ещё при советской России. В селах Парадаш, Норашен-Гёйдере и Абрекунис были храмы Тенгри с кыпчакскими крестами. Во главе с Давидян Сергеем (свидетельствуют все пожилые старики этих сел) армяне хотели изменить их с армянскими крестами. Когда люди противостояли с ними они по разрешением советских руководителей, разрушили эти храмы. А «виноватым были Азербайджанцы».
    Потом о словах Кирна и Гюзнут. Обо слова связанные с касситскими прототюрками от имени тенгри Киур-«Бог молнии» у касситских прототюрков, которые были автохтонными населениями этих земли (Элфорд, А. Ф. Боги нового тысячелетия (Текст) / Пер. с англ. Ю. Лисовского. Москва: Вече, 1998, 528 с. ) и слово обозначает Место отданным Киуром. Это село один из мест больше гром и молнии на территории Нахчывана.
    Есть и признания самих армянских ученых. Гекам Керовпян о своих происхождениях пишет: «Начиная с XIX века и до сего дня, все индоевропейские исследователи (а родиной индоевропейского народа была Средняя Азия или страна Памир, Ф.Р.) подтверждают, что по происхождению индоевропейские кочевники, армяне, прибывая на эту землю, смешались с местными народами» (. Гекам Керовпян. Мифическая история Армян (на тюркском языке).Стамбул: Арас Йайым, 2000, 109 с., с. 69-88).
    А мы, опираясь на М.Хоренли, в некоторых ответах писали, что армянский язык не арманский!
    Абекян Манук, в свою очередь, с большим сожалением пишет о своих предках: «Кто по происхождению армяне, как и когда, откуда и каким путем они пришли сюда, до армян кем они были, с кем и какие были их связи, кто и как влиял на их языки и предков? К сожалению, нет в наших руках истинных и четких доказательств, подтверждающих все это» (Абекян Манук. История древнеармянской литературы. Том 1. Ереван: Изд. АН
    Армянской ССР, 1948, 524 с., с. 11).
    Грузинский историк Д.Л.Мусхелишвили опираясь на архивные материалы и исторические факы пишет: «…В конце 20 годов ХЫХ века из каждых уголков мира 40000, а из Турции 90000 армян переселилось на Азербайджанскую землю» (Мусхелишвили Д.Л. Из исторической географии Восточной Грузии. Тбилиси: Мацниереба, 1982, 101 с., с. 227). Все это ещё раз подтверждает, что армян-фригийцы не аборигенные населения на территории Малой и Передней Азии.
    Исследуя происхождение армян, знатный ученый Америки Самюел А. Уимз об армянах и об их историях поставив окончательную точку, писал следующие: «В течение тысячелетий армяне никогда не имели свою землю. А теперь они из мусорных ящиков истории даром претендуют на национальную историческую землю» (363, т. I. с. 246).
    Армянский историк Р.Г.Хованесян, признавая выдумки армянских историков, писал: «В древних временах, кроме считанных годов земли из Киликии до Кавказа никогда не были армянскими землями» (Rixhard G.Hovannissian. The republik of Armenia. Los An-s, vol. 1997, p. 434., c. 332.)
    Можно привести сотни примеров. Как видно из вышесказанных и приведенных фактов, они любым способом воруют историю, культуры разных государств, чтобы создать облик «аборигенного древнего народа» в мировой истории.
    Фирудин Рзаев.
    Кандидат филологических наук, доцент,
    сотрудник Нахчыванской Отделении НАН Азербайджана.

    1. В миллион триста восемьсот семьдесят восьмой раз спрашиваю, если Нахиджеван азербайджанский, то какого х*я вы уничтожаете памятники древности, которые по сути должны доказывать вашу правоту. И научись наконец писать грамотно, кандидат с бантиками и без бантиков.

  2. Нахчыван – древняя и вечная земля Азербайджана, одна из колыбелей мировой цивилизации, тюрко-огузский край, который имеет древнюю историю, многовековые традиции национальной государственности, богатое культурное наследие и известен как один из центров ремесла, торговли, науки и культуры Востока.
    На территории Нахчывана выявленные памятники периодов палеолита и бронзы, тысячи наскальных графических изображений и знаков на Гемигая (кстати именно здесь найдены останки ковчега Ноя, по этому эти места называются Гемигая, геми –корабль, гая – скала), культура крашенной посуды различной формы, следы древней культуры градостроительства подтверждают принадлежность этого края к древним очагам ранней цивилизации. Во все исторические периоды Нахчыванский регион, как неразрывная часть Азербайджана, совместно прошел через тернистый путь и день за днем приближает свое светлое будущее. Изоляция Нахчывана от остальной территории Азербайджана в результате армянской агрессии, осуществляемая армянами и их покровителями, блокада автономной республики поставила регион в трудное положение. Но даже такие условия не сломили волю нахчыванцев, напротив, еще более закалили против невзгод.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *