Опубликовано: 21 февраля, 2020 в 21:25

Из истории армян Крыма — Отпрыск достойный армянского рода

Армянские поселения в Крыму появились в VII-VIII вв. н.э. Об этом периоде, вплоть до ХIII в., свидетельствуют сохранившиеся надгробия и эпиграфические надписи.

На Юго-Востоке крымского полуострова и поныне впечатляют остовы армянских сооружений ХIV-ХV вв., когда армянская колония переживала там период наивысшего расцвета, ибо сюда переселялись армяне из разных областей коренной и Киликийской Армении. Четыре армянские церкви — Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова, Св.Стефана и Св.Георгия — сохранились в армянской части Феодосии (Кафа).

Согласно источникам, к началу ХV в. в этом городе две трети населения составляли армяне, и там было 45 армянских церквей. В некоторых генуэзских источниках юго-восточное побережье Крыма именовалось Приморской Арменией. Здесь, в Феодосии, жил и творил знаменитый живописец-маринист, армянин по происхождению – Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян).

С конца ХIII в. близ города Старый Крым (Сурхат) стоит величественный монастырь Сурб Хач (Святой Крест). Ссылаясь на древние источники, армянский летописец ХVII в. в памятной записи отмечает: » Князья и знатные люди, начиная от Карасубазара (Белогорск) до Старого Крыма и Феодосии, горы и равнины заполнили церквами и монастырями. И построили мы сто тысяч домов и тысячу церквей».

Свидетельством неувядаемой славы целого тысячелетия являются армянские рукописи Крыма, из коих свыше 340 хранятся в фондах Матенадарана. Их создавали талантливые мастера армянского книжного искусства, о каждом из которых можно говорить словами панегирика, посвященного художнику Аветису, жившему и работавшему в Крыму в ХV веке:

Отпрыск, достойный армянского рода,
Точно ангел небесный…
Обладал он голосом сладкозвучным
И сведущ был в науках…
Умелый каллиграф и художник.

В середине ХIV в. в Крыму работал художник-миниатюрист Киракос, создавший миниатюры большого Лекционария, написанного в Сурхате (Старый Крым) в 1356 г. Одна из рукописей, иллюстрированных Киракосом, хранится в Конгрегации мхитаристов в Венеции.

В Крыму работал и прекрасный каллиграф Оксент, который написал и украсил микроскопическими узорами самую маленькую рукопись – календарь 1434 г. (3,4х4см), хранящийся в Матенадаране.

В 1368 г. каллиграф и миниатюрист Степанос, миниатюры которого отличаются мягкостью и утонченностью, работал над Библией (в Матенадаране она значится под номером 2705), начатой в Италии в конце ХIII в. Степанос дописал ее и снабдил новыми миниатюрами.

В третий раз эту рукопись обновил в Кафе (Феодосии) в ХVII в. Николайос Цахкарар, о таланте которого в памятной записи сказано: «…Даровано совершенное мастерство рук: он написал Святое Евангелие, украсил писанными золотом картинами, сложил, переплел, сделал оклад из серебра. И книгу, и оклад, и форму изображений все сам сделал по Богом внушенному ему высокому искусству…»

Заслуженной славо в Крыму пользовался род Натера. В одной рукописи 1781 г. сказано, что она написана «в стране Крым, которая является местом жительства старинного рода Натера, преуспевавшего в знаниях». Большую часть жизни Натер провел в крымском городе Сурхат (Старый Крым), где близ монастыря Сурб Хач написал большинство своих рукописей.

Прославившийся своей неутомимой деятельностью, Натер родом был из Каринской области. Он разделил судьбу армянских переселенцев в период татаро-монгольских нашествий. Во время трудного пути, сопровождаемого голодом и лишениями, Натер продолжал работу над рукописью, начатой в селении Кан неким Степаносом.

Рукопись была завершена Натером в области Тайк в селении Вардашен в 1341 г. по дороге в Крым. Многие погибали в пути. Натер потерял своего 20-летнего сына Ованеса – «искусного каллиграфа и музыканта». Четырех своих сыновей Натер обучил искусству каллиграфии. Все они поддерживали связи с родиной, откуда они эмигрировали в Крым. В 1357 г. младший сын Натера — Григор, преуспевавший в науках, уехал в Киликийскую Армению, где стал епископом Хахтской области.

В этой поездке его сопровождал брат Аветис, который нашел там рукопись, содержащую труд Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», о чем и написал: «Так как не нашлось образца для рукописи ни в городе, ни в монастырях, а желание написать такую книгу мучило меня…то довелось мне поехать в страну армянскую, в царский город Сис, не только ради книги, но и ради младшего брата моего, Григора, получившего там сан епископа Хахтской области.» Степанос, как и его брат Аветис, был писцом, миниатюристом и переплетчиком. Искусство каллиграфии и миниатюры усвоили и два внука Натера. Позднее в Киликийскую Армению переехал и Натер с женой, продолжая переписывать рукописи, две из которых сохранились. Там и завершился земной путь прославленного писца и педагога.

С захватом власти в Крыму татаро-турецкими ордами начался спад в жизни армянской общины. Он сопровождался мученичеством подвижников. 15 мая 1567 г. в Кафе был предан мученической смерти Паронлуйс (Луйспарон) Кафаеци за то, что не отрекся от христианской веры. Таких случаев сотни.

Лишь столетие спустя началось возрождение армянской общины Крыма. В скрипториях продолжили свою деятельность мастера книжного искусства, переписывая старые книги и копируя миниатюры предшественников. Имена большинства переписчиков и миниатюристов остались безвестными, так как не сохранились памятные записи, но на примере семьи Натера можно проследить судьбу многих поколений армян и путь преданного служения своему делу, народу и Богу.

Армянская церковь в Ялте была построена по инициативе выдающегося армянского живописца, графика, театрального художника, архитектора, человека, владевшего девятью языками, Вардкеса Суренянца (1860-1921), украсившего ее замечательными фресками, которые, к величайшему сожалению, погибли в результате непрофессионального проведения реставрационных работ. Рядом с Армянской церковью и нашел свой последний приют Вардкес Суренянц, оставивший богатое творческое наследие и заметный след в культуре Армении и России.

Полотна живописца – яркого представителя исторического жанра — буквально завораживают своим мастерством. Его картина «Покинутая» потрясала посетителей 22-й передвижной выставки, как и «Семирамида, оплакивающая смерть Ара Прекрасного», представленная на 27-й передвижной выставке. Картина «Попранная Святыня» стала ярким свидетельством того, как глубоко переживал Вардкес Суренянц страдания, выпавшие на долю армянского народа и его родины. Это полотно было написано после посещения Армении и знакомства с ее древними святынями.

Другое полотно рассказывает, как на пороге своей кельи знаменитого Ахпатского монастыря, известного средневекового университета, называемого «вторыми достохвальными Афинами», встретил смерть от турецкого ятагана величайший армянский ашуг Саят-Нова (Арутюн Саядян), с равным мастерством творивший на армянском, грузинском и персидском языках.

Полотно, на котором изображена возвращенная на трон Забел, воскрешает в памяти недолгий, но плодотворный жизненный путь киликийской царицы. Она была дочерью Левона II (1187-1219) — царя Киликийской Армении, царствовавшего «победоносно и доброй славой». Забел родилась в 1215 г. от второго брака Левона II на Сибилле, дочери венчанного в 1197 г. королем Кипра Амори Лузиньяна и Изабеллы Плантагенет. У Левона II не было сына. Почувствовав приближение смерти, царь поручил Католикосу Иованнесу и знати возвести на престол свою дочь, быть покорными ей и выдать ее замуж за человека, соответствующего ей по достоинствам.

В 1222 г. малолетняя Забел по решению высшего духовенства и военной знати была выдана замуж за принца Филиппа, сына антиохийского князя Боэмунда. Четыре года спустя, когда отец Филиппа похитил царские сокровища и скрылся, князь Константин Ламбронеци, поддерживаемый армянскими феодалами, в 1226 г. сверг супруга Изабеллы, принца Филиппа.

Царем Киликийского армянского царства становится сын Константина из рода Ламбронских князей – Хетум (1226-1270 ), «мальчик по возрасту, но сильный телом и с красивой внешностью». Фактическим правителем страны в этот период являлся Константин, объявленный регентом. В 1226 г. Хетума женят на принцессе Изабелле вопреки ее воле: «Однако царица не соглашалась стать женою мальчика. Она взбунтовалась и отправилась в Селевкию, к франкам, жившим там, ибо мать ее по происхождению была из франков с острова Кипр». Константин, собрав все войско, осадил город, пока те, вопреки своей воле, не выдали ему царицу. И он повез ее и женил на ней своего сына.

Именно бракосочетание Изабеллы и Хетума и стало темой великого художественного произведения Вардкеса Суренянца «Возвращение царицы Забел на трон». Тем не менее брак Изабеллы и Хетума положил начало династии Хетумидов. Изабелла, согласно описаниям современников, была милостивой, благочестивой, добродетельной и здравомыслящей, любила богобоязненных людей, нищих, постоянно постилась и молилась, занималась благотворительностью.

В 1238 г. вместе с Хетумом она построила в городе Сис Кафедральный собор и церковь Святой Марине, в 1241 г. венценосные супруги основали больницу. Союз Забел и Хетума оказался благоприятным для Киликийского армянского царства. Сохранились монеты с изображением Хетума и Забел.

Она подарила роду большое потомство – пять дочерей и троих сыновей, один из которых, Левон III, в 1270 г. стал царем Киликийской Армении. Изабелла прожила всего 37 лет, снискав добрую память, и была погребена в Дразарке, в одном из знаменитых киликийских монастырей, неподалеку от Сиса, где непрестанно, днем и ночью, шла служба.

Где бы ни жили и ни творили армяне, в оставленном ими наследии неизменно переплетаются судьбы многих поколений разбросанных по миру соотечественников, служивших идее сохранить лучшие традиции прошлого, дополнить это наследие новыми духовными достижениями и передать его будущим поколениям. Это подтверждается и всей историей армян Крыма.

Бесчисленные поколения армянских строителей, мыслителей, ученых, переписчиков и миниатюристов, преодолевая тяжелейшие испытания, беззаветно трудились на благо потомков, и к каждому из них приложима «памятная запись» безвестного переписчика: «Живу надеждой лишь одной, что для потомков труд весь мой», которую он оставил вместо своего имени.

Автор Мэри Чолакян




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.