Опубликовано: 6 Апрель, 2017 в 20:18

Нахиджеван — Армения

Нахиджеван - АрменияНахиджеван — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона отмечает, что по преданию город Нахиджеван был основан Ноем, а дата основания города по персидским и армянским источникам до н. э. — первая остановка Ноя, после всемирного потопа.

Первая остановка Ноя, после всемирного потопа. В ряде языков имеется своя трактовка слова. «Нахиджеван» — арм. «Нах» — первичная, «иджеван» — высадка (…… если я правильно перевёл …….)

Иудейский историк Иосиф Флавий (I век) сообщает об этническом составе края, употребляя топоним «Апобатерион», что грамматически буквальный перевод армянского «Нахиджеван», и означает «местом высадки»:

«Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют „местом высадки“, и до сих пор еще показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега».

Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной Нахиджеван – армянские, хеттские, ассиро-вавилонские, персидские и греческие источники свидетельствуют о правлении семи основных всеармянских царских династий в Армении.

Средневековый турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби приписывал основание Нахиджевана (Нахшеван или Накшиджихан) легендарному царю Турана по иранской мифологии Афрасиябу.

Иранский историк и географ XIV века Хамдаллах Казвини в своей книге «Нузхат Ал-кулуб» («Услада сердец») основателем города Нахиджеван (Накш и-джахан) считал сасанидского иранского полководца, в последующем шахиншаха Ирана, Бахрам Чубина, жившего в конце VI века н. э.

Современная наука относит основание города к 1500 году до н. э., а первое упоминание о местности вокруг Нахиджевана относятся к эпохе неолита (9500 лет до н. э.).

Краткая история

590 г. до н. э. — в составе Мидии, а с VI века до н. э. — в состав государства Ахеменидов, в границах сатрапии «Армения», В составе Великой Армении . C начала II в.до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Арменией.

Нахиджеван находился в центре населенных армянами земель, простиравшихся, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигран.

В составе Армении, район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары (уезды) Нахчаван (позднее также Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтан (в древнеармянском произношении Голтн, район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (ныне Шахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник.

Эта область управлялась наследственными гофмейстерами армянских царей, которые, носили титул «мардпетов», а их род именовался «Мардпетакан».

В VI—IV вв. до н. э. — город в составе персидской сатрапии «Армения». В конце IV в. в Голтне и Ернджаке проповедовал ученый и монах Месроп Маштоц, который именно там пришел к мысли о необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением.

Монастырь на месте, где проповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоца название Месропаван.

C начала II в. до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Арменией. Нахчаван находился в центре населенных армянами земель, простиравшихся, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигран.

В составе Армении, район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары (уезды) Нахчаван (позднее также Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтан (в древнеармянском произношении Голтн,район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (ныне Шахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник.

Эта область управлялась наследственными гофмейстерами армянских царей, которые, носили титул «мардпетов», а их род именовался «Мардпетакан».

В конце IV в. в Голтне и Ернджаке проповедовал ученый и монах Месроп Маштоц, который именно там пришел к мысли о необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением.

Монастырь на месте, где проповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоца название Месропаван.
С 428г. – район или часть армянского марзпанства (наместничества) Персии.

В V—VII вв. — столица Персидской (т. н. Марзпанской) Армении, после в составе провинции Армения Арабского Халифата. В 623 году временно отошел к Византии, в середине VII века завоеван арабами. В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахиджевана и соседнего селения Харм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек).

В конце IX века Нахиджеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в 891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 г.

Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. После этого Нахиджеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани.

В районе Нахиджевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания.

Во второй половине IX века и особенно в эпоху правления Гагика I Нахиджеван, как остальные южные области Армении не были подвергнуты нападениям. В 1064 Нахиджеван завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом; в XII в. здесь располагался центр государства Ильдегизидов.

В XIII—XIV вв. Нахиджеван подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Папский посол Робрук, посетивший Нахиджеван после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню.

Прежде в нем было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины»

Уже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлым тюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура. В 1603 г. все нахиджванские армяне, впрочем как и мусульмане, были уведены шахом Аббасом I в Персию.

Одновременно, в XVI-XVII веках, в Закавказье не только стихийно, но и преднамеренно заселялись туркменские кочевые племена, которых местные правители рассматривали как свою опору.

В XV в. Нахиджеван входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов.

Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахиджеванский регион у турок практически не сопротивлявшийся, об этом свидетельствует побывавший с австрийским посольством Георг Тектандер отмечая, что «Все города и села, затем, куда бы мы не пришли, подчинялись персам добровольно, без всякого противодействия, как н. п. города Маранд в Мидии, Нахиджеван, Джульфа в Армении и многие другие, чему я сам был свидетелем»»..

Турецкий гарнизон города Нахиджевана капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахиджеван вместе с жителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци, поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинные бороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей».

Однако летом 1604 года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох.

Не надеясь удержать регион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел все население Нахиджевана и Эривани (как армянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую благоденствующую и плодородную Армению». Всего, по данным армянских авторов, из Нахиджевана и Еревана было угнано в Персию 400 тысяч армян.

В частности, лишился своего населения крупный город, населенный преимущественно армянами и бывший центром армянской торговли (прежде всего шелком) в регионе — Джуга (Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе со священниками.

Ее население около 20.000 человек было переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли при переселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха.

Современная исследовательница Е. Родионова выделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»):

а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»;

б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей);

в)экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванных путей их Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительных работах в Исфахане

Посетивший Нахиджеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий край и называл Нахиджеван «гордостью среди городов иранской земли».

По его сообщению, в благоустроенном городе Карабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш.

Описывая город Нахиджеван, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».

В числе переселенных было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться в Нахиджеван при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахиджеванской области, шах Аббас I устраивал резню суннитского населения.

По мнению иранско-британского историка Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидских войн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы — суннитов. В середине XVIII в. после гибели Надир-шаха Гейдаp-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахиджеван ханство.

В конце XVIII — начале XIX веков Нахиджеван – столица независимого Нахиджеванского ханства, а 26 июня 1827 была без боя занята русскими войсками генерала Паскевича.
В начале XIX века регион стал ареной русско-персидских войн.

По Гюлистанскому трактату Россия отказалась от попыток захватить Нахиджеван, признав ханство «в совершенной власти» Персии, однако в ходе новой русско-персидской войны Нахиджеван была занята войсками генерала Паскевича, встреченными населением с полной покорностью, и, согласно статье III подписанного в 1828 году Туркманчайского договора, Нахиджеванское и Эриваньское ханства передавались шахом «в совершенную собственность» России.

Келбали Хан Нахиджеванский был ослеплен в свое время Ага-Мохаммед ханом Каджаром, что вызвало в семье естественную ненависть к династии Каджаров; в результате его сын, правитель ханства Эхсан-хан Кенгеpли вместе с братом Ших-Али беком добровольно перешел на сторону России, оказав важную помощь в войне с Персией, за что ему было пожаловано звание генерал-майора русской службы и походного атамана войска Кенгерли.; он был назначен наибом (капитан-исправником, руководителем гражданской части) Нахичеванского уезда, тогда как его брат — Ордубадского.

По рескрипту Николая I от 20 марта 1828 года сразу же после заключения Туркманчайского договора из присоединенных к России Нахиджеванского и Эриваньского ханств была образована Армянская область, из которой в 1849 году с присоединением Александропольского уезда была образована Эриванская губерния.

Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовое возвращение в Армянскую область армян из Персии. Согласно данным 1896 года в Нахиджеванском уезде Эриванской губернии проживали армяне — 56,95 %, «адербейджанские татары» (то есть сегодняшние азербайджанцы) — 42,21 %,.

В уезде была 1 православная церковь, 66 армяно-григорианских церквей, 58 мечетей. Население самойНахиджевана составляло 7433 человек: 2376 армян, 4512 адербейджанских татар и 52 русских. В городе была 1 православная и 3 армяно-григорианских церкви, 3 мечети.

После Февральской революции с марта до ноября 1917 года Нахиджеванский край был под властью органа Временного правительства — Особого Закавказского комитета, с ноября 1917 по март 1918 года здесь действовала администрация Закавказского комиссариата.

В июне 1918 Нахиджеван была занята турецкими войсками, в ноябре — английскими войсками.

В конце 1918 года была провозглашена Аракская республика азербайджанцомы (закавказскими или адербейджанскими татарами) за счет исконно армянских земель, которую возглавлял генерал-губернатор Джафаркули Хан Нахиджеванский, а затем в ноябре 1918 года их сменили англичане.

В июне 1919 г. республика была ликвидирована армянскими войсками. В августе 1919 г. между Арменией и Азербайджаном было заключено перемирие. В марте 1920 г. война возобновилась.

В июле 1920 года части 11-й Красной Армии заняли Нахиджеван. 28 июля 1920 образована Нахиджеванская Советская Республика.

30 ноября 1920 года, в связи с провозглашением Советской власти в Армении, Ревком Азербайджана сделал следующее официальное заявление: “С сегодняшнего дня объявляются ликвидированными споры о границах между Арменией и Азербайджаном. Нагорный Карабах, Зангезур и Нахиджеван считаются частью Армянской Советской Социалистической Республики”

16 марта 1921 года Советская Россия и Турция в Москве заключили договор о дружбе и братстве, согласно которому Нахиджеванская область «образует автономную территорию под покровительством Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората никакому третьему Государству».

В том же году был подписан Карсский договор между Турцией, Советской Россией, Арменией и Азербайджаном, который подтвердил статус Нахиджевана, оговоренный в Московском договоре.

В феврале 1923 создан Нахиджеванский Автономный Край в составе Азербайджанской ССР, 9 февраля 1924 преобразован в Нахиджеванскую АССР. С ноября 1990 — Нахиджеванская Автономная Республика в составе Азербайджанской Республики.

В настоящее время Республика населена почти исключительно азербайджанцами. Большая часть армянского населения, покинула этот край в 1921-23 годах, последние армяне были изгнаны в 1988-89 гг. До середины ХХ в. В Ордубадском уезде проживала немногочисленная группа носителей килитского языка иранской группы, которые впоследствии полностью ассимилировалась

2005-2006 годы

Согласно ИКОМОС-у, западным СМИ и армянским источникам, на территории Нахиджеванской Автономной Республики властями Азербайджана было организовано уничтожение памятников армянского исторического наследия под Джульфойразрушение армянского кладбища и средневековых армянских хачкаров.

Находившиеся там надгробия-хачкары были разбиты людьми в военной форме с помощью тяжелой строительной техники, а сама территория кладбища превращена в стрельбище.

Александр Бакулин


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


6 комментариев

  1. firudinrzayev@gmail. com

    ВЫДУМАННОЕ ГОСУДАРСТВО «ВЕЛИКАЯ АРМЕНИЯ»
    УПРАВЛЯЛАСЬ ТЮРКСКИМИ ЦАРЯМИ
    Путём сопоставления исторические факты, научные результаты не признают «Армянскую историю» на исторической арене. Все земельные претензии армянов –фригийцев к Азербайджану, в том числе и Нахчывану не обоснованы историческими фактами и эти одни выдумки. Их земли были на Балканском полуострове. Они из-за свои поведения, срамительные культуры были изгнаны из эти земли. Многие достоверные факты подтверждают, что арманы и их цари были тюрки. А «Армянская история» одна выдуманная история украденная из истории арман-тюрков.
    Об истории «Великой Армении» до сегодняшнего дня в истории нет определенная научная концепция. Ни самыми армянскими историками, ни историками и языковедами других народов пока полностью не исследованы, и не выяснены этнический состав, топонимические системы, и происхождения царев этого государства. Но на мировую историю входили только каракули «армянских ученых». Интересно, что в этих сочинениях не учтены античные сведения Геродота, Страбона, Плутарха, К. Птолемейа, даже и сведения «армянских» историков как М.Хоренски, Фавст Бузанд и т.д. Геродот видит арман в Митанском царстве (Геродот. История. Перевод и примечания Г.А Стратановского. Ленинград: Наука, 1972, 599 c., I, 180), Плутарх в своей книге называет Армению страной Асов-Азией (Плутарх. Избранные жизноописания. Пер. с древне-гречского М.Томашевской, т. 2, Москва: Правда, 1990, 608 с. с. 127-128), М. Хоренски арманов считает тюркскими этносами и говорит об их тамге и алфавите (Хоренский Моисей. История Армения. Пер. Н.О.Эмина, Москва: Яуза, СПб., 1893, 323 с., с. 209) и сотни такие сведения противоречат с нынешней «Армянской историей». Но перед этими достоверными фактами армяне выдумывают новые и новые «истории» пока не известные мировым историям и историкам.
    По мнениям Г.А. Капанцяна индоевропейский этнос арим в конце ХII века до н.э. переселился из Балканского полуострова в Малую Азию на страну Хеттов. Они здесь помещались на провинцию Хайас, и здесь хетты называли их «хайасами». В стране «Хйасы» на юге и в юге-востоке ведущими силам были сакские племена. Прошло время они в VII-VI веке до н.э. переехали на плато Арман и переименованы «армянами», а после их переселения на это плато они распространились по всем территориям государства Урарту (Капанцян Г.А.. Историка лингвистической работы, к начальной истории армян. Древняя Малая Азия. Ереван: Изд. АН Армении, 1956, с. 150; Капанцян Г.А. Хайаса-колыбель армян. Этногенез армян и их начальная история. Ереван: АН Армянской ССР, 1947, с. 163). Здесь речь идет о переселении, а не о создании царства. Г.А.Стратановский, при переводе «Истории» Геродота в конце книги, в приложении пишет о том, что «армены переселенцы из Фракии» (Геродот. История. Перевод и примечания Г.А Стратановского. Ленинград: Наука, 1972, 599 c. с. 552). Но те книги и заголовки, которые он ссылается, к сожалению, там об этом нет даже ни намека (там же, III 93; V 49; VII 73). Опираясь этой комментарии И.М.Дьяконов названия племен мушк в Ассирийских источниках считает Хайасами их переселении на плато Арман относит к Х столетии до н.э. (Дьяконов И.М. К предыстории армянского языка //АН Арм. ССР, № 3, Ереван, 1983 с. 167-169). Это просто политическая версия русских ученых.
    И читателям интересно, почему армян привлекает история племена мушк, хайас, арман не известно. Они лишь переселенцы-фригийцы. Дело в том, что им нужно выдумывать себя историю. Не исследуя античности, армянские лжеученые пишут не историю, а опираются к каким та «версиям». Сегодня тысяче такие версии, не опираясь историческим фактам, в Ереване превращаются книгам, публикуются в разных языках как «история армян» и распространяется среди мировых обществ. Нынешние армяне, отрицая свое дедовское имя «фриг», принимали себе имя «хайас» и начинались только ссылаться историю Хеттов. По этому поводу И.М.Дьяконов признавая свои версии пишет, что «они не раз не называли себя арманом» (Дьяконов И.М. Значение Эблы для истории и языкознания//Древняя Эбла. Москва,1985, с. 336-337). Дело в том, что им нужно древняя история, и они пишут историю «армян» стараясь любым путем владеть древнетюркскую арманскую историю. А эта история существовала до переселения фригийцев на плато Арман. О причине переименования «хайсы» в «армен» В.И.Никонов пишет: «Некоторые этнотопонимы с забытыми первичными значениями представляются как патроним, и они принимаются как имена прадедов. И фригийцы, изменившие свое имя на «хайас», от слова арман выдумали прадеда Хайка и его сына «Арменака» (Никонов В.И. Этнонимия.//Этнонимы, Москва:Наука, 1970, с. 5-33; Парсамяна В.А. История армянского народа. Ереван: Айастан, 1972, 398 с., с. 59). Как видно выдумки «историков армян» не имеет предела. Каждому тюркологу или историку хорошо известно, что слово арменок формировано тюркским языковым способом, компонент ок обозначает «иттифаг, бирлик»- «союз» и встречается во многих именах Асок- союз Асов, Огух-«союз узов», союз Огузов как онок- «союз десятых племен», Учок-«союз трех племен» Бешок «союз пяти племен» и т.д. А арменок «союз арманских племен».
    Создание этого государства тоже остается спорными, не уточнены ни самыми армянами, ни другими учеными. Г.А.Меликишвили считает, что основы Армянского царства заложены Арташесом и Заридаром в 190 году до н.э. (Меликишвили Г.А. К древней истории Грузии. Тбилиси: АН Грузинской ССР, 1954, 432 с. с. 171, 311). А в сведениях М.Хоренского это государство создано в конце VII века до н.э. (Хоренский Моисей. История Армения. Пер. Н.О.Эмина, Москва: Яуза, СПб., 1893, 323 с., 35, I, ХХII).
    Теперь как понимать? Хайы еще не переселились на плату Арман, как они сами подтверждают еще не переименованы от «хайас» к «арман» а создают своего армянского царства? Такие каракули не имеет предела в исследованиях армянских ученых.
    Эта неверная тенденция в книгах Г.А.Капанцяна, Я.А.Манандяна, С.Т.Еремяна, А.Н.Тер-Гевондяна, Н.В.Арутюняна, В.А.Парсамяна и у других. Здесь дата создания выдуманного государства «Великой Армении» разные и существующая концепция данной проблемы противоречит в их «историях». Почему-то историки армян и их наемники смешивается историю арманов в Митанском государстве, которая существовала на втором тысячелетии в 1650-1620 годах до н.э. А история создания Армянского государства II веку до н.э. Эти разные государства разделяет две тысячелетие. А тогда еще не началось кочевание фригийцев из Фракии на территории Хетт и на плато Арман. История нынешних армян ни прямо, ни косвенно не связана историей этих государств.
    После этих сведений зарождаются сотни вопросы, требующие ответа. Почему прадеды нынешних армян фригийцы бросили свою землю и как эти переселенцы превратились на хайас, арман, сомхети, филе и др. Кто сакские племена, которые Г.А. Капанцян считает «В стране «Хйасы» на юге и в юге-востоке были ведущими силам (Капанцян Г.А.. Историка лингвистической работы, к начальной истории армян. Древняя Малая Азия. Ереван: Изд. АН Армении, 1956, 152 с. с. 150; Капанцян Г.А. Хайаса-колыбель армян. Этногенез армян и их начальная история. Ереван: АН Армянской ССР, 1947, 163 с. с. 163). Если они ведущие силы в этом регионе, то почему страна называется «Хайасой», а не страной Саков? А до переселения арим на стране «Хайас», какие аборигенные населения были жителями этой земли? Почему армяне обоими руками взялись от названия «Хайас»? Оно же не их родина и название же страны не на фригийском, а на лувийском языке? А древние народы лувийцы жили на территории Анадолу до их переселения в страну хеттов (Меликишвили Г.А. К древней истории Грузии. Тбилиси: АН Грузинской ССР, 1954, 432 с., с. 169-171). Можно сюда прибавит тысяче такие факты. Но вопросы, которые ещё не выяснены и не соответствуют с историческими фактами наверно Г.Капанцян, Я.Манандян, С.Еремян, Н.Арутюнян, В.Парсамян и др. не желают выяснить в своих «историях».
    Почему фригийцы переименованы на «хайас» это тоже не выясненный вопрос. Вокруг этого проблема интересны результаты исследований самого армянского историка В.С. Налбадяна. Он, в своей книге опираясь историческим фактам подтвердить что, когда фригийцы переселились на землю хеттов, там хетты, хурриты, урартийцы и другие аборигенные населения по сравнению с фригийцами были высоко-цивилизованными людьми (выделено нами. Ф.Р., Налбандян В.С. Армянская литература. Москва: Высшая школа 1976, 495 с., с. 7). Значит, фригийцы не в силе завоевать земли, они лишь под влиянием этих племен ассимилированы и превратились на «хайас».
    Но не смотря на упоминаний источников, армянские необоснованные сочинения продлились до ХVI-ХVII веков, нашей эры. И вдруг описывая исторические процессы ХVI-ХVII веков, В.А.Парсамян о своих государственностях заявляет, что «после падения армянского государства армянский народ попал под владычество иноземных завоевателей. Западная часть Армения была захвачена Турцией, а восточная часть захвачена Ираном» (Парсамяна В.А. История армянского народа. Ереван: Айастан, 1972, 398 с., с. 5-6). О каком государстве речь идет, здесь не понятно. Он наверно не читал ни Н.Адонца, и ни своих «историков» как Я.А.Манандян, С.Т.Еремян и т.д. Этому автору не известно даже то, что еще в первом половине I века до н.э. при царстве Тиграна II в 69-66 годах Армани тюрки потеряли свою государственность. А после этого она попала под власти парфянской династии Аршакидов (Манандян Я.А. О торговле в горадах Армении в связи с мировой торговлей древних армян. Ереван: Айастан, 1944, 269 с., с. 69). А в 387 году нашей эры война между Бизансом и Ираном закончился поражением династии Аршакидов и она снова разделена между этих государств и часть эти земли завоеванной Атропатоней и превратилась на провинции (Адонц Н.Армения в эпоху Юстинаниана. Ереван: АН Армянской ССР,1971, 498 с, с. 319). По сведениям Н.Адонца и С.Т.Еремяна слово «Армения» не существовало еще и в VI веку (591 г.) нашей эры и тогда она снова была разделена (Адонц Н.Армения в эпоху Юстинаниана. Ереван: АН Армянской ССР,1971, 498 с, с. 343; Еремяна С.Т. Армения по «Ашхарацуйц»у. Ереван: АН Армянской ССР, 1963, 282 с., с. 82). Как видно Армения «снова» и «снова» разделяется между разных государств, а Парсамян опирается к новой «логике» и говорит об истории Армении.
    Возражая сочинение армянских «историков», один из ученых этого народа Б.Ишханян пишет: «По древним историям, настоящая родина арманов находилась на земле Малой Азии, в переделе России» (Ишханян Б. Народности Кавказа.//Статическо-экономическое исследование, Петроград, 1916, с.14-17., с. 14-17). Можно спросить от этого историка. О какой древности, и о какой Родине вы говорите? Ваша родина же на Балканском полуострове и вы фригийцы, то почему вам история арман? Не лучше ли вам искать историческую родину там, в стране Фракии, которая, вы оттуда начинали свое кочевание. И если действительно это так, то откуда у вас земельные требования к азербайджанцам?
    Надо отметить, что по этому направлению интересны и сведения И.Мещанинова. Видя старание армян, чтобы создать себе древнюю историю, автор считает, что «это не заслугой армянского народа, а армянских историков» (Мещанинов И.. Изучение до исторических памятников Азербайджана за последние пять лет//Известия общества обследования и Изучения Азербайджана. Баку, 1929, Вып. 2, 8. с. 3-15).
    Мы не решили исследовать истории армян-фригийцев. Нам хорошо известно, что выдуманная «Великую Армения» создано полководцами Арташесом и Заридаром 190 году до н.э.( Меликишвили А. Г. К истории древней Грузии. Тбилиси: АН Груз. ССР, 1959, 507 с., с. 291). А это государство не относилось к фригийцам, а было создано с тюрками булгарами, саками, киммерийцами и Мидийцами. Все это описано в исследованиях самого Й.А.Манандяна (Манандян Я.А. О торговле в горадах Армении в связи с мировой торговлей древних армян. Ереван: Айастан, 1944, 269 с, с. 69).
    Обоих имен этих царей Арташес и Заридар, не на армянском языке, а на тюркском. Но нам интересно то, почему в истории армянского государства начиная с его возникновения и до распада, оно управлялось одними тюркскими царями? И почему это царство и государство управлялось только тюркскими племенами киммеров, саков, скифов, династиями ервандитов и аршакидов? Ервандиты же были тюрки булгары, а аршакиды были тюркские сакские племена? К сожалению и эта проблема пока во тьме, не выяснено в мировых историях. А теперь обратимся к происхождениям этих царских названий.
    Паруйр Скаорди. Первый арманский царь. Все исследователи этого антропонима, переводят как Паруйр, сын Сака. По этому направлению интересны сведения М. Хоренского: «Наш первый армянский государь, увенчанный Варбаком, царем Мидии, был Паруйр, сын Скаорди»-сын сака». Потом автор еще рассказывается, о том, что «наш первый царь при захвате города Нинева (612 до н.э.) помогал новому царю Мидии Киаксару» (Хоренский Моисей. История Армения. Пер. Н.О.Эмина, Москва: Яуза, СПб., 1893, 323 с, 35, I, ХХII). Кто это М.Хоренли, почему он называет Паруйра «нашим первым государом»? Паруйр же царь арман до прихода фригийцев, и они же еще не превратились на арман. Тогда почему М.Хоренли считает себя арманом, а не хайасом и фригийцем? Историкам не понятно, что он тюрк арман?… А по Геродоту саки были тюрки из скифских племен и Скайорди сын сака (Геродот. История. Перевод и примечания Г.А Стратановского. Ленинград: Наука, 1972, 599 c, I 153; III, 184; IХ 41, 113).
    Ерванд. Второй арманский царь после Паруйра Скайорди. Имя на тюркском языке «славный богатыр». Геродот пишет, что это имя Ариант, Арвант был один из царев у скифив (там же, IV, 80). Он по своим происхождениям тюрк-булгар. После этого династии Ервандитов-булгарских тюрков, булгар-субаров вместе силами киммеров и саков в течение 300 лет управляли страну, в начале и после распада этого царства.
    Тигран. Царь Армана из булгар-субарской племени. Геродот показывает, что Тигран сын Артабана, из рода Ахменидов, персидский военачальник (там же, VII 62, VIII 26, IХ 96,102). Но Геродот не выясняет, что Артабан из булгаров, и военачальником назначен по позволению государства Мидии. Потому, что при Тиграна I перси были лишь провинцией Мидии. В обоих вариантах он не из Фракии и не арман, а тюрк субар.
    Сабар. Царь Армана тоже из булгар-субарской племени и носит имя тюркского племена сабаров. Полководец царя Сабара был Ембас. Обо они были тюрки. Если вспомним в конце V веке до н.э. Спаркафис сын Томриса, Сабар, Савромат, Савлий в Гередоте считается скифскими т.е. огузскими названиями а не фригийскими (Геродот. История. Перевод и примечания Г.А Стратановского. Ленинград: Наука, 1972, 599 c., I, 211; IV, 76, 123, 136). Имя албанского царя Зобер на I веку до н.э. тоже от корня Сабар. Это слово на тюркском языке «стройный, нарядный» (Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. Т. III, ч. II,¬ ¬Москва: Госиcдат, 1893-1911, 377 c., с. 1993). Сабар был царем среди тюрков саков, хаган гуннов кутугуров назывался Заберханом, названье царь тюрк булгаров в VIII веку был Сабар, а в ХI веку Севар и т.д. (Баскаков Н.А. Введение в изучении тюркских языков. Москва: Высшая школа, 1969, 384 с., с. 235).
    Арташес. По мнениям ученых этот антропоним «этнически неизвестный» со своим происхождением. Иногда говорят Арташес, название на персидском языке. Он с помощью полководца Заридаром положил конец династии Ервандитов и (190-160 г до н.э) стал первым армянским царем (15, с. 291). А нами анализировано это слово и по нашим мнениям «Арташес» формирован от тюркских компонентов ар «мужчина», «богатыр», таш «камень», «скала», и ес «умный, одоренный». Эти компоненты исследованы многими авторами как И.Л.Жуковским, Э.В.Севортяном и др. (Жуковская И.А. Заметки о монгольской антропонимии /Ономастика Востока. Москва: Наука, 1980, с. 13; Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков, т. I, Москва: Наука, 1974, 777, с.191). Антропоним означает «умный богатырь закаленным как скала». Эти компоненты встречается среди тюркских касситских племен как Караинташ, Канташ, Марутташ и др., среди царей Манны как Кунташ, Кушташ и т.д. (Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н.э. Москва: Наука, 1956, 485 с, с. 134). Сегодня тысяче слов как «кардаш, аркадаш» у всех тюркских языках прямо или косвенно носит памяти прадедов азербайджанцев.
    Парнуас. Цар Арман от тюркских компонентов Пари/бори волк-«курд» и ни-мой», а иногда «отданным» (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. I, Москва: Советская энциклопедия. 1987, 671 с, с. 242; Щербак А.М. Огуз-наме. Мухаббат-наме. Москва:Наука, 1959, 320 c., 6-7). Слово имеет омонимического характера. Если оглянет к историю, то имя внука Чингиз хана называлось Вури, ХII веку среди Огузов имя Гек Бёри, ХIII веку топоним Бурибаш в Хоросане наверно не случайные явления (История Туркменской ССР. т. I, кн. I, Ашхабад: АН Туркмен ССР, 1957, 495 с., с. 268). Антропоним связан с тюркской мифологией с «боз куртом»-«серым волком», содержит значение «я мудрый волк», или «я отдан мудрым волком».
    Так можно исследовать всех имен царев арманв, а не армян. Но нам интересны просто их цари, которые по происхождениям они тюрки и их назначают киммеры, саки, скифы, аршакиды-саки и Мидийцы и т.д. Те названия не анализируются языками нынешних армян. Потому, что структура слово словесное строение тюркских языков. Опираясь конкретным фактам источников, ясно выявляется, что армяне не занимается историей, а под опорами сильных пока государств, претендуют землю от азербайджанцев. А христианское общество пока закроют глаза к этим каракулям. И не понятно нам. Не пора ли мировым историкам преградить эти затеи, которые засорили мировую историю армянскими выдумками? Историки мира могли бы гарантироваться, что завтра и их историю не ждет такая же судьба?
    История часто повторяется. И азербайджанцы рано или поздно вернутся к своим дедовским землям, в Нагорный Карабах и на землю Иреванского ханства оккупированным в ХIХ веку русскими и переселившие туда с их помощью армянами.

    Фирудин Рзаев.
    Кандидат филологических наук, доцент,
    Сотрудник Нахчыванской Отделении
    НАН Азербайджана.

    1. Фирудин, я так понимаю вас не печатают даже собственные, азербайджанские СМИ, и вы решили раскрутить себя с помощью данного ресурса. Ну что же — я не буду вам мешать, может вам и удастстя пробиться со своим бредом в большой эфир, и тогда, кроме меня, еще многие люди смогут поржать от души.

  2. ПРИЗНАНИЕ АРМЯНСКОЙ
    ЭЛИТЫ

    Если бы не “Туркменчайский договор” 1828 года, если бы не
    Грибоедов и Абовян, если бы не русские солдаты, то сегодня не было бы
    тех сотен армянских очагов, которые со временем превратились в
    современные города и сёла… Лишь в последние десятилетия (в 60-70-ые
    годы) на Родину переселились более 200 тысяч армян.
    Зорий Балаян. “Очаг”, с. 120,192, 273.

    Представители “Дашнакцутюнской” партии, собирая вокруг себя
    многочисленные добровольческие отряды, беспощадно изрубали женщин,
    детей, стариков и инвалидов на турецкой территории, где шла война.
    А.Лалаян. О бойнях 1918-20-х годов. Журнал “Революционный
    Восток”, №2-3,1936. Москва.

    После некоторого затишья снова увидел Шушу. В тюркском
    квартале города не осталось ничего, кроме груды камней. Все дома
    сожжены, а их хозяева убиты. Такая же ситуация была и в тюркских
    кварталах Ханкенди… В Баку армяне с помощью англичан захватили
    большой нефтяной город, где истребили 25.000 человек тюркского
    населения.
    Из воспоминаний Оганеса Апресяна. Леонард Рамсден Хартвилл.
    “Таковы люди. Азербайджанские события 1918-22-х годов в
    воспоминаниях одного армянина”. США, Индиана-полис, издательство
    “Боббс Мерил компани”, 1928 год.

    “Дашнакские агенты армянского правительства стараются
    присоединять Карабах к Армении. Это, означает лишение Карабахского
    населения жизненного источника в Баку и привязывание к Еревану, с
    которым их никогда и ничто не связывало. На пятом съезде армянские
    крестьяне приняли решение признать Азербайджан и присоединяться к
    нему”.

    Анастас Микоян. 22.05.1919-из письма адресованного Ленину.
    Одна из причин возникновения противоречий между турками и
    армянами заключается в беспощадной жестокости армянских шовинистов,
    направленной против гуманизма, заботливости и патриотизма
    азербайджанского и турецкого народов.
    Американский армянский писатель Л.З.Сурмалиян. Из книги “Я
    обращаюсь к вам, дамы и господа”.

    Армянский учёный С.Заварян утверждал, что во время истребления
    азербайджанцев в 1905 году, в Шуше были сожжены 12, в Джаванширском
    районе — 15, в Джебраиле — 5, в Зенгазуре -43, всего — 75 мусульманских
    тюркских сёл.
    С. Заварян. Экономические условия Карабаха и голод 1905-1907
    гг. Перевод с армянского, Санкт Петербург (Спб), 1907, с.61.

    Интересовавшийся прошлым армян историк Каракашян, писал, что
    “нет сведений о прошлом армян, которые можно было бы считать историей
    или же летописью”.
    Каракашян. История восточного вопроса. Лондон, 1905.

    Армянский историк Лалаян писал, что “суть внутренней политики
    контрреволюционного дашнакского правительства заключалась в
    разжигании национальной ненависти между трудящимися страны и в
    физическом уничтожении азербайджанского населения, проживающего на
    территории Армении”.
    Исторические переписки. М., 1938, с. 79-107.

    Армянский писатель Лалаян признавал, что «тюркские
    села захваченные отрядами дашнаков, «очищены» от живых
    людей и вместе с изуродованными жертвами превратились в
    руины».
    Лалаян. Исторические записки, ч 2, с 80.

    CONFESSION OF ARMENIAN
    ELITE

    But for the 1828 Turkmenchay agreement and Griboyedov and Abovyan
    and the Russian soldiers, there would be no newly established Armenian villages
    or cities out of those settlements… More than 200.000 Armenians immigrated to
    our motherland within the last decades (60-70s).
    Zori Balayan. “Ocaq”, pp. 120,192, 273

    Having assembled a large group of volunteers, the representatives of
    dashnaks carried out savage assassinations of women and children, elderly and
    disabled people in the war sites.
    A. Lalayan, About the slaughters carried out in 1918-1920.
    “Revolutionary East”, № 2-3,1936

    As soon as the situation became a little stable I visited Shusha again.
    Nothing but piles of stones remained in the Turkish settlement of the city. All the
    houses were burnt down, whereas their tenants were killed savagely. The
    situation was the same in the Turkish settlement in Khankendi… Armenians with
    the assistance of the English occupied the big oil city in Baku and killed more
    than 25.000 people of Turkish population.
    From Ohanes Apresyan’s memories. Leaonard Ramsden Hartvill.
    “This is how people are”. An Armenian’s memories about the 1918-22 events
    in Azerbaijan. “Bobbs Meril company” publish house, 1928

    “Dashnak agents of Armenian government tried to join Karabakh to
    Armenia. This meant the total isolation of Karabakh population From Baku….
    and their unification to irrelevant Yerevan with which they had never had any
    kind of relations. At the fifth congress Armenian farmers (villagers) decided to
    recognize Azerbaijan and join it”. Ananstas Mikoyan. 22.05/1919- In his letter
    to Lenin.

    The famous Armenian scientist B.Ishhanyan also supports the idea that
    historically Armenians had never had a state in Western Azerbaijan.
    He wrote” “Armenians have spread in different regions of the Caucasus
    only within last few centuries”.
    B.Ishhanyan the people of Caucasus (Statistic-economical
    researches) Petrograd, 1916, p. 16.

    The Armenian author Lalayan confessed that: “The Turkish villages
    invaded by dashnaks were “cleaned” from living peoples and converted into ruins
    with a lot of victims.”
    Lalayan “Historical comments”, part 2, p.80

    Armenischer Wissenschaftler Sawerian bestätigte, dass 1905 während
    des Massakers der Aserbaidschaner in Schuscha 12, in Bezirk Dschawanschir 15,
    in Dschebrail 5, in Sengesur 43, insgesamt 75 moslemisch-türkische Dörfer
    angebrannt und zerstört wurden.
    137
    С. Заварян. Экономические условия Карабаха и голод 1905-1907
    гг. Перевод с армянского, Санкт Петербург (СПБ), 1907, с.61

    Der für die Armenische Vergangenheit interessierende Historiker
    Garagaschian schrieb “es gibt keine Informationen, die man für die armenische
    Vergangenheit eine Geschichte oder eine Chronik halten kann”.
    Karakaschian. Geschichte der östlichen Frage. London, 1905.

  3. ВЫДУМАННЫЕ МОЗГИ И ИНТЕЛЛЕКТ У ФИРУДИНА РЗАЕВА ! НУ ОТКУДА У ПОТОМКА ЧЕРНЫХ И БЕЛЫХ БАРАНОВ ИНТЕЛЛЕКТ ??? ИЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ , ЕСЛИ ПОМЫТЬ , ПОБРИТЬ БАРАНА , ОДЕТЬ ФРАК , ДАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРИСВОИТЬ УЧЕННУЮ СТЕПЕНЬ , ОН АВТОМАТИЧЕСКИ СТАНЕТ УЧЕННЫМ ??? А КУДА ТОГДА ДЕВАТЬ ЕГО БАРАНЬИ ГЕНЫ ??? ИЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ , ОНИ СО ВРЕМЕНЕМ РАССОСУТСЯ ??? — СТРАШНО ОШИБАЕТЕСЬ ! — БАРАНЫ НИКОГДА НЕ МЕНЯЮТСЯ !

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.