Опубликовано: 3 Февраль, 2018 в 14:26

Мотивы рожденные в Армении — Сокол — Царь Скорпион — Священная Ящерица

Мотивы рожденные в АрменииДревнее армянское наскальное “письменное” свидетельство рассказывает о легендарном прототипе прародителя армянского народа Айка и египетского фараона, царя Скорпиона. Ваганян В.Г., Ваганян Г.А.

В Армении в Гегамских горах обнаружено наскальное изображение «царя» (Мартиросян А., Исраелян А., 1971) примерно 7000-летней давности (рис. 1), введенное в компьютерную базу «Каредаран» (Vahanyan G., Petrosyan S. Tracce #12, Italy), которое, возможно, является прототипом легендарного прародителя армян Айка и так называемого египетского царя Скорпиона (рис. 3.2), чьи подвиги ранее были мифом и легендой.

Оно может стать решающим в вопросе о датировке зарождения армянской и египетской цивилизаций. Можно утверждать, что данное изображение может быть одним из самых ранних в мире историческим документом. Более того, сцены и символы на камне очень похожи на появившиеся впоследствии армянские и египетские иероглифы (идеограммы).

Идея о том, что наскальные рисунки Армянского нагорья являются первоисточником армянских, египетских, индийских, хеттских идеограмм (иероглифов) была выдвинута и обоснована авторами в 2002 — 2006гг.

Это очень существенное дополнение к имеющемуся уже ряду аргументов (Эмин Н., Ланглуан В., Зарбаланян Г., Абрамян А., Айвазян С., Мовсисян А., Бабаян С., Погосян Г., Мартиросян Г.) о том, что первое письменное свидетельство происходит именно из Армении, а не из Египта и Древнего Шумера или из старой Европы, культуры Винча (Ваганян Г. Камни заговорили, открытие армянских ученых, 2009), как полагали некоторые исследователи древнего мира.

Рис. 1. Панорамное изображение сражения героя — луконосца со скорпионами.
Прототип армянского прародителя Айка и египетского царя Скорпиона.
(наскальный рисунок, Гегамские горы, Армения, 5-4 тыс. до н.э.)

Фигуры и символы наскального рисунка (рис.1) изображают сцену битвы, сражения вождя (царя, правителя), который натягивает тетиву мощного лука (сложного типа, см. приложение) и стрелу больших размеров. Лук опирается на треножник — весьма интересное и с точки зрения инженерного решения необычное для своего времени.

Слева от вождя виднеется изображение «священной ящерицы», которую царь защищает от двух скорпионов.

Под ящерицей изображен дракон. Дракон — классический древний символ, который является свидетельством мощи и силы царя. В Китае, Корее, Юго-Восточной Азии, Японии, а также в Армении дракон считался божеством воды, вызывающим плодородие и, позднее, — символом власти. В Египте образ дракона олицетворял силы мрака, побежденные богом солнца РА.

В христианских легендах дракон – образ злого духа. В фольклоре известное сходство с драконом имеют образы сказочных чудовищ (образ крылатого, иногда многоголового, огнедышащего змея). Кроме того, именем Дракона названо одполярное созвездие Северного полушария.

Таким образом, мы полагаем, что человек на наскальном рисунке — это изображение царя, прототипа армянского героя, луконосца Айка – прародителя армян, победителя Бела – символа зла и мрака (Хоренаци М.), а также египетского царя Скорпиона (3 тыс. до н.э., рис. 3.2, 3.3, 5.1 и 5.2), считавшиеся ранее мифическими персонажами.

На армянских наскальных рисунках 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3 и 3.1 (V – IV тыс. до н.э.) были выделены образы героев и скорпионов, которые авторы сравнили с образами наскального рисунка на камне Har Karkom (рис. 4.1, 4.2, 2350-2000 BC), описанными профессором Э. Анати (2001), и с наскальным рисунком героя из Исторической Армении (рис. 1.3), обнаруженным Э. Анати (1972), а также с артефактом из «музея Анатолийской цивилизации» (рис. 4.3). В результате были отчетливо зафиксированы сходства в мотивах, образах и стилях.

По мнению профессора Э. Анати, гравированные на камне Har Karkom рисунки скорпионов, змей и ядовитой ящерицы восходят к концепции водного источника в пустыне, который находился недалеко от камня. Камень идентифицирует наличие столь необходимого для жизнеобеспечения ресурса.

Стилистические соответствия армянских рисунков с наскальными изображениями Har Karkom и Анатолии (Далее Исторической Армении) очень важны для датировки и подтверждения гипотезы об источнике происхождения истории о герое, о мотиве скорпиона, змей и «священной ящерицы». В своей книге Дарнеллы проводят поразительные параллели некоторых рассматриваемых мотивов в иконографии.

Еще более поразительны параллели образов армянских наскальных рисунков с образами египетских артефактов. Подобные когнитивные следы лингво-мифологических и исторических архетипов, свидетельствующих о древних и тесных культурных связях цивилизаций Египта (Мсра) и Армении (Сасун), идентифицированы авторами в сюжетах армянского эпоса Сасна Црер (Каменная летопись цивилизации, 1993-2006гг.). Кроме того, в наскальных рисунках Армении часто встречается изображение другого архетипа мотива рыбы (рис 3.1), весьма схожей по графике с образом скорпиона (рис.1).

Можно задаться вопросом, действительно ли герой, изображенный в армянском наскальном рисунке, и египетский правитель в Абидосе и Гебель Джаути (Д. Дарнелл), имеют единый источник, который находится на территории современной Армении? Результаты анализа изображений наскальных рисунков обращают внимание на то, что кроме символов героя, скорпиона и «священной ящерицы» в них фигурирует символ сокола/орла. В армянских рисунках имеются стилизированные образы, напоминающие сокола/орла (рис. 2.1 и 2.2). В частности, один из них изображен левее от центра композиции — значимое место для изображения, идентифицирующего царя.

На рис. 2.2 представлен образ могучего героя, который по своим размерам сильно отличается от обыкновенного человека, который стоит слева от героя. Кстати и образ «могучего» сокола ему подстать, он стоит сверху слева, лицом к лицу с героем (рис. 2.2). Сокол, как и орел в древнем Египте и в других центрах цивилизации — это солнечный символ, символ победы. Он выражает превосходство, сильное желание, небесный дух, свет, свободу. Сокол похож на ястреба, но с более длинными крыльями и высоким полетом.

В иконографии они почти не различаются. В Древнем Египте, а также в Армении сокол/орел почитался как царь птиц и оз­начал священный символ Солнца. Из отчета Дарнеллов было заключено, что рассматриваемое египетское изображение — это запись военной операции установления контроля над областью конфликтующих между собой небольших царств. Также это и «провозглашение победы порядка над хаосом». Исходя из знания последующих событий, Джон Дарнелл утверждает, что эта победа царя Скорпиона (или другого царя — кем бы он ни был) могла быть решающей в объединении Земель.

Древний образ «священной ящерицы» известен во многих культурах. Описание «священной ящерицы» из золота, найденной при раскопках в Шенгавите, приводит профессор Сардарян С. (V-III тыс. до н.э., 2004). В наскальных рисунках Армении встречаются различные образы «священной ящерицы».

Удивляет сходство образов армянского наскального рисунка (рис. 1) с образами камня из Har Karkom (рис. 4.1, 4.2), где на ящерицу нападают два скорпиона, а также группа из шести змей различных размеров, которые пытаются «откусить» части тела, голову и ноги ящерицы. Схожий мотив «священной ящерицы» в окружении двух героев встречаем на памятнике, который хранится в «музее Анатолийской цивилизации», Анкара (рис. 4.3).

Сопоставление армянских артефактов культуры с египетскими, а также с наскальным рисунком Har Karkom приводит к следующему выводу: источником происхождения и идейного содержания древнейших мотивов героя, сокола/орла, «священной ящерицы» и скорпиона, дракона и змея, а также самые ранние формы их художественного изображения с последующей трансформацией деталей сцен и композиций являются знания, опыт, традиции и творчество аборигенов Армянское нагорья.

Этот вывод подтверждается и тем, что армянские композиции по критериям когнитивности, информативности и информоемкости, а также датировке существенно превосходят известные другие памятники; они более архаичны и содержательны, восходят к художественной модели оригинала.

Авторы убеждены, что древнейший мотив священной борьбы сокола/орла со скорпионами (змеями), «провозглашение победы порядка (добра) над хаосом (злом)» не только сохранился, но и был развит и распространен в течение тысячелетий. У различных народов он трансформировался в мотивы доязыческой, языческой и постязыческой культуры, а затем в мотивы христианской культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные артефакты, обнаруженные в Армении, Греции, старой Европе,Исторической Армении, Палестине, Сирии, Передней Азии, Иране и Индии.

На рис. 6 представлен медальон из армянского города Сисиан (2-1 вв. до н.э.), где в центре композиции гордо возвышается орел над поверженным врагом.

На рис. 7 представлено рельефное изображение птицы на стене христианского средневекового армянского храма. В клюве у птицы змея. Иногда в качестве символа «зла — хаоса» изображается змея.

На рис. 8 представлен серебряный медальон из Сисиана (Армения, 2-1 вв. до н.э.) с изображением героини. По мнению авторов — это армянская версия Селкет с крыльями справа и слева у головы (стилизирующие символику сокола) с двумя клещами “скорпиона” на головном уборе, как символ победы над скорпионом. Представляет интерес и впечатляет сходство общих черт головного убора (клещи скорпиона) при сравнении медальона с золотой статуей Селкет со скорпионом на голове из гробницы Тутанхамона (Каирский египетский музей, рис. 5.3).

На рис. 9 изображена птица. В ее клюве мечется змея (керамика из Двина, Армения, 1100-1300гг.). Подобных артефактов на территории Армении множество.

Графема знака Зодиака Скорпион/Орел означает, что управляется Марсом/Плутоном. Скорпион/орел наиболее глубокий и сакральный из знаков Зодиака. Скорпион несет в себе покой и тишину всех водных знаков также, как и врожденные силы самодисциплины.

В иерархии символов скорпион занимал место орла. По мифам Марс дает Скорпиону силу и решительность, Плутон – зависть и ревность. Осень господствует в период Скорпиона. Звери прячутся в логова и норы, птицы улетают от Скорпиона на юг. За ним распознают образ Тифона (Сета), убивающего Осириса-Солнце. Известна пиктограмма, где Скорпион изображен с ногами, заканчивающимися телами змей.

Рис. 6. Медальон с изображением орла над поверженным врагом из Сисиана (Армения, 2-1 вв. до н.э., серебро, Гос. музей Армении, инв. номер 2618/15) Рис. 7. Победа порядка (образ птицы) над хаосом (образ змеи, дракона), Армения, рельеф на стене христианского средневекового храма Рис.8. Медальон из Сисиана с изображением женщины с крыльями (стилизация символа сокола) с двумя клещами скорпиона на головном уборе, (2-1 вв. до н.э., 8.5 см., серебро, Гос. музей Армении, инв. номер 2618/13) Рис. 9. Птица со змеей в клюве (керамика из Двина, Армения) (1100-1300гг., 28 см., Гос. музей Армении, инв. номер 1907/125)

На рис. 10 представлены художественные образы созвездий, выделенные из наскальных рисунков Армении: Волка, Скорпиона, Змеи, Дракона и Цефея, Айка и Бела, Козерога. Слева для сравнения представлены рисунки соответствующих созвездий, выполненных польским художником средневековья Яном Гевелиусом. Поражает удивительное сходство образов, которое впервые выявили и описали Петросян С., Саркисян Э., Туманян Б. и Саакян С. в рамках проекта Каредаран (The Book of Stars. Tracce #12).

Рис. 10. Образы созвездий Волка, Скорпиона, Змеи, Дракона и Цефея, Айка и Бела, а также Козерога среди наскальных рисунков Армении (V-IV тыс. до н.э.). Слева для сравнения даны рисунки художника Яна Гевелиуса

Изображения Селкет (священное животное Селкет — скорпион) в виде женщины со скорпионом на голове египтяне часто помещали (вместе с изображениями Исиды, Нефтиды и Нейт) на саркофагах и ящиках для каноп. Се́ркет (также известная как Селчис, Селкет, Селкис, Селкхит, Селкит, Серкхет, Серкет-хетит и Серкуэт) — богиня в египетской мифологии — покровительница мёртвых, дочь божества солнца Ра, помогающая ему поражать врагов.

На уникальном армянском наскальном рисунке (рис.1), по мнению авторов, изображен небесный дух (рис. 11), который напоминает символ египетского креста “ангх”. Следует подчеркнуть, что архитектура Египта изначально складывалась на основе сплава двух традиций, двух культур. Неслучайно символический знак жизни египтян – «ангх» — одновременно похож на крест и на узел.

Он тоже двуедин, хотя несет и другую символику. «Ангх», известный также как «ансате» или «крест с рукояткой» объединяет два символа — крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности. Вместе же они обозначают бессмертие. Также этот крест символизирует объединение женского и мужского божеств, Осириса и Исиды, союз земного и небесного.

В иероглифическом письме этот знак ставили со значением «жизнь». Египтяне изображали «ангх» на амулетах для того, чтобы продлить жизнь на земле; с этим амулетом хоронили, чтобы быть уверенным в том, что усопших ждет жизнь в другом мире. Вера в силу в «ангха» зиждилась на представлении о том, что именно так выглядит ключ, которым можно открыть ворота смерти.

Рис. 11. Образ небесного духа по мотивам армянских наскальных рисунков, напоминает египетский знак «ангх» (крест)

Специалистов не могут не заинтересовать связи между армянской богиней с клещами скорпиона на головном уборе (по-видимому дочери армянского “царя скорпиона”) с египетской Селкет со скорпионом на голове. В руке у египетской богини Селкет также крест «ангх» (символ небесного духа, рис. 11а).  Ключевым словом для поиска аналогий может служить вариант имени Селкет (Серкет – хетит), который позволяет прочесть имя по-армянски.

Эпистемология первичной трансформации образов двух героинь, божеств армянского и египетского происхождения, является предметом отдельного самостоятельного изучения, однако уже сейчас мы можем четко обозначить наличие общих культурных границ.

Удивительное, почти невероятное совпадение, но на изображении статуи армянской богини Анаит мы увидим клещи скорпиона если внимательно присмотримся ко лбу богини (рис. 11б).

Рис. 11а. Селкет Рис 11б. Bronze head of Aphrodite, found at Satala near Erzinjan, London, British Museum, copy in Erevan, State Historical Museum. Photo: Dickran Kouymjian Рис. 12. Современный герб Республики Армения Рис. 13. Статуя Айка – прародителя армянского народа (Карлен Нуриджанян)

3. Мотив дракона/змея трансформировался в Армении в разнообразные формы и нашел широкое применение в искусстве каменных вишапов (рыб, змей, драконов) и стелл (V – III тыс. до н.э., в дохристианском и постхристианском искусстве крест-камней (хачкаров). Многие памятники архитектуры, декоративно-прикладного искусства, искусства керамики (III-II тыс. до н.э.), ковроткачества (вишапагорги – драконовые ковры) использовали различные вариации мотива. Более того, в литературе сохранились следы легенды о вишапоборце Ваагне.

4. Мотив небесного духа (V-IV тыс. до н.э.) трансформировался в различные формы креста и нашел огромное распространение в религиозной символике, как в доязыческой, так и в языческой, и в христианской Армении. Более того, почти все известные формы архетипов креста встречаются в армянском наскальном искусстве. С помощью компьютерной базы «Каредаран» они были выявлены, идентифицированы и изучены авторами. До сих пор в различных странах мира армянские мастера резьбы по камню продолжают традиции предков и устанавливают многочисленные памятники – хачкары в столицах, в малых и больших городах.

5. В своем фундаментальном труде Мнацаканян А. (1955) пытается показать эволюцию использования мотива борьбы и мифологии драконоборства в армянской орнаментике. В отражении борьбы противоположных сил он находит ассоциации с мотивами древа жизни, пестико-плодовых, зерно-семенных символов, во имя чего и ведется эта борьба. Мнацаканян А. предлагает продолжить исследования и дать новое толкование древним армянским каменным стеллам, вишапам, которым посвятили свои специальные исследования такие видные ученые, как Марр Н., Смирнов Я., Мещанинов И., Пиотровский Б., Абегян М., Капанцян Г., Петросян А. и другие.

6. Предлагаемая концепция интерпретации символики и мотивов скорпионов, вишапов и змей, орлов и соколов, «священной ящерицы», небесного духа даст возможность лучше понять и оценить древнейшие памятники визуального искусства, в частности, орнаменты армянских архитектурных порталов, хоранов, заставок, древнерукописных миниатюр и ковров, которые являются самыми сложными и содержательными в орнаментальном искусстве Армении. Поднятые вопросы показывают с научной точки зрения пространство важнейших задач познания семантики и эволюции языка орнаментики для ответа на главный вопрос о происхождении и идейном содержании универсальных мотивов и символики изобразительного искусства.

Факты показывают, что основные мотивы, как армянской орнаментики, так и орнаментики других народов зародились в доисторический период. Создатели наскальных рисунков спроектировали и использовали универсальные архетипы, в том числе, геометрические мотивы, которые имплементировали мировоззренческий опыт, знания и традиции, сохранившиеся у древних охотников, ранних земледельцев и скотоводов на территории современной Армении (Ваганян В., 2009).

Эпистемологический и лингво-исторический сравнительный анализ армянских и зарубежных артефактов убеждают нас в том, что дизайнеры универсальных мотивов обладали развитой речью и творческим мышлением, владели навыками и умением с тонким художественным вкусом и яркой выразительностью описывать идеи, заложенные в мотивы.

Они общались на языке, который нами идентифицирован как «обшеармянская модель единой языковой и художественной картины мира». Большинство архетипов данного языка коммуникации в большей степени сохранены и развиты в целостности в нематериальном и материальном наследии армянского народа, в армянской речи и культуре, в изобразительном искусстве, в орнаментике, в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве.

Таким образом, перечисленные факты необходимы и достаточны, чтобы прийти к уверенному заключению о том, что у армянского народа есть культурно-историческая миссия, и он старается быть достойным памяти предков. Его характеризуют качества верного сеятеля и хранителя знаний и традиций, созидателя, творца новых артефактов культуры и искусства, которые имеют общечеловеческое значение в рамках непрерывно развивающего культурного наследия и культурных ценностей цивилизации, как в прошлом (Марр Н.), так и, по глубокому убеждению авторов, в будущем.

Отрывок из статьи: Мотивы Сокола, царя Скорпиона и «священной ящерицы» рождены в Армении в V-IV тыс. до н.э. Древнее армянское наскальное “письменное” свидетельство рассказывает о легендарном прототипе прародителя армянского народа Айка и египетского фараона, царя Скорпиона Ваганян В.Г., Ваганян Г.А.

Литература

Anati Е. Arte Preistorica in Anatolia”, CCSP, Italy, 1972.
Anati Е. The Riddle of Mount Sinaj. Archaeological Discoveries of Har Karkom, CCSP, Italy, 2001.
Vahanyan G. About model of searching, identification, measurement and valuation of the main source of human identity. Colloquium UISPP-CISENP. The Intellectual and Spiritual Expressions of Non-Literate Peoples, 22-23 Oct. 2007, Paris.
Vahanyan G. Rock Art in the Frame of the Cultural Heritage of Humankind, XXII Valcamonica Symposium, Darfo Boario Terme (BS), 18 – 24 May, 2007, Italy.
Vahanyan G., Bleyan V., Qocharyan L., Vahanyan V. The Rock Arts of the Armenian Elevation are the Primary Source of the Armenian, Egyptian, Indian and Hettitian Ideograms (Hieroglyphs). The RASI 2004 International Rock Art Congress, December, 2004, Agra, India
Vahanyan G., Petrosyan S. “Karedaran” — The Database of Armenian Rock Art, Tracce #12, Online Bulletin by Footsteps of Man, Italy, http://www.rupestre.net.
Vahanyan G., Stepanyan A. Prehistoric art in Armenia: new discoveries, new interpretations and new methods of research, XXI Valcamonica Symposium 2004 «Prehistoric and Tribal Art: New Discoveries, New Interpretations, New Research Methods», Darfo Boario Terme (BS), September 08-14, 2004, Italy.
Vahanyan V. Universal Archetypes of Rock Arts, Ideograms, Ornamental Arts and New Ideas Writer. Yerevan Acadeny of Fine Arts. Degree & Profession – Virtual Expo and International Awards, Florence-Expo (2008 edition), http://www.florence-expo.com.
Vahanyan V. Armenian Ornamental Arts. Graphic Design. Collection of Ornaments, “ArcaLer”, 2009, Armenia, www.iatp.am.
Абрамян А. Армянское письмо и письменность. ЕГУ, Ереван, 1973.
Айвазян С. Из истории культуры древней Армении. Ереван, 1986, (2008 дополненное).
Айвазян С., Петросян С. Разделившие небо на созвездия. Журнал «Вокруг света», январь 1971.
Бабаян С. Принципы построения армянского алфавита. 1996, http://www.iatp.am/ara/sites/babayan/index.htm.
Ваганян Г. Камни заговорили, открытие армянских ученых, 2009, http://www.iatp.am/vahanyan/articles/discovery.htm.
Ваганян Г. Араратские горы и армянский язык — колыбель и хранилище протознаний 50000 — летнего культурного наследия, “ArcaLer”, 2007, http://www.iatp.am/vahanyan/articles/history.doc.
Ваганян Г. Синергия культур археолингвистики и наскального искусства Армении, “ArcaLer”, 2007, Ереван, http://www.iatp.am/vahanyan/articles/arxeolingvistika.pdf.
Ваганян Г., Блеян В., Кочарян Л., Ваганян В. Наскальные рисунки Армянского нагорья. Сборник докладов международной конференции «Мир наскального искусства». Институт Археологии и этнографии РАН, Москва, 2005.
Ваганян Г., Ваганян В. Каменная летопись цивилизации. Ереван, Нжар, 2006, 256 стр., http://www.iatp.am/vahanyan/kamlet/kmlt-e-h.htm>
Ваганян Г., Степанян А. Поиски протоцивилизации (наскальные рисунки, процессы познания и мышления). Сборник докладов международной конференции «Мир наскального искусства», Инст. Археологии и этнографии РАН, Москва, 2005.
Ваганян В., Ваганян Г. Aрмянское орнаментальное искусство, 2007, Ереван, http://www.iatp.am/news/armenian_design.pdf.
Караханян Г., Сафян П. Наскальные изображения Сюника. АН Арм. ССР, Ереван, 1970.
Марр Н. Армянская культура. (Ее корни и доисторические связи по данным языкознания). Предисл. проф. Ганаланяна О.; пер. с армянского Алексаняна Н., Ереван, «Айастан», 1990.
Мартиросян А. Наскальные изображения Гегамских гор. АН Арм. ССР Ереван, 1982.
Мартиросян А. Исраелян А. Наскальные изображения Гегамских гор. АН Арм. ССР, Ереван, 1971.
Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. Москва, 1991.
Мнацаканян А. Армянское орнаментальное искусство. АН Арм. ССР, Ереван, 1955.
Мовсисян А. Аратта — древнейшее государство в Армении. Ереван, 1992.
Мосенкис Ю. Первая письменная фиксация армянского языка за 2500 лет до Месропа Маштоца, http://trypillia.narod.ru/articles/armnew.htm.
Парсамян Э. Об астрономическом значении малого мецаморского холма. Сообщения Бюраканской обсерватории, Т.LVII 1985.
Петросян С. Древнейшие петроглифы Армении. Промышленность, строительство и архитектура Армении, N9 1987.
Петросян С., Саркисян Э., Туманян Б., Саакян С. The Book of Stars. Tracce #12, Online Bulletin by Footsteps of Man, Italy, http://www.rupestre.net.
Погосян Г. Армянский язык в цифрах. Полиграфист (ч. 1-2), 1987.
Погосян Г. Армянский язык в числах, закон Грабар, как возникал язык и Библия. Ереван, 2007, http://www.iatp.am/god-kod/index.htm.
Сардарян С. Армения колыбель цивилизации, ЕрГУ, 2004г
Сардарян С. Первобытное общество в Армении. ЕрГУ, Ереван, 1967.
Сасна црер. Ереван, 1977.
Туманян Б., Петросян С. Наскальные образы астрономического характера. Ученые записки ЕрГУ, N1 1970.
Хоренаци М. История Армении. Ереван, «Айастан», 1990.
Эмин Н. Об армянском алфавите. (Исследования и статьи по армянской мифологии, археологии, истории и истории литературы за 1858-1884гг.), http://www.menq.am/history/alphabet/alphabet_02.pdf.


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ