«Святой, – отмечает Нжде, – золотой цепью приковывает взгляды человека и народов к звёздам, не допуская их погружения в болото земной жизни и моральное гниение. Носитель света рассеивает тьму, а герой, опираясь на свой победный меч, неусыпно охраняет границы отечества».
Иначе говоря, святой поддерживает в народе первенство духа над плотью; носитель света знакомит народ с вечными истинами, даруя ему мудрость, а герой жертвует собой во имя народа, то есть во имя жизни его богосозданной прадуши.
Поэтому род, – это «качественное меньшинство» народа, – Нжде называет арийским, что значит: принадлежащим и поклоняющимся Творцу, как поклоняется Ему Сын Божий, в связи с чем он называет его также «вторым божеством», достойным почитания после Духа Творца, ибо он поддерживает жизнь народа в святости, следя за его нравственностью, образовывая его умственно, обеспечивая справедливость и мир в обществе.
«Без этих божественных личностей – святого, носителя света и героя – народ и человек , – по его словам, – ничего не представляют из себя. Без них не было бы духовной культуры и человеческий род оказался бы приговорённым к грустному животно-растительному существованию»..
Из сказанного ясно, что под родом Нжде понимает нравственную основу народа, его силу, которая у всех своя, особенная. «Каждый богосозданный, или арийский род на земле, – пишет он, – призван воплотить определённую добродетель» – и в этом его историческая роль
А о том, какова эта добродетель, в первую очередь свидетельствует избранная родом религия. «Чтобы тот или иной род обрисовать с приблизительной точностью, – пишет Нжде, – его нужно рассматривать через зеркало его души, которым является его религия, – пишет Нжде, – потому что приблизительное проявление рода возможно только через его богов.»
Как и прочие народы, богосозданным ядром, или родом, определяемым прадушой и живущим в ней Духом Бога, естественно, обладает и армянский народ. Религией его является христианство, а Богом – Иисус Христос, – пришедший во плоти Дух Божий, человек и Бог одновременно, в Котором армяне на подсознательном уровне узнали отца их рода – Хайка.
Нжде прямо называет род «богообразным Хайком»,26 – легендарным героем-богом, имя которого носит армянский народ. Как я писала в своей статье «О библейских корнях армянского Хайка», Хайк не столько исторический, сколько библейский и эсхатологический герой, который с древнейших времён выводил, выводит и выведет каждого из сынов Своих из
Вавилонского плена в страну Араратскую, то есть из падшего мира в библейский рай, начинающийся у истоков рек Тигр и Ефрат, расположенных на том же нагорье и олицетворяющий Царствие Божие. Несмотря на то, что его принято рассматривать как языческого бога, любой внимательный исследователь предания поймёт, что речь идёт о библейском Боге, воплотившемся в Иисусе Христе, который, согласно Апокалипсису Иоанна, освободит сынов Своих из лап Вавилонской блудницы, которую уничтожит духом уст Своих.
Хотя и на подсознательном уровне, но единство образов Хайка и Иисуса Христа понимает и Нжде, когда, говоря о причине принятия армянами, – первыми среди народов, – христианской религии, объясняет этот факт, как глубинной духовностью армян, так и духовностью самого христианства.
Автор: Наталья Тер-Григорян-Демьянюк. Отрывок из статьи: «Сильнее смерти» Христианские основы Религии Рода Гарегина Нжде.
Читать также: Гарегин Нжде – Христианские основы Религии Рода, Вечный армянин, свидетель времён и сотрудник Божий