Напитки, как таковые, играют немаловажную роль в истории и культурных традициях любого народа. Это связано с тем, что с самых ранних шагов своего развития ни один человек, ни одно человеческое общество, ни один народ, не могут обойтись без того или иного напитка. В первую очередь, конечно, это вода. Она имеет решающее значение в жизни человека.
Но в ходе развития дальнейшей жизнедеятельности и при возникновении разных культов, вода стала заменяться другими напитками – молоком, растительными соками и, наконец, вином. «Вину приписывалось божественное происхождение. Оно занимает почетное место и в и христианском и еврейском религиозном культе» – писал известный русский и советский специалист по виноделию, профессор Н.Простосердов. (1)
Виноградарство и виноделие зародилось на Земле в глубокой древности. Предания и мифы разных народов показывают когда, где и как человечество узнало о вине. В Египет, как бы, вино принёс Озирис. Но, разные исторические исследования и источники показывают другое. По видимому, познанием вина, Египет был обязан представителям «арменоидной расы». (2) Это правители Египта, Рамсесы – т.н. «белые фараоны» (по Опенгайму, Г.Э.Смиту, Б.Мошезону и др.).
Являлись уроженцами Авариса (столица пришельцев – гиксосов, в английских источниках они фигурируют как «(h)айксосы»), Рамсесы «были большими любителями вина». Они то и привили египтянам культуру винопития. П.Монтэ пишет: «Рамсес II очень любил Восточную Дельту… Он ценил её мягкий климат, водные просторы, луга и виноградники, дававшие вино слаще мёда… Гиксосы превратили (Аварис прим. С.Н.) в свою столицу. После того как Яхмос изгнал их из Египта, город пришёл в упадок». (3)
На территории Армении, в окрестностях горы Арарата, как гласят библейские предания и апокрифы, патриарх Ной посадил виноградную лозу. Это знаковое место в 1840 году было разрушено землетрясением, но оно сохранило древнюю армянскую этимологию обозначения – «Аккори», что в переводе с архаичного грабара означает «насаждение лозы».
В Передней, Средней и Малой Азии, Закавказье, Сирии, Месопотамии и даже в Китае (загадочный народ «тохары»), арменоиды-арамеяне (предки армян) культивировали виноград, по крайней мере, еще III тысячи лет тому назад (а вероятно и много раньше). Виноградники Армении, находились в оптимальных климатических условиях. Низменные и предгорные районы Араратской долины Армении были исконно наиболее благоприятны для виноградарства и виноделия.
Что позволяло успешно заниматься производством вина (позднее, здесь было сосредоточено более 80 % всех виноградников СССР). Постепенно виноградарство и виноделие стало продвигаться и в горные районы Армении (Гандзасар, Мегри и т.д.). Хотя, надо заметить, что условия там не сахар – ведь на крутых горных склонах земли очень мало и почва сильно эродирована, а то и вовсе смыта. Но, трудолюбивые армянские крестьяне «в корзинах на собственном горбу» таскали землю с равнин, чтобы закрыть бесплодные каменистые обнажения.
Эти каменистые склоны им приходилось террасировать, чтобы обеспечить их питательной почвой. Поистине, каждую, таким образом, выращенную виноградину можно назвать золотой. Но виноградники продолжали постепенно увеличиваться и далее (например, только в советский период послевоенной пятилетки площадь виноградников расширилась на 10 000 га).
Древним армянам были хорошо известны различные способы изготовления и фильтрации вин, пива и ещё одного напитка, прототипа водки (но только более крепкого). Следует обязательно сказать несколько слов о древнем происхождении армянской водки. На архаичном грабаре она называлась «цки». О чём есть упоминание в Библии. Крепость древней «протоводки» зашкаливала за 70 градусов. Этот уникальный напиток и в настоящее время в Армении имеет то же самое название! Для приготовления данного напитка использовали сырое виноградное или злаковое сырьё. Его выгоняли через специальный медный змеевик.
Водку употребляли в оздоровительных целях. О лечебных свойствах и противопоказаниях напитка великий армянский учёный и врач А. Амасиаци (ХV в.) оставил следующие сведения: «Он называется… по-армянски – цки… вызывает головную боль и вредит нервам… вызывает образование дурных влаг. Его готовят из ячменя, пшеницы и проса. Он опьяняет и веселит. Но если выпить много, то вызовет тошноту, рвоту и сильные ветры в кишечнике (газообразование; прим. С.Н.). И избавление (от вредного воздействия; прим С.Н.) в том, чтобы вызвать рвоту… цки вызывает понос и делает обильной мочу. А если выпить и вырвать, то устранит заложенность желудка, выведет слизь и очистит желудок».
В Палестине (библейские земли «народа гаев» (народа «(h)аев»), другое название «народ амалек») и Армении сохранились древние винодавильни с изображением представителей арменоидной расы. Следует добавить, что на орнаментах и монетах древней Армении с дохристианского периода изображалась виноградная гроздь. (4) Эти сведения дополняют и подтверждают и отлично сохранились кладовые для хранения вина и остатки виноматериалов, употребляемые предками армян – урартами (Кармир-Блур, VII в. д. н.э.). (5) Уцелели и многочисленные, практически, идеально сохранившиеся материальные источники. Например, сосуды – карасы (6) разного назначения, в Кармир-Блуре, Шенгавите (III тыс. до н.э.), Двине, Гарни, Тигранакерте (Арцах) и в других областях Армении. Барельеф с изображением сбора винограда, уже более позднего периода, обнаружили в Двине (V в.). Следует заметить, что древнеармянские карасы, по описанию учёных, были самых разных размеров – от «мала до велика». Они вмещали в себя от нескольких вёдер до нескольких бочек вина.
Древними армянами употреблялось, в основном, темное красное вино. Для процессов брожения молодое вино наливалось в большие, окуренные серой сосуды, (урартсткого типа – «карасы», емкостью, » по 1000 литров в каждом). Позднее появились ещё и ёмкости иранского типа, т.н. «мерани». Сосуды с вином ставили в специальные нижние помещения (типа «погреб») или зарывали их в землю.
Сладкое вино получали подавлением брожения, устанавливая ёмкости с вином в специально отведённые для этого, холодные помещения. Также вино настаивали на вяленом изюме разных сортов, и тогда срок брожения растягивался до » 10-15 лет. На сосуды навешивали клинописные «ярлычки» с указанием емкости и качества вина. Если вино было густым и очень сладким, то его разбавляли водой.
Наряду с вином, урарты делали так же и пиво из ячменя и проса. При проведении раскопов Кармир-Блура была найдена пивоварня, в которой сохранился огромный чан, высеченный из туфа, с остатками солодовенного ячменя. По свидетельству Ксенофонта (V в. до н.э.), в армянских деревнях варили пиво и изготавливали другие напитки. (7) Для пивоварения армяне пользовались и крупными вытянутыми сосудами. Большое внимание уделялось как, кувшинам, так и бочкам. Армяне говаривали: «для вина вся жизнь в бочке, какова бочка, таково и вино».
С течением времени возникла и культура пития спиртосодержащих напитков (она включала в себя особые ритуалы, создание специальной посуды и т.д.). Кроме того, стало складываться и разностороннее использование «винной ягоды» – лечебное, косметическое, а также санитарно-гигиеническое. При изобретении всё новых напитков, появились всевозможные сложносоставные вина. В специальных ёмкостях из металла варили лечебное вино с добавлением пряностей, морской соли, семян укропа, меда, миндаля и армянской столовой глины «болюс».
Древние армяне добавляли в вино пряности или дикорастущие пряные травы, разведенный в воде мед, разные соки или сиропы (позднее эссенции). Было в употреблении и т.н. «любовное» вино – «женское розовое», с добавлением лепестков роз или дикого шиповника, «усыпляющее» – с добавлением лепестков «пиона уклоняющегося» или листьев мяты и т.п. Видимо так возникли «протококтейли» и культура целебного винопития, но об этом во второй части статьи. (8)
Автор: Наталья Соболь, историк-арменовед, Подробнее читать по ссылкам в публикации выделенным оранжевым цветом, или просто забить в поиск сайта интересующую фразу.
Комментарии к публикации:
(1) Н. Простосердов – заслуженный деятель науки и техники, доктор биологических наук, профессор, пианист, поэт, композитор. Основное его наследие – глубокие научные и практические исследования в области виноделия, оно весьма актуально и сегодня. В результате деятельности Н.П. в Армении, Грузии и в Крыму, им было написано более 140 работ. С 1913 г., по приглашению руководства Войска Донского, Н.П. работал на Дону (Новочеркасск). Организовал энохимическую лабораторию, впоследствии преобразованную во Всероссийский НИИ виноградарства и виноделия. Простосердов Н. «Диетические и лечебные свойства виноградного вина», стр. 3,14,17,41. См. также М.Герасимов, Т.Политов «Изменение ОВ-потенциала при различных процессах обработки вина».
(2) «Арменоидная раса – переднеазиатская раса, выделяется некоторыми антропологами в составе большой европейской расы для Армении, прилегающей части малой Азии, а также Сирии. Для арменоидной расы характерны – брахицефальная форма черепа, мощная короткая шея, обильный рост бороды у мужчин, выпуклая спинка носа, уплощенный затылок. Многочисленные исторические открытия и факты говорят о том, что Армения на порядок древнее, чем мы привыкли предполагать. В научном мире имеет место быть весьма весомая «яфетическая» концепция (гипердиффузионизма), определяющая особую роль арменоидной расы в мировой истории.
Она мощно подтверждена многочисленными фактами, раскопками, источниками, лингвистическими изысканиями (общие моносилабические гомоформы именно архаичного грабара, языков майя, баскон, угрофинских и многих других). Археолог Ф. Лушан озвучил термин «арменоидная раса». А австралийский учёный-антрополог сэр (титул сэра ему пожалован английской королевой за выдающийся вклад в историческую науку) Грефтон Элиот Смит, с 1900 г., на основании 10-летних научных изысканий в Каирской Школе по изучению мумий, обосновал его и подтвердил.
Его поддержал немецкий учёный-археолог барон фон Опенгайм (раскопки арменоидных барельефов в Тель-Халафе, верхнее течение р. Хабур, Палестина, Сирия, Иран, Туркмения и т.д.). В этой области работали: И.Карст, Р.А.Джайразбхоя, Д.Беннан. Об арменоидной расе писали и русские учёные – А.Лопухин («Толковая Библия» 1904-1913 г.г.), Н.Марр, Ю.Кнорозов, Орбели И. и мн.др.. Европейские и американские учёные – Х.Бингхем, Г.Т.Уилкинз, М.Ханджан (США), З.Косидовский и мн. др., тоже уделяют данной теме много внимания. А израильский учёный, Б.Мойшезон (ученик проф. Шафаревича) участвовал во многих раскопках на территории Израия и Палестины.
Он пишет, что «арменоиды составляли аристократический класс древности». В своей статье он цитирует Г.Смита: «… арменоидный облик… встречался только у представителей (египетской – прим. С.Н.) аристократии». Арменоидами – аристократами были т.н. «белые переселенцы… более ширококостные, мускулистые, с мужественным обликом смешанной династической расы». Именно этот класс сыграл одну из центральных ролей в формировании древнейших цивилизаций мира», что и позволяет говорить об «арменоидном расселении в предысторическое время». Антрополог Г.Смит, изучая мумии IV династии (обл. Великих Пирамид в Гизе), поразился обилию европеоидных черт у останков усопших фараонов. Коллега и сподвижник Смита – Д.Э.Дэрри свидетельствовал: «Строители пирамид принадлежали к совершенно другой расе, нежели народ, чьими потомками они считались до сих пор … определённо, они не могли прийти с юга (из Африки; прим. С.Н.), т.к. у них не наблюдалось никаких негроидных признаков…». Что подтверждают и ведущие учёные Граварда, Кембриджа (научные конференции по арменоведению 1997 г.) и др. Мойшезон Б., см. ст. «Арменоиды – аристократия древности», журнал «Народ и Земля», Иерусалим; журнал «Ной». Климишин И. «Календарь и хронология», с.158-159. Косидовский З. «Когда солнце было богом», с. 321-329. Щербаков В. «Все об Атлантиде», с. 36-39, 53, 81, 131, 132. Также, см. труды И. Донелли, Т. Хеердала («Экспедиция на «Ра» и др.), М. Стингла, М. Стирлинга, и мн.др.. См. сноску автора об Амалеках.
(3) Монтэ П. «Египет Рамсесов», с.16.
(4) Эта традиция была перенесена далее на герб Армянской ССР – на нем была изображена виноградная гроздь и лоза на фоне горы Арарат. Википедия.
(5) Большое впечатление производят раскопки крепости Тейшебаини (один из отдалённых городов Урарту). Среди хозяйственных построек были найдены и винные залы. Это удлиненные помещения, в земляной пол которых врыты огромные кувшины, их емкость около 800-тыс. литров каждый. Таких кувшинов было найдено около 400 штук. Раскопки показали, что 7 кладовых темные и сырые (т.к. рядом найдено множество светильников) и только одна светлая – восьмая, во втором этаже.
В ней хранились сладкие сорта вин, по древней технологии, подвергавшиеся солнечной обработке. Карасы стояли стройными рядами, а между ними был проход. На «плечах» сосудов наносились знаки емкости (емкость отмечалось в мерах «акарки» – т.е. 240 литров, и «теруси» – 1/10 или 1/9 часть «а-карки»). Большинство маркировок емкостей написаны иероглифами, а часть из них клинописью, но есть и двойные записи. При раскопках винных закромов нашли так же достаточное количество остатков винограда различных сортов, а также изюма и кишмиша.
При двух центральных кладовых было специальное помещение для сосудов – т.е. склад больших красных, лощеных кувшинов с одной ручкой (и при них сложенные чаши и плошки для питья). Их оказалось более 1300 сосудов, из них более сотни абсолютно целые. Пиотровский «Кармир-Блур», с. 3-4. Мурацян «Георг Марзпетуни», с.372.
(6) Карасы – древние армянские винные и пивные кувшины, достигающие человеческого роста и даже больше. Армения, цитадель Тейшебаини, VIII в. до н.э. Пиотровский Б. «Кармир-Блур», с.8-9; иллюстрации 8,11,15,62-67,112.
(7) Агаян Ц. «Россия в судьбах армян и Армении», с.12.
(8) Прототип современных бальзамов и глинтвейнов. С древности, у армян само вино насчитывало множество лечебных сортов и винно-лечебных снадобий («гини» – древ. арм.) – желче и мочегонное, «напит», «мутам», «май эл йанап», «варах», «ca(h)нa», «тлавагар», «гахвай» и т.п.. Во врачебно-лечебном арсенале было специальное медицинское «черное вино» («шарапи эрахани» – древ. арм.) – с травами и кореньями Прототип современных бальзамов и глинтвейнов. лечебных винных лечебных напитков, было в употреблении, сгущенное, нескольких видов вино, уваренное до 1/з от первоначального объема – («h)ин гини», «пухтачавш-гини» – древ. арм.). Использовались врачами-бжшкапетами специальные снадобья вареные в вине травы. Например, корень мать и мачехи вареный в вине помогал изгнать плод и послед при внутриутробной смерти плода и т.д.. Амасиаци А. «Ненужное для неучей», с. 95-96; §407; с. 291 §§1818, 1819, с.462 §§3088, 3091, с. 495 §3319.
Сагокосов М. «К вопросу о напитках», с.32
Источники:
1) Абрамян А. «Рукописные сокровища Матенадарана, с. 82-92.
2) Амасиаци А. «Ненужное для неучей», с.,6,39 п. 39; с.49 п. 107; с.95; с.221 п. 131;, с.297 п.1857; с.327 п. 2057; с.293, пар. 1830.
3) БСЭ, т. Ш, с.76.
7) Дульян С., Асланян А. «Знакомьтесь Армения», Ереван, «Айастан», 1972, с.14, 90-92,118-119.
8) Климишин И. «Календарь и хронология», с.158-159.
9) Косидовский З. «Когда солнце было богом», с. 321-329.
10) Монтэ П. «Египет Рамсесов», АН СССР («По следам исчезнувших цивилизаций»), М., «Наука», 1989, с.16.
11) Мойшезон Б., см. ст. «Арменоиды – аристократия древности», журнал «Народ и Земля», Иерусалим, № 1, 3, 1984,1985; журнал «Ной».
13) Николов Э., Нечев Ц. «О чумных эпидемиях на болгарской земле на протяжении XV-XIX веков», с. 77.
14) Поршекян Х. «Устное народное творчество армян Нор-Нахичевана», с. 13.
15) Простосердов «Диетические и лечебные свойства виноградного вина», Новочерк., 1993, с.41, 44,48-49,54.
16) Пиотровский Б. «Кармир-Блур», с. 3-4 с.3-4,8-9; иллюстр.8,11,15,62-67,112.
17) «Путеводитель Государственного Исторического Музея Армении», АН Арм.ССР, Ереван, 1963, с.41.
19) Сагокосов М. «К вопросу о напитках», с. 18,21,32.
20) Шагинян Ш., Назинян А.И.. «Доброе слово, что весенний день», с. 13-15.
21) Щербаков В. «Все об Атлантиде», с. 36-39, 53, 81, 131, 132.
Респонденты:
1.Вилик Бабаян (Армения).
2.Настоятель ААЦ «Сурб Аствацацин» («Пресвятой Богородицы») тер Ананиа (Бабаян), Россия, Ростовская обл., с. Большие Салы).
Pingback: Целебное винопитие - Традиции Древней Армении - Вне Строк