Зороастризм: история и современность

Куб Заратустры — зороастрийское святилище огня, г. Персеполис, Иран / Kamyar Adl

Зороастризм — одна из древнейших религий на земле, которую исповедовало древнее население Ирана. Зороастризм содержит в себе элементы мировых религий: также, как в авраамистических религиях, имеется свой пророк по имени Заратустра (Зороастр), свое священное писание Авеста и свой бог по имени Ахура Мазда. В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний, а также постоянная борьба добра со злом.

В Архаичный период, время жизни пророка Заратустры (до 558 до нашей эры), зороастризм распространялся устно, благодаря активным проповедям пророка, его учеников и последователей. Несмотря на то, что зороастризм определяет себя как наднациональную религию, проповеди зороастрийцев редко выходили за пределы ираноязычных поселений, а если и выходили, то обязательно вкупе с иранизацией местного населения. Поэтому среди мало-мальски больших общин зороастрийцев вне Ирана можно было назвать только тюркоязычное население Средней Азии и Каппадокии и некоторых древних армян до принятия Арменией христианства.

С образованием первой империи персов, а именно, Ахеменидской державы (558—330 до нашей эры) начали появляться первые письменные источники зороастрийской религии. Правда, из-за походов Александра Македонского и, как следствие, установления эллинизма, зороастризм потерял свои позиции, но в период правления Сасанидов (226—652 нашей эры) был заново возрожден и приобрел статус первой в мире государственной религии.

При Сасанидах зороастризм достиг пика своего расцвета и имел своих последователей даже среди арабов (прежде всего среди потомков персидских солдат). Стать зороастрийцем мог практически любой желающий, вне зависимости от классовой, этнической или языковой принадлежности. Казалось бы, что у зороастризма есть потенциал стать мировой религией, однако этому не суждено было произойти: из-за своей сильной политизированности, связей с сасанидской верхушкой, проповедь зороастризма воспринималась другими народами как захватнические планы.

Зороастризм, древнейшая национальная религия персов, существует на территории современного Ирана лишь как формальная религия меньшинства. Как так вышло, что иранцы сменили так сильно укоренившуюся в их сознании и культуре религию на ислам? 

Все началось с арабского завоевания 652 года, которое продолжалось очень долгий исторический период времени и привело в итоге к исламизации Ирана. Гонения на зороастрийцев, жесткие нормы шариата, карающие всех немусульман смертной казнью, а также стремление сохранить свою культурно-религиозную идентичность привели тому, что после падения сасанидской династии многие последователи Заратустры эмигрировали из Ирана и обосновались в Индии.

Община зороастрийцев в Индии: парсы. В Индии парсы быстро оказались вовлечены в индийскую кастовую систему в качестве одной из замкнутых религиозных групп. Они не признают возможность обращения в зороастризм кого-либо, чьи родители не зороастрийцы. Парсы создали первую политическую партию Индии, первую фондовую биржу, первый сталелитейный завод, первый университет, первую общественную больницу, газету, печатную машину и киностудию. 

Как большинство стало меньшинством в своей же стране. Оставшимся в Иране зороастрийцам тысячелетиями после исламизации приходилось терпеть дискриминации и насилие. И только в наше время они получили некоторую свободу и право называться официальным религиозным меньшинством, этноконфессиональной группой. Сегодня духовным центром зороастризма в Иране считается город Йезд, в окрестностях которого до сих пор сохраняются зороастрийские деревни. 

Естественно, в современном шиитском Иране невозможно ни развитие, ни проповедническая деятельность зороастризма, поэтому зороастрийцы Ирана, которых называют гебры, объединяются за рубежом, в странах запада.

Интересно, что, в отличие от многих других религий, дети, рождённые в зороастрийских семьях, должны сознательно принять веру по достижении сознательного возраста (15 лет). Люди другого происхождения должны достичь 21 года. Окончательное решение о готовности человека принять зороастризм принимает священник (мобед), проводящий обряд посвящения — обязательную личную беседу и знание новообращённым основ культа на персидском языке. 

Гебры наряду с парсами — одно из двух последних в мире сообществ, сохранивших эту религию. Согласно официальным данным по состоянию на 2012 год, примерное количество приверженцев зороастризма в мире составляет менее 100 тысяч человек, около 70 тысяч из которых находится в Индии. В эмиграции парсы и иранские зороастрийцы, ввиду долгой изоляции друг от друга, сохраняют обособленность друг от друга и не стремятся сливаться, хотя существуют общезороастрийские движения, стремящиеся преодолеть этнический раскол.   

Eleonora Sargsyan armat.im

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top