Аратта – горная страна, которая появляется в шумерских мифах, определенных различными учеными как Арарат – Айрарат – Историческая Армения. Аратта считалась святым местом (дом богини Инанны, аналог Иштар, Астхик, а иногда и Анаит) [6] [7] [8], известной: металлургией, каменной кладкой, золотом, серебром и драгоценными голубыми азуритными камнями.
С древности Армения была известна лучшим качеством этих минеральных камней, которые называются Лапис Арменус, также известный как армянский камень в естественной истории. Lapis Armenus – это разновидность драгоценного голубого азуритового камня, почти идентичного азуриту, известному как лазурит, иногда используется взаимозаменяемо [9] [10], но отличается более тонкой структурой, иногда содержащей зеленоватые оттенки.
В энциклопедии 1816 года Пертшенсис отмечает, что армянский камень «был в древности привезен из Армении в Европу». Эмануэль Мендес да Кошта (1757) описывает его: «элегантный яркий или ясный синий цвет, иногда более глубокий иногда бледно-голубой, а иногда и зеленоватый оттенок». [11] Синий азурит исключительно глубокий и ясно, и по этой причине минерал, как правило, ассоциируется с древностью с глубоким синим цветом пустыни с низкой влажностью и зимним небом.
Лапис Арменус был высоко оценен в древности, и были предприняты попытки искусственно воссоздать его. Шумерский царь Энмеркар (около 2100 г. до н.э.) в эпосе «Энмеркар и правитель Аратты» молится божеству Инанне, прося ее принести ему драгоценные материалы из Аратты, в том числе азуритные голубые камни, называемые «за-джин» в шумерских эпосах. [ 12]
«Моя сестра, пусть Аратта украсит золотом и серебром от моего имени для Унуга. Позвольте им вырезать безупречный [za-gin] (Azurite) из блоков »…« Пусть люди Аратты принесут мне горные камни с их горы, построят великую святыню для меня, воздвигшую великую обитель для меня … »
Джон Хилл (1748) в своей работе над минералами дает исторический рассказ об армянском камне, описывая его следующим образом:
«Великолепный цвет для живописи, был в высшем уважении как таковой среди древних. Теофраст записал ее, с. 130. что это было достойно места в египетских летописях, у которых у их царей была честь изобретать находчивый вид: и что это была субстанция этой ценности, что подарки были сделаны великим людям; и что финикийцы вложили в нее свою дань ». [13]
Некоторым греческим писателям он также был известен как «kuanos» (κυανός: «темно-синий», корень английского голубого) и латинский «caeruleum nativum» (родной синий или голубой), обычно смешанный с зелеными элементами (Chrysocolla). [ 13] Теофраст (приблизительно 315 г. до н.э.) подтверждает, что «коренной куанос» (или Лапис Арменус) имеет в нем «Хризоколлу», которая для древних была зеленым оксидом меди [14]. Обращаясь к армянскому камню Плиний Старший (1 в. Н.э.) в своей Естественной Истории описывает его обработку следующим образом:
«Хризоколла окрашивалась с помощью «оробита». Оробит бывает двух видов: очищенный и естественный. Очищенный оробит, хранится для изготовления лома и жидкости, причем шарики растворяются для использования путем испарения.
Оба эти вида подготовлены на Кипре, но наиболее уважаемым является тот, который был сделан в Армении, а следующая лучше всего в Македонии, но именно Испания производит больше всего.
Превосходство армянского вида заключается в том, что он производит точно оттенок кукурузы, как свежая зелень. До сих пор мы видели, что в спектаклях, выставленных Императором Нероном, арена Цирка, полностью отшлифованная хризоколом, когда сам принц, одетый в платье того же цвета, собирался выставить в качестве колесничего »[ 15]
Классический автор Витрувий (1 век до н.э.) перечисляет армянский камень по имени Армениум и Плиний (77АД), который перечисляет это среди его «цветочных» цветов (при массивных 300 сестерцитах за фунт). [16] В 1759 году книга «Современная часть всемирной истории» авторы упоминают Лапис Арменус, чьи жилы «естественно представляют собой цветы, деревья, горы и реки». И из него изготавливаются столы и другие украшения. [17] Феофил (1847) в своей работе также упоминает свое декоративное использование:
«Глубокий синий,«Лапис Арменус» или циан, даже теперь вырезан для украшений; некоторые из них настолько напоминают сапфир или лазурит, что только при испытании огня, который разрушает синий цвет карбоната меди, эти два вида следует различать »[14].
Azurite Lapis Armenus часто встречается в сочетании с другим карбонатом меди; Малахит [18] также известен как зеленый лазурит (также идентифицированный с латинским хризоколом) [19]. Шумерский эпос «Лугалбанда и птица Анзуда» упоминает малахит в Арреате:
«Зубья Аратты имеют зеленый лазурит, его стены и возвышающаяся кирпичная кладка ярко-красные, их кирпичная глина состоит из оловянного камня, выкопанного в горах, где растет кипарис». [20]
Классические историки до сих пор помнят эти древние копи. Римский врач Педаний Диоскорид (1-й век нашей эры) говорит, что «самый лучший из Армении – лучший из Македонии, а после этого – Кипр, но этот минерал сегодня нигде не получен». [21] чтобы быть использованным для окраски древнекитайского фарфора. [22] Армянский азурит был использован в качестве пигмента уже в четвертой династии в Египте. Это, без сомнения, самый важный синий пигмент в европейской живописи с пятнадцатого по середину семнадцатого века. Картины того периода содержат больше ультрамарина, сделанного из lapis Armenus, чем из любого другого вещества. [29]
От Армении до Вавилона
Метод транспортировки «камней горы» из Аратты до Урука и транспортировки зерна из Урука в Аратту, как описано в шумерских мифах, по-видимому, согласуется с такой историей торговли между Армянским нагорьем и районами на юге, а именно лодка из Аратты к югу и кожа из Урука к северу. Обширная торговля между Арменией и Вавилоном была хорошо известна в древнем мире. Греческий историк Геродот (около 450 г. до н.э.) в своей работе «Истории»: I: 194 содержит некоторые сведения о грузовых перевозках между Арменией и Вавилоном:
«Но величайшее чудо всех вещей на земле после самого города, на мой взгляд, это то, о чем я собираюсь рассказать: их лодки, которые идут по реке в Вавилон, круглые и сделаны из кожи.
Они делают ребра для лодок из ивы, которые они добывают в своей земле армян, живущих выше ассирийцев, а вокруг ребер, снаружи, они протягивают шкуры, которые служат в качестве корпуса.
Натянутая кожа не влияет на плавучесть и делает лодку как щит. После всего они укладывают всю лодку соломой и трамбуют ее, чтобы она не мешала полной загрузке. По большей части эти лодки перевозят бочки наполненные вином.
Лодка держится прямо двумя веслами, которые управляются рулевыми, стоящими в вертикальном положении, передний рулевой работает веслом направляя лодку, а задний рулевой толкает лодку.
Некоторые из бочек очень большого размера, некоторые поменьше, причем наибольшие из них имеют вес в пять тысяч талантов; и у каждой из них есть поддон.
По прибытию в Вавилон, после разгрузки, они продают на аукционах деревянные ребра лодки и всю солому.
Обратно в Армению они отплывают на лодке только из шкур. Из-за сильного течения реки невозможно каким-либо образом отплыть, и по этой причине они делают свои лодки не из древесины, а из шкур.
Затем, когда они возвращаются назад в Армению, они делают другие лодки таким же образом».
Целебная сила Лаписа Арменус
Лапис Арменусу часто приписывали лекарственные, а иногда и магические способности. Среди многих других вещей ляпис Арменус использовался для лечения депрессии, словой болезни, астмы, проблем с почками, инфекций и меланхолии. [24]
В медицине, согласно Доктору Грю (1757), «он очень отмечен некоторыми не только своей невинной и самой легкой, но и наиболее эффективной деятельностью при таких заболеваниях, которые должны зависеть от меланхолии» [ 11].
Николас Мерипса считает его одним из лучших средств защиты в своей книге «Антидотис»: «И если это не будет служить (говорит Расис), то остается ничего, кроме Лаписа Армениуса и самого себя». [25] Аналогичным образом Исидоа Козьминская (2012) в своей недавней книге «Кристаллы, драгоценности, камни: магия и наука» описывает некоторые из его медицинских свойств:
«Lapis Armenus, или Armenian Stone, – это карбонат меди, используемый в качестве лекарственного средства против инфекции. В арабских книгах говорится, что применение этого вещества будет удерживать свою власть в течение 10 лет.
В Восточной медицине это метод давно используется в качестве защиты от холеры, и было отмечено, что работники медных шахт пользуются иммунитетом от этой болезни. Лапис Арменус, как и все медные композиции, находится под властью планеты Венера ». [26]
Бертон (1871) рассказывает, что врачи высоко ценят это вещество:
«Добрый Александр» (говорит Гианерус) «так был уверен в этом лекарстве, что он думал, что все меланхолические страсти могут быть излечены им; и я, со своей стороны, часто счастливо использовал его и никогда не обманывался в его действии».
Подобное можно сказать о лазури, хотя оно несколько слабее другого. Garcias ab Horto, hist. Lib. 1. колпачок. 65. считает, что врачи мавров знакомят его со всеми меланхолическими страстями и Маттиолусом. Lib. 3. хвастовства того счастливого успеха, который он все еще имел в управлении им ». [25]
В арабском мире Лапис Арменус был знаменито использован врачами как средство или естественное лечение от головокружения, меланхолии и эпилепсии. Лапис Арменус был хорошо известен арабам под названием «Hajer Armeny», и их медицинские писатели описывают его довольно точно.
Ибн Бейтар утверждает, что если правильно подготовиться, это не спровоцирует тошноту, в противном случае будут побочные действия. Считалось, что он действует, как чрезмерное желчегонное средство, и должен рассматриваться как эффективное средство для желчных расстройств, столь распространенных в теплом климате.
«Голубой амулет» против головокружения, меланхолии и эпилепсии может состоять из следующих ингредиентов: стружки из рога лося и из человеческого черепа, которые должны быть в виде порошка, экскременты павлина, белого агата, лазурита или lapis Armenus, из которых достаточно было использовать, чтобы дать нужный голубой оттенок.
Затем всю массу нужно размягчить и добавить смолу трагаканта, чтобы придать вид сердечных таблеток, которые нужно высушивать. Эти амулеты должны были носить на шее или в руке, иногда они были заключены в маленький сосуд из серебра или красного сандалового дерева и подвешены к шее.
Что касается времени, в течение которого различные препараты сохраняли свою силу, Браунфелс (Braunfels, 1997) утверждает, что, по мнению арабских врачей, действие lapis Armenus продолжалось десять лет, в то время как лазурит мог сохраниться только около трех лет.
[28] Плиний также упоминает голубой азуритный пигмент из Армении, который использовался «в медицине для питания волос, и особенно ресниц» (NH 35:28) [19] Врачи выбирали лапис Арменус, синий, негранулированный и легко измельченный. [21]
Источники:
[1] Kavoukjian M. (1978) Armenia, Subartu and Sumer
[2] Nazaryan G. (2008) Armenian Highland
[3] Movsisyan A. Armenia in spiritual concepts of Ancient world. Armenological Encyclopedia
[4] Artak Movsisyan (1992) Aratta: The ancient Kindgom of Armenia, Yerevan
[5] Artak Movsisyan (2001) Aratta: Land of the Sacred Law, Yerevan
[6] Boyce, Mary (1982), A History of Zoroastrianism, Vol. II, Leiden/Köln: Brill
[7] Cumont, Franz (1926), “Anahita”, in Hastings, James, Encyclopedia of Religion and Ethics 1, Edinburgh: T. & T. Clark
[8] Lommel, Herman (1927), Die Yašts des Awesta, Göttingen-Leipzig: Vandenhoeck & Ruprecht/JC Hinrich
s[9] George Perkins Merrill, Margaret W. Moodey, Edgar Theodore Wherry (1922) Handbook and Descriptive Catalogue of the Collections of Gems and Precious Stones in the United States National Museum, Issues 118-120
[10] 1998 Webster’s
[11] Emanuel Mendes da Costa, (1757). A natural history of fossils
[12] Enmerkar and the lord of Aratta, ETCSLtranslation : t.1.8.2.3
[13] John Hill, Thomas Osborne, (1748) A General Natural History Or, New and Accurate Descriptions of the Animals, Vegetables, and Minerals, of the Different Parts of the World
[14] Theophilus (1847), Theophili, qui et Rugerus, presbyteri et monachi, libri III. de diversis artibus: seu, Diversarum artium schedula
[15] Pliny the Elder, ( 1st c. AD ) The Natural History, Chap: 27
[16] Valentine Walsh, Tracey Chaplin (2008), Pigment Compendium: A Dictionary and Optical Microscopy of Historical Pigments, Routledge
[17] S. Richardson, T. Osborne, C. Hitch, A. Millar, John Rivington, S. Crowder, P. Davey and B. Law, T. Longman, and C. Ware, (1759) The Modern Part of an Universal History: From the Earliest Account of Time. Compiled from Original Writers. By the Authors of The Antient Part
[18] Dictionary of Traded Goods and Commodities, (1550-1820) British History Online
[19] George Robert Rapp (2009) Archaeomineralogy
[20] Enmerkar and the lord of Aratta, ETCSLtranslation : t.1.8.2.2
[21] Geological Society of America (1955), De Natura Fossilium: Textbook of Mineralogy
[22] Charles Alfred Speed Williams (1941), Chinese Symbolism and Art Motifs: An Alphabetical Compendium of Antique Legends and Beliefs, as Reflected in the Manners and Customs of the Chinese
[23] Herodotus (c.a. 450 BC) The Histories: I:194
[24] C.J. Duffin, R.T.J. Moody, C. Gardner-Thorpe, (2013) A History of Geology and Medicine
[25] Robert Burton (1871), The Anatomy of Melancholy, what it is: With All the Kinds, Causes, Symptons, Prognostics, and Several Cures of it, Volume 2
[26] Isidore Kozminsky, (2012), Crystals, Jewels, Stones: Magic & Science
[27] J.J. Kent, 2004
[28] George Frederick Kunz, (1997) The Magic of Jewels and Charms