Древние источники о Древней Армении

миниатюра: www.h-pem.com

Большое число древних источников (клинописные, иероглифические, т.н. “алфавитные”/каменные плиты билингвы и трилингвы) содержат сведения об Армении. В дошедших до нас отрывках-переводах античных авторов, в источниках Армении и Византии есть, редкие сведения, касающиеся непосредственно Армении.

Так, летописец-Беросс (IV-III в.в. до н. э./ 300-250 г.г. до н.э.) – современник А.Македонского, упоминает Армению в последней своей рукописи («История»). (1) Она охватывает период времени – от Всемирного Потопа до правления царя-завоевателя Тиглатпаласара III. (2)

Особенно интересна вавилонская история жреца Беросса о периоде Всемирного Потопа. Являясь жрецом храма бога Мардука, он был участником самых тайных мистерий и посвящений, имел доступ к самым тайным храмовым архивам.

Его свидетельства рассказанные, другим лицам, уникальны. Ученый Абиден/Абиденос/ (Греция) так описал его рассказы о до-Потопных событиях и сам Потоп: «Крон открыл Сисифросу, что будет Потоп на 15й-день (2-го месяца) и приказал собрать все письмена в Сиппаре (город бога Солнца-Шамаша). Сисифрокс все так и исполнил, немедленно отплыв затем в АРМЕНИЮ…и объявил людям в Ковчеге, что они находятся в АРМЕНИИ…

Корабль продолжил плавание и закончил в Земле Армян. Жители этой страны были награждены полезным лекарством из корабельной древесины». А в историч. версии из источн. Месопотамии о «истории Потопа» сказано, что Ковчег «Праведного Ноя» останавливается в Армении на горе Арарат, находящейся к северу от Харрана».

Армения в источниках известна и как страна Халдея (по имени языч. божества ХАЛДИ/царство Шумер/ в Библии Сен-ААР/. Абиден также оставил необычные сведения о Халдее, 1-ых правителях Халдеи («Абиден о 1-ых халдейских царях»:

«Вот что касается рассказа о халдейской мудрости. Итак, говорят, что Алор был 1-ым правителем земли Халдейской в качестве царя. Он утверждал, что провидение Господне назначило его пастырем [своего] народа, и он правил в течение 10 сар. А сар – это 3600 лет… Алапар правил после него, а затем Алмелон из города Павти-библон. Во время его правления 2-ой Анидост вышел из моря. [Он был существо] подобное Оанну, кот. имел вид полу-божественного героя. [Алмелону] наследовал Амменон, затем Аме-газар. След. пастырем был Даон (Дагон?). Во время его правления, 4 земноводных существа появились на земле, выйдя из моря: Иовдок, Эневгам, Эневбог и Анемент. Анодап [др. морское существо, появилось] во время правления Эдоресхона, правившего после [Даона]. Др.[цари] правили после него вплоть до Ксисутриса». (3)

  • 1 Алор 10 сар
  • 2 Алапар 3 сара
  • 3 Алмелон 13 сар
  • 4 Амменон 12 сар
  • 5 Амегалар 18 сар
  • 6 Даон 10 сар
  • 7 Эдованх 18 сар
  • 8 Амемпсин 10 сар
  • 9 Отиарт 8 сар
  • 10 Ксисутр 18 сар (по кн. Александра Полихистора).

Историк-еврей Иосиф Флавий «Иудейский» (I в. н.э.; «Иуд. война», «Иуд. древности») сохранил и переписал свидетельства жреца Беросса. Есть и уникальная повесть христиан-коптов (ДО-магометанский период) – «История царя АРМЕНОСА». В Матенадаране есть др. переводы с древ. евр. языка на грабар.

Сохранились и т.н. «Каменные Книги» – древ. арм. «ПОБЕДНЫЕ ЗАПИСИ» (подобные им, ранее были найдены в царстве Айрарат/Урарту/ и др.). Их ещё называют «каменные тетради древ. арм. народа». Царь Парфии – Вардан Аршакид победив врагов, оставил подобную запись в «Каменной тетради».

По древ. рим. историку Тациту: «Вардан, после ряда удачных сражений, покорил народы, обитавшие между названной рекой (р. Эриду, С.Н.) и рекой Синдом…и…установив памятники…начертал на них надписи, возвещавшие о его могуществе и о том, что ни один Арсакид (Аршакид) до него не облагал эти племена данью».

Об айраратцах/урарты/ и др. родственных арм. племенах пишут антич. источники – Гомер, Эсхил, Еврипид, Фрол и пр. Вергилий отметил Армению в оде IX «К Вальгию»: «…и АРМ. ЗЕМЛЯ…не круглый год покрыта неподвижным льдом». Армяне как персонажи-путешественники есть в знаменитых греч. мифах! По Страбону:

«По преданию, Иассон (Яссон; С.Н.)…вместе с ФЕСАЛЛИЙЦЕМ АРМЕНОМ, проник вплоть до Каспийского моря, посетил Иберию (Колхида), Албанию и БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ АРМЕНИИ и Мидии…АРМЕН ПРОИСХОДИЛ из АРМЕНИЯ (города, находящ. близ оз. Бебеиды/ ныне это о. Карла/; С.Н.) …ОН даже ОСТАВИЛ ОДНОИМЁННУЮ с НИМ АРМЕНИЮ» (см. Аполлоний Родосский «Аргонавтика», III в. до н. э., «Мет.» 7:1).

Советс. палеограф С. Ковалевский, ссылаясь на Страбона и пр. антич. авторов, писал, что прим. 3.500 л. назад «Каспийское море соединялось с Азовским по Маныческому проливу…по долине р. Волги вплоть до Балтийского моря, с кот. оно соединялось широким проливом, и такое положение сохранялось ещё 2.500 л. назад», т.е. это времена аргонавтов!

Один из больших рек-притоков реки Кубань назывался ВАРДАН-река. Антич. историки Гекатей Милетский, Псевдо-Скилак Кариандский, Ксенофонт и др. называли айраратцев/урартов/ (предки армян) халибами, халибоями, алАРодами и пр. Согласно им, древ. армяне 1-ые открыли железо, работали с ним. Аполоний Родосский/«Аргонавтика»:

«375. …там ХАЛИБЫ, ЛЮДИ ТРУДА, проживают, а заняты делом железным».

О армено-халибах пишет и Аммиан Марцелин (333-391 по Р.Х.) «Деяния»: «…халибы…1-ые стали добывать и выковывать железо»! Исследователь З.Косидовский сообщает об одном арм. племени: «Где-то в АРМ. ГОРАХ жило племя Кизвадан, кот. в ХIV в. до н.э. научилось выплавлять железо

Оно нашло способ дешёвого изготовления железа, да ещё в большом количестве» (t плавл. 1539 гр.)!!! Историк-француз А.Жорде отмечал, что надо искать «металлы в АРМЕНИИ» (см. Ж.Морган, Дикшит, Ф.Энгельс, Фрэнкфорт, З.Косидовский, Б.Немировский, Б.Мошезон, Г.Смит, Д.Ролл, У.Олбрайт, Р.Форбс, Г.Френкфорт и мн. др.). У.Олбрайт писал, что, по смыслу можно предположить, что бог Вавилона Нин-урта это и есть «повелитель Армении» (т.е. «повелитель Айрарата/Урарту»!).

Русский учёный РПЦ теолог-богослов ахримандрит Никифор на основании выжимки из мн. древ. источников, отмечает: «МЕСОПОТАМIЯ (Втор. XXIII, 4) – междуръчная страна, иначе ПАДАНЪ-АРАМЪ, или ДОЛИНА АРАМА. Названiе страны, лежащей между Тигромъ и Евфратомъ и особенно сев-вост. части оной…была первымъ мъстопребыванiемъ людей прежде и послъ потопа и граничила къ сев. съ Арменiею, къ вост. Асирiею, къ югу Аравiею, и къ зап. Сириiею и обнимала собою всю настоящую обл. Эль-Хезиръ Азiятской Турцiи».

ЯкосънамиБогъ/СлаваБогузався.

Наталья Соболь Из неизданного “Про армянскую историю, еду и не только…”

КОММЕНТАРИИ:

(1) Жрец высшего ранга из Вавилонского храма бога Мардука, один из т.н. «великих посвящённых», знаменитый ученый древности, медик, историк, астроном, архитектор, автор мн. трудов. 3-х-томник «Вавилоника», «Мудрость о мифах», «История Месопотамии», «История».

(2) Тиглатпаласар III (ассир. Тукульти-апал-Эшарра-ассир., т.е. – «Защити наследника, Эшарра»; “Феглафелласар”/ “Фул”-библ.) царь Ассирии (ок. 745-727 г.г. до н. э.). Покорил Мидию, Арпад (царь Матиэль), Айрарат (“Урарту”-с ассир.; царь Сардури II), Сури/Демешех (Сирия/Дамаск) гос-ва Палестины, Финикию, Тир, Библ, Израиль и др. «Анналы Тиглатпаласара». “Энциклопед. словарь Брокгауза и Ефрона”//Тураев Б. А. Тиглатпалассар //, в 86 т. (82 т. и 4 доп.), СПб., 1890-1907.

(3) “Ксисутрос”-/”Ксисутр”/”Ξίσουθρος”/Xisouthros-древ. греч./ (“Зиудсудра”-аггад-евр.; “Атрахасис”-вавилон-шум.; “Утнапиштим”-ассир.) – т.е. «Превосходящий Мудростью», герой повествования о потопе в Шумере (прим. III тыс. л. до н. э.. Он 9-й и последний До-династический царь легендарного периода до Великого Потопа. Емельянов В. “Мифологема потопа и шумерская…”, Вып. 6, 232-293. Крамер С. “История начинается в Шумере”.

ИСТОЧНИКИ:

Абрамян А. «Рукописные сокровища …», с.28-44. Айвазян С. «История России …», с.50-65. Бойко С. «Загадки…», с.15. «Б.С.Э., т.1, с. 254». «Б.Э», с.471. А.Марцеллин «Деяния», кн. ХХII, 8,20. Гораций «Оды», кн. II. Дульян С., Асланян А. «Знакомьтесь, Армения», с.107-108. Емельянов В. “Мифологема потопа и шумерск. историография//Петербург. востоковедение”, СПб., 1994, Вып. № 6, с.232-293. «История царя Арменоса», с. 405. Кесарийский Е. Соч. за 1918 г., с.15-18,24-25. Кондратов А. «Атлантиды моря Тетис», с.147-154. Ковалевский С. «Лик Каспия», монография. Косидовский З. «Библейские сказания …», с.167. Он же «Когда солнце было богом», с.321-329. Крамер С. “История начинается в Шумере”, 2-е изд., М., 1991. Монтэ П. «Египет Рамсесов», с.60. Опарин А. «История рабства…», гл.7. «География», IV, 8. Тацит «Анналы», XI кн. Псевдо-Скилак Кариандский «История/Азия», 88. Шнабель П. (за 1923г., с.250-275). Флавий И. (за 1961 г., с.472-47; за 1976 г., с.54-55). Флавий Филострат Младш. «Картины», ок. 170-247 г.г., 7:11. nauka. Bible. com.na|bessmertie|2-07.htm Berossos. Babyloniaka // Schnabel P. Beross und die babylonish-hellenistische Literatur. – Leipzig; Berlin: Teubner, 1923, s. 249-275. Eusebius. Die Chronik des Eusebius aus dem armenischen übersetzt/Heraiisgeg J. Karst. – Leipzig, 1911.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top