Опубликовано: 16 ноября, 2021 в 15:19

Кеты Севера — Кто они — Арменоидный след — Наталья Соболь

Загадка этногенеза народа КЕТОВ пока не раскрыта. Из истории древ. мира нам известно, что кеты — это автономная «народность в Мал.Азии».

О них писал Ксенофонт («Анабасис») и др. Племена и народы арменоидов, (вкл. и кетов) «вели активную торговлю, поддерживали культурные связи со скандинавскими, балканскими, кавказскими и сибирскими народами», по крайней мере, со времён перс. полководца Мардония (490-е г.г. до н.э.).

По Вассоевичу — шумерийский/шумерский («сен-ААР-ский.) язык родственен урало-алтайским и угорским языкам. А «БСЭ» и вовсе показывает необычные параллели. Речь идёт о языке этого далёкого и древнего племени православных кетов (енсейцы-остяки), живущего на сев.

России (Красноярский край). Кеты занимают строго изолированное языковое положение среди своих соседей и пр. населения сев. Азии. «Ак. Н.Марр сделал ряд сопоставлений между кетским языком шумерским и хеттским». См. работы М.Кастрен, Н.Каргер, ак. Н. Марр и мн. др.

У женщин кетов преобладает гапло-группа U4, напрямую связывающая нацию с ИНДОЕВРОПЕЙЦАМИ. В зависимости от местожительства по отношению к течению реки Енисей, сами кеты называют себя «низовскими» — т.е. т.е. «пгыуырец» и «ВЕРХ-овскими» — «у-ТЭР-ец» («тер»-древ.арм., в переводе — «верховный»/«первый»/«старший»). Кетский язык занимает сугубо изолированное положение и не входит ни в одну родственную группу языков Сев. Азии.

В нём присутствуют словарные параллели из самодийских, финно-УГОР-ских и русского языков (Bouda, 1957 г.). Язык китов схож с южно-сибирскими группами УГРОВ (см. И. Георги и Гмелина). С юж. кетами есть близость хозяйственного и культурно-бытового уклада у енисейских и обских остяков (угры).

Последние – это локальная группа, тяготеющая генетически к некоторым юж. сибирским народам. Самая юж. группа из ИНБАТ-ского зимовья – известный род ЗЕ-МШАКН (народ зе-МШАК-и), жившие в низовья и устье Подкаменной Тунгуски.

В бассейне Сред. Енисея, кеты известны уже как АРИНЫ, АСАНЫ, ЯС-тынцы, буклинцы (б-АЙ-котовцы), котты, ТАН-ковцы. Есть интересные особенности захоронения у племени таг-АРЦ-ев: срубные погребальные камеры с большим количеством костяков.

Враждебное кетам племя —это КИЛИКИ (Анучин, 1914, стр. 4). О народе л-АЦ-АК-ы кетам было известно, что они живут на Язевой речке (сельск. лацакы), что волосы у них светлые и что женщины у них прежде закрывали лицо платком!

Территориальное название ассимилированной кетами группы селькупов, видимо, ХАЙ-БАД-ен. О. Тайер выступил с гипотезой о родстве кетского языка с БАСКСКИМ и ИБЕРИЙСКО-КАВАКЗСКИМИ (Tailleur, 1957). Было развито кузнечное мастерство у кетов.

По мнению А. П. Окладникова (1957, стр. 54), территория распространения редкой керамики совпадает с территорией расселения предков финно-угров (в частности, самодийцев). О культурных связях между обским и енисейским населением в I в. до н. э. и начале н. э. говорит очень интересное ажурное медное изображение лося, полученное С. И. Вайнштейном у местного населения пос. Сулом-АЙ. В Юж. Сибири есть волости: Верхне- и Нижне-ИМБАТ-ские, КАРС-кая, ещё есть приток КАН (см. М. Кастрен)

А в Пермском крае «бассейн р. Вычегды, верхней Камы и её притоков с Чусовой и Очером включительно…исконное население этой земли составляло финское племя пермь». Когда Г.Строганов строил город на правом берегу р. Камы он уважил местный народ и поэтому «назвал его…по туземному» КАН-г-КАР (1564 г.). По хроникам древнего Китая, задолго до пришлых китайцев эти были земли (в т.ч. северн. пограничье и далее) белокожих и рыжеволосых людей.

По сию пору ещё рождаются на сев. Китая, среди кыргизов и даже среди уйгуров блондины, светлорусые и рыжеволосые дети. На сегодняшний день северных кетов осталось всего 1.219 человек. Они — редкий, исчезающий малочисленный народ планеты, говорящий на исчезающем древнем языке. Так, в своё время полностью изчез древний язык, когда-то насильно отуреченного древнего народа «АРИНОВ»-европеоидов.
09.09.1996 г. был даже утверждён «Международный День коренных народов мира».

*** Традиционный P.S.: никого не хотела обидеть — лишь привожу собранные из разных источников тематические сведения, а решать вам. ЯкосънамиБОГЪ/СлаваБОГУзався.

Наталья Соболь Из неизданного «Про армянскую историю, еду и не только…» Редакция Вне Строк
.
ИСТОЧНИКИ:

Кеты — северные индейцы, спустившиеся со звезд Алексеенко Е. «Кеты. Историко-этнографические очерки»//монография, 1967. Долгих Б. «Кеты», Ирк.-М., 1934. Он же «Народы Сибири», М.-Л., 1956. Любавский М. «Русская колонизация», гл.XV. «Кавказ и Дон…», с.86. Ксенофонт «Анабасис», 7. VII, 8; 25. БСЭ», т. XXXII, с.242-243,358-359. Вассоевич А. «Духовный мир …», гл. 31-32. Gamkerelidre T., and Ivanov V. «The Early Histori of Indo-European (aka Aryan)Languages/Sccientific American, vol. 262, № 3, March 1990, p.p.110-116. Castren M. Vesuch einer Jenissei-ostjakischen u. Kottischen Sprachlehre nebst Worterverzeichnissen aus den geanannten Sprachen. Ramstedt G., Uber denUrsprung der sogenannten Jenissei-Ostjaken. Journal de la Societe Finno-ougrienne, Helsingfors, Bd XXIV. Немировский А. «Мифы и легенды …», с.70-72. Марр Н. «От шумеров и хеттов …». Немировский А. «Мифы и легенды …», с.220,224-225,231 233,234. Каргер Н. «Кеттско-енисейско-остяцкий язык», в.3. Schmidt M., Die Inschrift von Idalion und das kyprische Syllabar. Дягтерёва Т. «Пути развития …», кн. II, с.49-50,90. Перуцци Э. «Структура и язык …», № 3, с.25. Rabbi Abraham «Geigur». Георгиев В. «Исследования по …», с.143. Bugge S. «Etrskian und Armeniach – Christiania», 1890, 12. «Книга исторических …», с.96. Газета: «КП», о9.08.2016, с.7,8.




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.