Каср ибн Вардан – Храм четырех стихий в Сирии

Каср ибн Вардан - Храм четырех стихийЦерковь Каср ибн Вардан (Qasr Ibn Wardan) – ранневизантийский архитектурный ансамбль в Сирии, построенный в 561-564 гг. при правлении византийского императора Юстиниана I 1. Расположен в полупустынной местности к северо-востоку от Хамы.

Представляет собой руины огромного квадратного в плане двухэтажного дворца (на втором этаже находится главный купольный зал) и купольной базилики (коринфские капители с головами зверей по углам), ранее объединённых несохранившимся переходом.

К югу расположены руины квадратного в плане здания. Постройки сооружены в редкой для Сирии смешанной (камень и кирпич) технике кладки 2. По мнению экспертов комплекс был сооружён в рамках оборонительных соружений, включающих также замки Расафа и Халабие, в ожидании возможных нападений со стороны персидских Сасанидов.

Уникальный стиль Каср ибн Вардана заимствован непосредственно из Константинополя и не имеет аналогов в Сирии. Базальт для строительства дворца был завезён издалека, с севера (конкретное место не указано, по мнению авторов – из Армении), а мрамор для колонн и капителей был привезён из Апамеи. Назначение каждого помещения вырезано на камне.

Происхождение наименования

Лингвистический анализ наименования церкви и когнитивный искусствоведческий анализ ее базальтовой орнаментики показывают, что они имеют древнеармянское происхождение: 1) qasr (от арм. “ас” – “бог”3); 2) ibn (от арм. “бун”, “бнутюн” – “гнездо”, “основа”, “природа”); 3) распространенное армянское имя Вардан [Wardan] состоит из основ “war” [вар] и “dan” [тан, тун]; ср. “вардавар” (арм. “вард” – “роза”) – древний армянский праздник весны, воды, рождения, омовения 4.

Церковь Каср ибн Вардан (561-564гг.) в Сирии и храм Зварт(д)ноц (640-650гг.) в Армении характеризуются наличием одинакового семантического корня, что, по-видимому, не случайно. Следует учесть, что одно из армянских названий свастики – “вардан” (от протоармянского “вращающийся”), “халке” 5.

Кроме того, весьма схожи по стилю и мотивам орнаментики храма Звартноц и сирийского храма Вардана (в части сохранившейся базальтовой орнаментики). Их стиль и мотивы, по мнению авторов, имеют единое происхождение, генетически связаны с древними архаичными мотивами деяний первочеловека, громовержца и драконоборца Ваагна, которые были восстановлены путем строительства Айком храма знаний (господского обиталища) после переселения из Вавилона на родину Отцов.

Напомним, что храм знаний, а также территории древней Сирии и Палестины были переданы Айком в наследственное управление своему внуку – Кадму. Финикией и Киликией правили братья Кадма (Финик и Килик) 6. Сестру их, прекрасную Европу, похитил Зевс. Один из сыновей Европы от Зевса (Минас или Минос) стал правителем Крита.

Его именем названа Минойская цивилизация. Многие императоры, а также некоторые патриархы Византии по происхождению были из армянских корней, в частности из династии Ервандидов (семени Айка). Следует подчеркнуть, что на церемонии освящения колоссального храма Звартноц присутствовал византийский император Констант II (641-668 годы) 7.

Результаты искусствоведческого анализа декора, вырезанного на базальте Церкви Каср ибн Вардан, свидетельствуют о присутствии в них мотивов, характерных для традиционного армянского зодчества: дерево жизни, кресты и треугольники в квадрате и в прямоугольнике, символы солнца, восьмиконечные звезды и др. Изображение горы (дома) с шаром на вершине аналогично мотиву армянского наскального искусства.

Оно встречается в различных мотивах армянских ранних дохристианских и средневековых
христианских кресткамней. На декоре Церкви Каср ибн Вардан авторами выделена и интерпретирована символика, которая характеризует четыре основные силы стихий (воды, воздуха, огня и земли).

Эти символы гармонично встроены в рельефы крыльев крестов, олицетворяющих рождение первочеловека (рис. 2а). Очевидно, что сирийская церковь, как и храм Звартноц в Армении, была воздвигнута на руинах более древних храмов (храмов знаний). Базальтовые камни с орнаментикой использовались при строительстве как византийского, так и армянского архитектурных комплексов.

Колонны, стиль резьбы и семантика декора на руинах более древнего храма Церкви Каср ибн Вардан напоминают стиль и декор не только армянского храма Звартноц, но также Гегарда. Авторами выявлена когнитивная связь между символикой, характеризующей императора Юстиниана I, с древнеармянской орнаментальной традицией. На рисунке 1 приведены трансформированные изображения типично армянской восьмиконечной звезды – образа из восьми крыльев с растительными элементами с рельефными головами львов в центре из консульских диптихов (рис. 1а).

Восьмиконечная символика характеризует мозаичный портрет Юстиниана (рис. 1б) или Теодориха в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово, а также на медальоне (рис. 1в). Приведенные примеры, а также гипотеза о фракийском происхождение Юстиниана I подтверждают, что данный византийский император не греческого происхождения.

Авторы происхождение Юстиниана I связывают с армянской ветвью династии Тираса (отца Асканаза и Торгома). Это предположение согласуется с данными средневековых армянских историков, которые считали, что фракийцы пошли от Тираса.

Тирас в армянской традиции бог письменности и мудрости, отец основателей армянского дома. По данным Геродота, одно из фракийских (фригийских) племен говорило на языке сходным с армянским.

Рис. 1. (а) Консульские диптихи, показывающие полное имя Юстиниана с изображениями стилизованных восьмиконечных звезд с головами льва в середине, Константинополь, 521 г. (б) Мозаика из Сант-Аполлинаре-Нуово – раннехристианской базилики, Равенна, Италия, 505 г. (в) Византийская монета с изображением статуи Юстиниана 8

На изображении мозаики базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (Италия) три волхва (три восточных мудреца) во фригийских колпаках9 идут с дарами на поклонение к Иисусу (рис. 1д3). Их путь освещает восьмиконечная звезда (элемент древнего учения, который гармонично трансформировался в принципы, ценности и в символику христианства). Этот тип колпака, а также мотив восьмиконечной звезды характерен для мудрецов, магов, последователей учения Ваагна (или учения Тираса, от которого пошли фригийцы или фракийцы и ученики которого ввели в обиход данный тип шапки – шапки Тираса).

На монете сатрапа Ерванда (из династии Айказуни)10 также не случайно изображен фригийский колпак. Юстиниан использует символы, характерные для древнеармянской традиции, подчеркивая преемственность своего рода древним традициям. На одном из греческих артефактов (рис. 1г) изображены Елена и Парис с характерным для Тираса (последователя учения Ваагна) восьмиконечным крестом (звездой) и фригийской шапкой.

Иногда Елену сравнивают с Европой, что вписывается в концепцию ее происхождения от Айка. По преданию прекрасная Елена была дочерью Зевса и спартанской царицы Леды. Елена была похищена троянцем Парисом, когда ее муж Менелай отсутствовал в Спарте, чем подан был повод к троянской войне11.

Божество Митра также носит колпак фригийского типа (рис. 1д). Апполон, символизирующий свет и солнце, иногда изображался в подобной шапке. Фригийский колпак является одним из ключевых маркеров, инвариантом генетической и мировоззренческой общности потомков Тираса, асов Асканаза и ванов Торгома.

По мнению авторов, древний храм (храм знаний), на основании которого была построена сирийская церковь, мог быть возведен Кадмом или его потомками. Ведь Кадм управлял первым храмом знаний, построенным дедом у озер а Ван. Об этом убедительно свидетельствуют иконография и мотивы символики базальтового декора Церкви Каср ибн Вардан (рис. 1а). Авторы идентифицировали когнитивные связи мотивов фрагментов декора также Церкви Айя-София (Константинополь) среди которых и свастики, и ромбы, и кресты в круге (рис. 1д) с рассматриваемыми мотивами древней армянской орнаментики.

Рис. 1. (д 1) Фрагменты декора Церкви Айя-София, (Константинополь). (д2) Алтарная преграда (фрагмент), Амвон. (д3) Мозаика “Поклонение волхвов” во фригийских колпаках12, конец VI в., базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна. (д4) Парис во фригийской шапке, римский культурный артефакт из мрамора, 117–138 гг. (д5) Елена и Парис. Сторона А апулийского кратера, 380-370 гг. до н.э. Над ними символы Небесного дома и восьмиконечной звезды (ср. с рис. 3). (д6) Керамический сосуд в стиле гнафия со львиными головами у горлышка из древней Великой Греции (Апулия, Италия) с изображениями светловолосого крылатого юноши во фригийском колпаке и двух восьмиконечных звезд, работа художника из Толедо, 300 г. до н.э. (д7) Митра с фригийским колпаком (в рукаху Митры атрибуты (гром и молния) громовержца в виде наконечника стрелы (копья) и факела с огнем (пламенем)

На рисунках 1г, 2 и 4 приведены рельефные изображения различных форм прямых и косых крестов. На основе результатов сравнительных исследований авторы пришли к выводу, что на четырех сторонах рельефного креста на базальтовой колонне более древнего строения Церкви Каср ибн Вардан изображены типичные символы (идеограммы), характеризующие четыре основные силы природы (рис. 2а).

У вертикального крыла креста (рис. 2а) или на “небесах” изображены символы огня (грома) в виде зигзагообразной линии (молнии), оканчивающейся стрелой (ср. с армянским наскальным рисунком молнии, рис. 2в), а также воздуха – в стилизованной форме в виде скрученной спирали, напоминающей древний армянский иероглиф небес () 13. Под горизонтальным левым крылом креста изображен символ воды (в виде стилизованного трезубца (идентифицирован в армянских наскальных рисунках).

В христианской традиции древний образ получил вид морского якоря (рис. 2г). У правого горизонтального крыла креста изображен символ земли (горы/дома), который идентифицирован также в наскальных рисунках Армении. Сохранившиеся фрагменты декора Церкви Каср ибн Вардан (рис. 1а) характеризуют пространство влияния и распространения архаичного мировоззрения. Они связаны с мотивами рождения и деяний Ваагна, спасителя вод и человечества. Среди руин церкви – другие артефакты с древнеармянской орнаментикой.

Рассматриваемые артефакты (рис. 1, 2, 4) отражают познавательные способности, мировоззренческие и религиозные представления древних служителей храмов, церквей. Символика союза громовержца и драконоборца с прекрасной Астхик (олицетворяющей плодородие и утреннюю звезду, прототип Венеры) украшали доисторический храм знаний.

Рис. 2. (а, б) Элементы декора церкви Каср ибн Вардан: крест с четырьмя символами основных сил природы. (в, г) Наскальные рисунки, Армения. (д) Рельефная скульптура земледельца
Рис. 3. Прямоугольник с крестом, правовращающиеся и левовращающиеся спирали (символы огня и воздуха) в наскальных рисунках, на декоре храма Звартноц, Армения

С учетом вышеизложенного авторы выдвигают новую гипотезу происхождения христианского символа Хризмы (Chi Rho). Трактовка этого символа в настоящее время устарела и требует пересмотра. По мнению авторов, Chi Rho представляет собой крест Ваагна (Chi) с трансформацией четырех идеограмм, основных сил стихий. Из них на кресте сохранена лишь одна модифицированная идеограмма (Rho).

Таким образом из четырех идеограмм сохранена одна описывающая “воздух”, которая толкуется литерой Rho. Крест Ваагна (на арм. “хач” или “каратев” – букв. “четырехкрылый”) олицетворяет архаичный образ первочеловека (обожествленного учителя и спасителя, сына Творца,).

Таким образом, контент креста лежит в основе парадигмы литеры Chi (арм. “хи” – букв. “почему, источник, корень, первопричина”). Хризма является христианизированной формой древнего натурфилософского, метафизического инварианта – дохристианского символа восьмиконечной звезды Ваагна (и Астхик), олицетворяющей когнитивные идеи взаимодействия и взаимосвязи четырех основных сил природы.

Тексты на базальтовых артефактах Церкви Вардана, записанные греческими буквами, имеют толкование, которое согласуется с данными М. Хоренации и Геродота. Ученики Кадма14 – изобретателя финикийского и греческого алфавитов, использовали знаки этих алфавитов для распространения учения. Учение Ваагна, выраженное в символике базальтовых руин храма знаний (господского обиталища), использовалось не только как камень для строительства христианской Церкви, но и как основа концептов и ценностей христианского учения.

Следы этого перехода и трансформации наблюдаются в декоре Церкви Вардана (ср. с арм. вардапет – букв. “учитель”). Учение Ваагна также сохранилось в руинах храма Звартноц. Следы учения Ваагна встречаются в руинах церкви Айя-София. Таким образом, древнеармянский крест (олицетворяющий четыре силы природы) трансформируется в греческий и становится одним из ключевых символов христианства.

Восьмиконечная звезда или крест Ваагна и Астхик преобразуется в греческий, в христианский символ Хризмы. Таким образом, величие и значение деяний Кадма заключены не только в изобретении греческого алфавита, но и в передаче грекам, византийцам и армянам древних знаний и символики Ваагна. Эта концепция в трансформированной форме внедрилась в парадигму учения Митры, в буддизм, зороастризм, иудаизм и в ислам.

На рисунке 5 (а, г) представлены фрагменты декора колонн храма Звартноц с типично армянским изображением равноконечного крылатого креста и взаимосвязанных форм спиралей (символов жизни и смерти), соотвествующих рождению, воскрешению в виде правовращающейся спирали и смерти – в виде левовращающейся спирали 15.

На рисунке 5б представлено изображение жетона отпрысков царей Айказуни (II тыс. до н.э.) с иероглифами вокруг стилизованного символа жизни (креста), иллюстрирующими четыре силы природы (землю, воздух, воду и огонь). Крест расположен в круге, украшенном растительным мотивом, напоминающим венок (II тыс. до н.э.).

Рис. 4. Элементы декора с древнеармянской орнаментикой в Церкви Каср ибн Вардан (Сирия), в которых визуализированы идеи и символика основных четырех сил природы, стихий в виде кругов с вписанным восьмиконечным крестом (а) и крылатым крестом с идеограммами огня, воздуха, воды и земли и с четырьмя плодами – символами плодородия

Проекция плана храма Звартноц16 имеет форму восьмиконечной звезды, размещенной в круге (рис. 5 в). Базальтовая колонна Церкви Каср ибн Вардан украшена крестом с иероглифами четырех сил природы, стихий (рис. 5 д).

Рис. 5. (а, г) Фрагменты храма Звартноц (Армения) с типично армянскими изображе- ниями равноконечного крылатого креста и взаимосвязанный спиралей – символов жизни и смерти17. (б) изображение жетона отпрысков царей Айказуни с иероглифами, которые ассоциируются с четырьмя силами природы, II тыс. до н.э.18 (в) Проекция плана храма Звартноц, имеющая форму восьмиконечной звезды в круге. (г) Изображения крылатого креста и четырех сил стихий со спиралями на колоннах храма Звартноц. (д) Базальтовая колонна в Церкви Каср ибн Вардан (Сирия) с изображением креста с иероглифами четырех сил природы (стихий)

На рисунке 5а представлено изображение стилизованного креста с типично армянскими иероглифическими знаками – идеограммами, которые асоциируются с четырьмя силами природы в круге с растительным мотивом с артефакта на рисунке 5б. Этот же крест в трансформированных формах изображен на колоннах храма Звартноц (рис. 5г), а также на колонне Церкви Каср ибн Вардан (рис. 5д).

Данный факт свидетельствует о преемственности традиций и познавательных способностей древних армянских мудрецов, архитекторов и учителей, служащих в храмах знаний. Напомним, что первый из подобных храмов был построен Айком, который передал это господское обиталище Кадму в управление (М. Хоренаци). Кадм, по данным Геродота, переселяется в материковую Европу и становится правителем Греции.

Отрывок из статьи: Церковь Каср ибн Вардан  Ваганян В., профессор Ваганян Г.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top