Опубликовано: 18 ноября, 2021 в 13:04

Древние — Арманум, Эбла и секреты вязания от Кутюр — Наталья Соболь

В разные временнные периоды в Армении было весьма развито вязание всевозможной одежды из шерсти (платья, носки, гольфы, кофты, шапки, позднее шарфы и пр.) ещё, по крайней мере, со времён древнего «АРМАНУМА».

О чём говорят клинописи времени разрушения Эблы. Само же разрушение Эблы в т.н. «аккадскую» эпоху подтверждено археологически. (1) А «АРМАНУМ» — по документам из Эблы не назван, но, этимологически созвучен и, весьма возможно, идентичен часто упоминаемому в них «АРМИ».

В 1-ой эблаит. клинописи сам Арми ясно упоминается по направлению городов Эбла-Дулу. Дулу находилась после «Урсу», но до Ириди и Харана. Т.е., вполне логично можно предположить нахождение самого древ. Арманума в историческом районе г. Эдессы, столицы древ. арм. царства «КАПУТКЕЦ»-древ.арм./»АРМ. ОСРОЭНА» и АРМ.КАППАДОКИЯ»-древ.греч./соврем. турция, г. Урфа.

Известно также, что Арми всегда фигурирует вблизи городов расположенных на АРМЯНСКОМ НАГОРЬЕ, или же стоит очень близко к ним. Регион имел высокую экономику, развитые ремёсла и торговлю, о чём говорят мн. клинописи делового характера.

В некоторых клинописях присутствует прямое упоминание о большом количестве вязанных изделий. По экономич. документам-клинописям архива Эблы: «ВЯЗАННОЕ платье восхитительного качества, 1 вязанное и 1 разноцветное платье дается посреднику haj-а» (2)

Далее упомянута раздача драгоценных изделий: «1 изделие из 20 сиклей золото дается haj-е». По В. Иванову: «Особенно интересно, что в этом случает упомянутый человек связывается с обл. АРМИ». Далее: «1 кусти ВЯЗАННЫХ изделий для АРМИЙЦА Мурия».

В клинописи упоминается Арми ещё и в связи с др. посредником: «1 кусит ВЯЗАННОГО изделия, 1 актум ВЯЗАННЫХ платьев, 1 разноцветное платье высокого качества для АРМИЙЦА МАЛ-УМ-а» (очень близка этимология со словом «а-МАЛ-ек»). (3)

Кроме того, среди предметов материальной культуры древ. айраратцев (в ассир. яз. «урарты») есть шерсть для вязания (VIII в. до н.э.). О чём говорят результаты раскопок Б. Пиотровского в Кармир-Блуре нашедшего «клубки шерстяных ниток и комки пряжи» (цитадель Тейшебаини, 1941 г.). А также есть более позднее упоминание об этом мастерстве и в ранне сред. век. арм. шуточной, т.н. «рабочей» «песне «Маленький земледелец»:

«… Вот кручёные чулки
Превращаются в мешки –
Я ссыпаю в них пшеницу,
Хоть мешки невелики …».

Этот вид деятельности развивался и далее, в т.ч. и в Зап.Армении (Ани и пр.), Килик.Армении и исторической Армении. Известно ещё 1 старинное, сугубо армянское изобретение – это своеобразный предмет «мягкой мебели»!!!

Оригинальный вязаный т.н. «деревенский» пуфик («зембил»-сред.арм., или «зембилак»). Такие пуфики издревле было принято набивать специальной болотной травой («чилха»-сред.арм.). В народе считалось, что эта трава имеет полезные для здоровья свойства.

Впоследствии арм. искусство вязания даже оставит свой забавный след и в истории «высокой моды от кутюр»! Например, ЭЛЬЗА СКИАПАРЕЛЛИ (вечная конкурентка Коко Шанель) — знаменитая итальянская женщина-кутюрье из когорты высокой моды невольно прославила арм. мастериц.

Она известна как дизайнер, «подарившая женщинам лоскутные платья и одежду цвета фуксии». Эльза громко заявила о себе и начала подниматься вверх по карьерной лестнице благодаря одному из т.н. «вязанных» старинных секретов арм. мастериц!

«И настало время её (Э.Скиапарелли; С.Н.) успеха…Скиапарелли ВЯЗАЛА СВИТЕРА С БЕЛЫМИ БАНТАМИ, СХЕМУ КОТОРЫХ ВЫПРОСИЛА У СТАРОЙ АРМЯНКИ НА РЫНКЕ». В настоящее время в Армении мн. художники-дизайнеры по текстилю, ковроделию, вязанию продолжают старинные традиции (мастер по текстилю, художница, скульптор Елена Акопян и мн. др.).

Традиционный P.S.: никого не хотела обидеть — лишь привожу собранные из разных источников тематические сведения, а решать вам. ЯкосънамиБОГЪ/СлаваБОГУзався.

Наталья Соболь Из неизданного «Про армянскую историю, еду и не только…» Редакция Вне Строк

КОММЕНТАРИИ:

(1) Эблаиты – кочевники-семиты, переселились в Сирию из Юго-Вост. Аравии (серед. IV тыс. до н. э.). Эблаиты, как и др. семиты — аккады («аГАД-ы» — евр. колено ГАД-ово), позаимствовали письменность древ. сен-ааров (на ассир. яз. «шумеры»). Сами эблаиты взяли уже готовый симбиоз шумеро-аккад. клинописи. Иванов В. «Выделение разных..». Архим-т Никифор/Бажанов «Библ.Энциклопедия»/«Агада».

(2) Термин «haj-а» означает «хаджа», т.е. «купец». АН СССР, Ин-т, Языкознания…сб. ст.//»Краткие сообщения о докладах и…». Марр Н. «Арм. культура: ее корни… Он же «Язык и история».

(3) «Особенно интересно, что в этом случае упомянутый человек связывается с областью Арми…Арми есть тот же самый «АРМАНУМ» в клинописях Нарам-Сина. Эбла была разрушена в серед.XXIII в., т.е. Арми существовала как минимум в это же время». Иванов В. «Выделение разных…». Ur Excavations. London 1928, Ungan…

ИСТОЧНИКИ:

«Арм. средневековая …», с.13,80,208,352-353,369. Архимандрит Никифор/Бажанов «Библ. Энциклопедия», М., 1891. Журналы: «Ереван», № 1-2 (62), 2011; «Даша», № 23, 2013. «Забытая Армения». Htt: //yerevanmgarine. com/remela/ Иванов В. «Выделение разных хронологич. слоев в древ. арм. яз. и проблема первоначальной структуры текста гимна Вахагну», ИФЖ, N 4, Ерев. 1983. АН СССР, Ин-т Языкознания, вопросы языкознания, 5, сент-окт., М., 1955, сб. ст.//»Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях…», ХХIV, Изд-во АН СССР, М.-Л., 1949. Марр Н. «Армянская культура: её корни и доисторические связи по данным языкознания», п. с арм., Ерев. изд-во «Айастан» 1990. Он же «Язык и история.», Л., 1936. Низовский А. «500 великих …». Ur Excavations. London 1928, Ungand A., Subartu, Berlin 1936, Gadd S.J. The dynasty of Agade and the Gutian invisions, Cambridge 1980. «СИЭ»//»Эбла», М., «Совет. Энциклопедия», ред. Е. М. Жукова Е., 1973-1982.




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.