Опубликовано: 2 Февраль, 2018 в 0:02

От Вана до Вани и Айя

От Вана до Вани и АйяВани – поселок городского типа Ванского района Грузии. В античную эпоху на территории Вани находился один из самых значительных городов древней Колхиды, расцвет которого относится к III-I вв. до н.э.

Систематически раскопки в Вани ведутся с 1947. К 5 в. до н. э. относятся богатые женские погребения с большим числом различных, в том числе золотых, украшений. Открыты также погребение колхидского воина 4 в. до н. э. и культовое захоронение железной человеческой фигурки с золотыми украшениями и остатками льняной одежды. Город был укреплен стенами из сырцового кирпича на каменном фундаменте.

Открыты многочисленные культовые и общественные здания (некоторые с мозаичными полами), монументальные скульптурные и архитектурные детали, монеты («колхидки», понтийского чекана и др.), железная курильница, фрагменты бронзового сосуда греческой работы со скульптурными украшениями, многочисленная местная и привозная керамика, железное оружие, в том числе таран и стенобитные стрелы. Находки указывают на широкие связи города с греко-эллинистическим миром.

Некоторые исследователи отождествляют городище Вани с г. Суриумом, упоминаемым Плинием, другие считают его мифической столицей КолхидыАйей. Обилие храмово-культовых сооружений свидетельствует о том, что это был храмовой город, общеколхское святилище. Город погиб в середине 1 в. до н. э. Лит.: Хоштариа Н. В., Археологические раскопки в Вани, в кн.: Кавказско-ближневосточный сборник, т. 2, Тб., 1962. О. Д. Лордкипанидзе.

Из колхских царей III-IIвв. до н.э. известны Ани (IIIв.) и Савлан (IIв.). Последний, «потомок Айэта» или Ээта, считался римлянами хранителем и владельцем неисчерпаемого клада золота и серебра.

Гомер упоминает о знаменитом корабле Арго, плававшем будто бы за одно поколение до Троянской войны (где принимали участие и армянские воинские части), а именно плавание этого корабля за Лемносом: корабль отправился к землям айетов (это айи или древние армяне), потомком Солнца (т.е. Ваагна), и на обратном пути (предположительно с золотым руном) он избежал сталкивающихся скал.

Поскольку руно являлось волшебным сокращением, то страна Эйя (Айя) сначала представлялась таинственным далеким Востоком. Под Колхидой подразумевали ту часть Кавказа, где теперь находится Имеретия, Мингрелия, Гурия, Абхазия.

Колхида — страна на западном берегу Черного моря, цель путешествия аргонавтов (см.), населенная колхами (Κόλχος), племенем, которое Геродот (кн. II, 104 и сл.), за темный цвет кожи, курчавые волосы и обрезание, считает потомками египтян. К. стала известна грекам благодаря торговле и основанию колоний милетцев на берегах Черного моря. Гомер здесь называет Эю (Aia), Гезиод Фазис, название К. появляется впервые у Пиндара и Эсхила.

По определению Скилака, принятому и позднейшими географами, К. простиралась от Диоскуриады до Апсара, а далее жили уже отдельными группами небольшие племена колхов. До Митридата К. была независима и управлялась мелкими князьками. После митридатовской войны римляне завладели страной, но имели здесь лишь немного колоний и ограничивались сбором дани. К. была очень плодородна; здесь получалось вино, фрукты, корабельный лес, конопля, лен, воск и смола, также и золотой песок.

Жители отличались умеренностью; питались почти исключительно гречихой. Племена жившие здесь, по Арриану: санны, махелоны, гениохи, зидреты, лазы, апсилы, абазги и саниги. Птолемеем упоминаются и манралы (мингрельцы). Города: Диоскуриады и Фазис. Реки: Абсар, Акампсис, Фазис, Коб, Астелеф, Корак, Хариент и др. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. http://dic.academic.ru/

Колхидское царство

Колхида (Эгриси), политическое образование на территории Западной Грузии, созданное в 6 в. до н. э. племенами колхов. Ведущей отраслью хозяйства К. ц. было земледелие. Высокого развития достигли металлургия железа, обработка льна, дерева, ювелирное, керамическое и др. виды ремесла. С 6 в. до н. э. чеканились серебряные монеты — колхидки.

Существовали торгово-ремесленные пункты городского типа и города, которые были расположены в долине р. Риони (у современных населенных пунктов Даблагоми, Вани и др.) и по побережью Чёрного м. Их возникновению и развитию способствовало основание в Колхиде греческих колоний (Диоскуриада, Фасис, Гиена и др.).

В конце 6-1-й половине 5 вв. до н. э. К. ц. находилось в зависимости от Персии. В конце 4 в. до н. э. правитель К. ц. Куджи возглавил (вместе с картлийским царём Фарнавазом) движение за создание грузинского государства. В конце 2 в. до н. э. К. ц. было подчинено Понтийским царством, а в 1 в. до н. э. — Римом.

На рубеже 1-2 вв. н. э. на месте распавшегося К. ц. к Северу от устья р. Чорохи возникло Лазское царство (см. Лазика), которому постепенно удалось подчинить население Северной Колхиды. Лит.: Меликишвили Г. А., К истории Древней Грузии, Тб., 1959. http://www.bse.info-spravka.ru/bse/id_39213

Следует отметить, во-первых, связь этимологии Вани с этимологией древнеармянских городов в античную эпоху – Ван (столица Ванского царства, Урарту XI – VII вв. до н.э.), Багаван (город богов), Багарат (святилище бога), Ервандашат (основан около 200 г. до н. э.), Иджеван, Нахиджеван, Татван и др.

Во-вторых, почитание божества Ваагна было очень распространенным явлением в городах древней Грузии, где компактно с античного времени проживают армяне. В Абхазии около 17.4% населения армяне, в Батуми (Аджария) также много армян, имеются армянские поселки и деревни.

В третьих, следует отметить общность архаичной и религиозной культуры Колхидского царства с культурой античной Армении, в частности с Ванским Царством. Например, на площади г. Фасиса (Колхида у реки Фасис (Риони)) возвышалась монументальная статуя богини – покровитльницы города. По описанию, относящемуся к 134г. до н.э., богиня восседала на престоле, в руках она держала кинвал (музыкальный инструмент), ее охраняли каменные львы.

Этот фрагмент описания очень напоминает скульптуры древнеармянского культового пантеона Ервандидов (потомков Айка и Ваагна) у горы Немруд (Турция), где изображены богиня Анаит (мать Ваагна) и Астхик (невеста Ваагна). Этот скульптурный комплекс богов охраняют каменные львы и орлы – типичные символы мотивов армянской мифологии и религии.

Скульптуру на площади г. Фасиса сравнивают с одним из произведений знаменитого греческого скульптора Фадия. Многие специалисты сравнивают армянские скульптуры и богов на горе Немруд с греческими и римскими скульптурами и богами (Зевсом, Юпитером, Венерой и др.).

Нам представляется, что в определенный исторический период армяно-греко-эллинистические связи носили не только односторонний, но и двусторонний характер и общие архетипы в религиозной, мифологической и языковой культуре. Идентифицировано лингвистическое сходство, берущее начало в V-IV тыс. до н.э. (академик В. Иванов).

Воздействие идеологии Ваагна и учения хачапаштутюна на греческую, элладскую и этрусскую культуры не вызывает сомнения по данным археологии, антропологии, истории религии, а также результатов сравнительного анализа греческих и армянских наскальных рисунков, мотивов мифологического характера.

Пиком развития армяно-греческой общности следует считать создание и гибель Византийской империи, где доминирующую роль после греков играли армяне, особенно в культурном, торговом и политическом планах, в частности в архитектурной и религиозной парадигме (армяне, в частности, раньше греков приняли христианство в качестве государственной религии).

Гомер указывал, что айеты – потомки Солнца (или, по мнению автора, ареворди, дети Солнца). В этом контексте интересно, как же называют сами грузины армян – «сомехи». Академик Н. Марр считал, что слово «сомехи» происходит от слова «солнце», т.е. соседи армян – грузины – называли местных армян потомками Солнца (Ваагна). По М. Xоренаци огнеокий, солнечный, яркий с глазами как два солнца Ваагн – первочеловек и является предком армян, прародителем древнейшей цивилизации.

Проф. Г. Ваганян

Другие материалы по теме

1. Anati E., 1970. Bolletino dell Centro Camuno di Studi Preistorici, Vol. V, Capo di Ponte 1970.

2. Khorenatsi М. History of Armenia, Yerevan, Hayastan, 1990.

3. Marr N. «Armenian culture. (Its origins and prehistoric context, according to linguistics)». Yerevan, Ayastan, 1990, in Russian.

4. Sardaryan S., 2004. Armenia – the cradle of Civilization, Yerevan State University, Armenia.

5. Shahinyan S., 2008. «Global changes of environment and the great migrotion of people from Asia Minor at the end of the Quaternary period» WAC-6, World Archeological Congress, Dublin.

6. Vahanyan G., Vahanyan V. Stone Annal of Civilization. Yerevan: Nzhar. Monograph, 2006, in Russian.

7. Vahanyan G. Volcanic eruptions from Mountains of Ararat till Alps, Indo-European myths, Rock art and iconography. Convegno internazionale, L’ARTE RUPESTRE DELLE ALPI, Capo di Ponte — Valcamonica, Italy, 21-24 ottobre 2010.

8. Vahanyan G., Stepanyan A. Searches for Protocivilization (Rock Arts, the Processes of Learning and Thinking). Тhe international conference World of Rock Art. Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences (RAS). Edited by Prof. E. Devlet, Moscow, 2005, in Russian.

9. Vahanyan G., Bleyan V., Qocharyan L., Vahanyan V. Rock Аrts of Armenian Highland. Тhe international conference World of Rock Art. Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences (RAS). Edited by Prof. E. Devlet, Moscow, 2005, in Russian.

10. Vahanyan V. The epistemology and the linguistic-historical comparative analysis of the Armenian and world rock art and visual artifacts. XXIII Valcamonica Symposium 2009 «Making history of prehistory, the role of rock art», 28 October — 2 November 2009, Italy.

11. Vahanyan V., Vahanyan G. Armenian Pleistocene Rock Art as Origin of the Universal Visual Motifs of the Indo-European Myths. IFRAO Congress, 6-11 September 2010 — Symposium: Signs, symbols, myth, ideology. Ariège — Pyrénées, France.

12. Vahanyan G., Vahanyan V. Araratian rock art as a paradigm of communication and visual arts in the past and future (Abstract in English, French, Italian). XXVI Valcamonica Symposium 2011 «Art and Communication in Pre-literate societies», 13 — 18 July 2011, Italy.


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


4 комментария

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.