Опубликовано: 30 Май, 2018 в 0:03

Древнейшие символы и их философия — Армения страна камней

Древнейшие символы и их философияБольшую загадку до сих пор вызывает образ свастики как символ бессмертия, солнца, жизни, мудрости. Рисунок, подобный свастике, имеет медуза Aurelia insulinda. Свастика (санскрит) состоит из корней СУ — хо-роший, добрый и АСТИ — жизнь, существование. В армянском на АСТ встречаются общезначимые слова, например, АСТВАЦ (Աստված — бог) — творящий, дающий, рождающий жизнь, АСТХ (Աստղ — звезда) — АСТ и ТХА (Տղա — мальчик), СТЕХЦЕЛ (Ստեղծել — создавать), АСТИЧАН (Աստիճան- лестница), ИМАСТ (Իմաստ — смысл, значение), ИМАСТУН (Իմաստուն — мудрец), ИМАСТУТЮН (Իմաստություն — мудрость, истина).

Библия — АСТВАЦАШУНЧ (Աստվսծաշունչ) по-армянски — дыхание бога. Свастика — крест с замкнутыми под прямым углом концами, один из ранних орнаментальных мотивов (см. Орнаментальное искусство — праязык культурной коммуникации), встречается на произведениях ис-кусства древних культур Европы, Азии (в т.ч. Индии), реже Африки и Америки. Свастика изображается на многих памятниках средневекового искусства. Особенно много типов и форм свастики среди наскальных и ковровых рисунков в Армении (А. Мартиросян, С. Петросян, М. Казарян). Свастика обладает аксиальной симметрией 4-го порядка (греч. symmetria — соразмерность).

Изображение свастики в треугольнике в древней мифологии интерпре-тируется как символ космической гармонии. Гармония (греч. harmonia — связь, стройность) означает соразмерность частей и целого, слияние раз-личных компонентов объекта в единое целое (БСЭ, т. 6, стр. 128). АМАКАРГ (Համակարգ в армянском — система (от греч. systema целое, составленное из частей, соединение), в основе КАР (քար), имеет непосредственное отношение к гармонии. АМАКАРГ означает всеобщую сог-ласованность, всеобщий порядок. Мы склонны считать, что АМАКАРГ является творящий, исходной моделью в происхождении понятия ГАР-МОНИЯ (ГАР — КАР).

В армянском на հար (ГАР, HAR) — հարմար (ГАРМАР) — удобный, հարկ (ГАРК) — этаж, уровень, ступень, հարազատ (ГАРАЗАТ) — родст-венник — ассоциируются с КАР (քար), ср. со словами гарем, гармония, гармошка и др. Медуза (aurelia) имеет рисунок, подобный свастике, а ау-ра означает золото (от лат. aurum). Можем предположить, что свастика изображает также золото. Айрум — химическое соединение 3-валентного золота. Айрум (арм. сжигать, гореть) — название древнего города. Золото отображалось с солнцем, его лучами и представлялось в форме окруж-ности с точкой в центре.

В древнегреческой мифологии бог солнца Гелиос. Helios — греч. Солн-це, Helikon — спираль, HEL (ել ելնել) по-армянски означает подъем, выйти, выходить, восходить (եռման — ерман — бурный, кипучий, бурлящий). Под четвертым номером в периодической таблице элементов находится Гелий (helium) — инертный одноатомный газ, обладающий замечательны-ми свойствами.

Основными элементами планеты Солнца являются гелий и водород (первый в периодической таблице). Солнце представлялось с помощью модельного “симбиоза” цифр 1 и 4. Свастика, как общеприня-тый символ вечности, имеющий непосредственное отношение к цифре 4, моделирует вечное движение.

В результате термоядерных реакций на Солнце на основе элементов водорода и гелия постоянно вырабатывается энергия, обеспечивающая “вечное движение”. Согласно периодически-изохронной модели Земли, не исключается возможность течения термоядерного синтеза в “зародыше” ядра Земли и выделения ювенильного гелия. Это дает возможность предположить зарождение органической жизни в водной среде в результате течения реакции (С. Айвазян).

По распространенности во Вселенной гелий занимает второе место после водорода. На его долю приходится 23% космической массы. Природный гелий состоит из двух стабильных изотопов 3He и 4He. Он без цвета и запаха. Ядра атома 4He состоят из двух протонов и двух нейтронов (альфа — частицы). Они самые устойчивые среди составных ядер. Энергия связи нуклонов (протонов и нейтронов) в 4He имеет максимальную по сравнению с ядрами других элементов величину. Считают, что ядерная реакция служит основным источником энергии Солнца и других, схожих с ним звезд.

Знакомы ли были предки с ядерной реакцией? Если да, то свастика и есть образная модель ядерной реакции. Недавно из средств массовой ин-формации стало известно: ученые пришли к сенсационному выводу, что некоторые наскальные рисунки в Перу изображают строение атома. Вер-немся к рассматриваемым ранее моделям и на примере некоторых рели-гиозных терминов “свяжем” символику Солнца с Землей..

Вспомним слова Евангелие, ГЕЛИЕ (гелий) и ЕВАН, ЕРЕВАН (Երևան) — появляющийся, выходящий и hel (հել) — выходи. “Евангелие” — это путь к Солнцу, к истине, к свету. Просветитель и лусаворич, святое небо и святой дух, и многие другие мифологические и религиозные понятия, бесспорно, воcходят к свету, к солнцу, к истине.

Следующий пример: “Адам и Ева”. Это не просто первые библейские мужчина и женщина. В них, на наш взгляд, заложен более глубокий смысл. Словосочетание АДАМ (евр. adam — человек, арм. АТАМ (Ատամ) — зуб, корень, основание, главный, в русском — атаман, мужчина) и ЕВА (арм. ЕВ и А (Եվա — “и опять солнце” – круговорот солнца).

Адам сотворен (он не рожден) для возделывания земли. Буква А (A, a) — это первая буква многих алфавитов и ассоциируется словами АРЕВ (Արև) — солнце и АР (Ար) – жизнь (или возьми, бери, ср. с армянским “бер” — принеси). Ева (на евр. Хавва) переводится как дающая жизнь. Сравните также с ХАВ (հավ) — курица, наседка, птица, несущая жизнь (яйцо), означает одно и то же, что и цветок хаома (хам по-армянски համ — вкус, за-пах), т.е. дающая, творящая (выжимающая) жизнь или “пахнущая” жизнью. В основе имени Гавриил — Гав (хав — հավ. На армянском солнце также — АРЕГ, дарующий или дающий жизнь (АР — жизнь и ЕГ — иди). Дают — бери…

Реверс РЕВ — А(РЕВ), реванш, революция, характеризует процессы, протекающие в “обратном, противоположном” направлении, им соот-ветствуют формы свастик, имеющих лучи, вращающиеся в противопо-ложном направлении. Очень информативным и информоемким является слово АРЕГАК (АЙР или АР и ГАК (АЙК — Հայկ), или АК — кольцо, колесо). Обращаясь к солнцу словом АРЕГАК, древние призывали к по-мощи сына солнца — “АРИ (иди, приходи) АЙК”. АРЕГАК (солнечный Айк) можно интерпретировать как АЙ — сын, рожденный от солнца, об-ретший плоть, поскольку и Адам не рожден, а сотворен (АЙ — АЙК). АРЕВАМАНУК — солнечный юноша (МАНУК), САНИК — воспитан-ник. В англ. son — сын, а man — человек, мужчина, sun — солнце, sunday — воскресенье, sunny — солнечный.

“Адам и Ева” — “формула” вечной жизни и развития (рожденный от солнца и воспроизводящий солнце). Или рож-денный светом и воспроизводящий свет, несущий, сотворящий свет (свя-той). На иконах головы святых в ореоле света в форме окружности, шара. Зачатие и рождение божьего сына, Христа, его воскрешение по Библии сопровождаются световыми эффектами. Возник луч солнца, по которому спустился с небес Иисус Христос — воплощение света и мысли.

Семантику Иисус Христос можно интерпретировать путем преобразо-ваний звуковых модельных образов Иисус — Айсус (Гайксос) и Христос — Кристос (Каристос), сасунский Гайк — сын бога огня (святого духа). По Библии святой дух “осеменил” Марию (на армянском мать, МАЙР (Ù³Ûñ) и АРИА — сына солнца, ср. с ЕВА (и солнце) — ари (приди), а (солнце).

Весьма интересна версия происхождения слова АМЕН (Արմեն) от А — первой буквы Ար (солнце) и МЕН (մեն — мы, все, всем — МЕНК). АМЕН означает пожелание солнца — удачи, жизни, добра? Аминь — производное от АМЕН. Сущность благословения — пожелание света, блага. В мифологии Солнце характеризовалось положительным по-люсом, а Земля — отрицательным. В религии дух умершего возносится в небо. Положительный полюс притягивает его к себе, Земле остается тело, плоть, материя, а душа, освободившись от земного притяжения, устремляется ввысь (вверх по русски, вер(ев) по армянски).

Попробуем проанализировать модели слов — вер(шина) и вер(вставай) с помощью моделей вер(а) и вер(ь). Точка зрения авторов такова: в происхождении слова вера значимую роль играет понятие “верх” (ввысь, вершина). А что же вверху, если не солнце днем, а ночью луна и звезды? Армянское слово “верева” (наверху) замечательна в том отношении, что интегрирует понятия “вер” и “ева”.

Одним словом, “наверху ева”, солнце наверху, а “еревал” — появляться, восходить. Наиболее характерные мотивы древних орнаментов связаны с культом Солнца. Для язычникоиндоевропейцев Солнце — это бог, сотворитель всего живого на планете. Об особой живучести этого древнего культа, поклонения солнцу свидетельствует в Армении (и в средние века) ереси огнепоклонников солнца: АРЕВОРДИК — “сын солнца”. В этой связи представляет интерес анализ “генетических” связей между отношениями моделей следующих понятий: այրել (airel) — հրաբուխ (hrabuch) — քար (car) — ժայռ (jair) — կրակ (crak) — հայ (hai) — հայեր (haier) — Հայկ (Haik) — հայր (hair) — Արարատ (Airarat) — Aurelia (медуза) — հալել(halel).

Камень (ք и այր) есть застывший, окаменевший огонь, лава (сравните туф, обсидиан — застывшее вулканическое стекло, лава). Если прикоснуться к огню, то можно обжечься. АЙР (այր) означает “пещера”, застывшая скала. Обжечься можно, прикоснувшись и к медузе. Расплавленный металл тоже обжигает. Hai, heli(os) и hal(el) почти родственные слова. Жители Армянского нагорья славились мастерством обработки меди. Hel — Hai — Վառի մար (ածուխ’) հալի հալե և հոգին դարցրու քար. “Вставай — отец — солнце — зажигай камень (уголь) – твори — расплавляй медь и жизни душу превращай в камень — плоть”. Примерно в IV тысялась). Армяне от прародителя Айк (ՀայկÏ — отцы — от Հայր (АЙР) — отец и k (ù) — окаменевший, основывающий, рожденный, сотворенный) представляют потомков творца, создателя, который ассоциируется с производством “огня (света)”.

Согласно армянскому мифу, к рождению Ваагна, бога грозы и молнии, был причастен и красный тростник, извергавший дым и пламя. На пламе-ни появился Ваагн — юноша с огненными волосами, с пламенной бородой и глазами, подобными двум солнцам. АЙРВЕЛ, АЙРЕЛ (Այրել Այրվել) означает сгореть, обжечься. Родитель ассоциируется с огнем, Солнцем (светом). Потомки Айка — дети “окаменевшего”, “застывшего” (сотворенного, обретшего материальную форму — плоть) сына творца — Солнца.

На одном из наскальных изображений (рис. 3) можно увидеть сидящую мать (Еву), в руках которой малыш (в колыбели) в символической форме креста — жизни. Они обращены к большому кресту — знаку Творца (Солнца), к своему “отцу-родителю” (Адаму), наставляющему с помощью своих лучей. Все линии и точки изображения Солнца выражают такую символику добра и отцовской заботы, что вряд ли можно повторить этот образ в другой форме. Не отсюда ли — зарождение сущности религиозной церемонии “крестить” — крещения?

Сравнительное изучение различных вариантов эпоса “Сасунци Давид” позволило придти к выводу, что наскальный рисунок следует рассматривать как древнейшее (VIII — V тыс. до н. э.) и уникальное изображение “Крещения в колыбели” (Крещение Давида). Герои эпоса — крестопоклонники (хачапашты). У богоизбранного сына Мгера (отец по-читался как бог солнца, на рисунке — большой крест) — Давида (крест в колыбели) на правой руке божий знак — Патеразма хач (крест мужества). Это древнейший знак каратев (քառաթև) — свастика (керахач). На связь многих наскальных рисунков из Гегамских и Варденисских гор с древни-ми мифологическими и религиозными образами указывал еще А. Мартиросян. Особенно много параллелей он приводил из эпоса “Сасунци Давид”.

Давид на голову кладет отцовский головной убор, на котором также знак Патеразма хач (крест). Это символизирует преемственность миро-воззрений, убеждений и духа, знаний и мудрости. Армяне называли этот крест святым знаком — крестом войны, который делал героя неуязвимым, непобедимым. На рис. 5.б свастики изображены на головных уборах (коронах). Обнаружено множество наскальных образов крестов и челетии до н. э. для обработки скальной породы (с самородками меди) ее нагревали на костре с углем и быстро охлаждали (порода растрескивасвастик самых различных форм (рис.4).

Сравните их с крестами из Билани (Чехословакия, рис.5.а), Швеции, Ирландии, свастиками из Пер-сии, Индии и Греции. Это не просто сходство образов. Это свидетельство религиозного единства, древнейшей веры в единого Бога, о существова-нии единого народа, говорящего на едином языке, об общности восприя-тия и познания природы (см. Орнаментальное искусство — праязык культурной коммуникации).

Это хорошо согласуется с народным эпосом “Сасунци Давид”, где говорится, что в мире, окруженном идолопоклон-никами, сохранялись два островка богопоклонников — крестопоклонни-ков: несколько сел в Памбаке (Армения) и Иерусалиме. Даже в самом Мсра (Египет) в период правления Сенекерима-идолопоклонника было несколько домов крестопоклонников, которые в одном из домов тайно несли службу. На связь с крестом совсем юных Христа и Крестителя указывает Г. Нарекаци (“Песнь воскресения”), когда арба с ними спус-кается на правую сторону от горы Масис, а на коленях у них крест. При-чем первый закон (заповеди — знания) познан на горе Масис (Арарат), а второй закон — на горе Синай.

Моисей получил каменные скрижали от Яхве дважды. В первый раз он их в гневе разбил. Креститель — предтеча Иисуса Христа, крестопоклонство — предтеча христианства. Гиксосы — боговерцы, кресто-поклонники. После их поражения и изгнания из Египта и Палестины уничтожаются последние очаги крестопоклонства. Крест у боговерцев выступал как знак бога (бога солнца — Ара), сравните с выражением “пусть Бог хранит твое солнце” (Աստված քո արևը պահի).

В эпосе “Сасунци Давид” обнаруживаем параллели с библейскими мифами. У крестопоклонников и христиан много общего: единый Бог, бо-городица, крещение, ангелы и архангелы, богоизбранность, заветы и клятвы, нарушение заветов, раскаяние, божья кара, медовые и молочные реки, мессианские мотивы, хлеб и вино, пророчества, крест и др. Учение крестопоклонников (как и речь человеческая) было разделено, смешано, уничтожено.

Реформы Зороастра — попытка вернуться на “землю обето-ванную” в смысле мировоззренческом, обретшая религиозную оболочку. Возникновение иудаизма привело к более глубокому духовному возрож-дению и развитию религиозного мировоззрения, становлению и распространению христианства, учения Спасителя. Приход “нового Спасителя” связывается с окончательным воскрешением единой религии для челове-ческого рода, религии мира свободного и справедливого, счастливого и радостного. В армянском языке Восток — Արևելք — выход отца, а Запад — Արևմուտք — заход отца. Бог то подымал, то опускал солнце. Иерусалим (по-армянски Երուսաղեմ) этимологически переводится как “граница отца”. Не значит ли это, что древнейшая граница общей, единой веры когда-то охватывала территорию до Иерусалима?

«Небесные быки, имеющие рога в форме полумесяца, составляют часть сложной композиции. В верхнем ярусе ее помещены луна и солнце с лучами, и бык, в среднем — остальные копытные, в нижнем — змеи и женские антропоморфные изображения, символизирующие матерей-прародительниц… Изображения быков аналогичны окулевским из Юж-ной Сибири, которые также часто фигурируют рядом с женскими об-разами и роженицами…

Таким образом, жившие в эпоху энеолита на за-паде и северо-западе Монголии европеоидные племена были не только сходны с племенами Южной Сибири и Тувы антропологически, но и име-ли близкие культурные традиции и культы” (Э. Новгородова). Эти выводы помогают “раскрыть” сюжет армянского наскального рисунка и показать уровень распространения опыта и знаний европеоидные племен (рис. 3).

На скалах Монголии встречается более 50 изображений колесниц эпохи бронзы. Особенно интересен рисунок со змеей мифических разме-ров, который передает известный сюжет героического эпоса. Змей (позд-нее дракон) — олицетворение подземного мира и смерти, символ “темных сил”, с которыми борется герой, утверждая жизнь. Образ “змееборца” — универсальная тема мифа, эпоса, былины. Прародина этого образа, запе-чатленного на скалах — Армянское нагорье (А. Мартиросян, С. Петросян), см. рис. 6 и 7.

Продолжим по Э. Новгородовой. Грибовидные головные уборы (с та-ким убором многие помнят Наполеона Бонапарта), подобные монгольс-ким, обнаружены также среди петроглифов в ущелье Бичигтымам (Мон-голия), в Туве и на Чукотке. Подобную шляпу исследователи (Девлет, 1976г.) сравнивают с грибом — источником индоарийского символа бесс-мертия “сомы” (“Ригведа”) или “хаомы” (“Авеста”).

На наскальных ри-сунках Армении можем увидеть образцы этого индоарийского символа (рис. 7). Мы не исключаем, что “Гильгамеш и гора бессмертного”, этот выдающийся памятник истории культуры, опирается на традиции, опыт, знания протоармян. Айк и Христос (сыновья бога) хотя и действуют в различные исторические периоды, но являются спасителями человечест-ва. Современные армяне сохранили историю об Айке, евреи о Христе. Предки и евреев, и армян были рождены от одного творца, родителя — библейского Ноя и являются братьями (Сим и Иафет).

Арарат (ар-ар-ат или айрарат) — высочайшая двуглавая гора, спящий вулкан. Арарат — первый очаг. В древности считали, что на Арарате живут боги. Согласно мифу, Ваагн сын бога солнца — АРАМАЗДА. Напомним, что Vah — вай в санскрите означает нести, несущий, а АГНИ (Ագնի) — огонь, солнце. Ваагн есть огненесущий, солнценесущий. Ваагн с по-мощью грома и молнии борется и побеждает вишапов (драконов и демо-нов). Тема борьбы с вишапами встречается в наскальных рисунках.

Вишапакар (ВИШАП — дракон) в виде каменных стелл, изображаю-щих рыбы, воплотился в горах у источников. Сложились традиции ин-терпретировать вишапов как оберег — символ защиты и мудрости, стерегу-щий воду, реки и озера, а также как чудовище, наделенное злыми качест-вами, пожирающее людей, крадущее красавиц.

Многочисленные изображения вишапов входят в композиции средне-вековых миниатюр, украшают образцы прикладного искусства. Эти обра-зы встречаются в архитектурном декоре. Символика вишапакаров нахо-дится в тесной связи с рождением Ваагна. Согласно мифу, его рождали в муках небо и земля, а также пурпурное море. Родившись, Ваагн вступает в борьбу с вишапами и побеждает их (рис. 1.в). С течением времени образ дракона перешел в образ змеи. Каменные стелы, по-видимому, ставились для предупреждения об опасности, как предупредительные знаки.

Согласно древнеармянскому мифу, Арамазд был Отцом всех богов, создателем Неба и Земли, творцом “вселенной”. “Святой отец” АРА — АЙР — отец, МАЗД — чистый, святой (С. Айвазян). Он обитал на горе Ара-рат (т.е. обители АРА). Арамазд имеет и другое объяснение, которое ин-тегрирует понятия Арам и АЗД — оповещение, объявление (АЗДЕЛ — влиять, действовать, внушать). Центром “управления”, отцом, творцом, богом, родителем арменов (арамов) является Арамазд. Герб Армении (ГЕР — Հեր — Հայր — отец, основатель) включал образ горы Арарат — обита-лища богов. Этимологически Арамазд представляется также как Арам(аст), Арам и аст(вац) или божественный (бог) Арам.

Ковроделие относится к числу древнейших ремесел. Оно основано на разведении и стрижке овец, производстве шерстяных нитей и тканей, их окраске. На территории Армении обнаружено веретено, изготовленное в III тысячелетии до н. э. Слово “карпет” (ворсовый ковер) — исконно армянское и встречается в переведенной в V в. Библии (М. Казарян). Древнейшие образцы тканей обнаружены в Артикском захоронении III тыс. до н. э. и на холме Кармир Блур (VIIв. до н. э.). Среди форм ковров: драконовы ковры (Dragon carpet — ВИШАПАГОРГ) — на них встречаются изображения драконов, древа жизни, птицы феникс, много треугольни-ков, зубчатых ромбов и знаков вечности; ковры АРЦВАГОРГ (орлиные)

и ОЦАГОРГ (змеиные ковры, в центре свастика). В Берлинском музее (коллекция Боде) хранится ковер с изображением борьбы дракона с пти-цей феникс (XV в.). Эти формы ковров по происхождению не имеют ана-логов во всем искусстве ковроделия.

В основе многих орнаментов ковров лежат наскальные рисунки. Об этом свидетельствуют результаты сравнительного анализа наскальных изображений и рисунков с геометрическими узорами армянских ковров. В ОЦАГОРГЕ (часто встречаются среди арцахских ковров) в центре рас-положена свастика (կառխ’աչ — քառաթև). Из нее вырастают побеги, заканчивающиеся звездами. Восемь извивающихся змей расположены вокруг квадрата, охватывающего свастику. По М. Казарян, вся композиция символизирует мироздание, а восемь змей оберегают его.

Среди наскальных рисунков Армении встречаются сцены танцев (рис. 8, 9). В частности, в Гемигая (гора Капыджик, 60 км к северу от г. Ордубад, Нахичевань) обнаружены сотни рисунков, которые “ученые” из Азербайджана приписывают своей национальной истории и культуре. В. Алиев отмечает, что один из рисунков напоминает старинный азербайд-жанский коллективный танец, где люди пляшут, широко расставив ноги и руки (тезисы докладов всесоюзной конференции “Проблемы изучения наскальных изображений в СССР”, Москва, 1990 г.).

Но могут ли танцы быть без музыки, без звукового сопровождения? Конечно же, нет. Обратимся к древним нотным знакам. Что такое ХАЗ (˳½)? Буквально ХАЗ означает черточка, черта. Это древнеармянский нотный певческий знак. Основные типы 24 известных по Матенадарану хазов (рис.10) встречаются среди наскальных рисунков Армении. Основатель письменной культуры Месроп Маштоц известен и в области профессионального армянского песнетворчества. Он является одним из создателей его теоретических основ (Н. Тагмизян).

Месроп Маштоц сочинил скорбно-лирические шараканы покаяния, которые не утратили своего эстетического воздействия. Он, как и Комитас, проявлял интерес к горам и к наскальному искусству. Комитас, кроме того, сумел расшифровать хазы. Но все его работы в этом направлении бесследно исчезли. Почему?… Представляет интерес для изучения тот факт, что Мовсес Хоренаци сказания и легенды о Гайке и Беле, Араме, Ара Прекрасном, Ваагне назы-вает то “песнями”, то “гусанскими” (сказами). Эпические сказы-поэмы  (древнейшие музыкально-поэтические формы) исполнялись гусанами, прибегавшими ко всем средствам санскритического искусства — декламации вперемежку с песнями, танцами, мимике и аккомпанементу на древних музыкальных инструментах. Хазовые образы, древние эпические сказы и наличие гласов (родов мелодий, составляющих основу звучащей му-зыки, мелодических моделей) дают авторам основание считать, что камни в форме петроглифов хранят неизвестные прамодели музыкальных пост-роений.

Считается, что некоторые гласы возникли в отдаленные эпохи покло-нения стихиям природы, тотемизма и культа небесных светил. Н. Тагмизян отмечает, что в дописьменный период в армянской музыке различались четыре основных гласа, а Месроп Маштоц и Саак Партев, уг-лубив эту систему, упорядочили восемь гласов и две так называемых сте-ги (многоветвистые мелодии), связав их главным образом с восемью ка-нонами (своеобразными группами псалмов) древнеармянской псалтыри — часослова и библейскими гимнами. Он же отмечает, что цельные древ-нейшие манускрипты с хазами не дошли до нас, но сохранились фрагменты.

Можно предположить, что хазовое письмо зародилось в гиксосский период, когда создавались первые знаки алфавита. Рисунчатое письмо послужило исходным материалом для создания гиксосского алфавита. Гиксосы не смогли бы придумать ни одного знака алфавита, не будь они знакомы с хорошо развитой системой письма. Сочетая простые рисунки и символы с протохазами, выражающими определенные звуки, древние составляли музыкально-поэтические предложения. Нельзя не удивляться гармонии и симфонии образов “окаменевшей” музыки, которой окружили себя предки. Звуки ассоциировались во времени со знаками, изображав-шими соответствующие понятия и объекты (Н. Ароян).

Н. Ароян — автор универсальных методов расшифровки системы невменного музыкального письма с использованием платоновского космического числового ряда и отчетных календарей. С использованием этих методов им расшифрованы армянские хазы (невмы). Исследователям предстоит раскрыть полную историю развития взаимоотношений рисунков с музыкальными понятиями и расшифровать закономерности перехода от образов к звукам, от звуков к речи, от речи к письму, от языка к азбуке (сравните яз и аз, армянские айбубен — алфавит и лезу — язык). Бубен как слово понятен всем. Ай можно отождествить с самоназванием армян. Айбубен это бубен? Это ай ба ба или эй па па по-русски? Это инструмент коммуникации, общения с творцом, обмена мыслями,
идеями, знаниями.

На рис. 11 блюда, которые в геометризованном узоре, вначале простом, затем значительно усложняющемся, представляют модель мира, космоса. Стилизованные модели животных так изменены, что они, в свою очередь, приобретают форму геометрического орнамента. Через формы
орнамента художники — философы древности показывают, как возникает стройный ритм, как развивается мир, по каким законам взаимодействует и изменяется дух и материя. «Крутятся по кругу стилизованные фигурки козлов с рогами, закинутыми в одном направлении, вихрь относит в сто-
рону распущенные волосы женщин; изогнутые шеи птиц с рыбками в клювах повторяют узор свастики в центре, который также определяет направление движения” (“Памятники мирового искусства”, Москва, 1976г.).

Более внимательное рассмотрение этих “узоров” показывает, что они выражают библейские эпизоды. В частности, миф о творении. В самом начале всех вещей Вселенная была бесконечным водным хаосом. Из него родились первые божественные существа. Шло время. Кто-то из них решил упорядочить хаос… Теперь приведем описание одного из блюд, данное в книге Э. Арар.

Свастика = центр: 12 рыб, 4 моря, 4 реки. Распространение дерева жизни с центра. Число больших линий на окаймляющей окружности блюда — 12, всего 24. Рыбы имеют по 7 плавников, 4 человека со скрещенными руками, устремленными в центр. По три пальца у каждого: 4 x 3 = 12. “Волосы” состоят из трех линий: 3 х 4 (человек) = 12. Правая рука обращена в центр. Левая направлена в сторону движения. Свастика в центре направлена по движению слева направо, а свастика, состоящая из четырех человек, направлена справа налево. С центра текут четыре реки.

Если в ядре Земли протекает термоядерный синтез — соединение двух атомов водорода и образование гелия и то, что Земля вращается, то само ядро вращается в противоположном направлении, обеспечивая устойчивость Земли. Это и показано на блюде (рис. 11, конец 4 тыс. до н. э.). Неужели все новое — это хорошо забытое старое, и древние знали, что внутри Земли есть ядро, и оно вращается в противоположном направлении?

Рассмотрим наскальный рисунок: окружность — шар земной, 4 человека, крест в центре (рис. 12). Творец “создает” Землю, происходит выброс солнечной материи, приведший к образованию Земли и неба. Бог на Земле (ядро которой аналогично Солнцу), благодаря процессам, происходящим в ядре (выброс гелия и образование жизни в морской среде), сотворяет человека. Адам построен из глины, на рисунке он наиболее крупный и касается ногами земли. Затем, рожденные от него, люди расселяются по четырем сторонам света.

Линия, выходящая по лучу креста из шара, иллюстрирует выброс гелия, направленный в сторону образа, похожего на две сращенные восьмерки. Вероятно, это застывшая безжизненная Луна, образовалась в результате выброса материи с Земли (на рис. 12 показан разорвавшийся участок поверхности Земли), ср. “Адам и Ева”. Представляет интерес армянская загадка, в которой своеобразно выражено «солнце-луна»: «Брат и сестра плывут (буквально: ходят) по морю в ладье».

Здесь брат и сестра представляют божества солнца и луны, а море — пурпурный небосвод (С. Арутюнян). Идея происхождения спутника Земли — Луны, в результате выброса с Земли не так давно была выдвинута С. Айвазяном. Внутри спутника изображен крест. На его границах четыре окружности. Но они не объединились (из-за нехватки энергии), не слились в одно целое. Луна окаменела. Она безжизненна. Под луной знак, похожий на армянскую букву (³). Это А(РАРУМ), сотворение?

Предки отчетливо представляли, что Земля имеет форму шара (и окружность есть проекция шара на плоскость). Об этом свидетельствуют и письменные источники. Например, Ширакаци, излагая свой взгляд о форме Земли, пишет “…некоторые из добрых языческих философов говорят, что она (Земля) имеет форму шара” (Космография, стр. 42-43).

Отрывок из книги Григория Вганяна: «Каменная летопись цивилизации»


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


Один комментарий

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.