Опубликовано: 2 Июнь, 2018 в 0:03

Архитектура Анийского царства

Архитектура Анийского царстваМногие учёные мира считают, что гений армянской архитектурной мысли оказал огромное влияние на развитие романской архитектуры Западной Европы (по Стрижговскому Й., Шуази О., Н.Марру, Л.Дурново и мн.др.). Именно «армянское искусство влияло на формирование византийского и романского стилей и оказало творческое воздействие на художественное развитие всего Кавказа».

(1) Армяне по праву считаются родоначальниками готического стиля в мировом зодчестве. Армянские мастера подарили миру гениальные архитектурные приёмы строительства зданий и сооружений. Известно, что около 1010 года именно они изобрели, первые в мире, стрельчатые своды, а также ввели в применение нервюры, кюмбеты и мирабы, позднее так полюбившиеся арабам.

Армянское зодчество IX-XIII веков отмечено бурным ростом строительства и ещё большим повышением уровня профессионализма мастеров. Изысканная и сложная городская и сельская архитектура того периода представлена, в первую очередь, великолепными образцами архитектурных ансамблей. Это Арин-Берд, Ахпат, Бджни, Лори-Берд, Кечарис, Мармарашен, Санаин, Сюник, Севан, Татев, Тигнис, Хцконк, Ани и мн.др.. Блистали также города – Арцн, Ван, Двин, Ерзнка, Арцн, Маназкерт, Хлат, Карс и др.. (2)

Но важнейшим центром развития средневековой городской архитектуры Армении, у историков архитектуры, принято считать город Ани – ставший столицей царства армянских Багратидов. (3) Историк Гевонд писал, что на всеобщем фоне войн и разрухи особенно становится заметным усиление влияния царского дома Багратуни (Багратидов). Примерно с 886 года эта царская династия возглавила Армению. Вот тогда-то и начинает интенсивно возрождается национальное творчество во всех аспектах, поднимается самосознание, политическая активность и сила духа армянского народа.

В 961 году, по приказу царя Ашота III («Mилостивого») Багратида, переносят столицу Армении из Карса в Ани. После этого знакового события город становится одним из главных духовных, культурных и экономических центров Передней Азии, чему способствует и пролегание по армянским землям Великого Шёлкового пути. Начинается небывалый подъём и благоденствие Армении на всех уровнях.

(4) Население Ани перевалило за 100.000 человек. Интенсивно развивается и сельское строительство, виллы, дороги, мосты (грандиозный мост через р. Ахурян – пролёт центральной арки 30 м., который до сих пор стоит и используется потомками захватчиков!), караван-сараи, мельницы, кузни и т.д.. В самом городе были построены – царский дворец, дворцы вельмож, богатых купцов. Арсенал, крытые охраняемые рынки, целые цеховые кварталы (принадлежащие разным производственным цехам /«амкарства»-древ.арм./), многочисленные лавки, склады, голубятни, общественные бани.

Культовые сооружения тоже были весьма многочисленны — Кафедральный Собор, колокольни, много церквей, монастыри. При монастырях строят церковные школы, университет, библиотеки и книгохранилища. Следует добавить, что ещё в конце IV века по приказу католикоса при монастырях открывались безплатные больницы («бжшканоцы»-древ.арм.), трапезные, аптеки. Ани называли «городом 1000 и одной церкви», эти слова до сих пор с гордостью помнят потомки анийцев на Дону. (5) Кроме того, во всех армянских городах, по благословлению католикоса, обязательно строили и т.н. «общественный амбар». (6)

Средневековые источники гласят, что, о красоте столицы Анийского царства ходили легенды, а современники не жалели эпитетов для прославления города Ани («великий», «счастливый и видный по всему миру», «славный», «вселенский» и пр.). Многие арабские летописцы того времени сообщали о великолепии Анийской Армении. Например, один автор написал, что «большие и малые города Армении все цветущие и все население их богато». Поэт Хаким Низари (Иран), побывавший в Ани, в изумлении писал: «Города, принадлежавшие Армении, вечно величественные в моих глазах … Там построены такие храмы, от зрелища которых придешь в удивление и будешь кусать пальцы».

Путешественники и купцы из разных стран мира пели дифирамбы красотам города Ани. Многочисленные храмы и монастыри, разбросанные по армянским землям, приводили в восхищённый трепет как врагов, так и друзей. Источники сообщают имена гениальных зодчих. Храм в Багаване (631-639) построил зодчий Исраэл. Придворный зодчий царя Гагика Арцруни (915-921) — «искусный Манвэл», возвёл знаменитый храм Ахтамар.

Сиранес, личный архитектор нахарарского рода Орбели (Орбелян), построил монастырь Нор-Аванк (вт. п. ХI в.). Орер – является архитектором великолепной библиотеки монастыря Ормосванк (1272). Галдзаг был придворным зодчим нахарарского рода Хохпакянк, он создал скальные сооружения монастыря Гегард (2 притвора, усыпальницы, высеченные в камне, 1283). Известный мастер Минас в Агарцинском монастыре (с. Техут) построил церковь во имя Св.Богородицы («Сурб-Аствацацин»-древ.арм.) с притвором св. Григоря («Лусаворич»-древ.арм.). Надпись на храме гласит, что спонсором был князь Иванэ Еркайнабазук («Долгорукий»-старослав.). Скульптор и зодчий Ашот построил караван-сарай (ХIII в.), на пересечении пути следования купеческих маршрутов, около села Зор (ныне современная Турция) и т.д..

Интересным средневековым памятником является Севанский монастырь (IХ в.). Набожная и праведная дочь Ашота I Багратуни – царевна Мариам (в замужестве княгиня и жена сюникского князя Габура) возвела его на свои средства. Почти на самой вершине полуострова крепко стоит храм во имя Богородицы, а пониже церковь Апостолов («Аракелоц»-древ.арм.). Их карнизы, своды купола отличаются выверенной, тщательной обработкой и прочной кладкой камня. Плиты ювелирно подогнаны друг к другу, что само по себе показывает высочайший уровень мастерства анийских зодчих.

Вызывала всеобщее восхищение изящная миниатюрная «Пастушья» церковь. Необыкновенной красотой «радовали глаз» ещё два изумительных величественных анийских храма. Это церковь «Гагикашен» с грандиозным куполом и церковь «Аракелоц» (полная копия Эчмиадзина). Резные двери соборов украшала уникальная инкрустация по кости. Позднее храм «Гагикашен» варварски разрушили турки-сельджуки, а Кафедральный анийский собор перестроили в мечеть, изуродовав прекрасную фресковую настенную живопись. Соборный колокол (тонкого узорного литья) переплавили на свои нужды.

Инфраструктура средневекового города превосходила Европу в разы и стояла на достаточно высоком уровне. Известный исследователь армянской архитектуры Т.Тораманян писал: «В городе Ани постройки в трёх-четырёх этажах не являлись необычными». Поражает воображение и уровень комфортности армянских городов (не является секретом то, что ещё в древних армянских городах Урарту были канализация, водопровод). Коммунальное хозяйство Ани включало в себя — канализацию, городской водопровод, который почти не уступал современному водоканалу! (7) Следует заметить, что в армянских городских домах того времени стояли железные трубы комнатного обогрева. (8)

За черту городских стен были вынесены все загрязняющие производства – сыроварни, мясобойни и т.д.. Улицы города были мощены камнем. На перекрёстках улиц, углы домов защищали (от наезда колесниц и повозок) специально врытые в землю, большие прямоугольные камни. Городские общественные бани имели бассейны и отличались причудливым дизайном. Причём, в них даже выдавали посетителям деревянные шлёпанцы напрокат!

Но, поистине, чудом света являлся царский дворец в Ани (он перманентно модернизировался с IХ по Х. в.в.). Дворец восхищал своей роскошью современников. Площадь дворца достигала 3500 кв. метров кв.. Позолоченные залы были выложены цветным камнем, в том числе янтарём, и украшены скульптурными рельефами. Дворец имел сложный комплекс сооружений, включая парадные залы, книгохранилища, фонтаны, бассейны, мини-купальни, термы. Во дворце был обогрев, а также канализация и водопровод. Не только покои, но и даже помещения для слуг имели небедные интерьеры.

Снаружи, строители облицевали стены здания разноцветным камнем, (9) его также использовали ещё и как имитацию изразцов. Внутри восхищала взор тончайшая, т.н. «ковёрная» резьба по камню. В каменно-кружевные плетения стен вставлялись мелкие кусочки зеркал, цветные бусы и драгоценные камни. Эта техника настенных вкраплений практиковалась чаще всего в Ани и в Ариче. Интерьеры внутренних покоев были роскошные – позолоченные, сложно расписные стены, украшенные изысканными орнаментальными и сюжетными рельефами растительно-цветочного характера с изображением птиц и зверей. Изумляли своей красотой драпировки помещений и ковры.

Восхищали инкрустированная и резная дворцовая мебель, скульптура, люстры, напольные светильники, а также коллекции всяких диковинных штучек. (10) Колонны, двери, подоконники и некоторые участки стен, также украшала и необыкновенная резьба по дереву «обволакивающая стены подобно ковру» (стиль «плетенка»). Усыпальницы и гробницы тоже ни в чём не уступали жилым домам. До потомков дошли имена великих армянских мастеров — Торос, Григор, Лукас Аниеци.

Недаром в странах мусульманского Востока строители, керамисты, каменщики из Ани, Двина и других областей Армении, пользовались огромной, и поистине, заслуженной славой. Как правило, особенно ценились армянские каменотесы и камнерезы. Их называли «рисовальщики-камнеписцы». Были популярны творения «резчика-камнеписца» из Ани — Джундика Аниеци (Анийский). Знаменитую мечеть Сулейманийе строили тоже армянские зодчие (как, впрочем, и другие культовые мусульманские сооружения Ирана, Сирии, Турции, Крыма). В.Шуази писал, что внизу одной из кафельных стен мечети Сулеймание есть выдавленная арабская надпись — «строил какой-то Киракос»! (11)

Больших высот достигло и искусство настенной живописи (по сырой штукатурке). Значительной частью интерьеров была художественная настенная и потолочная лепка (барельефы, горельефы), литьё и мозаика. (12) Успешно развивающиеся все виды керамики, изготовление (многообразных) превосходных кирпичей, роспись по дереву и изделия, изготовленные с применением многопрофильной обработки металлов, переполняли внутренний рынок. Изящная керамика предназначалась не только для знати и богатых купцов. Зачастую, без ущерба для внутреннего рынка, эти и многие другие товары изготовлялись и на экспорт.

С возникновением ислама, в мусульманские страны, анийские мастера (под заказ) производили и поставляли керамическую посуду, но уже, с арабскими сурами из Корана. Кроме того, был представлен широкий, оригинальный, реестр производства обычных и изразцовых глазурованных кирпичей. Их выпускали с разнообразными сложными рельефами. На этих рельефах были нанесены изображения букв, животных и птиц, с растительно-цветочным орнаментом и т.д.. Для этого вида кирпичей добывалась глина разных цветов: красная, черная, желтая, сине-серая, белая. Добыча последней производилась в Ани — она также шла и на изготовление фаянсовой посуды и глазурованных внешних облицовочных кирпичей для вилл состоятельных граждан.

Но тяжелое историческое прошлое, постоянные нападения врагов, зверское почти поголовное вырезание населения, грабежи и пожары, мало способствовали сохранению образцов этих видов материальной культуры анийцев. Хотя, кое-что из этой сферы и сохранилось, о чём косвенно подтверждают запасники и экспозиции музея Эрмитаж. «Собрание искусства стран халифата: Ирана со времени арабского завоевания, Египта, Сирии, Ирака, Турции (исторические земли Анийского царства и Византии; прим.С.Н.) — одно из лучших собраний в мире. Изразцы и сосуды, тончайшие миниатюры …». К этому можно добавить, что враги, нападая на Армению, вместе с богатствами её, всегда вывозили и армянских мастеров.

Армянская архитектура настолько поражала воображение, что вызывала не совсем адекватные чувства у врагов. Например, один татаро-монгольский полководец-завоеватель — «богатур» Чармагун-ноин, восхитившись необыкновенной красотой армянского города Ани, приказал: «Убейте всех, кроме ремесленников». И завалив город трупами людей и домашних животных, Чармагун (14) приказал вывезти в свои владения всех армянских умельцев.

В армянских источниках татар называют «народ стрелков». Армянский средневековый летописец Киракос Гандзакеци описал татарское нашествие: «татары, … окружили город (гибель г. Гандзака; прим. С.Н.)… и звали толпу выйти из города, обещая не причинить ей зла. И когда вышло к ним… всё население города, татары разделили их между собой и, предав мечу, безпощадно умертвили всех, оставив в живых лишь несколько женщин и детей, а также мужчин, кроме ремесленников, которых угнали в плен … татары вошли в город, захватили всё имущество их … разграбили все церкви, разорили и разрушили весь город.

И нужно было видеть душераздирающее зрелище: разрубленные на части родители, вместе с чадами своими, сваленные друг на друга в кучу … множество убитых священников, иноков, церковнослужителей, старцев и детей, младенцев, юношей и девушек … нежные тела их, привыкшие к мылу, почернели и вздулись … Так было и с несчастными жителями Карса … и … Сурб-Мари» (сохранён стиль автора; прим. С.Н.).

Оставил также этот средневековый автор и подробное описание «народа стрелков. (15) Ани пал как и Гадзак (Гянжи). А византийский автор Кедрин писал, что при нападении и захвате города Арцн (1049 г.), сельджуки полностью вырезали город – 140тыс. человек. Сделать это было легко, т.к. город не имел укрепительных стен

Эта дикая и порочная практика дожила до наших дней, во время геноцида армянского, сирийского и греческого народов (1915) младотурки поступали подобным образом, о чём сообщали русские офицеры и репортёры-очевидцы. (16)

Во владениях татаро-монгольских ханов, а позднее и у Тамерлана, пленные армянские зодчие строили, необыкновенной красоты, здания, а также и дороги. Об их большом количестве в Средней Азии, например, рассказывал посол кастильского королевского двора — Рюи Гонсалес де Клавихо. В его записях указано, что он увидел «в Самарканде множество армян».

Эмир Ленк-и-Темур тоже высоко ценил профессионализм армянских мастеров. По его приказу угоняли из Армении (и других, завоёванных им стран) людей «самых смелых, самых знающих и самых талантливых». Остальные, в массе своей, подлежали безжалостному уничтожению.. Кроме армян, в Самарканд были насильно вывезены мастера других национальностей — греки, славяне и сирийцы-яковиты.

Наступил новый период нападений, но уже не на Ани – на Армянскую Киликию, (17) Арцах, Утик и другие армянские земли. И пришло время снова вспомнить про катакомбы … Но об этом в третьей части очерка.

Автор: Наталья Соболь, историк-арменовед,

Архитектура Анийского царства /UNESCO/

Читать также: Драгоценные жемчужины армянской архитектуры

Комментарии к публикации:

(1) Бабенчиков М. «Народно-декоративное искусство народов Закавказья и его мастера»,ГАИ, ,М., 1948, раздел «Армения», 56.

(2) Абхазские исторические источники сообщают, что их царя Пера, изумил богатством отделки и архитектурой Кафедральный собор в Карсе (время правления царя Абаса I; 928-954). Собор стоял на перекрёстке центральных магистралей и имел 4 портика, выходящих на каждую сторону света. Современники-соседи анийцев восхищённо говорили, что «роскошью постройки он подобен небесному святилищу

(3) С появлением в Ани правящего ширакского рода Багратидов уделяется большое внимание (и впоследствии оно достигает колоссальных высот) архитектуре, фортификации и городскому строительству (в том числе катакомбному). Кроме дворца, были храмы с библиотеками и безплатными больницами («бжканоцы»-древ.арм.),торговые ряды, большие и малые рынки, склады, лавки, гостиницы, караван-сараи, торговые, меняльные дома, кварталы производственных товариществ («амкарства»-древ.арм.), бани и т.д..

Толчком к такому подъёму становится быстрое развитие ремесленной и городской жизни, городской инфраструктуры, усиление торгового сословия и особенно купечества, подъём с/х.. БСЭ, с.93. «Евреи в Армении. Средневековье». Второе издание, с.186-193,196. E-mail: Iusabats@netsys.am Iusadatc@mail.ru Хоренаци М. «История Армении», I, 22; II, 8, 9, 14, 23, 33, 57, 63.Чалоян В. «Армянский Ренессанс», АН СССР, М., 1963, с.21-23. Бузанд Фавстос «История Армении», IV, 55. Аммиан Марцеллин, ХII. 11-12; ХХV. VII.12; ХХVII. Флавий Иосиф «Иудейские древности», ХIV. 330-367; ХV.14. «Иудейская война», I. 248-273. Можейко И. «1185 год (Восток-Запад)», с. 286, 289, 292,

(4) «Дни анийского благоденствия» были напрямую связаны с появлением на политической арене именно этого царского рода, сумевшего вернуть стране былую мощь и повести за собой весь народ «от мала до велика». И.Драсханакертци (Хв.) писал: « В те времена Бог относился благосклонно к стране армян; он даровал ей успех во всех добрых делах … И наши нахарары (князья), охраняя земли от разбойничьих набегов, воздвигали в городах и сёлах из камня и извести вековечные храмы». А С.Таронеци (Асо(h)ик; XIв.) сообщал: «… поля превратились в селения, селения в города по многолюдству своему и богатству». Ал-Истахрий писал, что малые и большие города армян: «цветущие и всё население их богато». «Драсханакертци И. «История Армении», Тифл.,1912, с.199,на арм.яз.. Таронский С. «Всеобщая история», М.,1864, с.109-110. Ал-Истахрий «Из книги путей народов», см.

«Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане», сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа, вып. ХХIХ, 1901,с.19-21. (5) До сих пор жива среди потомков переселенцев из Крыма память об исторической прародине. У армян Дона сохранилась такая своеобразная поговорка: «Если Ани разрушится, то мир не сможет построить город, подобный Ани, а если вдруг мир разрушится — то Ани сможет построить целый мир». Респонденты: Мартиросян Акоп, Россия, Ростовская обл. с. Несвитай. Дзреян Роза, Ростовская обл., г. Чалтырь.

(6) Этот древний обычай свято соблюдался во всех армянских колониях («спюрк»-древ.арм.). Амбар строили на «чёрный день» — в случае пожара, наводнения, засухи и т.д.. Подобный амбар существовал и у армян Дона. Газ. «АХУТ», 1915, № 4,16; 1914, №16.

(7) Длина анийского водопровода достигала 12 км., а трубы имели отличную степень защиты. Так на каждом отрезке трубы (по всей его протяжённости) были вырыты смотровые колодцы для обслуживающего персонала. А в особо труднодоступных местах водопровода, были проложены паралельные ходы-тонели с дополнительными люками. Езецкая Н., Сопоницкий О. «История искусства народов СССР IV-XIII в.в.», «Изоискусство», т.II, с. 85-89, 95, 115-116, 126-128, 172.

(8) Например, в «Ам-Берде ХII-ХIII в.в. было найдено высочайшее для своего времени техническое достижение: железная труба комнатного водопровода». «Памятники эпохи Руставели», Лен., изд. Эрмитажа, с. 68.

(9) Если возвратиться к истокам данного архитектурного стиля, то, ещё в Урарту, предки армян обладали самостоятельной художественной культурой. Их архитектура и искусство стояли на очень высоком уровне. Стены урартских храмов воздвигались из разноцветных камней, полы покрывала сложная мозаика. Бабенчиков М., «Народное декоративное искусство Закавказья и его мастера», с.56.

(10) Кроме роскошных интерьеров анийцы слыли эстэтами, и им была «не чужда страсть к археологии». Правители Ани проявляли интерес к древностям и оплачивали археологические изыскания учёным-вардапетам. Во дворце имелась неплохая коллекция древностей. Так, при археологических раскопках (XX в.), проводившихся в Ани, были обнаружены, найденные при средневековых раскопках, изысканные древние вещицы в античном стиле. Это — терракотовые статуэтки, выполненные в технике коропластики, а также бронзовая маска Вакха-Дионисия и т.д..

Древние армяне владели не только техникой коропластики, но также геммы и глиптики (ювелирная резьба по драгоценным и полудрагоценным камням). Жебелев С. «Эчмиадзинская бронза», Сб. в честь Э.Р.Фон-Штерна, ХХХI, Записок Одесского Общества истории и древностей, с. 3-6.A.Furtwangler,t.III,p.116.M.Maxitova Dieoriechich persische Klein Kunst in Kluhasien nach der Percekiehen. Archaoloisher Ahzeider 3-4, Berlin,1928,p.675. О чём писали учёные Гиршман Р., Лушей Г., Свобода Б., Амандри П..

(11) Шуази О. «История архитектуры», М., «Академ/архитектура», 1937, т. II, с.20,50-53.

(12) Сохранились имена армян мозаичистов и древние мозаики в Иерусалиме (IV-VII в.в.). См. статью Соболь Н. «Святой царь Абгар, святая царица Е(h)инэ и первые армянские святые», сайт «Арминфоцентр».

(13) Этот интерьерный стиль был в чести у армян с глубокой древности. Они уже в IX в. обладали самостоятельной и самобытной художественной культурой и сложившейся школой декорации. Например, в Цахка-Дзоре (Раздан) был обнаружен древний монументальный дворец, богато декорированный разными коврами, парчой и литой бронзой. Эта традиция продолжилась и в Ани. Причём, ковры и разнообразные ткани в большом количестве ещё и вывозились армянскими купцами в страны Европы, Востока и на Русь.

Бабенчиков М. «Народно-декоративное искусство народов Закавказья и его мастера», ГАИ, М., 1948, 56. «Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане», вып. ХХ1Х, 1901, с.19-21,25, 28-39. Драсханакертци И. «История Армении», с. 159-160.Ибн-Ал-Батутта, сочинение, с. 31, пер. Ачаряна Р.Н. Манглай А. Черкасова Н. «Искусство народов СССР», т. IV, с. .268, 379-389, 397-398.Орбели И. «Развалины Ани», с. 47, 52.Поло М. «Путешествие», с.18. Чалоян В. «Армянский ренессанс», с.168

(14) В рукописи Киракоса Гандзакеци есть упоминание о Божьем Суде, настигшем «мясника Чармагуна»: «… военачальник по имени Чармагун онемел, одержимый бесом и недугами …».…». Гандзакеци К. «История Армении», с. 172-174, 276-275. Первоисточник книги Гандзакеци находится в Матенадаране, список за 1594 г., рукопись № 1518, с. 189 «а»-260 «б».

(15) Киракос Гандзакеци в «Главе 32» даёт краткое описание внешности татар: «…опи шем вкратце для любознательных читателей внешность… татар. Внешний вид их был адским и наводил ужас. Борода не росла, лишь у некоторых росло несколько волосков на губах или подбородке, глаза узкие и быстрые, голос тонкий и пронзительный…живут долго. Когда бывает что поесть, они едят часто и жадно пьют, а когда нет ничего, терпеливо переносят голод. Питаются всеми животными без разбора — и чистыми и нечистыми, предпочитают же всему, конину…макая её в солёную воду.

Одни из них едят …стоя, подобно верблюдам, другие на коленях, другие—просто сидя… Они берут столько жён, сколько хотят…и где только встретятся, безо всякого разбора живут с иноплеменницами … У них нет богослужения…государь их (считается, прим. С.Н.) родственник бога. А когда кто-либо умирал из них или убивали кого…то они много дней подряд возили с собой труп…бывало, сжигали труп, чаще хоронили в землю… и вместе с ним складывали оружие, золото, серебро и его долю имущества… и слуг его и служанок его…коней (вернее, выпотрошенную и зашитую конскую шкуру без внутренностей, прим. С. Н.).

Женщины их все колдуньи и гадали обо всем…». Гандзакеци К. «История Армении», с.172-174, 276-275. Первоисточник книги Гандзакеци находится в Матенадаране, список 1594 г., рукопись № 1518, с. 189 «а»-260 «б». Но Гандзакеци описал монгольских татар, не относящихся к нашим российским татарам, потомкам тюркских племён. Татары средневекового периода, напавшие на Закавказье, Армению, Грузию, Русь и др. страны — это монгольский этнос, совершенно не относящийся к нашим, российским татарам. Они (российские татары; прим. С.Н.) являются народом тюркским — потомками тюркского народа из Семиречья.

Предки т.н. семиреченцев откочевали в Поволжье и создали там своё государство — Великую Булгарию. Короткий период булгарская орда хана Аспаруха владела славянскими племенами нынешней Болгарии. Славяне нынешней Болгарии взяли этноним своих булгарских завоевателей , немного его изменив — на болгары. Предки казанских татар последовали их примеру только во времена Золотой Орды и стали называться татарами. Следует также разделить термин «татаро-монголы».

Сами себя монголы Чингиз-хана (Темучина-древ.монг.) называли «моалы», т.е. монголы. Но в орду Ч.-х, кроме самих монголов, входили (часто не по своей воле) и многие завоёванные им, другие народы. Монгольское войско было довольно пёстрым по нац. составу. В него входили — китайцы, чжурчжени, тибетцы, уйгуры. А также — волжские булгары (предки российских татар) и другие тюркские племена, хазары, печенеги, половцы, кераиты, узы, огузы, и даже славяне. Но, в покоряемых монгольской ордой землях, всех захватчиков называли только татарами. Происходило это потому, что по указанию Ч.-х., татарские конники во время нападений на города, всегда были в авнгарде.

Монгольских татар вперёд ставили не только за выносливость, неприхотливость в быту и отличные качества наездников. Татары были единственным несговорчивым монгольским этносом в орде. Они дольше других степняков сопротивлялись Ч.-х. и не признавали его власть. За это неповиновение свирепый полководец направлял бунтарей-татар в самые гиблые места. Таким образом, Ч-х. жалел, в первую очередь, своих монголов, а потом уже всех остальных подчинённых воинов, показывая, что ждёт непокорных. По сути, Ч.-х создавал из «этих незгибаемых татар» штрафные батальоны. Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир «Земля потомков патриарха Тюрка», с. 90-99.

(16) О чём, в своё время, писала российская газета «День» за 6.06. 1915 год: «Недавно здесь была получена телеграмма от генерала Ч., отряд которого останавливался возле Вана, но в город не мог войти вследствие трупного смрада. В телеграмме, между прочим, сказано: «Город Ван весь в развалинах. Лучшие постройки сожжены, а глинобитные разрушены. Дворы усеяны трупами армян и домашних животных. Имущество разграблено и растаскано». «Геноцид армян в Османской империи», с. 354.

(17) У Киликии с монголами был заключён договор, но «пришла беда, откуда не ждали» — египетские мамелюки султана Бейбарса. О чём сообщает Марко Поло: «с великими полчищами напал на Армению; много зла наделал он стране». Поло М. «Книга Марко Поло», еженедельник «100 человек, которые изменили ход истории», № 18, с.10-12.

Источники:

1. Агаян Ц. «Россия в судьбах армян и Армении», с. 14-21, 287.

2. Айвазян С. «История России. Армянский след», М., 1997, с. 31-67, 68-89, 114-121, 182-187

3. «Амасиаци А. «Ненужное для неучей», АН, сер. «Науч/ наследство», М., 1990, с.525, 526, 572.

4. Апиан» «Митридатовы войны»,Сирийские дела», «Вестник древней истории», 1946, № 4, с.266.

5. Бабенчиков М. «Народно-декоративное искусство народов Закавказья и его мастера», ГАИ, М., 1948, раздел «Армения», 56-68, 69-80.

6. Буниатян Ерев., 1933

7. Бакши К. «Судьба и камень», М., «Изо/искусство», 1983, с. 20-26, 30-31, 47, 50,

8. БСЭ, ГНИ, /гл. ред. С.Вавилов/, М., 1950, изд.II, т. III, «Аризона-Аяччо», с. 92-96

9. Васильев А. «Шасу новоегипетских источников и ранняя история Израиля. Древний Восток и античный мир», 1, М., 1988.

10. Газета «Еврейское слово», № 40 (313)5767/2006 от 25, с.10-31, ст. Фадеевой Н. «Авраам Галанти – учёный и политик».

11. Дульян.С., АсланянА. «Знакомьтесь. Армения», Ерев., « Айстан», 1072, с.24-25, 35.

12. Езецкая Н., Сопоницкий О. «История искусства народов СССР IV-XIII в.в.», «Изоискусство», т.II, с. 85-89, 95, 109-116, 121-128, 133,172; т.III,с.257-268; т.IV, с.379-399; т.V,с.323.

13. «Искусство стран Востока» /Анисимов.А., Гумилёв Л., Желоховцев А. и др./, М., «Просвещение», 1986, с. 40.

14. Косидовский З. «Сказания евангелистов», М., «Полит/литература», 1990, гл.V, с.167.

15. «КХЭ», СЭ, ГНИ, «Искусство стран и народов мира», М., т.I, с.100, 129,133.

16. Мошезон Б. «Арменоиды – аристократия древности», httр://armuniver.org|view|89|83.

17. Немировский А. «Страна Шасу-Яхве древнеегипетских памятников и проблемы ветхозаветной истории».

18. Орбели И. «Развалины Ани», СПб., 1911, с.47-52.

19. Пиотровский Б. «Археология Закавказья», Л., 1949. Он же, «Кармир-Блур», Лен., «Аврора», 1969, (альбом, нумерации нет).

20. «Полный Православный Богословскiй энциклопедическiй Словарь», сер. «Богословская Энциклопедия», т.I, с. 216,224-225,253-254.

21. Себеос «История императора Иракла», Конст., 1851, О.1, О.2.

22. Соболь Н. «Народ Амалек», ст., сайт Арминфоцентр, Открытая трибуна.

23. Торосян А. «Загадка Моисея», ст., пер. с древ.греч..

24. Тревер К. «Очерки по истории культуры Древней Армении, II в. до н.э.-IV в.», М.-Л., 1953, с.49-51, 69-77.

25. Тяжлов В. Сопоницкий О. «Византия, Армения и Грузия, Болгария и Сербия, Древняя Русь, Украина и Белоруссия», М., «Искусство», 1975, с. 123-140.

26. Чалоян В. «Армянский ререссанс», 13-23,166-170.

27. Шуази О. «История архитектуры», М., «Академическая Архитектура», 1937, т. II, с. 20, 50-53.

28. Rappoport sur un voyage arheolog. dans la Georgie et dans Iarmenie par M. Brosset.1849, p.40-56.

29. Haigh A. «On the Shasu-peope» //ZAS 14/1876 рp. 52-57.

30. Strabon, XI, 146. Plut, Lucullus, XXXII. Плутарх, «Морали», «Сравнительное жизнеописание».


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.