Опубликовано: 22 Май, 2019 в 15:37

Станислав Монюшко — Сын армянки — Создатель польской национальной оперы

В мае 2019 года исполнилось 200 лет со дня рождения имеющего армянские корни Станислава Монюшко, знаменитого польского композитора, автора песен, оперетт, балетов, опер, классика вокальной лирики, родоначальника двух национальных опер – польской и белорусской.

Станислав Монюшко родился 5 мая 1819 года в фольварке Убель Игуменского уезда Минской губернии, где во время наполеоновских войн обосновался его отец – капитан полка литовских стрелков, завершивший свою военную карьеру адъютантом при штабе маршала Мюрата, поляк Чеслав Монюшко, который в мирной жизни был художником.

Мать будущего композитора – Елизавета Маджарянц происходила из знатного армянского рода. Ее прадед – Ованнес Маджарянц, родом из Константинополя, был совладельцем мануфактуры, производящей знаменитый элемент мужской одежды костюма Великого княжества Литовского – слуцкие пояса.

Слуцкий пояс считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца. В Речи Посполитой имя Ованеса Маджаранца было переделано на местный манер – Ян Маджарский.

Елизавета Маджарянц была певицей и прекрасно играла на фортепиано. Именно от матери Станислав перенял любовь к музыке и получил первое музыкальное образование. Кроме того, Монюшко брал уроки у Августа Фрейера (фортепиано, орган, 1827—1830), затем музыкальное образование совершенствовалось у Доминика Стефановича (композиция) (ещё один представитель армяно-католического рода) в Минске (1830—1837) и у Карла Фридриха Рунгенхагена(композиция, хоровое дирижирование) в Берлине (1837—1840).

В 1837 году Станислав поступил в Берлинскую музыкальную академию, где он овладел искусством дирижера и уже мог управлять хором и оркестром. В годы обучения в Берлине Монюшко также начал сочинять музыку. Его первым произведением стало сочинение «Три песни» на текст Адама Мицкевича. Также в это время он создает первые музыкально-сценические произведения.

В 1840 году Монюшко переезжает в Вильно (Вильню), где проживает на протяжении 17 лет, работает органистом в костёле Святых Иоаннов и преподает уроки фортепиано. Параллельно он продолжает создавать музыку – одним из ярких произведений того периода жизни композитора считается сборник «Домашний песенник».

Главной заслугой Станислава Монюшко считается создание польской национальной оперы. Он создал 20 опер и оперетт, три балета, два реквиема, свыше ста песен. Его авторству принадлежат такие оперы как «Галька», «Идиллия», «Флис», «Графиня», «Страшный двор». В своем творчестве композитор использовал творчество польских поэтов, польский и белорусский фольклор.

В 1849 и 1856 гг. давал в Санкт-Петербурге авторские концерты, был дружен с композиторами М. И.Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, которые высоко ценили его творчество. В 1858 году во время поездки в Германию познакомился с Ференцем Листом.

С 1858 года Монюшко жил в Варшаве и был главным дирижером Большого театра польской столицы. С 1864 года и до конца жизни он работал профессором Музыкального института в Варшаве. Монюшко не стало 04 июня 1872 года.

В честь Станислава Монюшко названы улицы во многих городах Польши, в Вильнюсе, Гродно, Кривом Роге, Харькове. Его бюсты установлены в Вильнюсе, Гданьске, памятные таблички в честь композитора установлены на домах, где он жил, в Минске и Вильнюсе.

03 сентября 2016 года в День города Минска был открыт памятник создателям белорусской национальной классической оперы композитору Станиславу Монюшко и драматургу Винценту Дунину-Марцинкевичу. Памятник установлен в сквере у ратуши на пл. Свободы.

Первое изданное сочинение «Три песни» на слова Адама Мицкевича (1838). С 1842 года сочинял песни (всего около 400), издаваемые сборниками «Домашние песенники» (сборник 1—6, 1844—1859; посмертно сборники 7—12 издал белорусский фольклорист, музыковед и филолог Ян Карлович, отец известного композитора Мечислава Карловича). Песни Монюшко заложили основы польской национальной вокальной музыки.

Главная заслуга — создание национальной польской оперы (написал свыше 15 опер). Первая опера — «Галька». Впервые в концертном исполнении в Вильне (1848); постановка (1854). В новой редакции в 4 актах поставлена в Варшаве (1858). Либретто оперетт «Рекрутский набор» (1841 или 1842), «Борьба музыкантов» (1840-е годы), опер «Чудесная вода» (1840-е годы), «Сельская идиллия» (1846) написал В. И. Дунин-Марцинкевич.

Премьера оперы «Сельская идиллия» состоялась в Минском городском театре в феврале 1852 года. Монюшко писал также музыку к постановкам пьес «Гамлет» и «Венецианский купец» Уильяма Шекспира, «Разбойники» Фридриха Шиллера, «Карпатские горцы» Юзефа Коженёвского, «Лилля Венеда» Юлиуша Словацкого.

Сочинения Станислава Монюшко:

Оперы – Идеал (Ideal, 1841), Карманьола (Каrmaniol, 1840), Желтый чепец (Zolta szlafmyca, около 1842), Чудесная вода (Woda cudowna, 1840-е годы), Сельская идиллия (Sielanka, 1843: исполнена 1852), Галька (1-я редакция, 1848, Вильнюс; 2-я редакция, 1858, Варшава), Бетли (комическая опера, 1852), Сплавщик леса (Flis, комическая опера, 1858), Графиня (Hrabina, комическая опера, 1860), Честное слово (Verbum nobile, 1861), Зачарованный замок (Страшный двор; Straszny dwor, 1865), Пария (Paria, 1869);

Оперетты – Лотерея (Loteria, 1843, Минск; 1846, Варшава), Рекрутский набор (Роbor rekrutow, 1842), Борьба музыкантов (Walka muzykow, 1840-е годы), Явнута, или Цыгане (1-я редакция под названием Цыгане — Cyganie, 1850, поставлена 1852, Вильнюс; 2-я редакция под названием Явнута, 1860, Варшава), Беата (мелодрама, 1872, Варшава);

Балеты – Монте Кристо (1866), На постое (Na kwaterunku, 1868), Проделки сатаны (Figle szatana, 1870): балетная музыка к операм О. Николаи Виндзорские проказницы и Д. Обера Бронзовый конь; для оркестра-

Увертюры – Сказка (Зимняя сказка; Bajka, Conte d’hiver, 1848), Каин, или Смерть Авеля (1856), Военная увертюра, или Возлюбленная гетмана (Uwertura wojenna albo Kochanka hetmanska, 1857), Концертный полонез (Polonez koncertowy);

Для голосов с оркестром – кантаты Мильда (1848), Ниола (1852), Крумине (не окончена, 1852) — на cлова Ю. Крашевского, Мадонна (1856), Призраки (Widma, 1865), Крымские сонеты (Sonety krymskie, 1868), Пани Твардовская (1869), 6 месс (в том числе Петровинская), 4 Остробрамские литании (Litanie ostrobramskie, 1843-55);

Камерно-инструментальные ансамбли – 2 струнных квартета (до 1840);

Для фортепиано (около 50 пьес) – Безделушки (Fraszki, 2 тетради пьес, 1843), 6 полонезов, вальсы, мазурки;

Для органа – Песни нашего костела (Piesni naszego kosciola), хоры, воколо ансамбли; для голоса с фортепиано – свыше 400 песен;

Музыка к спектаклям драматического театра – к водевилям: А. Фредро «Ночлег в Апеннинах» (1839), «Новый Дон Кихот, или Сто безумств» (1842, поставлен 1923), к поставлен «Гамлета» и «Венецианского купца» Шекспира, «Разбойников» Шиллера, «Карпатских горцев» Коженевского, «Лилли Венеды» Ю.Словацкого.

Александр Бакулин

Источники: rusarminfo.ru, www.belcanto.ru, wikipedia.org

Stanisław Moniuszko — Polonez Nr.2. Regina Smendzianka — fortepian

Станислав Монюшко
Бюст Станислава Монюшко, скульптор Геннадий Ершов. 2007 г. Музыкальная академия в Гданьске
Памятник в Ченстохове, Польша
Памятник в Лодзи, Польша
Памятник в Вильнюсе, Литва
Бюст на органных хорах в костёле Святых Иоаннов
Памятник в Катовице, Польша




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.