Опубликовано: 4 июля, 2017 в 17:27

Домокош Корбули о венгерских армянах

Домокош Корбули о венгерских армянахВ статье Домокош Корбули знакомит читателей с историей венгерских армян. Даются карты, показывающие движение армян из Ани в Венгрию и места их поселений. В виде иллюстраций приводятся две фотографии.

Одна из них изображает часть из коллекции документов, сохраненных в армянском музее Самошуйвара, а другая снята в армянской церкви, которая была построена там в 1723 году. Это — снимок фрески, написанной Закариашем Габрушем. Художник изображает основателей церкви братьев Шимаи (Шимаяны). Под картиной есть надпись на армянском языке.

По данным статьи, в настоящее время в Венгрии живут приблизительно две тысячи семей, которые считают себя по происхождению армянами. Армянского языка они уже не знают. Их предки жили в городе Ани, в столице династии Багратидов (Багратунянц).

В 1004 году, спасаясь от турок-сельджуков, они прибыли в Крым, но после того, как в 1475 году турецкие и татарские войска заняли крымские колонии города Генуи, часть армян переселилась в Молдавию, где ранее уже была создана армянская колония.

В 1669 году в Молдавии поднялось восстание из-за высоких налогов. Часть армянского населения участвовала в этом движении.

Турецкие войска учинили кровавую расправу бунтовщикам. Опасаясь жестокостей, 800 армянских семей перешли Карпаты и нашли себе приют в горах Чик и Дьердьё. Они три года переждали там, чтобы вернуться в Молдавию.

Но за это время Молдавия настолько разорилась, что даже сучавский армянский епископ должен был переместиться в Трансильванию. В 1672 году армяне попросили у трансильванского князя Михая Анафи права на жительство. Князь Анафи принял их, тем более, что он не был доволен греческими торговцами.

Он поместил армянское епископство в городе Вестерне, а большинство армянских семей в городках Дьердьёсентмиклош и Чиксепвиэ. До конца XVII века маленькие группы армян отсюда переселились в Батош, Эбешфалву, Фогараш, Гёргсиьсентимере, Дыолафехервар, Канта, Петеле и Ремете.

Переселенные в Трансильванию армяне были сторонниками армянской церкви, не зависевшей от Рима. И 1684 году римская церковь послала в Трансильванию армянина Оксандиуса Верзара с целью обратить армян в католическую веру. В течение двух лет доказывал Оксандиус Верзар епископу Минасу Зилифтаряну, что армяне не получат нужных возможностей для торговли, ремесленничества и для национальной религии, пока они подчиняются Эчмнадзинскому католикосу.

Хотя в конце концов епископ Зилифтарян согласился, только небольшая часть армян приняла католическую веру. Через два года с помощью Габсбургов удалось Верзару обратить своих соотечественников в латинскую веру. Верзар хотел на одном месте сосредоточить всех трансильванских армян.

В 1700 году армяне купили землю рядом с крепостью Самошунвар и там к 1713 году построили свой город. Епископство переселилось туда, сюда же поселились изгнанные саксонцами из города Бестерце армяне. Вначале название города было Ерменьварош (Армянский город) или Арменополис, и только с середины XVIII века он был переименован Самойшувар.

Правда, Верзар не мог поселить все армянские семьи в Арменополисе, но этот город все-таки стал центром трансильванских армян. В прошлом веке Закариаш Габруш, Криштоф Лукач и Криштоф Сонготт (он в течение 21 года редактировал журнал «Армения») здесь собрали специальную литературу по арменоведению.

Трансильванские армяне имели и свою общественную организацию под названием «Армянская компания», во главе которой стоял староста. Он исполнял обязанности первостепенного судьи и играл не последнюю роль в правлении колонии. Было распространено ошибочное мнение, что армяне занимались только торговлей.

Среди трансильванских армян действительно было много торговцев, но большинство их работало в качестве цеховых ремесленников. Сам Верзар составил правила для скорняжных цехов и гильдий.

В 1721 году староста Шаламон Шиман ввел их в действие для сапожного цеха. Меховщики в основном изготовляли мех из овчины и продавали его в Транснльваннн, в Дебрецене и в Пеште. Дубильщики из козлиной кожи делали кордуан и сафьян, которые шли на трансильванские и дебреценские ярмарки.

С середины прошлого века кордуан и сафьян постепенно вышли из моды и поэтому деятельность этих цехов прекратилась. Трансильванские армяне торговали главным образом текстильными изделиями, хлебом, вином, медом, приправами, шкурами животных, свиньями, скотом, овцами, табаком и южными фруктами.

Богатые торговцы обходили с товарами Австрию, Германию, Италию и Турцию. Они возвращались из этих стран с другими товарами. Среди торговцев скотопромышленники представляют особый интерес.

На трансильванских скотных рынках они покупали худых животных, потом гнали их в южные части страны. Во время турецкого ига эти части Венгрии опустели, заболотились, и государство сдало их в наем.

Скотопромышленники выкармливали здесь животных, потом продавали их в Пеште, в Вене и в других городах. С 1715 году, после смерти Верзара, церковный округ трансильванских армян больше не имел своего епископа.

Церковные приходы Эбешфалва, Дьердьесентмиклош и Самошуйвар перешли под руководство католического епископства и церковным языком стал латинский. В 1786 году присоединили к католическим приходам и тех армян, которые жили в других местах.

Таким образом, больше половины армян перешло от армянской имматрикуляции к католической, и содержание армянских школ, сохранявших армянский язык и национальные традиции, перестало входить в компетенцию армянских приходов. Началась мадьяризацня армян.

Многие из них получили за деньги дворянское звание и переселились в Пешт или в областные центры Венгрии. Из-за семилетней войны (1756−1763 гг.) государство настолько обеднело, что те, кто давал более двух тысяч форинтов на войну (за эти деньги можно было купить 30 строевых лошадей), получал дворянский чин. В 1760 году уже 27 армянских семей имели дворянский чин.

Эти семьи, живущие в центральных городах страны, быстрее мадьяризнровалнсь, чем другие. Во время освободительной войны Тёкёлн-Ракоцн (конец 17 — начало 18 веков) трансильванские армяне были еще на стороне Австрии, но во время освободительного движения 1848−1849 гг. они уже воевали вместе с венграми против Габсбургов.

Из тринадцати главарей, которых казнили в октябре 1849 года, после подавления освободительного движения, двое были армянами: Эрне Кнш н Вилмош Лазар. По происхождению армянами были генерал Янош Цец, полковники Ференц Дьертяпфи и Денеш Лукач, уполномоченный правительства Шандор Лукач.

После 1867 года (в этом году был подписан договор между Австрией и Венгрией) в Венгрии началось экономическое и культурное развитие. Трансильванию, которая раньше была самостоятельной, присоединили к Венгрии.

Благодаря этим событиям все больше н больше армян переселялось в столицу и большие города. Они слабо знали армянский язык, считали себя венграми и венгерский язык своим родным языком.

В это время единственным признаком их происхождения являлось то, что церковная служба у них велась на армянском языке. Но так как армяне входили в католические приходы скоро и этого не стало.

В конце прошлого века будапештские армяне (тогда их было уже около тысячи) хотели создать армянскую церковную организацию; они не имели достаточного количества денег и, кроме того, венгерские шовинисты, приравнивая стремление армян к национальным требованиям других национальных меньшинств были против этого.

Только в 1929 году стало возможным организовать «Общество венгерских армян» главным образом благодаря инициативе армян, переселенных после первой мировой войны из Транисильваиии в Венгрию.

В 1524 году создали будапештский армянский католический приход, который действует и в наши дни и имеет около 300 членов. С 1964 года работает «Армянский клуб» входящий в Общество Венгерско-советской дружбы.

В создании клуба главную роль сыграл Пал Салмаши. В конце статьи Домокош Корбули подчеркивает, что, несмотря на малочисленность, венгерские армяне дали много известных и талантливых людей.

Среди них были министры (из семей Даниел, Гайдаго, Горове, Криштофи, Лукач), члены Академии наук Венгрии, например, драматург Гергей Чики (1842—1891), писатель Ласло Гороз (1780−1839), политический деятель Элемер Якабфи (1881—1963), историк Янош Карачони (1858−1929) и др.

По происхождению армянами были профессор-юрист Имре Корбули (1844−1876), инженер-химик Михай Корбули (1868—1939), писатель Мориц Лукач (1812—1881), профессор будапештского технического университета, лауреат премии имени Кошута, Абрахам Геза Паттантьюш (1889—1956), профессор-лингвист Дьюла Золиаи (1862—1949) и др.

Десять улиц Будапешта названы именами выдающихся венгерских армян: Аведика, Богданфи, Чики, Яноша Цеца, Даниела, Донски, Холлоши, Кёвера, Эрнс Кипа и Вилмоша Лазара. *

Перевод с венгерского Э. Геворкян. Автор: Хайаса Арарат

В статье Домокош Корбули знакомит читателей с историей венгерских армян. Даются карты, показывающие движение армян из Ани в Венгрию и места их поселений. В виде иллюстраций приводятся две фотографии.




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.