Не совсем хорошей пищей считалось мясо свиньи. Свинина «на армянских столах появлась нечасто, это относительно новое веяние» в армянской культуре питания. Значительная часть армян не употребляла свинину в пищу по медицинским показаниям и по духовно-этическим соображениям.
О чём упоминал сред.век. арм. врач А.Амасиаци, хотя, самым вкусным считалось мясо дикого здорового поросёнка. Хотя свиное мясо («хози мис»-древ.арм) превосходит по вкусовым качествам даже нежную оленину, армяне его практически не вкушали. Амасиаци сообщает интересную подробность о свином мясе: «Гегианос (Гален) говорит, что ПРИРОДА ЕГО (мяса свиньи; С.Н.) БЛИЗКА К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ. ЗНАЙ, ЧТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОЕЛ БЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЯСА, НЕ СМОГ БЫ ОТЛИЧИТЬ ЕГО ОТ СВИНИНЫ, НИ ПО ВКУСУ, НИ ПО ЗАПАХУ, НИ ПО ПРИРОДЕ.
Свинина по природе бывает густой и липкой. Её вредное действие устраняет вино, которым её запивают, а также халва и сладости». Следует заметить, что с возникновением христианства в ранне-христианских источниках (в т.ч. РПЦ) об употреблении в пищу свиного мяса отзывались всегда негативно. Это отношение имело прямые аналогии с известной христианско-библейской притчей.
Она гласит, что когда Иисус Христос изгнал бесов из людей, то бесы попросили у Христа разрешения перейти на новое «место жительства» в свиней. В христианском «Покаянном каноне ко Господу Иисусу Христу» написано: «… яко же бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу. НО ТЫ ГОСПОДИ, ИСТОРГНИ МЯ ОТ ГНУСА СЕГО И ДАЖДЬ МИ СЕРДЦЕ ТВОРИТИ ЗАПОВЕДИ ТВОЯ».
Со свининой связано ещё одно древ. христианское предание. Когда арм. царь Трдат заключил св. Григория («Лусаворич»-древ.арм.) в Хор-Вирап, Господь наказал его и царь принял облик вепря (дикий кабан). Даже сохранилась древ.каменная стела, где Трдат изображён с головой вепря. После освобождения Св. Григория и покаяния, царю был дарован его прежний облик.
Известно, также что армяне очень строго блюли пищевые посты с первых дней принятия христианства. В среду соблюдался пост в память о том, что Иисуса Христа предали за 30 серебрянников. В пятницу тоже был постный день потому, что начались «Страсти Христовы» (мучения).
Особо воцерковленные прихожане в эти дни и вовсе держали очень строгое «сухое голодание» («цом»-древ.арм.). Историк В.Похлёбкин по поводу свинины пишет: «Свинина в основном употребляется в кухнях северных и центральноевропейских народов: немцев, чехов, поляков, венгров, украинцев, белорусов, литовцев, латышей, эстонцев, финнов.
Для русской кухни свинина, хотя и применяется, но не характерна…для Юга и Востока, в т.ч. для юга Европы…свинина также не характерна – её практически избегают, что объясняется исторически, поскольку свиное мясо, как самое жирное, неспособно сохраниться без ледников…
Из свинины нельзя приготовить…в кулинарном отношении правильно…например, шашлыков, пловов, супов пити, бозбашей, шурпы, харчо, поскольку такие варева … могут вызвать в лучшем случае недоумение».
*** Традиционный P.S.: никого не хотела обидеть – лишь привожу собранные из разных источников тематические сведения, а решать вам. ЯкосънамиБОГЪ/СлаваБОГУзався.
Наталья Соболь «Про армянскую историю, еду и не только…»
ИСТОЧНИКИ:
Амасиаци А. «Ненужное для неучей», пар. 741, с.156.
«Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу», глас 6, песнь 6».
Похлёбкин В. «Кулинарный словарь», с.362-363.
Респондент: о. Тер-Анания. Алексанян Марлен. Месежникова Татьяна. Саргсян: Фрунза. Чередниченко Аст(h)ик.