Армяне Галиции – Ирина Гаюк

Армяне Галиции - Ирина Гаюк…Многие представители старинных родов галицийских армян — Барончей, Эминовичей, Никоровичей, сохраняя память о своих армянских корнях, вместе с тем были истинными патриотами этой земли.

Так, известный филантроп, основатель и руководитель первой школы для бедных и первого армянского детского лечебного учреждения в Риманове, профессор женской семинарии и школы армянских бенедиктинок, основоположник Королевского Архибратства д-р Юзеф Жулинский (1841−1908) был участником польского антироссийского восстания 1863 года, как и военный Владислав Эминович (1837−1864).

Каэтан Баронч в 1848 году во время восстания во Львове был в составе первой роты студенческого легиона в чине младшего офицера. Известный композитор и пианист Юзеф Никорович (1827−1890) совместно с поэтом Корнелем Уейски создали знаменитый гимн польских патриотов «С дымом пожарищ». Одной из старейших армянских фамилий Львова была семья Августиновичей.

Среди ее представителей — два львовских армянских архиепископа-митрополита, юристы, художники, ученые и политики. В фондах ЛИМ хранится кубок Промышленной выставки во Львове и альбом «Pamiatka po wystawie 1877», подаренные директору краевой выставки Болеславу Августиновичу.

Болеслав Августинович де Ондровонж (1825−1908) — активный деятель в области сельского хозяйства, основатель Общества сельскохозяйственных союзов на австрийских землях. Его имя было высечено на памятной плите с южной стороны колонны св. Христофора у львовского Армянского собора (в надписи сказано, что он — рыцарь, обновивший эту скульптуру в память о Леоне Августиновиче в 1877 году).

Армянский род Антоневичей (Антониевичей, Болоз-Антоневичей) также насчитывает не одно поколение армян, живших на наших землях. Среди них встречаем купцов и поэтов, драматургов и священников, судей «армянского права», ювелиров и ученых.

Ян Антоневич (1879−1940) был известным львовским юристом, главой Архидиоцезиального союза армян во Львове, о. Кароль Болоз-Антоневич (1807−1852) — популярный религиозный поэт, проповедник и композитор — автор религиозных гимнов.

Один из наиболее выдающихся представителей этой семьи — блестящий искусствовед, декан Львовского университета, с 1892 года — профессор истории современного искусства, доцент Мюнхенского университета, действительный член Краковской академии наук Ян Болоз-Антоневич (1858−1922).

Он был единственным профессиональным искусствоведом, не только видевшим памятники армянской светской архитектуры в Западной Украине, но и оставившим ценнейшие записи о них в работах «Cechy swieckiej architektury Ormian polskich» и «O sztuce polskich Ormian (architektura, malarstwo, ornamentyka)».

По его инициативе в 1904 году во Львовском университете была открыта кафедра армянского языка, где преподавали древнеармянский и современный армянский языки проф.о. Богдан Давыдович и Карапет Кеупрулян, написавший изданную во Львове в 1938 году «Грамматику армянского языка».

Известный ученый, прелат армянского капитула во Львове Богдан Давыдович похоронен на Лычаковском кладбище (на стр 53 вверху слева — Кидонь Ю. Портрет профессора Яна Болоз-Антоневича. 1921 год. ЛГИ;).

Представителей старинного армянского рода Барончей встречаем в XVII—XVIII вв.еках среди армянских советников Снятына, купцов, военных. Во Львове ХІХ — начала ХХ века представители этой фамилии входили в круг научной и художественной элиты города: скульптор Тадеуш Баронч, его братья — замечательный актер, директор «Театра Львовского» Владислав Баронч (ок. 1865−1919) и профессор хирургии Роман Баронч (1856−1930); племянник Тадеуша Еразм Баронч (1859−1928) — горный инженер, директор шахты в Величце (Польша), известный коллекционер предметов восточной культуры.

Произведения из его коллекции и сегодня хранятся в ЛГИ (в свое время он подарил часть своего собрания Львовской городской галерее, из которой после войны экспонаты поступили в ЛГИ), ЛИМ и ЛНМ им. А. Шептицкого. И, конечно же, знаменитый ученый, исследователь истории галицийских армян, автор более чем 100 научных трудов, доминиканец о. Садок Баронч (1814−1892).

Виккентий-Феррарий, так звали Садока (Цадока) до монашеского пострига, родился в небогатой армянской семье, проживавшей в Станиславе (совр. Ивано-Франковск). Учился в городской гимназии, по окончании которой некоторое время учительствовал в местечке Отыния недалеко от Станислава.

В 1831 году способный юноша поступает во Львовский университет, но вскоре бросает учебу, принимает монашеские обеты и вступает в орден доминиканцев. Но в монастырской среде инициативный и любознательный юноша прижился плохо, в том числе, очевидно, из-за своих национально ориентированных исследований, поскольку изучение истории западноукраинских армян было одним из главных направлений его научной работы на протяжении всей жизни.

С 1845 по 1846 год его трижды переводили из одного монастыря в другой, из-за чего он потерял свою уникальную библиотеку и коллекцию эстампов. В 1848 году во время революции в Австрии его избрали председателем Национального совета и мировым судьей в Тысменице. В 1839—1842 и 1851−1853 годах он преподавал на закрытых философско-теологических курсах для монахов во Львове, но уже в 1853 году окончательно отказался от преподавательской деятельности и от всех административных постов в ордене, полностью посвятив себя научной работе.

Он практически не выходил из своей монашеской келии и 30 лет не покидал пределы Пидкаменя. Однако все это не мешало его интенсивной переписке с украинскими и польскими историками. В 1858 году Садока Баронча избрали членом-корреспондентом Научного общества в Кракове.

Ученый написал около 30 монографий и более 70 статей на исторические и филологические темы, хотя не все из них были опубликованы — часть его наработок осталась в рукописях. Среди наиболее известных его трудов — «Zywoty slawnych Ormian v Polsce», «Pamientnik dziejow polskich z aktow urzedowych lwowskich і rekopisow», «Rys dziejow ormianskich» (средства, вырученные от продажи этой книги, были переведены на строительство армянской церкви в Черновцах).

В этом кратком очерке культуры львовских армян не упомянуты такие ведущие области их деятельности, как торговля, дипломатия, оружейное и ювелирное дело, ткачество (изготовление златотканых изделий, шелка и изделий из него, ковроткачество), изобразительное искусство и книжная миниатюра.

Речь о них будет идти ниже в соответствующих тематических разделах «Торговля», «Дипломатия», «Оружейное дело», «Ювелирное дело», «Ткачество и золотошвейное дело», «Изобразительное искусство и символика».

Деятельность армянской общины Львова, как и других городов Украины, замерла с приходом советских войск в 1939 году и с началом Великой Отечественной войны, а после ликвидации здесь в августе 1945 года Армяно-католической Церкви организованная община прекратила свое существование. *

Автор: Ирина Гаюк

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top