Опубликовано: 27 сентября, 2021 в 17:25

Страна Аратта в легедах шумеров

Загадки древних богов: анализ письменных шумерских, индийских и древнеармянских источников позволяет автору выдвигать гипотезы о том, что боги жили на земле и не где-нибудь , а на армянском нагорье.

Самое первое название, которое представляет древнейшее государственное образование на Армянском нагорье, в первоисточниках Междуречья упоминается как Аратта. Шумеры – создатели одной из первых цивилизаций в мире называли Аратту божественной страной.

На чем было основано такое необычное название? Этому может быть несколько вариантов объяснения. Первое самое общее: у древних народов было представление о том, что боги живут в высоких горах.

Достаточно вспомнить Олимп у греков, или Гималаи индусов, куда главные герои эпоса «Махабхарата» отправляются в конце земной жизни, чтобы попасть на небеса, и где старшего из них встречает сам глава пантеона.

Поэтому горы были местом и многих древних храмов. С этой точки зрения самое высокое нагорье в регионе вполне могло считаться божественным. Однако причины столь почтительных эпитетов страны этим далеко не ограничиваются.

В те времена уже была развитая торговля. Из Шумера в Аратту везли зерно, скот, а взамен получали дерево, металлы, камень и лазурит, точнее азурит или Арминакун, «армянский камень». Давно найдены и расшифрованы шумерские героические поэмы или эпосы, среди них наиболее подробны два: «Энмеркар и правитель Аратты» и «Энмеркар и Энсугирана», в которых описывается отношения этих древних государств и их правителей.

Эн-Меркар (или Энмеркар) — полулегендарный правитель шумерского города Урука, правивший в начале XXVII века до н. э. Во второй поэме правитель Аратты назван по имени Эн-сугир-ана (Энсугирана или Энсукешданна).

Приводятся имена и других действующих лиц: «первого министра» (визиря или наместника) правителя Аратты зовут Ансиггариа, его высокого сановника, жреца «машмаша» — Ургирнунна, а наместника Эн-Меркара — Наменнадума. Причем отмечено, что сам правитель был и главным жрецом. То есть, Аратта была страной имевшей теократическую власть.

Это форма государственного правления, в которой и духовная, и светская власть подчинялась классу духовенства, которое в свою очередь и осуществляло власть от имени бога. Царь Аратты одновременно являлся верховным жрецом страны.

В Аратте упоминались также должностные лица в экономической сфере – налогосборщики, управляющие, что говорит об уже вполне сложившейся и развитой в стране государственной системе.

Обмен между странами не ограничивался торговлей. Вот отрывок из шумерского текста, где прямо говорится, что происхождение мудрости и искусства связано с Армянским нагорьем: «Мудрость и искусство были принесены из Аратты».

Как гласит шумерская пословица: «Когда власти мудры, а бедняки послушны, это результат благословения Аратты». Эта идея позже была принята и древними греками, которые выразили ее по-своему.

Теократия, как писал Геродот, имеет целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии, которая у античных мыслителей была эквивалентом совершенного состояния. Сам обряд жертвоприношения первоначально имел целью выяснить волю богов по состоянию жертвы, а позднее стал пониматься и как приношение Богу, с целью добиться его милости.

Сама форма теократии идет из глубин истории, она была во многих древних государствах: в Египте, Месопотамии, Тибете, Мексике и других.

Древнейшие армянские письменные источники времен описываемых у шумеров событий, то есть в III тысячелетии до н.э. дошли до нас в очень небольшом количестве и все еще не расшифрованы. Этим займутся будущие поколения историков.

Поэтому на сегодня совершенно незаменимы древние источники Месопатамии — шумерские и аккадские письменные памятники. Они помогают восполнить наш пробел и сообщают ценные сведения об истории Армении в III-II тысячелетии до н.э.

Так почему же они называют Аратту божественной страной? Как видим, горы и теократия были во многих странах, так что этого недостаточно. Но есть и другие, более важные причины. Шумеры верили, что один из их главных богов Энки (Эа, Айя или Хайя у аккадцев), пребывал в Аратте. То есть, попросту говоря, он там жил, причем не один, а с семьей и с другими богами. Айя-Энки это бог вместе со своей супругой Нинмах (Ки) создавший людей.

Причем, первого человека Нинмах создаёт из глины, получается вполне очевидный шумерский аналог библейского Адама. В самой же Библии говорится, что рай или Эдем был на земле и находился он на Армянском нагорье, откуда берут своё начало великие реки Междуречья Евфрат и Тигр. Айя-Энки божество мудрости, подземного мира, культурных изобретений, к тому же он создатель реки Тигр.

И он настолько благосклонен к людям, что предупреждает о Всемирном потопе, насланном богом Энлилем, дав возможность Зиусудре (шумерскому прототипу библейского Ноя) построить Ковчег и спастись, тем самым спасая все будущее человечество. Интересно и то, что Зиусудра, страшась гнева Энлиля, говорит, что он больше не может оставаться в Месопотамии, поэтому строит корабль, чтобы перебраться во владения Айя-Энки. То есть в Армению.

Здесь уже явное отличие от библейского варианта, поскольку шумерский Ной заранее знает свой маршрут и место спасения. Кстати, насколько бы все это не казалось удивительным, надо сказать, что в общем-то всеми давно признано.

Но тут есть и более важный момент: Аратту считали божественной страной не просто потому, что она была в горах, не потому что там была теократия, она была и в других странах, а именно потому, что там жили боги, а народ следовал их божественным законам. И не только Айя-Энки с супругой, там пребывала и богиня Инанна (аккадская Иштар), благосклонности которой добивался Энмеркар, требуя у правителя Аратты мастеров и материал – драгоценные металлы и минералы для перестройки ее храма в храмовом комплексе Э-Ана, да еще и угрожая войной в случае отказа.

В свою очередь, в обмен на эти товары Аратта потребовала зерна. В итоге полученное от Урука зерно приводит к тому, что жители Аратты начинают симпатизировать Уруку. Затем бог бури и непогоды Ишкур способствует тому, чтобы посев Аратты дал урожай.

Но на фоне всех этих торгово-дипломатических событий неизменно присутствует главный фактор: в Аратте живут боги и богини. Но как бы нам не хотелось узнать что-либо подробнее об этом, да еще и из наших древнеармянских источников, с этим пока придется подождать. Единственное, что можно найти у Хоренаци на эту тему, лишь одна фраза в самом начале его истории: «Грозными и величавыми были первые боги — источники величайших на свете благ: начала земли и заселения ее людьми».

Видимо, господствующая в то время религиозная идеология не позволяла ему сказать больше. А он знал намного больше. Но следующая фраза уже про то, что от богов «отделилось поколение великанов, нелепых и огромных телом исполинов».

Какие же аналогии можно провести с другими преданиями? Далеко не все древние народы претендуют на то, что боги жили среди них и общались с людьми. Как видим, даже шумерам приходилось добиваться их милости, конкурируя с северными соседями. Но были две наиболее развитые цивилизации, которые утверждали, что их основали, у них жили и ими управляли боги. Это Древний Египет и Индия.

Древние египтяне считали начало времен «золотым веком». Они называли его Зеп-Тепи. Тогда на Земле правили боги, и они научили человечество основам цивилизации. Особенно яркие воспоминания сохранились о самих богах, могущественных и мудрых существах, называемых Неферу, что значит прекрасные и совершенные.

Среди этих Неферу были и мужчины, и женщины, но все они обладали множеством сверхчеловеческих способностей и могли приобретать по своему желанию любой облик.

Древнеегипетский жрец по имени Манефон из Себеннита в III веке до н.э. на основе не дошедших до нас иероглифических источников составил историю Египта, где приводится подробный список всех правителей, как династического периода, так и задолго до него, когда в долине Нила правили боги.

Сегодня все, что осталось от истории Манефона, хранится в Матенадаране. Мы обязаны Мовсесу Хоренаци не только нашей, написанной им «Историей Армении», но и его переводами, благодаря которым до нас дошла вся оставшаяся письменная история Древнего Египта и Вавилона.

В истории Индии точно так же отмечены периоды правления богов, которых там называют Аватарами. Этот термин в индуизме обозначает нисхождения божества на землю, его воплощение в человеческом облике. Есть даже подробная классификация признаков, по которым их можно отличить от простых смертных.

А если в Древней Аратте жили боги, как утверждают шумеры, то можно не сомневаться, что нечто подобное было и там. Что же осталось в народной памяти с тех легендарных времен? Не так уж много, но несколько примечательных аналогий все же есть. Армянские слова «вера» (հավատք) и «преданный» (հավատարիմ) явно напоминают и связаны с санскритским словом «Аватара».

Можно даже заключить, что смысл слова «հավատարիմ» первоначально был: преданный богу. Также древнее название Гюмри – Кумайри явно напоминает Кумар, которые в преданиях Индии являются старшими братьями бога Шивы. Есть интересные аналогии и с шумерским языком, например слово «Ануннаки», которым вместе со словом «Игиги» называли богов.

То есть, попросту говоря, Ануннак значит по-шумерски бог. Так вот в грабаре есть «Теранунак» — это единственный случай, когда удалось обнаружить известное шумерское слово Ануннак в языках дошедших до наших дней, на армянском оно использовалось еще в средние века, до нас дошло с приставкой Тер (թերի), что означает неполный, полу.

То есть Теранунак дословно означает гениальный, духовный человек — полубог. И это единственный случай, когда это слово можно найти в старых вариантах живых ныне языков. Если учесть все это, то постепенно начнет проясняться и тот, казалось бы, необъяснимый факт, что Библейские сюжеты на камнях Армянского нагорья были высечены за тысячи лет до написания Библии.

А более подробно историю о том, что происходило в те времена, когда боги жили в древней Аратте или Армении, какое отношение имеет Айя-Энки к прародителю армян Айку Наапету, которого часть исследователей считает сыном Айя, названным по его имени, как и все прочие вопросы, станут проясняться только когда наши историки смогут обнаружить и расшифровать древнейшие армянские письменные источники тех легендарных времен.

И не только для того, чтобы установить божественное происхождение армянского народа, но и чтобы просто знать. Не зря же наш историк Егише говорил, что лишь зная прошлое, можно видеть будущее.

Армен Петросян armeniasputnik.am Редакция Вне Строк




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.