Опубликовано: 3 декабря, 2020 в 19:57

Прототипы образов древних амазонок — Основные выводы

Армянская богиня плодородия и материнства Анаит и богиня любви и красоты, прекрасная Астхик, невеста драконоборца и громовержца Ваагна — прототипы образов древних амазонок.

Прекрасная Астхик (аккадская Иштар или Эштар, Аштар, Астарта, шумерская Инанна) была похищена из Армении, став предметом поклонения у соседних стран.

Греческий Зевс похитил из Азии девушку редкой красоты Европу (сестру Кадма, Фойника и Килика, внучку Айка). Она родила от него на Крите Миноса, основоположника минойской цивилизации.

Когда прервалось мужское колено правителей Армении, то наследственные права перешли к амазонке – женскому колену рода Торгома, брата Асканаза и Рифата (все трое сыновья Тираса).

В истории известны два поколения амазонок, одно от Рифата — европейские амазонки, второе от его брата Торгома — азийские амазонки.

Одна из жен Давида была белокурая Вирсавия — родом гетского или хеттского происхождения, отнятая им у своего военачальника Урии. Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. От Вирсавии родился Соломон. Таким образом, мать Соломона – из гетов (гет на арм. — букв. река). Прибрежние фракийцы происходят от колена Тираса, этим объясняется происхождение термина Тирагетия.

Потомки Тираса, асы и ваны расселились из Тракии (Фракии) в Скандинавию. Среди «скандинавских амазонок» богиня Фрейя из ванов, Фригг из асов и Фьоргюн.

Царица Савская по происхождению от колена Торгома.

Фалестрия, бесстрашная амазонка,возможно родила детей от связи с Александром Македонским.

Христианские правители Эфиопии считали себя происходящими от связи Соломона и царицы Савской.

В армянском языке «айр» — муж, «патеразм» — война, «оиорд» – девушка, не замужняя. Таким образом, Оиорпата в армянском прочтении воинственные девушки.

Название амазонка, должно быть армянского, но не греческого происхож-дения. Об этом свидетельствует не только лингвистические маркеры, но и внешние атрибуты, среди основных — характерный головной убор типа фригийского колпака. Его носили не только амазонские правительницы (см. рисунки, приведенные в приложении), киммерийские, сакские и скифские воины, но и фригийские правители, основатели религиозных учений, некоторые герои древнегреческой мифологии (рис. 1-15). Единым учителем для них являестя Тирас – правитель Фракии, предок героев.

Головной убор типа фригийского колпака носила известная армянская династия царей Ервандуни (Айказуни Айки́ды (также Хайки́ды, Гайки́ды, в оригинальном армянском варианте произносится hАйказуни/Haykazuni — легендарная династия первых царей Древней Армении, правившая c 2492 года до н. э. до 325 года до н. э.), а также правитель Финикии Фойник (брат Кадма, Европы и Килика, внуки Айка),

Царь Аншана Кир и другие. Более всего, фригийский колпак характеризует его носителя как обладателя особой мудрости, мировоззрения, учения учителя Тираса — писца бога у древних армян, божества мудрости, грамотности, прорицания, защитника знаний. Олицетворением подобной мудрости в глубокой древности считалось вероучение Митры (митраизм). Носил фригийский колпак также Заратустра – соз-датель учения, которое вместе с митраизмом оказали значительное влияние на станов-ление ценностей мировых религий: иудаизма, христианства, буддизма, а также ислама.

Золотые монеты с изображением армянского царя Ерванда I с фригийским колпаком. Взято из Википедии

Ерванд I (Orontes)на золотых монетах(рис.1а,б,в)правил в 401до н.э.344 до н. э. в сатрапиях Армения и Мизия, изображен в фригийском колпаке. Такой головной убор носили также Фойник правитель Финикии, Царь Аншана Кир I, правивший в Аншане с 600 по 580 год до н. э. или по другим источникам с 652 по 600 год до н. э.), Заратустра (основателя религии зороастризма), Митра (божество религии митраизма) и другие легендарные герои, см. рис. 1-15). Ерванд I был дедом Ерванда II, черезкоторого развилась армянская ветвь рода Ервандидов.Потомок Ерванда II, Антиох I, был основателем царства Коммагена.Через жену Ерванда I, Родогуну,семейство Ервандидов соединилось в родстве с династией Ахеменидов.

Рис. 7. Сцена убийства Митрой быка. Митра в головном уборе типа фригийского колпака Фригийский колпак на Митре, барельеф из бывшего митреума (Рим). Marble, 180-192 AD.
https://en.wikipedia.org/wiki/Mithraism#/media/File:Mithras_petra_genetrix_Terme.jpg
Рис. 8. Mithras-Helios, with solar rays and in Iranian dress with Antiochus I of Commagene. (Mt. Nemrut, 1st Century BCE) https://en.wikipedia.org/wiki/Mithraism#/media/File:Mithra&Antiochus.jpg
Рис. 9. Mosaic (1st century AD) depicting Mithras emerging from his cave and flanked by Cautes and Cautopates (Walters Art Museum)

В произведении Ксенофонта «Домострой» Митрой клянется Кир Младший, а также перс Артабаз. По Курцию, Дарий III перед битвой при Гавгамелахпризывал Солнце, Митру и священный огонь. В передаче Плутарха Дарий клянётся «великим светом Митры». Армянский царь Тиридат, обращаясь к Нерону, упоминал, что почитает Митр.

Рис. 10. «Ганимед, кормящий Зевсова орла». Торвальдсен. 1817 г. Музей Торвальдсена. Roman-era relief depicting the eagle of Zeus abducting Ganymede, his Phrygian cap denoting an eastern origin, and a river god
Рис. 11. В древнегреческом эпосе Парис — сын троянской царской четы Приама и Гекубы, виновник развязывания Троянской войны, в головном уборе типа фригийского колпака. Paris of Troy wearing a Phrygian cap. Marble, Roman artwork from the Hadrianic period (117–138 CE).
https://en.wikipedia.org/wiki/Paris_(mythology)#/media/File:Bissen,Paris,Glyptoteket.jpg
Рис. 12. Елена Прекрасная и Парис (Жак Луи Давид, 1788) — фрагмент, Лувр, Париж
https://ru.wikipedia.org/wiki/Парис#/media/Файл:Helene_Paris_David.jpg
Рис. 13. Маги , спешившие к младенцу с дарами. The «three wise men» with Phrygian caps to identify them as «orientals». 6th-century, Basilica of Sant’Apollinare Nuovo
in Ravenna, Italy. https://en.wikipedia.org/wiki/Biblical_Magi#/media/File:Magi_(1).jpg
Рис. 14. One of the earliest known depictions from a third-century sarcophagus (Vatican Museums). The clothing of the Magi here is typical of Parthian nobles. https://en.wikipedia.org/wiki/Biblical_Magi#/media/File:Early_Christian_Magi.JPG
Рис. 15. А́ттис (др.-греч. Ἄττις или Ἄττης) — в древнегреческой мифологии юноша
необычайной красоты, родом из Фригии, возлюбленный Кибелы. https://ru.wikipedia.org/wiki/Аттис#/media/Файл:Bust_Attis_CdM.jpg

Кибе́ла (др.-греч. Κυβέλη, лат.Cybele), Цибела,иногда Кибеба(греч. Κυβήβη) — в древнегреческой мифологии богиня, имеющая фригийские корни. Известна также под именами: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая Мать богов. Кибеба — древнее имя Кибелы. Возможно, восходит к месопотамской Кубабе. В лувийских надписях IX в. до н. э. божество Ати Купапа упомянута на рельефе с изображением Тархунта.

Тархунт —хеттский бог небес и грозы.В других языках Анатолии носил имя Taru (хаттский), Tarḫu(wa)nt(a)-(лувийский).Его эквивалентами в Месопотамии были Адад (шумерский),Адад/Хадад(аккадский) и Тешуб (хурритский), Тейшеба (урартский).

© Ваганян Г.,Ваганян В., 2019

Отрывок из статьи Проф. Ваганян Г., канд. искусствоведения Ваганян В.: Амазонки

Продолжение следует

Читать также: Амазонки — Героини в истории и мифологии Армении и Греции, Тирагетия — Владения Тира, О Соломоне и царице Савской, Авессалом и Тамарь, О существовании амазонок на Дону — Амазонки, Амазонки от женского колена рода Торгома




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.