Из Александрополя (Гюмри) в Ани, город тысячи и одной церкви… Когда-то таков был маршрут путешественников и исследователей-историков к развалинам древнего города — столицы царства Багратидов.
Теперь подобное путешествие почти невозможно.
Так, русский гидрограф и писатель Александр Петрович Андреев (1820–1882) совершил путешествие в Западную Армению. В своих путевых заметках «На развалинах армянской Пальмиры» он описывает выезд из Александрополя в Ани.
«В такое прекрасное утро я выехал из Александрополя с целью посетить развалины Ани — этой последней и самой блестящей столицы давно уже павшего Армянского царства. Мне сопутствовал мой приятель Василий Иванович X-ов. Это было первое наше путешествие по весям и дебрям южного Закавказья.
Четверка порядочных лошадей дружно везла наш фаэтон».
Знаменитые гюмрийские фаэтоны, воспетые писателем Хачиком Даштенцем в поэме «Фаэтон Алек» и нашедшие свое отражение в фильмах «Песнь прошедших дней» и «Пощечина» («Кусочек неба»). Именно фаэтоны связывали эти два прекрасных города — Александрополь и Ани.
Итак, далее Андреев описывает дорогу в Ани, рассуждает об эпизодах армянской истории. Когда перед путешественниками предстают древние стены багратидской столицы, автор погружает читателя в описание города, его построек, развалин, повествует о его истории и династии Багратидов.
Остановимся на описании Кафедрального собора Ани, к которому путешественников проводил армянский монах-армянин.
«Все втроем мы прошли к стоявшему близ дома монаха невзрачному, ящикообразному зданию и по углубленной дорожке, через отпертую архимандритом дверь, вошли внутрь храма.
Но тут нам представилась уже совсем не та картина, что снаружи.
Перед нами было громадное, великолепное здание, почти нетронутое временем и стихиями. Четыре могучих, сложных колонны из цветного камня, на массивных цоколях, уходили ввысь и поддерживали крышу храма с основанием возвышавшегося когда-то над нею обширного круглого купола.
Величественные стены, выложенные гладко отполированным камнем и прорезанные узкими окнами, прямыми линиями охватывали храм с с., ю. и з. сторон, а с восточной — его замыкало возвышение для алтаря, с двумя комнатами по бокам.
Внутреннее пространство было громадно, и собор мог вмещать большую толпу молящихся, которые и стекались сюда, предпочтительно перед другими церквами Ани, так как здесь совершал службу сам католикос».
Возведен был храм в 989–1001 годах по проекту архитектора Трдата, придворного архитектора Багратидов.
Осмотрев величественные руины когда-то величественного города, путешественники держат путь обратно.
В результате одного из подобных путешествий в Ани над городом Гюмри вознесся купол Церкви Сурб Аменапркич (Святого Всеспасителя). Эта церковь построена по образу Анийского Кафедрального собора (Кафедральный собор Святой Девы). Различны лишь масштабы построек: храм в Гюмри несколько больше.
Церковь Всеспасителя в Гюмри (тогда — Александрополь) была построена в 1858–1872 годах. Архитектором храма был Тадевос Антикян. Его называли «мастером мастеров» («варпетац варпет») и мэтром (устабаши).
Рассказывали, что Тадевос каждый день ездил на фаэтоне в Ани, чтобы увидеть Кафедральный собор. Возвращаясь вечером в Александрополь, он приступал к работе над церковью Всеспасителя.
В 1930-х годах церковь была разрушена. Позднее, в 1964 году, колокольня была восстановлена. Во времена советской власти церковь использовалась как музей, а затем как филармония.
После разрушительного землетрясения 1988 года церковь Всеспасителя была разрушена. С 2002 года ведутся восстановительные работы. Сейчас завершаются отделочные работы и реставрация фресок. Летом над главной площадью Гюмри Вардананц зазвенит колокол Аменапркича.
Гюмри можно назвать преемницей Ани. Подтверждением этому служит не только храм, но и флаг и герб города. На флаге и гербе Гюмри изображены бегущий лев и крест сверху.
Бегущий лев и крест сверху на красном фоне — родовой герб династии Багратидов, царствовавшей с 885 по 1045 годы (Анийское царство, Армянское царство Багратидов, Багратидская Армения).