Опубликовано: 1 октября, 2021 в 14:29

Горное дело и сопутствующие ремёсла древних армян — Наталья Соболь

Горное дело и его всестороннее развитие, согласно разновременным историческим источникам, берёт своё начало в горах Армении. Прародителем кузнецов и главным «ковачём» после-потопной древности является один из сыновей Иафета — Тубал/Тувал/Табал. Его землями считался сев.-вост. Мал.Азии (Севастия/позднее Анатолия/соврем.турция).

Оттуда в XIX в. до н.э. жители равнин массово эмигрировали в горы Армении. Они доходили до древ. Ахайи (позднее Колхида; соврем.Грузия; /по М.Берналу и пр.). От него пошли народы тувал, мушке/моске/мосхи (город Муш/ныне занят курдами, переименован в Диярбакыр) и др. Это обозначение верхне-евфратских армян. Известна и библейская земля иафетида-Тувала (Бытие 10:2).

Но еврейс. переписчики-масореты считают, что эта территория принадлежала др. человеку со схожим именем Тувал, т.е., их 1-му рождённому кузнецу-семиту. Речь идёт о том самом их Тувале-Каине-«Кузнеце» («Каин»-древ.евр.), «проклятое отродье», убийце своего брата Авеля: «Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачём всех орудий из меди и железа» (Бытие 4:2).

О развитии и процветании этой отрасли у арме, хайсы, айраратцев/»урарты»-древ.ассир./ и др. армянских племён свидетельствуют античные источники – Гомер, Эсхил, Еврипид, Фрол и пр. Вергилий, ода IX «К Вальгию»: «и Арм. Земля…не круглый год покрыта неподвижным льдом». Также армяне и их территории есть и в знаменитых мифах греков.

Страбон: «По преданию, Иассон (Яссон; С.Н.)…вместе с ФЕСАЛИЙЦЕМ АРМЕНОМ, проник вплоть до Каспийского моря, посетил Иверию (Колхида), Албанию и большую часть Армении и Мидии (после аннексии кочевников-персов/эламиты/Элам стар. сын Сима; С.Н.)… Армен происходил из АРМЕНИЯ (город близ озера Бебеиды/ ныне оз. Карла/; С.Н.). И «он даже оставил после себя одноимённую с ним Армению» — Аполлоний Родосский («Аргонавтика», III в. до н. э., «Мет.» 7:1). Палеограф С.Ковалевский (СССР), ссылаясь на Страбона и пр. антич. авторов, писал: примерно 3.500 л. до н.э. «Каспийское море соединялось с Азовским по Маныческому проливу…долине р. Волги, вплоть до Балтийского», с ним «оно соединялось широким проливом».

И так было «ещё 2.500 л. назад» — во времена аргонавтов. Антич. историки Гекатей Милетский, Псевдо-Скилак Кариандский, Ксенофонт и др. называли айраратцев (т.н. «урарты»/предки армян) халибами, халибоями, алародами и пр. Они-то массово и занимались добычей руды, обработкой металла и сопутствующими ремёслами. Др. антич. авторы локализовали их там, как население, занимающееся металлообработкой.

Аполоний Родосский «Аргонавтика»: «… там Халибы, ЛЮДИ ТРУДА, проживают, а заняты делом железным … Железоносной земли рассекая упорные недра, Плату они в обмен получают, – она их и кормит. И зари восход без труда для них не бывает. Труд они тяжкий несут в дыму, среди копоти чёрной».

А древ.греч. трагик Эсхил (525-456 г.г. до н.э./«Прометей прикованный»), прямо назвал Армению «родиной железа» — «они добывали руду и железо из необработанной земли».

О т.н. «железной пальме первенства» халибов, также см.: Аммиан Марцелин (333-391 по Р.Х.) «Деяния» — «халибы…1-ые стали добывать и выковывать железо». З.Косидовский о «железном» арм. племени — «Где-то в АРМ. ГОРАХ жило племя КИЗВАДАН…в ХIV в. до н.э. научилось выплавлять железо…Оно нашло способ дешёвого изготовления железа, да ещё в большом количестве» (t плавл. 1539 гр.!!!).

Историк-француз А.Жорде — надо искать «металлы в Армении». Им вторит русск. ак. А.Опарин — «Железо давало всё. 1-ми «гномами-хранителями» тайны железа, было АРМ. ПЛЕМЯ КИЗВАДАН… научилось выплавлять железо». У.Олбрайт писал — по смыслу можно предположить, что бог Вавилона Нин-урта «повелитель Армении» (т.е. «повелитель Урарту»/ «повелитель АЙРАРАТА»/!).

А прим. в IV-III тыс. до н. э. Армения осуществила 1 из мощных техно-скачков революционного значения! Древ. армяне совершили переход от использования холодной ковки меди к плавке и литью в моделях-формах из камня и глины. Именно армяне развили ГАЛЬВАНОПЛАСТИКУ (метод электролиза при золочении серебряных предметов в уксусной ванне)!!! Сами армяне называли его — «покрытие золотой водой» («воске-джрац»-древ.арм.). Гальвано — «Комплекс Мецамор» у озера Акн – самый «древний железный комплекс» («еркат (h)ох»/«железная земля»-древ.арм.).

Зарубежные специалисты его знают и как знаменитый историко-«плавильный заповедник», уникальный арм. памятник культуры и производства древнейшего Хайасского государства. Иероглифы Мецамора соответствуют иероглиф. знакам арм. рукописей из Матенадарана.

Группа советских ученых при плановых раскопках (осень 1963 г.) нашли древнюю обсерваторию, мн. предметов материальной культуры, мн. иероглиф. надписей (литоидные скалы). Обнажилась и часть хорошо сохранившейся, укреп/стены с желез. элементами (кладка циклическая, IV — III тыс. до н.э.). И огромный древ. горно-металлург. комплекс, вкл. гальвано-ванны (прим. III-I тыс. до н.э.)!

До тех пор самыми древ. металлургическими печами считались еврейс. печи Палестины (открытие англичанина Ф.Петри/1.300 тыс. до н. э.). «Железный век» быстро преобразовал Армению в страну, которая сама могла влиять (культурно-политически) на мн. страны. Исследователи и историки Ж.Морган, Дикшит, Э.Церен, Фрэнкфорт, З.Косидовский, Б.Немировский, Б.Мошезон, Г.Смит, Д.Ролл, У.Олбрайт, Р.Форбс, Г.Френкфорт и мн. др. считают — именно Армения всегда занимала лидирующие позиции по переработке железа и развитию тематических ремёсел.

Так в Армении и стали развиваться сопутствующие ремёсла – гальваника, ковка холодная и горячая, литьё, гальванопластика, торевтика/чеканка, инкрустация, ювелирка и пр. Они стояли на высоком уровне ещё в глубокой древности. Ксенофонт (430-355-е г.г. до н. э.) писал, что армяне торговали в Индии драгоценными камнями и тканями.

А арм. купец-дипломат Товмас Канский («Knayi Tohovan» или «Kanaj Tomma»-англ.) ещё более развил и укрепил взаимовыгодные армяно-индийские торговые отношения (780 г.). И приход ислама не помешал ему. Благодаря Товмасу правители Малабара (в Малабаре издревле жили индийские христиане; древ.вост. христианство) выпустили указ о предоставлении мн. льгот христианам. В ГИ музее Армении есть предметы материальной культуры эпохи бронзы (II тыс. до н.э./могильники Лчашена, Нижний Геташен, Головино, Толос и др. (окрестности Севана).

Это литые фигурки: люди, животные (олень, коза, бык, птицы и пр.), пояса, малые модели колесниц в упряжках лошадей, управляемых колесничими («карапет»/«кравчар»-древ.арм.). Бронзовые: «головка лошади, изображения львов…фигурки урартс.бога войны Тейшебы и богины Багбарту, др. богов…котёл». В Кармир-Блуре (городище Муханнат-тапе) — литейные формы для производства бронз. секир, палиц, топоров (1936 г.).

А также деревянные формы для отливки украшений верхушек дышла колесниц в виде лошадиной головки, литые канделябры причудливой формы (1957 г.). В Ленинакане – древ. литейная мастерская, формы для отливки ювелирных украшений, гвоздей покрытых золотом. Литые статуи (золото) языческих божеств Анаит, Рохгана, Аст(h)ик украшали трон царя Айрарата/Урарту. В Ани –остатки 2-х мастерских (меднолитьё) — разные каменные тигли, следы сплава меди (ак. И. Орбели, 1910 г.).

А победные списки добычи царя Саргона перечисляют награбленные сокровища из Армении: 3600 талантов бронзы/слитки; 4 статуи богов (медь; вес 1-й =1800 кг.); 400 чаш + 33 колесницы/серебро; двери, оббитые чистым золотом; дверной запор/золото и пр. Городище Топрах-Кала — уникальные статуэтки крылатых быки, львы с человеч. головами (бронза).

Восхищает инкрустация мн. материалами мн. предметов искусства. Статуи/бронза/ просто ювелирно обтягивали тонким листовым золотом. Лица статуй — белый камень, глаза, брови из черного, глубокие ячейки на крыльях некоторых мифических существ заполняли разноцветной стекловидной массой. Судя по разным историческим источникам, изделия (дерево, камень и пр.) украшали драгоценными камнями, слоновой костью, чёрным деревом, золочёной и тиснёной кожей.

Широкий реестр подобных предметов разных эпох представлен в экспозиции и в запасниках ГИ музея Армении. Многообразие посуды (медь, серебро, золочение) — подносы, кубки, блюда, сосуды, светильники, маслёнки разных размеров, банные тазы и кувшины гигиены и мн. др. образцы изделий арм. производств поражает.

Великолепные предметы церковной утвари, украшенные надписями чаши и пр. Есть и мн. хорошо сохранившихся, изысканных сосудов различной формы из металлов и камня (сиенит, диорит, базальт, гранит, порфирит, известняк, мрамор, алебастр, змеевик, яшма и пр.). Железные рудники древних армян потом приберут к рукам завоеватели (сохранилась глиняная табличка /1.400 г. до н.э./царя Митании).

С развитием ремёсел у армян создались и профильные цеховые объединения. Они сложились в профильные деловые сообщества со старшинами во главе («амкарства»-древ.арм.; персы, заимствовав, исказили арм. слово в «хамкар»-перс.). Каждый цех, входивший в такое амкарство, имел свои: проф. знамя, устав и даже своеобразную т.н. «кассу взаимопомощи».
*** Традиционный

P.S.: никого не хотела обидеть — лишь привожу собранные из разных источников тематические сведения, а решать вам. ЯкосънамиБОГЪ/СлаваБОГУзався.

Автор: Наталья Соболь, из неизданного (книга «Про армянскую историю, еду и не только…») Редакция Вне Строк

Источники:

  • Абрамян Р. «Арм. история XVIII в. об Индии».
  • Айвазян С. «История России…», с.50-65.
  • Архим-т Никифор/Баженов «Библ. Знциклопедия».
  • «Архив Католикосата», л.104, ф. 4, док.3; д.6, док.18. Бархударян В.«История арм. колонии …», с.45. Журн. «Neue Revue» (№ 42-48, 1896; № 5, 7, 11, 16,1897).
  • Бархударян В.«История арм. колонии …», с.45. Бабенчиков М., «Народно-декоративное …», с.56.
  • Гораций «Оды», кн. II.
  • Дульян С., Асланян А. «Знакомьтесь, Армения», с.107-108.
  • Евсевий Кесарийский, 1818, с. 15-18, 24-25.
  • Josephus Flaius, 1961, p. 42-47. «История дипломатии» в 3-х тт., т.1.
  • Кондратов А. «Атлантиды моря Тетис», с.147-154.
  • Ковалевский С. «Лик Каспия», монография.
  • Косидовский З. «Библейские сказания …», гл. 5, с.167. «Когда солнце было богом», с.321-329.
  • Марцеллин М. «Деяния», кн. ХХII, 8,20.
  • Псевдо-Скилак Кариандский «История/Азия», 88.
  • Massey G. «The Natural Genesis»,1883, т.2,c. 231.
  • M. Maximova М.«Diergriechisch percishe Klein Kunst in Kleihasien nach der Percekiegen Archеologisher Anzeiger 3-4», Berlin, 1928, c.675.
  • Опарин А. «История рабства./Архео-исследования книги откровения», гл.7. nauka.
  • Bible. com.na|bessmertie|2-07.htm
  • Орбели И. «Развалины Ани», с.47,52.
  • Пиотровский Б. «Кармир-Блур», с.5,18,21.
  • Полонский Я. «Стихотворения», прим., с.349. torevtika. ru /…khekanka-po-metallu-u-narodov – postsovetskogo-prostr. …
  • «Путеводитель ГИ …», с.9-14,22-23. с.21-22,26,30,38, иллюст. № 40. «регнум. рф/hews/fd-aБ road/karabax/сгдегкф|156 33 99.html.
  • Симонян К. «Микаэл Налбандян», с.150, 202-203,251-256,257.
  • Страбон «География», IV, 8. most ga am/globus/armyane – I –indiya – 369. html
  • Науч.-поп. приложение к газ. «Голос Армении».
  • Хаджамалян Т. «История Армении».
  • Н.Хачатурян «Армения и Индия».
  • Чалоян В. «Арм. ренессанс», с.23-24.
  • Furturangler А., ук. соч. т. III, c. 116. 35. Schnabel, 1923, c. 250-275, 264-266.
  • Эсхил «Прометей прикованный».

Древний комплекс Армении — Мецамор и его предметы материальной культуры.

Бревне-библейское армянское царство Айрарат/в ассир. транскрипции «Урарту». предметы материальной культуры Айрарата.




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.