Опубликовано: 19 Апрель, 2019 в 19:46

Армянская община Баку из глубины веков

Мы попытаемся раскрыть частичку природы армян на примере бакинских соотечественников, представить общину в Баку в качестве армянской модели. Как армяне вообще оказались на берегу Каспийского моря? Еще в 500г. царь Арцаха Вачаган Благочестивый повелел построить в Баку первую армянскую церковь.

Церковь Св.Богородицы находилась у берега, у крепости в Старом квартале, и была достроена в 1789г. на средства купцов – сюникцев Маркоса и Зограба Тарумя-нов, шушинцев Ованеса и Карапета Тумаянов.*

Первые официальные данные о количестве армян в Баку датируются 1851г.: в этом году население Баку составляло 7431 человек, 405 из которых были армянами. В 1855г. в 97 домах проживало 412 армян (из них 286 мужского пола), у которых была церковь и школа. 29 из этих армян были купцами, основное занятие которых заключалось в перевозке сахара из Батуми и его продаже в Персии.

В 1859г. известный публицист Степанос Назарян опубликовал в «Юсисапайле» («Северное сияние») статью «Предназначение армян в мире», в которой предлагал создать благотворительное общество для распространения просвещения, так как образование всегда было национальным приоритетом, наилучшим гарантом конкурентоспособности с другими народами – следовательно, и национального самосохранения.

Трудно сказать, читали ли эту статью в Константинополе, но в столице Османской империи уже в 1860г. было создано армянское благотворительное общество, которое, однако, не смогло раз-вернуть деятельность.

На статью С.Назаряна отреагировал другой человек: работав-ший в Баку тифлисский врач Давид Ростомян (1820-1869), вооду-шевленный идеей этой статьи, взялся за ее осуществление.

Ему удалось найти 12 единомышленников, а именно: тифлисского генерала Аршака Тер-Гукасяна, бакинца Саркиса Айвазяна, шемахинца Геворка Лалаяна, шушинцев Мовсеса Зограбяна, Нерсеса Красильникяна, Григора Тумаяна, Мусаела Шахгеданяна, Саркиса Тер-Гри-горяна, Акопа Апресяна, Давида Адамяна, Оганджана Ахумяна и Саркиса Григоряна.

Эти люди, которые преимущественно занима-лись экономической деятельностью – нефтепромышленностью, тор-говлей, производством, вложили собственные средства и сформировали неприкосновенный капитал в 12.650 руб.

Около двух лет велась труднейшая подготовительная работа, и 21 мая 1864г. с дозволения Его Императорского Величества был утвержден устав бакинского «Армянского человеколюбивого общества во имя Св. Григория Просветителя».

Девиз общества – «Любовь к людям», цель – оказывать материальное содействие русскоподданным армянам и просветительская деятельность. Так в золотой книге многовековой благотворительности армянского народа была вписана первая строка 56-летней истории этой блистательной организации.

Истории, в которой отразились лучшие собирательные качества армян. Человеколюбивое общество доказало, что благотворительность – неотъемлемая частица нашей христианской сути, проявление единства нашей церкви и нашего национального капитала. Оно стало своеобразным органом самоорганизации, если хотите – национальной автономии бакинского армянства.

На стене шемахинской армянской церкви Св.Богородицы была высечена такая надпись: «Господь вспомнит о нас, когда иссякнут слова и станут править дела». Однако слова не только не иссякли, но и не были сказаны.

Мы-то забыли, но Господь, несом-ненно, помнит членов Человеколюбивого общества – нефтепромышленников, купцов, чиновников, воинов-солдат, интеллиген-тов, студентов, женщин и мужчин, целые роды. Всех тех, кого чи-татель уже повстречал на страницах этой книги и с кем еще дол-жен познакомиться.

Человеколюбивое общество начало свою деятельность, имея неприкосновенный капитал 13 основателей, а также взносы 27 бес-сменных и 15 годичных членов. В дальнейшем оно получило следующую структуру: почетные члены единовременно выплачивали 1000 руб., бессменные – 100 руб., годичные – 5 руб.

Эту сумму нужно было ввести в оборот, получать от нее прибыль и развернуть соответствующую деятельность. Поскольку большую часть основателей составляли нефтепромышленники и купцы, капитал быстро начал приносить прибыль.

Параллельно с основанием Человеколюбивого общества ар-мяне Баку принялись за строительство новой церкви – Св.Григо-рия Просветителя (1863г.). Строительство было завершено в 1869г. под руководством одного из представителей первого поколения нефтепромышленников Джавада Меликяна и обошлось в 15.267 руб. (церковь предоставила 5758 руб., остальная сумма была собрана за счет пожертвований).*

После кончины Д.Ростомяна было решено, что отныне прав-ление Человеколюбивого общества должно обладать трехгодичными полномочиями, и в 1870г. его председателем был избран майор Мовсес Зограбян, внесший огромный вклад в становление означенного Общества.

В тот же год открылась женская школа, где неимущие армянские девочки учились армянскому и русскому языкам, а также кройке и шитью (20-30 учениц; к 1896г. их стало 414), была основана типография для издания учебников и их бесплатной раздачи учащимся, а также первая библиотека Баку.

Человеколюбивое общество сразу взяло под свою опеку приходскую мужскую школу при церкви Св.Григория Просветителя. В 1871-1873гг. на территории церкви (ул. Гимназическая, 119) оно за 7715 руб. 93 копейки построило полутора этажное здание, где разместились контора правления и школы с 13 классными комнатами.

В 1872г. по инициативе священника Будагянца, генерала Лазаряна, майора Зограбяна и купца Дилдаряна было создано церковное попечительство, в казну которого за 20 лет поступило 31.382 руб., из ко-торых 11.805 руб. были израсходованы на пособия вдовам, сиротам, больным, неимущим девочкам. После того, как в 1886г. сгорело здание Человеколюбивого общества, было начато возведение нового прекрасного трехэтажного здания, которое обошлось в 115.155 руб.

На протяжении 25 лет – 1864-1889гг. – финансовые средства Общества складывались за счет неприкосновенного капитала, по-жертвований, членских взносов, процентов с капитала, доходов с движимого и недвижимого имущества, организации благотворительных вечеров, концертов, народных празднеств.

Все эти средства составили 294.277 руб., из которых 90.453 руб. было выделено приходским школам Баку и Тифлиса, а также 25 армянским школам Кубинской, Шемахинской, Нухинской уездов и Елизаветпольской губернии; 18.915 руб. – 209 неимущим ученикам, 2825 руб. – бедным семьям.

Кроме того, Человеколюбивое общество оплачивало содержание 23 своих питомцев, учащихся в высших учебных заведениях России и зарубежья. В библиотеке Общества было 8870 книг, комплекты 14 армянских, 39 русских и 4 иностранных газет и журналов, общая стоимость которых составляла 13.600 руб. За четверть века у Общества было 1598 членов.

Однако не все было так мирно и гладко. Первый серьезный, тяжелый удар по бакинскому армянству нанес Кавказский главный начальник по гражданской части и командующий Кавказским военным округом князь Голицын.

По его приказу в 1885-1886 гг. были закрыты армянские школы Закавказья, в 1899г. он наложил запрет на просветительско-культурную деятельность Человеколюбивого общества и разрешил заниматься исключительно благотворительностью, да и то только в Бакинской губернии, вследствие чего изменилось даже название Общества – «Армянское человеколюбивое общество Баку».

И только в 1913г. Общество вернуло себе прежнее название и сферу деятельности. Однако эти запреты не помешали бакинским армянам сохранить свою национальную самобытность, жажду жизни. За это время Общество обзавелось тремя зданиями на Станиславской улице. Григор Тумаян был одним из выдающихся представителей бакинского армянства, он являл собой уникальный тип армянина.

Он был крупным нефтепромышленником, судовла-дельцем, а в 1882-1885 гг. еще и председателем правления Человеколюбивого общества, и его левая рука не знала, что творила правая. Достаточно сказать, что Г.Тумаян, как в высшей степени досточтимый и порядочный человек, был также комиссионером купцов многих других городов.

Его ежегодная прибыль с комиссионерства составляла 800-1000 руб., и он полностью передавал ее Человеколюбивому обществу на нужды школ. Этот вот человек построил и подарил Обществу носящее его имя двухэтажное здание, где открылись ясли, швейная мастерская и прачечная.

Другой видный нефтепромышленник, председатель правления компании «Сюник» Давид Аван-Юзбашян в память о своем безвременно скончавшемся сыне Хосрове по соседству со зданием Г.Тумаяна за 24 тыс. руб. построил еще одно двухэтажное здание, в котором стал действовать сиротский приют.

Их примеру последовал Людвиг Сергеян, который за 10 тыс. руб. построил полутора этажное здание, бесплатные или дешевые квартиры в котором предоставлялись неимущим армянам.

В 1902-1906гг. действовал Дом труда Общества, в 8 ремеслен-ных отделениях которого были заняты 144 женщины, 145 мужчин и 525 детей обоего пола. Для содержания этих отделений на каждого работника ежедневно тратилось 13,39-40,03 копейки, что являлось очень высоким показателем, так как в аналогичных зарубежных учреждениях ежедневно расходовалось 10-35 копеек.

У Человеколюбивого общества была и своя столовая, где ежедневно выдавалось 136 порций обеда, а мазут бесплатно предоставляли Ал.Манташянц и братья Гукасяны.

Первая мировая война вынудила Человеколюбивое общество активизировать свою деятельность, взять на себя, в прямом смысле слова, миссию национального самосохранения. В 1914г.

Общество открыло лазарет для лечения раненых армянских солдат, при Бакинском городском общественном правлении был основан специальный центральный городской комитет по сбору средств для армянских воинов и их семей, городской комитет помощи раненым и больным солдатам, Женский комитет помощи беженцам.

Однако даже в этих тяжелых условиях просвещение забыто не было: в 1914/16 учебном году Человеколюбивое общество оказало финансовое содействие 11 школам Шемахинской епархии.

Дважды в год – на Рождество и Пасху – Человеколюбивому обществу жертвовались денежные средства, сумма которых колеба-лась от 2 до 300 рублей. Крупнейшим дарителем был, безусловно, Ал.Манташянц, который хотя и не был членом Общества (так как являлся почетным председателем Кавказского армянского благо-творительного общества Тифлиса), но не мог оставаться безучастным: он лично жертвовал по 300 рублей на каждый праздник и еще по 100 – от имени Тифлисского коммерческого банка.

Однако как бы ни были важны пожертвования зажиточных, не менее ценны те пожертвования, которые составляли всего 2-3 рубля (как, скажем, от Г.Мелик-Марутяна, Г.Мангасаряна, Тер-Оганяна, Авша-ряна, братьев Чахмахчянов и десятков других армян).

Каким душевным порывом, духовной потребностью, чувством ответственности должен обладать человек, чтобы поделиться со своими соотечественниками хоть толикой своих скудных средств.

И абсолют-но прав был секретарь правления Человеколюбивого общества, каз-начей бакинского Общества взаимного кредита Саркис Варша-мянц, когда в 1872г. писал: «Разумные и талантливые личности посредством малости совершают более великие дела на пользу людей, нежели сыны слепой судьбы со своим богатством».

На Рождество 1914г. 90 частных лиц и фирм пожертвовали 7941 руб., а на Пасху 73 частных лица и компании – 5978 руб. Разница в сумме пожертвований на Рождество и Пасху имеет любопытное объяснение.

На Рождество вместе с армянскими предпринимателями пожертвования вносили и представители других национальностей, связанные или не связанные с ними деловыми интересами, а на Пасху, за редким исключением, – только армяне.

Думается, будет уместно, если мы в знак благодарности перечислим некоторых представителей иных национальностей. Так, в раз-ные годы финансовую поддержку Человеколюбивому обществу оказывали фирмы «Братья Нобель», «Каспийско-черноморское общество» Ротшильдов, «Гольдюст и сын», «Стукен и КО», «Э.Тиль-манс и КО», «Жорж и братья», Анна Баярдина, Р.Кайзер, А.Шмитте, М.Шумахер, В.Быховский, Г.Лист, Бьеринг…

Может возникнуть вопрос: а разве азербайджанцы не принимали в этом участия? Известен только один такой факт: когда в 1902г. открылся Дом труда, Тагиев пожертвовал 500 руб.

«Армянское Человеколюбивое Общество во имя Св.Григория Просветителя» было колыбелью общих стремлений и желаний, на-циональной самобытности армянства, однако благотворительность бакинских армян не ограничивалась рамками только этой организации.

Каких бы высот ни достигли шушинцы братья Гукасяны – столпы Человеколюбивого общества, они, тем не менее, сохранили духовное родство с Карабахом. В своем родном городе братья основали в память об усопшей кузине женскую среднюю школу «Мариам Гукасян», пожертвовав на эти цели большой отцовский дом, 200 тыс. руб. на его перестройку и ремонт, а также предоставив ка-питал в 200 тыс. руб., проценты с которого должны были покрыть расходы школы. Аршак Гукасян завещал все свое состояние – 8 млн руб. – своей нации, чтобы эта сумма пошла на просвещение армян.

Их дядя, национальный благотворитель, судовладелец Аветис Балаевич Гукасян (1837, Шуши—1902, Тифлис), завещал нации 95 тыс. руб. – на основание «Армянской семинарии Гукасян»2.

1881г. 30 бакинских армян собрали 16.550 руб., на которые отремонтировали монастырь Св.Степаноса в селе Сальяны Бакинской губернии. В 1888г. братья Мовсес, Егия и Енок Будагяны – пожалуй, крупнейшие коммерсанты от Баку до Персии – выделили 100 тыс. руб., на который в селе Сальяны (где было всего 950 жителей-армян) была открыта двухклассная монастырская школа, носящая их фамилию.

Карапет Лалаян – строитель и владелец самых роскошных домов Баку, предоставил 1000 руб. Св.Эчмиадзину, чтобы оплатить обучение одного студента, взятого им на попечение. А из оглашенного после его смерти (1914г.) завещания выяснилось, что он оставил еще 100 тыс. руб. на нужды просвещения армян.

Бакинские армяне выделили 6931 руб. своим соотечественникам, пострадавшим от пожара в Зейтуне (Западная Армения), еще 17.326 руб. – на ремонт Кафедрального собора Св.Эчмиадзина (1888г.)1.

Обобщая эту главу, мы должны констатировать следующее. Как бы подробно мы ни представили деятельность Человеколюбивого общества (которой мы еще коснемся в соответствующем месте), тем не менее, мы достаточно бегло упомянули проявления благо-творительной деятельности бакинского армянства в других странах и городах, чтобы не отвлекаться от самого Баку.

Однако в этой главе представлены чрезвычайно важные реа-лии. Когда мы говорим о том, что бакинские армяне были состоя-тельной, благополучной, образованной и цивильной общиной, это не означает, что там не было бедных и неимущих армян. Безуслов-но, были и такие.

Но сами армянские капиталисты Баку вышли из бесправной, почти рабской действительности времен персидско-турецкого ига и, став зажиточными благодаря собственному поту, тру-долюбию, предпринимательскому таланту, были тесно связаны со своим прошлым, обладали острым чувством национальной принад-лежности.

Армянские капиталисты Баку были наделены чувством ответственности за свою нацию, которое они реализовывали через Человеколюбивое общество, консолидировавшись вокруг церкви. Повторим еще раз: все упомянутые на предыдущих страницах лица были членами Человеколюбивого общества, причем из поколения в поколение, зачастую всем родом.

В этом заключалась особенность армянского капитала Баку. Кстати, особенность эта не была такой уж редкостью, поскольку она была характерна для всего рассеянного по миру армянского капитала. И это служит нам основанием для того, чтобы со всей ответственностью заявить: в ряду цивилизационных ценностей армянского народа существовала еще одна – культура капитала.

У этой культуры была даже своя программная формулировка, принадлежавшая Александру Манташянцу: «Купцы армянские, дом славы вашей, где вы обретете бессмертие, – это ваша многострадальная родина! Жизнь армян – это тот пантеон, где во всем своем блеске должна храниться добрая память о вас перед Богом и перед людьми: в других музеях вас ждет лишь пыль забвения.

Купцы армянские, вы трудовая, пользу приносящая рука ар-мянской нации, тот труженик, что дает пищу ее строениям, вы ее живое сокровище и сокровищница. Следовательно, наделены нрав-ственным правом охранять, распоряжаться, приводить в порядок эти сокровища.

Не безмолвствуйте, не сходите с традиционного пути армянского купца, не отвергайте свой долг перед родиной, не отказывайтесь от своих прав, выпуская из своих рук руль национальных дел!»

Это пророческие слова, которые не потеряли своей актуальности и никогда ее не потеряют. Не должны потерять.

Отрывок из книги Хачатура Дадаяна: Армяне Баку Читать также: ПредисловиеПонятия «азербайджанец» до 1918г. не существовалоАрмяне в период российской экспансии в ЗакавказьеАрмяне в развитии нефтяной промышленности БакуАрмянские нефтяники в период продажи нефтеносных участков БакуРазвитие нефтяной промышленности БакуАрмяне в управлении «Съездов бакинских нефтепромышленников»Александр Манташянц — Великий армянинПереговоры нефтепромышленников — Баку 1892 г. — Развитие бизнеса МанташянцаОснование фирмы «А.И.Манташев и К0»-1899г, Нобель, Ротшильд и Манташев в мировой нефтепромышленности, Новый этап в нефтепромышленности Баку — Лианосяны, Тандем Лианосян и Манташянц — Завоеватели мирового рынка нефти, Мир между тремя нефтяными гигантами: Рокфеллера, Детердинга и Лианосяна, Армяне в навигации по Каспийскому морю — 1912г. Мир готовиться к войне, Армяне в промышленности Баку помимо нефти с конца XIX века



ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.