Армянская научно-медицинская школа Тавриды

Фото: ria.ru

Научно-медицинская школа арм. врачей-бжшкапетов процветала при семинариях Св. ААЦ «Пустынь св. Антониса» и «Чамарон», в монастыре «Сурб-Хач». Там работали следующие профильные заведения: аптека, лечебница («бжшканоц»-древ.арм.), аналогичные заведения были и в древ.арм. городе «Сев-Джуре» (“Чёрная вода”-древ.арм.; «Карасёв»-стар.слав.; при татарах «Карасу-базар»).

Там оказывали мед. помощь всем нуждающимся, независимо от социального стасуса, вероисповедания и цвета кожи. Высокий профессионализм врачей-армян признают мн. источники арабов, сирийцев, славян и турок. О чём и сообщает, например, безпристрастный Ибн-Хаукаль и др.

Несмотря на религиозные различия, арм. врачи-бжкапеты, зачастую, только одни и были личными врачами крымских «ханов» с XV по XVIII в.в. Были известны в Московии «ормены-дохтуры». О чём писал русский летописец XII в. Один такой «ормен-дохтур» (уроженец Тавриды/соврем. Крым) – был врачом Ивана IV «Грозного». Но потом его оттеснили англичане, которые стали планомерно травить царя ртутью и пр.вместе с со всей его семьёй.

От него произошёл известный старинный русс. род дворян Дохтуровых в России. (1) За свои заслуги тот врач-армянин и получил дворянский титул. А ранее др. врач, светоч арм. науки и культуры Амирдовлат Амасиаци (ХV в.) был лейб-медиком и лейб-травником («бастанжи»-древ.арм.) тур. султана Мехмета II. Амасиаци остановил в Амассии и турции эпидемии бубонной чумы и холеры (очаг возникновения заразы был зафиксирован в самом Константинополе).

Он изобрёл и разработал мощную, по тем временам, систему гигиены и санитарии в период мора. Также, существует древ. предание, что Амасиаци, не побоявшись гнева вельмож из султанского дивана (совет), посоветовал перепуганному толстяку-Мехмету найти уцелевших христианских монахов-звонарей и звонить в церковную звонницу. (2) После чего эпидемия стала сходить на убыль. А уже в наше время учёными (Н.Бехтерева, Слезин, Охатрин и др.) был проведён ряд опытов по изучению и влиянию православных молитв и колокольного звона в частности, на окружающий мир.

Для этого в «чашечки Петри» был помещён т.н. «микробный бульон». После чего включали диск с колокольным православным звоном, агрессивные вирусы, в большинстве своём, погибали. А звуковая волна, возникшая на экране, сначала была непрерывной волнистой линией, а далее приняла форму волнистой линии, состоящей из крестов. К сожалению, возникла порочная практика т.н. «механического звона», когда вместо рукотворного труда звонаря работает бездушный автомат как у католиков Ватикана, и благодать-то уходит…

*** Традиционный P.S.: никого не хотела обидеть – лишь привожу собранные из разных источников тематические сведения, а решать вам. ЯкосънамиБогъ/СлаваБогузався.

Наталья Соболь Из неизданного “Про армянскую историю, еду и не только…”

КОММЕНТАРИИ:

(1) Само слово “дохтур”/”дохтер” – в переводе с древ.арм. означает “хозяин лекарства”! Род Дохтуровых в России прославили также и представители военного сословия. Воен. историк П.Симанский писал, что в плеяду героев знаменитой Бородинской Битвы входил бригадный командир – генерал-лейтенант от инфантерии Д.Дохтуров. Он «командовал корпусом 1-й Зап. армии…отличился при Смоленске, Бородине и Малоярославце» (1812 г.). При осаде Смоленска «Коновницынъ, Дохтуровъ и Паскевичъ выдержали неоднократные жестокiе натиски французскихъ отрядовъ». По отзывам мн. современников, он пользовался «хорошей военной репутацией…генерал был шефом Московского полка, который он очень любит». «Книга исторических …», с.126,128,132. «Воен. сборник», 1906, № 1,2, Симанский П., статья. «Живописная…», с.462.

(2) Турки поставили своему племенному вождю (“султану”) Мехмету II романтический памятник в центре Константинополя (соврем. стамбул). Это – элегантный всадник на коне. На самом деле этот потомок безродного тёмного проходимца Эрдогула был катастрафически уродлив! 1.50 ростом, с кроткими ножками и ручками. Как говорится в народе, его «голова была – продолжение шеи», мехмет был неимоверно пузат, его огромный живот свисал тольстыми валиками на колени. Он сам не мог одеть обувь – огромное пузо ему мешало.Для этого был приставлен специальный слуга. Мустафичева В. «Дело…». Рансимен С. «Падение…». РФ ПСРЛ-ы.

ИСТОЧНИКИ:

Амасиаци А. «Ненужное для неучей», с.3-9. «Книга исторических …», с.126,128,132. «Военный сборник», 1906, № 1,2, Симанский П., статья. Мустафичева В. «Дело султана Джема». Рансимен С. «Падение Константинополя». РФ ПСРЛ-ы. Энцикл. «Живописная Россия», с.462. Сафарян Адыбек. С.Н.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top