Опубликовано: 22 сентября, 2020 в 15:58

Амазонки — Героини в истории и мифологии Армении и Греции

Женскими образами, героинями, богинями богаты история и мифология Армении и Греции. Среди них следует отметить Анаит (богиню материнства и плодородия, супругу Арамазда), Астхик, невесту первочеловека, громовержца и драконоборца Ваагна, Европу, внучку Айка, а также Арубаини, Ванессу, Фригг, амазонок и др.

Этимологии термина амазонка имеет поразительное сходство с именем Арамазд или Арам аствац (верховное божество армянского пантеона) — Бога армянского, бога Арама, олицетворяющего мужское начало, солнцеподобное (ар, ара, арегак — букв. солнце).

Корень сан (сын, саник — букв. сын) означает дитя божества (ср. с термином намаз – молитва мусульман для возвеличивания Аллаха). Таким образом, происхождение термина амазонка определенным образом связано с Асканазом. Истории известны европейские и азиатские амазонки.

По греческой традиции, амазонки связываются с савроматами. Савроматией правил брат Асканаза Рифат (от него пошли савроматы). По данным армянского историка Вардана Великого, амазонки происходят от Торгома – младшего брата Асканаза.

Амазонка, Арамазд, Амасия, Афродита и Артемида

В терминах Амазонка и Арамазд есть общий лингвистический маркер «ам», а также «амаз» (амас) и «аз» или «ас». В Армении известны город и район Амасия с корнем «амас» (ср. с арм. термином амис — букв. месяц). Ама́сья (Amasya) — город и район в настоящее время в северной Турции, центр провинции (ила) Амасья.

С 281 по 183 годы до н. э. греческая Амасия — столица Понтийского царства. В 1854 году в Амасии и окружных деревнях проживало 105.000 человек, из которых 53.400 (51%) армян и 16.000 (15%) греков.

После геноцида армян к августу 1919 года за счет возвращенцев число армян в Амасии достигло 650 человек! Корень «ам» обозначает жизнь («аманор» букв. новый год), «ас» – контент бога творца (армянское «аствац» — букв. сотворенный, рожденный («твац») — данный богом «ас», ср. с именем Тирас, писцом бога у армян, сыном Иафета, внуком Ноя).

Кроме того, корень «зонк» в термине «амазонка» можно интерпретировать словом «занг» (занг — зонк) букв. — звон, звенеть, бить в колокол, звонок, колокол (божественный). Согласно армянской традиции, у Тираса было три сына: Асканаз (с корнями ас и аз) – родоначальник армянского народа, Рифат, от которого пошли савроматы или амазонки, и Торгом — родоначальник кавказских народов.

«Торгом, получив во владение наш народ, вместо прежнего прозвания – «Асканазов» придал ему свое имя – «дом Торгомов» (О. Драсханакертци). По греческой традиции, Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок (по легендам амазонки – воительницы из Савроматии, которой правил Рифат).

Артеми́да в древнегреческой мифологии — девственная, всегда юная богиняохоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны. У армян этими качествами обладают Анаит, а также невеста Ваагна — богиня плодородия и женского целомудрия Астхик.

Этимология имени Артемида до сих пор неясна. Микенский A-ti-mi-te (язык на Кипре, с XVI по XI века до н. э. до дорийского вторжения) созвучна Митре, в переводе с арм. — единого («ми») божества, владыки, творца (ср. «тр», «тер»). Классическая Афродита по традиции возникла обнажённой из воздушной морской раковины вблизи Кипра — отсюда её прозвище «Киприда».

По другим версиям, Афродита была дочерью Зевса и Дионы или дочерью Кроноса. Артемида, Афродита и Астхик, по мнению авторов, происходят от единого источника. Этим источником или рассказчиком об этом источнике, скорее всего, мог быть писец бога.

А писцом бога, согласно древней армянской традиции, был Тир (Тирас или Фирас — отец Асканаза, Рифата и Торгома). Кстати, одной из традиций, характеризующей преемственность учения Тираса, передающейся по наследству, является головной убор, который называется фригийский колпак.

На многих произведениях искусства у древних греков амазонки, как правило, изображаются с головными уборами типа фригийского колпака, что является дополнительным свидетельством достоверности выводов авторов.

Европа (одноименная внучка Айка, была похищена Зевсом) — река в Фессалии, которую Гомер называет Титаресий («ти» и «тар» — лингвистические корни-маркеры). В Фессалии течет река Амфрисс (с корнем «фр» или «тр», ср. с Тирас или Фирас), рядом с ней Аполлон пас стада Адмета. По воле Аполлона река Анавр в Фессалии затопила курган Кикна.

Близ нее пахал землю Ясон, который вел аргонавтов на Кавказ (в Колхиду). Таких примеров, свидетельствующих о близости происхождения, родства между героями и героинями из греческой мифологии с родом или домом Тираса и его сыновьями можно привести множество.

Счастье тому, кто желает счастья другим. Дон или Танаис некоторыми древними писателями назывался Амазонией. Проф. Ваганян Г., канд. искусствоведения Ваганян В.

Отрывок из статьи Проф. Ваганян Г., канд. искусствоведения Ваганян В.: Амазонки

Продолжение следует




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.