Опубликовано: 13 Ноябрь, 2017 в 0:01

Следы древних армян — Интервью с Виктором Ваганяном

Следы древних армян - Интервью с Виктором ВаганяномВ 2013 году в Германии (по инициативе немецкой стороны) была издана монография доцента Российского университета дружбы народов Виктора Оганесовича Ваганяна «Математика с параметром времени». Это пятая книга автора по данному новому направлению науки (Виктор Ваганян автор 14 книг и около 250 научных публикаций).

Предыдущая монография автора «Математика с параметром времени: основания и философия» издана РУДН  (Москва, 2010 г.). Математика с параметром времени – новая разновидность математики, основанная В. О. Ваганяном, в которой все математические вычисления зависят от категории времени.

Этой тематике посвящено большое количество статей, опубликованных Виктором Оганесовичем в России, Польше и Грузии. Ниже приведены отзывы ростовских математиков на первую монографию В. О. Ваганяна «Основания математики с параметром времени» (Ростов-на-Дону, 1996 г.).

Книга В. О. Ваганяна ставит по-новому вопрос о соотношении математических категорий с фактором времени.  В.О. Ваганян предлагает сделать следующий шаг и ввести время во все научные теории, включая математику.

Это очень оригинальная и очень необычная идея, так как из неё следует, что в разные моменты  времени самые разные математические объекты могут быть не тождественны сами себе. В первый момент такие представления у специалиста, воспитанного в классических традициях, вызывает резкое неприятие.

Однако при некотором размышлении (впрочем, достаточно напряжённом) с целым рядом доводов автора приходится согласиться, хотя вопросов остаётся очень много.Возможно, к этой работе можно отнести слова, сказанные знаменитым русским учёным В. И. Вернадским:

«Вся история наукина каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации учёных или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов».

Подход, разрабатываемый автором, как представляется, позволяет взглянуть на описание мира с новой, отличной от традиционной, точки зрения, и должен быть подвергнут серьёзному профессиональному анализу широким кругом специалистов.

В истории математики немало случаев, когда малоизвестный учёный выдвигает новые и столь необычные идеи, что какое-то время они кажутся абсурдом, беспочвенной фантазией или глубоким заблуждением.

Но проходит время, потребовавшееся на осмысление этих идей, и выясняется, что в науке сделано большое открытие. Классическим примером тому является Лобачевский и его неевклидова геометрия.

Подобным примером, возможно, представляется настоящая работа. В качестве одного из приложений рассматривается доказательство знаменитой теоремы Ферма. Важным, однако, является не само доказательство, а та основа, на которой оно строится, те идеи, выдвинутые В. О. Ваганяном, которые позволили по-новому взглянуть на проблему.

В остальных главах рассматриваются другие приложения этой теории. Идеи динамической математики, выдвинутые В. О. Ваганяном, прежде всего, новы, смелы и интересны. Они требуют дискуссий и обсуждения в среде широкой научной общественности.

Интервью с В.О. Ваганяном.

– Уважаемый Виктор Оганесович! Каково отношение официальной науки к математике с параметром времени?

– Что такое официальная наука? Отзывы официальных ученых о МПВ (математике с параметром времени) приведены выше. А та «официальная наука», которая занята манипуляциями с учеными дипломами, мою докторскую диссертацию по МПВ не допустила к защите (в 1996 г. в Ростове-на-Дону).

Вот такое отношение. И это при абсолютно новой и плодотворной идее. И это в том случае, когда меня поддерживали крупнейшие ученые Ростова-на-Дону, академики РАН: директор Института механики и прикладной математики Иосиф Израилевич Ворович и президент Северо- Кавказского научного центра Юрий Андреевич Жданов (зять И. В. Сталина).

Главное – дело. Убежден, что когда-нибудь МПВ получит всемирное признание. Один крупный математик, академик РАН, когда-то сказал мне: «Ваши идеи потребуются через 100 лет». Так что недолго осталось ждать.

В начале 19 века в математике были совершены революционные открытия, определившие будущее как математики, так и всей науки в целом. Эти открытия связаны с именами великих ученых: в алгебре – француза Эвариста Галуа и норвежца Нильса Генриха Абеля, в геометрии – русского Николая Ивановича Лобачевского и венгерского армянина Яноша Бойли, потомка трансильванского (крымского) армянина Оганеса Бойли, которого за двухметровый рост называли Рослым (Бойли – арм.).

Фамилия Бойли подвергалась искажениям: Бойали, Бойаи и т.п. Янош был офицером венгерской армии. Его отец Фаркаш (Паркас), профессор математики, студенческий друг «короля математиков» Карла Гаусса, запретил Яношу заниматься проблемой параллельных – труднейшей математической проблемой.

Ее решали все математики мира более 2000 лет, со времен Евклида. По мнению Бойли-старшего, эту проблему на земле решить невозможно. Но его сыну это удалось (работа опубликована в 1832 году). К. Гаусс считал Яноша гением. Независимо от Я. Бойли и несколько раньше ту же задачу решил Н. И. Лобачевский (работа опубликована в 1829 году).

В алгебре более 300 лет решали трудную проблему алгебраических уравнений высших степеней. Решение нашли Э. Галуа и Н. Абель, тоже практически одновременно. Более полное решение, связанное с созданием новой теории, дал Э. Галуа.

Я себя не сравниваю с этими математиками, они боги, но и не могу соглашаться с экспансией лжеученых. В России наконец-то началась борьба с лжедиссертациями. И это не может не радовать, потому что научно великая Россия – залог безопасности и процветания всего мира.

– Чем математика с параметром времени лучше традиционной математики?

– Чем-то – лучше, чем-то – хуже. Технически сложнее, но это пока только начало. Со временем конструкция уточнится и упростится. А лучше тем, что благодаря введению времени в ткань математики, эта наука глубже проникает в законы природы.

МПВ не альтернатива традиционной математике, не учебный предмет, а спецпредмет для ученых, своего рода «ОМОН» (отряд математики особого назначения). Мне больно и досадно, что о МПВ не знают Стивен Хокинг и Роджер Пенроуз – гениальные физики-теоретики и астрофизики-космологи современности.

К их фантастическим гипотезам, как и к гипотезам их идейного предшественника Ричарда Фейнмана, наиболее близки идеология и технология МПВ. «Кротовые норки», образно названные Хокингом внегравитационные (вневременные) пути в Космосе, имеют свои математические прообразы лишь в МПВ. Только в геометрии с параметром времени на сфере «высвечиваются» 12 особых точек, соединив которые мы получим 8 сферических треугольников.

В начале ХХ века русский геолог Степан Кислицын на основе опыта пришел к выводу, что на планете существуют 12 аномальных зон, соединив которые мы получим 8 сферических треугольников. Полагаю, что наши древнейшие предки этот факт изобразили на «звезде» Давита: два треугольника (изображающих мужское и женское начала) пересекаются в 12 точках и образуют 8 треугольников.

– В математике с параметром времени решаются несколько ярких проблем, в том числе проблема парадоксов и проблема Ферма. Правда ли это?

– Проблеме логических парадоксов примерно 2500 лет. В Древней Греции был известен парадокс лжеца. Человек говорит: «Я лгу». Правду он говорит или лжет? Если он говорит правду, то высказывание «я лгу» истина, т.е. он лжет. Если он лжет, то высказывание «я лгу» ложь, следовательно, верно отрицание высказывания «я лгу», значит, он не лжет, а говорит правду.

Получается подлинный парадокс: человек лжет и говорит правду одновременно. Одновременность – «взрывоопасное» понятие (вспомним, как изменилась физика в результате низвержения А. Эйнштейном классического представления об одновременности).

Такого рода (рефлексивных) парадоксов десятки. На стыке 19 и 20 веков подлинные парадоксы появились в математике. Гиганты мысли Гильберт, Брауэр и Рассел предложили концептуальные решения. Их решения, как и другие решения, в целом, не одобрены математическим сообществом.

Одобрят ли мое решение, не знаю. Великую теорему Ферма в конце ХХ века доказал англичанин Эндрью Уайльс. Эта проблема не входила в круг моих научных интересов. Я лишь для иллюстрации своих идей попытался ее решить в МПВ (решается, однако!). Образно говоря, МПВ позволяет достать правое ухо правой рукой не через левое плечо, как поступают в традиционной математике, а через правое.

Так гораздо проще. Если мне скажут, что нельзя в математике применять физику, то я попрошу ответить на вопрос: «А что такое математика?» МПВ ищет Истину своими методами. Мое решение можно и нужно технически улучшить, но суть не в технической шлифовке и не в проблеме Ферма. Даже если я в решении проблемы Ферма или другой задачи ошибаюсь, то это не умаляет значение МПВ. Вопрос в полезности и перспективности МПВ.

– А что такое математика?

– Математика – наука о всеобщих законах (древнеегипетское определение). Мало кто его знает. Лучше не скажешь. Приведенное определение и никакое другое не запрещают применять в математике время. Даже если бы запрещали, то мы имели бы запрещенную, а не недопустимую МПВ.

– Насколько мне известно, Вы в Москве окончили докторантуру не по математике с параметром времени, а по методике преподавания математики. Прокомментируйте, пожалуйста.

– Пока нет специализации по МПВ. Я сформировал концепцию математики с параметром времени и лишь я один в мире занимаюсь этой математикой, когда нахожу место и время, а на душе благодать (так редко бывает). Мне предложили поступить в докторантуру по методике, и я поступил.

Я написал пробные учебники по геометрии для основной школы: «Геометрия 7», «Геометрия 8», «Геометрия 9». Учебники прошли апробацию в Москве, Ростовской области и Краснодарском крае. Но они еще не созрели до настоящих учебников.

Сейчас мне некогда, но несколько позже я планирую вернуться к ним. Я написал докторскую диссертацию о методической системе этих учебников, но из-за некоторых разногласий с научным консультантом защита не состоялась.

– Ваше мнение о школьной математике.

– Школьную математику реформы 70-х годов завели в тупик. Нельзя реформировать хорошо работающую сферу. В 60 – 70 годах XX века в СССР было больше выдающихся математиков, чем в остальном мире, наши школьники побеждали на международных математических олимпиадах, мы вышли в Космос. Однако были ли эти реформы желанием стать еще лучше или диверсией, не мне судить. По моему мнению, было и то, и другое.

Негативные (были и позитивные новшества) последствия этих реформ и поныне не устранены. Например, введение элементов математического анализа в программу общеобразовательной школы, на мой взгляд, не обосновано.

К сожалению, сейчас студенты даже дроби складывать не умеют… Знаменитый учебник геометрии Киселева (считаю его и поныне лучшим в мире) –преждевременно исключили из списка школьных учебников. Учебники, разумеется, устаревают. Сначала надо создать лучшее, а затем менять старое.

Также отменили школьный предмет арифметику. Ее заменили математикой (алгеброй), мотивировав это тем, что арифметические задачи проще решать алгебраически: обозначаем искомое через х, получаем уравнение и решаем.

Так проще решить, чем чисто логическими рассуждениями.

Да, проще, но на этом уровне важно учить мыслить, а не решать задачи механически. Учит мыслить арифметика, а не математика (для 5 – 6 классов). Рациональные алгебраические решения формируются на базе арифметики, а не без нее.

Это понимал сам Петр Великий и его соратник, автор учебника «Арифметика» Леонтий Магницкий. Учебник Магницкого полезно издавать и в наше время и давать детям хотя бы как пособие для внеклассного чтения. Попытка восстановить арифметику как школьный предмет была предпринята академиком РАН Сергеем Михайловичем Никольским и его сподвижниками.

Прим. С. М. Никольский (1905 – 2012) – патриарх российских математиков –
прожил 107 лет, внес огромный вклад в науку и образование.

– А куда смотрели наши ведущие ученые-математики и учителя?

– Не туда смотрели. Учителей никто ни во что не ставил. Прошли петровские времена…. Самым «зрячим» из ведущих математиков был слепой гений Лев Семенович Понтрягин. Ему и его единомышленникам удалось к 1980 г. остановить несущуюся в пропасть вместе со страной модернизацию школьного математического образования.

– Вы опубликовали   серию статей под рубрикой «Следы древних армян». Продолжаете ли заниматься арменоведением?

– Я не историк, не лингвист, не арменовед. Интересуюсь этими областями как любитель. Но имею свои представления, часть которых может быть заблуждением, что для познания не менее важно, чем истина. Самопознание и миропознание сопутствуют человеку всю жизнь. Чтобы арменоведение открыло двери сокровенной истории перед человеком, необходимо:

1) знать и любить армянский язык;

2) уметь и любить творчески мыслить;

3)ставить Истину превыше выгоды;

4) быть Человеком!

Остальное приложится. В последнее время армяне берут арменоведение в свои руки! Это обнадеживает. И не надо бояться ошибок! Ошибки ведут к Истине. Нас со времен падения двух армянских империй – Великой Армении Тиграна II Великого и Малой Армении Мигридата IV Евпатора – обманывают (армяне говорят Mihridat, а не Mitridat; это разные божества: армянский бог духовного огня Mihr на 1000 лет старше персидского бога физического огня Mitra).

Мигридата армяне сделали царем Малой Армении, а он на основе Малоармянского царства создал Малоармянскую империю, которую обычно называют Понтийской. Мигридат не был армянином? Ну и что? Екатерина II тоже не была русской. Из-за этого никто Российскую Империю не называет Понтийской.

В литературе и искусстве много великих армян. Бог дал нам своих лучших людей: поэта Нарекаци, художника Айвазовского, композитора Хачатуряна, тысячи других избранников. Богу и нашему народу это нелегко далось… Для армянского этноса и Армении жизненно необходимо, чтобы Армян и Ученых с большой буквы было много также в исторической науке и языкознании.

Однако в арменоведении закомплексованы даже наши великие наукообразующие классики – Хоренаци и Ачарян… Мы впервые в мире приняли христианство как государственную религию в 33 году от апостолов, при царе Абгаре VI Ервандуни. Поэтому наша церковь называется ААЦ – Армянская Апостольская Церковь.

«Наша церковь» вкупе с ликвидаторами древнеармянской истории и культуры назначила Маштоца, благородного человека и гениального ученого, автором армянского алфавита, который он не создавал, не создал ни одной армянской буквы.

Добавим: «Шеститысячелетний каменный сосуд, хранящийся в Музее золота боливийского города Ла-Пас, на котором рядом с клинописными знаками вырезаны буквы армянского алфавита – того самого, который, согласно официальной науке, Месроп Маштоц создал в… 5 веке». («Аймара – армяне Юной Америки?», статья в Google, 21.10.2012).

Народ аймара – древнейшие родственники армян в Америке. При чтении этнонима аймара справа налево получим один из древних этнонимов армян – арамйа.

Интересно знать. Госпожа Мери Саргсян обнаружила сотни армянских слов в языке аймара. Я нашел множество армянских топонимов, этнонимов, имен богов по всей Древней Америке.

Крест-камень современные армяне называют хачкар, а в языке майя несколько другое, тоже армянское слово – хачас (Божий крест). Божество в облике летучей мыши называется Камацоц  (Тихий змей) и т.д. Много слов и топонимов с армянским окончаниями «тун» и «кан». Тун – дом, страна, куплет (арм.).

Вашакатун (Васакатун) – Дом Васака. Это майянское поселение. Имя Васак чисто армянское: Вас – Солнце, ак – око, глаз. Васак – Солнечный глаз. Отсюда армянское имя Васпурак, топоним Васпуракан, имена Василий (Васи ли – Полный Солнца) и Ва-силиса (Васи лис – Солнечный свет).

Слова Арев, Арег и т.п. изначально вовсе не обозначали Солнце. Их первые значения – Божественный, Приход Бога (восход) и т.п. соответственно. Кан в древнеармянском – извивающаяся, змей. Извивающаяся река Кан на Урале, французский Кан (Канны)… Топонимов с окончанием «кан» много в Армении и майя.

В майа кан означает… змей. Поэтому в армянском языке оц (змей) и его древнейший синоним кан могут проявлять себя как равнозначные окончания. Например, слово «армянский» звучит айоц (hajoc) и айкакан (hajkakan).

Маштоц восстановил разгромленный Древнеармянский Алфавит (из 36 букв). За это мы чтим Маштоца (он выполнил также интернациональный долг – создал письмена для других народов).

Чужое Творение Маштоцу не нужно. А нужно борцам с армянской древностью. Армянскому народу невидимки назначили дату рождения (VI в. до н.э.) и дату смерти (XX в.), оставив за этими датами слева и справа сотни тысяч лет и триллионы наших предков и потомков.

Слово «триллион» здесь не образ, а реальность. Если Вам будет интересно, посчитайте своих предков до Иисуса (2000 лет), до Гайка Навапета (4500 лет), до Ноя Навапета (12000 лет)…

Кстати, правильно не Наапет (Nahapet), а Навапет (Капитан корабля): nah искажение слова nav. Можно Иисуса тоже назвать Навапетом. Имена этих трех знаковых богочеловеков армянские: Ной означает Новый. В армянском – нор, ной; в русском – новь, новый; в немецком – ной; в английском – нью и т.д. Ной основатель Новой цивилизации, поэтому у него такое имя.

Место первого сошествия праотца Ноя древние армяне назвали Нахичван: Нах иче Ван – Сначала сошел Господь.

Кстати, в Канаде есть озерный край Соскачеван: Соск иче Ван –Только сошел Господь.

Топонимы вокруг горы Арарат тоже армянские – Арагац, Арагацотн, Аракс, Армавир, Арташат, Арцах, Арцн, Ашоцк, Аштарак, Ван, Геларкуник, Голтан (Гелтун), Горис, Гюмри, Двин, Ереван (Эрибуни), Ичеван, Карин, Карс, Котайк, Мегри, Нахичеван, Севан, Сюник, Ширак… их тысячи!

На западе Армянского нагорья греческие топонимы появились с 12 в. до н.э. после взятия греками Трои, а персидские – с 6 в. до н.э. До этого неармянские топонимы в Армянском нагорье – эпизодическое явление. К этим «эпизодам» относятся славянские топонимы Веди, Сис и Масис.

Также считаю древнейшим очагом руссов в Армянском нагорье горный массив Рстун (Русский дом) около озера Ван. А имя Иван (И Ван) означает Из Вана (др. арм.). Созвучно сведение из Книги Велеса:

Предки славян жили в горах великих и высоких.

Гайк (Hajk) – название Армении, означает «Страна армян».

Предводитель армян Гайк Навапет символизировал Армению (Hajk), поэтому у него такое имя. Предводитель назван именем своей страны, а не наоборот. А имя его противника Бела (личное имя этого типа – Немруд), которого Гайк пронзил стрелой, символизировало его страну – БаБЕЛон (Вавилон).

Иисус – Ис ус – «Я высокий» (др. арм.). Армянское имя Иисуса характеризует Иисуса.

Имя матери Иисуса тоже армянское: Мариам (Майрам ) = Мари ам (Майр ам) = «Мать всех» или Всея Мать, что соответствует Ее положению. По-армянски мари и майр означают «мать»; ам – «всех», «всея». Отец Иисуса, как известно, в рождении Иисуса никакой роли не играл.

Еще раз прошу: попробуйте считать своих предков до Иисуса, Гайка и Ноя. Надо вспомнить геометрическую прогрессию и считать сумму ряда 2, 4, 8, … до какого-то числа. Ответ будет неточным, но точно фантастическим!

Согласно древнейшим преданиям, арийцы прилетели из системы Сириус. Сириус – армянское слово, на др. арм. означает «Высокая Любовь». Как установил академик Геруни, ус в армянском языке изначально означало «высокий».

Словом «ус» арийцы обозначали нечто высоко расположенное: «плечо» в современном армянском языке, «ус» – в русском, «ус» – окончание имен и фамилии у некоторых индоевропейских народов, указывающее высокое положение и т.п.

Арменоведение – неисчерпаемая сокровищница. Хочется сказать еще об одном чрезвычайно важном для древнейшей армянской и мировой истории факте. До оледенения полюсов (до Всемирного потопа) Арктика была благодатным краем (где проживало 13 этносов) ( Недавно проведенные генетические исследования подтвердили факт происхождения армянского народа от 13 племен) и называлась Страной богов (сохранилась карта). Так ведь на древнеармянском языке Арк означает Страна богов!

Это логически чистое доказательство, что Страна богов имела армянское название. А из этого следует, что в Стране богов армяне были «титульной» нацией (или руководящей кастой). Как русские в России.

Окончание «тика» тоже можно истолковать по-армянски (тик – подъем), но это не имеет принципиального значения. Для меня очевидно, что название Армении Hajk (Hajkh) происходит от названия Страны богов Ark (Arkh): Ark → Hark → Hajk Страна богов → Страна отцов → Страна армян

Южный полюс также имеет армянское название: Антарк означает Леса. Из этого можно заключить, что подо льдами Антарктиды находятся несметные залежи угля и других энергоносителей.

Армянский язык позволяет делать подобные выводы без всяких научных экспедиций. А что касается греческих истолкований, то они соответствуют постпотопному состоянию Арктики. Греческое название Арктики – Гиперборея – означает: по ту сторону северных ветров.

Армянские истолкования соответствуют допотопному состоянию полюсов и являются первичными. Из этого следует, что армянский язык существовал до Всемирного потопа, который, по мнению Стивена Хокинга, Париса Геруни и многих других серьезных исследователей произошел 12 – 13 тысяч лет назад.

Получается, неправильно считать греческую древность образцом древности. Следы славян прослеживаются с «догреческих» времен. Такой уникальной исторической книги, как Книга Велеса нет ни у одного европейского народа.

Давно пришло время пересмотреть Всемирную историю, историю индоевропейцев, древнейшую историю армян и славян, классификацию языков и приблизить их к Истине. Но кто позволит восторжествовать справедливости?

– Не являются ли эти 13 артических этносов представителями тех 13 видов черепов богов, о которых сообщает цивилизация Майя?

– Думаю, да. Доказать не могу. Давно известно, что древнейшие черепа в Малой Азии и вокруг нее исключительно арменоидные (армянские). Из этого следует, что этот регион является Прародиной индоевропейцев. Вместе с тем, согласно индийским ведам, Прародиной индоевропейцев является также Арк – Страна богов.

Одно другому не противоречит в том случае, если первые обитатели двух прародин кочевали между ними.

Араратская и Арктическая прародины арийцев, а возможно, и другие регионы, – первоначальные места, выбранные для жития нашими прародителями..

– Как можно показать мировому сообществу все величие и всемирное значение древнейшей истории Армении и армян?

– На данном этапе развития цивилизации и культуры невозможно убедить человечество в том, что, например, древнейшие названия многих стран, регионов и целых континентов армянские.

– Приведите, пожалуйста, примеры таких названий.

– Миловидная Лия Аветисян доказывает, что, например, название Америки армянское, отправляя в корзину официальное истолкование А мерик – Первый материк (др. арм.). Добавлю еще. Китай от др. арм. Ки тай – Половина края.

Египет от др. арм. Е ги пет – Я начальник науки. Названия стран и земель Албания, Англия, Андорра, Арал (Арар), Арморика, Бавария, Баскония, Бретония, Британия, Галлия, Греция, Индия, Ирландия, Испания, Кавказ (Капказ), Карпаты, Русь, Сербия, Урал (Арар), Хорватия и др. тоже имеют армянское происхождение.

Их очень много, и все это легко доказуемо. Исход ариев – англов, баварцев, бриттов, кельтов… а также неиндоевропейцев басков из Армянского нагорья (Прародины индоевропейцев) для компетентных историков факт.

Источники: предания, эпосы, мифология, языкознание, этнонимы, топонимы, «Англо-саксонские хроники» (IX в.), немецкая «Поэма Ана» (XI в.), антропология, офтольгеометрический метод Мулдашева, молекулярная генетика человека… Например: Рус от древнеармянского Арус – Высокое творение (Ар – Бог, Творец, Творение; ус – высокий).

Другое значение слова Арус – Бог Высокий. Производные слова-имена: Сур, Руса, Асур…

Высокими творениями – Арус – называли также невест. Отсюда армянские женские имена Арус и Арусяк (Арусалк). Арусалк – Невеста волн (алк – волна, волны). Теперь становится понятно, откуда слово «русалка»: а-русалк → русалк-а.

Но в этимологических словарях об этом не пишут. Не пишут об армянском происхождении нескольких тысяч слов. Например:

Баран (бар ан – бессловесный), беркут (берк ут – едящий урожай), деликатес (уделикатес – смотр еды, дегустация), доспехи (дош пахи – защищает грудь), имам (им ам – самый мудрый),

инерт (ин ерт – самостоятельное движение, инерция), йог (гой –сущее), мастер (мас тер – хозяин части, долевик), сепарат (сеп– клин; сепарат – вклиненный), фараон (паравор – славный), хозяин (хоз – свинья; хозатер – владелец свиней), чурбан (чор бан – нечто сухое) и т.д. до бесконечности.

Разумеется, от ошибок никто не застрахован. Но эти предложения ценны как версия. Например, в черноморских топонимах не упоминаются армянские значения. Напоминаю: Византия от армянского Вижан (пролив), Абхазия (Ап хаз – Береговая линия), Апшил (Ап шил – Косой берег), Адлер (Ад лер – Райская гора), Имерети (И мер – К нашим), Хоста (Звучащее), Сочи (Сосна), Варданэ, Лоо (Левон), Анапа (Ан ап – Без берега), Агой (А гой буквально – «первое сущее», то есть лучшее место для жития), Крым (Кимры, Кумайри – витязь) и т.д. до Трои (Тира).

Эти и другие армянские названия, возможно, остались от кавалерии Евпатора, которая была армянской и завоевала побережье Черного моря. Не пишут об армянских истолкованиях гидронимов Амур (Крепкая), Арагва (Араг ва – Быстрая вода), Вологда (Вагед – Водная река, Полноводная река), Лена (Лен – Широкая), Москва (Моска вода), Нил (Нел – Узкая), Саран (Леденеющая)…

Разумеется, есть и неармянские истолкования. Но почему армянские, хотя бы как гипотеза, не называются? Каспийское море называли по-разному. Среди этих названий большинство армянские: Агван (Аг ван –Соленое озеро), Гркан (Обнимающее), Гургенское (иная форма названия «Джурджанское»), Джурджанское (Джур джан – Милая вода), Каспийское («касп» от обращения армянского слова псак –«венок»; море Венчания?)…

Эзотерики идут к священной горе Кайлас, ищут сказочную страну Шамбалу. Но никто им не говорит, что имена эти армянские…Высота Кайласа 6666 м. Эта длина в эзотерике считается Божьей единицей. Кайл ас по-армянски как раз означет «Божий шаг».

Шамбала – ближневосточная обработка армянского слова Лавмас – Хорошая часть: Лавмас → Самвал → Шамбал Идем дальше, доходим до Китая и Японии. Древние китайские армяне – огромная неисследованная область.

На Дальнем Востоке и в Японии исчезает индоевропейский народ с армянским этнонимом ай (hay) или айн. Айны – аборигены Японских островов. Они не монголоиды, а арменоиды (по крайней мере, изначально).

У айнов была более высокая культура, чем у пришлых японцев. Айны – камикадзе и самураи – каста воинов- смертников и защитников храмов Солнца. Слова «камикадзе» и «самурай» армянские. Ками – ветер, кадзе – несет. Камикадзе – Несущийся как ветер (насколько мне известно, этими вопросами занимается знаменитый Самвел Гарибян). В японском языке каким-то удивительным образом «ветер» звучит… «кадзе».

Армянское слово ками (ветер) японцы считают названием какого- то божества и камикадзе толкуют как «ветер богов». Самур или самуйр – соболь (арм.). Ай или айр (человек, мужчина, витязь) – слова армянского происхождения. Самурай – Витязь в соболиной шкуре.

Видимо, в древние времена герои носили шкуры зверей (аналог – «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели). Есть армянская фамилия «айнского» происхождения – Самургашян. 31 мая 2012 года в Ростове-на-Дону на одном банкете я спросил у олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе Вартереса Самургашева, что означает его фамилия? Знал, орел!

Напугать вас, что ли, словом «Армагеддон»? Арма гед дон = Армянская река дон Гед (гет) – река (арм.); дон – река (в иранских языках). А может быть, имеется ввиду река Дон? Что это значит???

Услышав обо всем этом, наши неармянские друзья обвинят нас в шовинизме, панармянизме, в мании величия, не обращая внимания на наши аргументы и внушения, что мы обычный, любящий всех на свете народ! А я ведь сказал самую малость от того, что знаю. А знаю я бесконечно мало. Злобно и агрессивно ведут себя наши оппоненты из армян, будто, открывая их древнейшую историю, мы наступаем на какую-то тысячелетиями больную мозоль…

Странно все это.

– Приближается 100-летие Геноцида армян. Как Вы собираетесь отметить эту самую трагическую дату в истории Армении?

– Конфуций учил: «На Зло надо ответить Справедливостью».

Справедливость многоликая. Она может быть добром, злом, чем угодно. На зло я отвечаю научными творениями. Моя математическая теория в 2010 – 2013 гг. двумя грандиозными монографиями вышла в свет в России и Германии. И это лишь начало.

Можно меня устыдить: тут не книги нужны, а нечто другое… Я читал нацарапанные кровью предсмертные завещания армянских женщин и детей: «Отомстите за нас… ». Мне стыдно, что я живу после них и для них ничего не в силах сделать…

В моих ушах звучит их мольба: «Отомстите за нас! ». Как? Кому? Я делаю то, что в моих силах. Пусть сильные мира сего хоть немного подумают о высших ценностях! Одно очевидно: армяне никогда не забудут и не простят Геноцид.

Справедливость на земле Ноя, хоть через миллион лет, но восторжествует! Мы как сыновья и хозяева вернемся домой – на святую армянскую гору Арарат! На святое армянское озеро Ван! В святые столицы Армении – Ван, Ани, Карин, Тигранакерт, Эдиссию (Ур), Сис… в Киликию!

В этом пусть никто не сомневается. Армяне первыми пришли на эту землю и уйдут последними. Мечтаю 24 апреля 2015 года съездить в Ереван и принять участие в ночном факельном шествии.

Это не только дань памяти безвинно убиенным нашим предкам, убиенным самыми чудовищными способами, но и священный ритуал наших пращуров-солнцепоклонников. Это не только память и ритуал, но  и предостережение: на кого вы руку подняли?! Это не только память, ритуал и предостережение, но и изображение звездного неба, откуда мы родом…

– Вы любитель поэзии, сами писали стихи на двух языках… Ваши самые любимые армянские поэты?

– Нарекаци, Кучак, Дурян, Мецаренц, Сиаманто, Варужан, Рубен Севак, Туманян, Исаакян, Чаренц, Терьян, Паруйр Севак, Шираз, Мушег Ишхан…

– Ваши самые любимые русские поэты?

– Лермонтов, Тютчев, Есенин, Блок, Маяковский и Хлебников, а еще Мандельштам (стихи об Армении), Асадов (стихи о цыганах; по-моему, глубже Асадова в суть цыганского явления никто не проник), Высоцкий (стихотворения «Кони привередливые» и «Черногорцы»).

– А где Пушкин?

– Пушкин технически слишком совершенен, чтобы быть моим самым любимым поэтом. Мне Есенин и Блок ближе. В мире Пушкина гармонично сочетаются рифмы русских частушек, яркий африканский темперамент и прусский порядок. Все это представляет профессиональный интерес для литераторов, филологов и генетиков, но не для математиков, по крайней мере, не для меня.

– Как Вы оцениваете состояние армянской и русской литературы сегодня?

– Не хочется кого-либо обидеть, но 100 лет назад и у армян, и у русских была великая литература. А где Вы сегодня видите литературу? Где космическая поэзия Сиаманто? Где мировой уровень Льва Толстого?

Какие-то силы стараются создать у обывателя представление, что какие-нибудь МП или ДД писатели, которых следует читать вместо Сиаманто и Толстого. Кстати, в Москве в Российском университете дружбы народов я в разных аудиториях задавал вопросы: «Кто сейчас лучший писатель России?». Обычно молчали или отвечали: «Перумов».

«А кто самый плохой писатель России?». Ответ: «Д» (полную фамилию не называю по этическим соображениям). Такие ответы говорят о том, что у русской молодежи хороший литературный вкус и заменить его дурным вкусом – безнадежная затея. Невозможно лишить  духовности народ, создавший величайшие романы – «Братья Карамазовы», «Война и мир», «Тихий Дон».

– Как Вы оцениваете нынешнее состояние армянского языка?

– Остановлюсь на обыденном. О «высоких материях» типа необходимости в создании Нового этимологического словаря армянского языка не буду говорить: тема слишком большая. Спасибо Ачаряну за первый и сверхчеловеческий вклад в эту проблему. Однако этот вклад не составляет даже одного процента реального фонда армянских корней, местами препятствует развитию арменоведения и языкознания в целом. Ачарян – Ньютон армянского языкознания. Ньютон тоже ошибался, оставаясь, тем не менее, величайшим физиком всех времен и народов.

– А Эйнштейн?

– Эйнштейном арменоведения считаю Сурена Айвазяна. Он разбудил армянских историков. Арменоведение выросло из трудов Ачаряна и Айвазяна. Их дело продолжили многочисленные самобытные исследователи Диаспоры: благородные отшельники из монастыря св. Лазаря (Италия), Мартирос Гавукчян (Канада), Александр Варпетян (Франция), Корюн Наапетян, Арташес Арцруни, Арцви Алексанян, Армен Буранян (Россия), а также Армении – Парис Геруни, Вилен Сафарян, Арман Ревазян, Грачик Погосян, Артак Мовсисян, Арег Дьюшунц, Лия Аветисян, Мери Саргсян, Анжела Терьян, Елена Степанян, Ваган Саркисян, Комитас Овнанян и др.

На международную арену с незаурядными исследованиями по шумерологии и арменоведению, что в древнейшей основе одно и то же, вышел Арман Ревазян с блестящими знаниями и нестандартной логикой. Многие, и я в том числе, считают Ревазяна гением. Надо поддержать его и помочь ему (государственным отношением, пропагандой его идей, званиями, деньгами, рекламой, здоровой критикой и, особенно, всенародной любовью).

Я общался в Москве с Арегом Дьюшунцем. Чистый гений в этимологии, который больше думает о спасении человечества, нежели об этимологии слов, где ему нет равных… Гениален также «дешифровщик» Библии Грачик Погосян.

– Вернемся к армянскому языку?

– Меня особенно беспокоит состояние армянского языка на Арм. ТВ, не говоря уже о пропаганде всего низменного через криминальные телесериалы (разве для такого мусора отменили цензуру?). «Элита» по телевидению общается с «быдлом», т.е. с нами, на жаргоне ереванской уличной шпаны: «асум а», «хосум а», «гнум а», «галум а»…

Государственные деятели просто обязаны на ТВ и на официальных мероприятиях говорить на государственном языке. Иначе можно заподозрить их в отсутствии государственного мышления, незнания литературного языка, нелюбви к родному языку и в отсутствии элементарной культуры.

Разумеется, следует сохранить диалекты, но не за счет государственного языка. Диалекты на ТВ могут проявляться как фольклорные фрагменты. Вспомогательный глагол «э» предан забвению. Если хотите заменить его на «а», то будьте последовательны, уважаемые «а-говорящие», говорите также: «асум ча», «хосум ча», «гнум ча», «галум ча»…

Этот теле-жаргон локализует армянский язык и саму Армению в пределах «Эриванского ханства», т.е. это то, к чему стремятся все явные и неявные враги армянства. Есть глубокий эзотерический смысл в этих вариантах.

«А» означает «первый». «Э» означает Бог, суть, сущность. Замена вспомогательного глагола «э» на «а» означает замену ищущих божественную суть эгоистами. Это целая психология и философия – области, где армянская наука хромает.

У нас нет философов уровня древнегреческих или немецких.

В Новое время лишь два весомых философа – Гурджиев и Флоренский – имеют армянские корни (матери армянки). ( Уже доказано, что и отец Гурджиева и все родственники – византийские армяне-халкедониты, которых в Армении называли греками — «Юсисапайл»). Я хотел купить книгу о Гурджиеве.

Не купил из-за армянофобии автора биографии философа. Пишет: «Гурджиев родился на территории Армении». Разве нельзя было писать: «Гурджиев родился в Армении»? Кто-нибудь когда-нибудь разве напишет: «Есенин родился на территории России»?

Есть политически, информационно и финансово обеспеченные люди и кланы, общества и государства, которые умалчивают, присваивают, ликвидируют или представляют в кривом зеркале все лучшее, что есть у армян.

Главные армянские ценности – армянский алфавит, язык и поэзия. Знаменитого астрофизика Виктора Амбарцумяна я уважаю не только за достижения в астрофизике, но в большей степени за завещание: «БЕРЕГИТЕ АРМЯНСКИЙ ЯЗЫК!».

Не только потому, что это язык нашего народа. И не только потому, что любой язык надо беречь. И не только потому, что это древнейший язык. Кажется, Платон говорил: «Армянский язык один из четырех древнейших языков, возможно, самый старший.

На армянском языке Адам и Ной общались с богами. Если не будет армянского языка, то Космос станет неполноценным».

И не только поэтому. Приведу пример. Слово ва в древнеармянском, в старославянском и некоторых др. языках означает «вода» (ва да). Из слова ва образовано слово ван (море, озеро – др. арм.). Озеру нужна лодка? Читаем ван справа налево, получаем нав – лодка (арм.). Где находится лодка? На ва (на воде) – нав.

А это уже русский язык… Два языка – армянский и русский в слове «ван» (и не только в этом слове и не только два языка) плавно сливаются друг с другом. Видите, как много информации и как максимально рационально (с учетом разных способов чтения) заложено в маленьком слове «ван»?! Кем и когда сконструировано это (и не только это) слово?!

Граничит с фантастикой следующая тайна армянского языка:

в Армянском Алфавите закодирована Таблица химических элементов. Сумма номеров букв в Армянском Алфавите исконно армянского названия химического элемента равна порядковому номеру этого элемента в Таблице химических элементов.

Просто чудо! Этот алгоритм (обнаружен Эдуардом Аяняном) уже проверен на двух десятках первоначальных названий химических элементов. Даже если бы он был верным на двух примерах, то, согласно теории вероятностей, можно было заключить, что он практически верен для всех химических элементов. Трудно восстановить первоначальные названия. Но процесс продвигается!

Я со всей ответственностью заявляю, что Армянский Алфавит (из 36 букв) и Таблица химических элементов были созданы другой, невероятно древней и высокоразвитой цивилизацией, причем одновременно и целиком, в гармоническом сочетании друг с другом, как две стороны одной медали.

Я математик-логик, знаю в логике толк, без веского основания такого заявления не сделал бы. Открывая системы букв и химических элементов заново (с растяжением процесса открытия во времени), наша цивилизация америк не открывает, не проявляет способности делать разные фундаментальные открытия одновременно и во взаимосвязи друг с другом, как это умела делать исчезнувшая цивилизация. И не только поэтому…

– Сложно все это и загадочно…

– Удивительно проницательны слова французского писателя Леона Блуа: «А ты знаешь, что такое армянский народ? Это народ, который среди всего человечества имеет самую таинственную историю».

Если бы этот вопрос Леон Блуа задал мне, то я, не зная прямого ответа, сказал бы, например, что-нибудь в таком роде: «Армянский народ – автор поэмы «Книга скорбных песнопений», картины «Девятый вал», музыкального произведения «Танец с саблями».

В этих шедеврах витает ответ»… Еще короче, без слов ответил пантомим Леонид Енгибаров.

– А что «не так» в русском языке?

– Я не русист. Могу ответить как любитель. Уже сколько лет и сколько раз в день происходят убийства в телеящике?! Не ТВ, а морг. Как может развиваться язык и духовность в этой садистской атмосфере? Русский язык унизили до того, что грамматические вопросы решают не языковеды, а чиновники.

Яркий пример –«уточнение» рода слова «кофе». Нельзя ликвидировать специфику языка! Так язык потеряет свое лицо. Меня удивляют некоторые авторы, пишущие этимологические словари русского языка – бестолковые словари! Даже не понимают, о чем пишут!

Пишут: «Слово Х пришло в русский язык из языка У, а в язык У оно пришло из языка Z». И все. А где этимология?! Таким авторам для ликбеза задам задачу: «Если слово «колесо» читать справа налево, то получится слово «оселок». Откуда произошли эти слова и какое из них произошло раньше?».

– А какие поэты Вам духовно наиболее близки, кроме армянских и русских?

– Данте, Хайям, Фирдуси, Гафиз, Фарид, Руставели, Шекспир, Байрон, Гете, Гейне, Шиллер, Эминеску, Бернс, Петефи, Лорка, Уитмен, Тагор, Киплинг, Неруда, Межелайтис, Гамзатов… Много ярких, самобытных поэтов в Африке.

Поэзия нюансов и тончайших оттенков Японии плюс как бы «между прочим» философствующий Китай – особая статья: это то, чего не хватает крикливой (не в плохом смысле) западной культуре и особенно нам, армянам. Вообще-то такие вопросы лучше задавать не математикам, а литераторам и писателям. Это не моя сфера. Но я ответил, как смог.

– А Гомер не Ваш поэт?

– Мой, мой… Гомер – великий поэт и великий источник исторической информации. Я еще не изучил произведения Гомера с научной точки зрения. А для «короткометражной» вселенской лирики есть другие поэты и произведения, например, сонеты Шекспира.

– В 2010 году в Москве вышел в свет сборник Ваших русских стихов «Ледовитая мечта». Продолжаете ли писать стихи и на каком языке?

– Если не пишу, то на каком языке не пишу? На родном армянском и на дорогом мне русском. Не я пишу стихи, а стихи пишут меня. Я не писатель. У меня на лбу невидимыми буквами написано: математик. Пишу не для самовыражения и самоутверждения – это детский уровень. Я делюсь.

Если бы было, с кем делиться, то не стал бы писать. Недавно позвонил из Таганрога мой друг, неизвестный общественности армянский поэт и переводчик Аристак Аветисян, и заявил, что ряд моих русских стихов перевел на армянский язык.

Я обрадовался! Аристак довольно успешно переводил Александра Блока. Он взялся меня возвращать на круги своя… Мы с Аристаком учились в Грузии в одной незаурядной армянской школе.

Спустя много лет я написал стихи на русском языке, а друг перевел их на мой родной язык, мол, куда идешь? Я вспомнил, как в студенческие годы шел по роще Томского гос. университета и наткнулся на дощечку: «Осел, куда идешь?». Пути Господни поистине неисповедимы.

– Спасибо за интересное интервью. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!

Беседу вел Ваграм ШАГАНЭНЦ husisapail Материал предоставил Александр Бакулин


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *