Опубликовано: 6 Июнь, 2019 в 23:27

Киликийская школа миниатюры

Армянская миниатюра и книжное искусство XIII столетия наибольшего развития достигает в Киликии. Киликийская школа была сформирована в XII веке, просуществовав до 80-гг. XIV века.

В этот период в грчатунов Дразарка, Скевры, Акна, Грнера, Бардзраберда работали талантливые художники Григор Мличеци, Костандин, Вардан, Киракос, Ованес, Торос Рослин, Григор Пицак, Саргис Пицак, Ованес Аркаехбайр.

Древнейшие рукописи этой школы в основном из Дразарка. Со второй половины XII века один из центров киликийской школы миниатюры становится Скевра, где были формированы его основные принципы. Известны имена трех миниатюристов из Скевры — это Вардан, Костандин и Григор Мличеци.

Известная рукопись Мличеци — «Книга скорбных песнопений» Нарекаци, иллюстрированная в 1173 году. К 1193 году относится Львовское евангелие (в армянской традиции — «Евангелие Скевры») того же миниатюриста.

В последней работе уже более ощутимы новые характерные черты киликийской армянской миниатюры. Эта школа снова возродилась после правления Хетума I-го, во второй половине XIII века, чему предшествовал сравнительный упадок первой половины того века.

Начало развития грчатунов Ромклы относится 60-гг. XII столетия. Древнейшая иллюстрированная рукопись из Ромклы — Евангелие 1166 года. Город Ромкла становится центром развития киликийской школы миниатюры во второй половине XIII века.

Это развитие тесно связано с деятельностью католикоса Костандина I Бардзрабердци. Первый мастер этой школы — Киракос. Большая часть рукописей Ромкла (в том числе Тороса Рослина) была создана по заказу киликийского католикоса.

Наряду с Киракосом еще одним мастером миниатюры 40—60-гг. XIII века был Ованес. Сохранились значительное количество рукописей неизвестных художников второй половины столетия.

Хотя система иллюстрирования Евангелий изменилась незначительно, существенно обогатился их тематический и орнаментальный охват. Торос Рослин дает новые иконографические изводы евангелическим темам.

Его высокие классические работы оживляются тем, что миниатюрист использовал реальных типажей и лиц для создания евангелических образов. Хораны и сцены сопровождены изображениями библейских пророков.

Рослин развивает цвет до тончайших оттенков, использует богатые прозрачные тоны, придает персонажам необыкновенную естественность. Торос Рослин и последующие представители киликийской придворной школы во многом опередили итальянскую треченто XIV века.

В «Евангелии царицы Керан» (1272 г.), «Евангелии принца Васака», «Лекционарий Хетума II» (1286 г.) и других работах 1280-гг. автор синтезировал изобразительные методы армянской и других культур.

Художники того времени развивают стиль Рослина в сторону некоторой драматизации образов. Блестящими образцами библейской иллюстрации являются Библии школы Ованеса Аркаехбайра 1263—1266 и 1270 годов, а также «Библия царя Гетума» 1295 года.

Однако в целом, после падения Ромкла (здесь находилась престол католикоса) в 1292 году, киликийская миниатюрная школа терпит упадок, тематические миниатюры почти не создаются.

Миниатюра Тороса Рослина, 1262 год
Миниатюра Саргиса Пицака, 1331 год
Ованес Аркаехбайр, «Уничтожение Ада»
Миниатюра Тороса Таронаци, 1232 год
Миниатюра Тороса Рослина, 1266 год
Миниатюра из Евангелия принца Васака, 1232 год
Миниатюра 1283 года, Британская библиотека
Манускрипт, 1287 год
Евангелие XIV века, миниатюрист Григор




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.