Искусство Араратского царства

Художественные металлические изделия V-IV вв. до н. э. примечательны тем, что они отражают влияние культуры Араратского царства на культуру Ахеменидского Ирана.

Распространённые в Араратском царстве сосуды с ручками в виде крылатых козерогов, быков, львов, лошадей, ритоны с изображениями тех же животных и всадников, пекторали (нагрудные украшения в виде полумесяца) характерны и для Ахеменидского Ирана, государства более позднего. Ахеменидские образцы восходят к армянским прототипам.

Вопрос о влиянии араратской культуры на средиземноморскую очень интересен. Среди араратских изделий из металла особую группу составляют украшения котлов, изображающие птицу с распростёртыми крыльями и человеческим торсом.

Бронзовые котлы с такими ручками получили широкое распространение за пределами Араратского царства. Два прекрасных образца таких котлов обнаружены в могиле фригийского царя, раскопанной в громадном кургане в Гордионе.

Причём исследователи единодушно признали их урартскими (Вансоке царство – прим.). Большое число таких фигурок происходит из Средиземноморья – из Греции, как с материка, так и с архипелага, и доходят до Этрурии.

Не все предметы, найденные в странах Средиземноморья, можно считать араратскими, многие из них изготовлены на месте, но по араратским образцам.

Следует сказать, что Мусасирский храм бога Халди, сооружённый в IX в. до н. э. и изображённый на рельефах дворца ассирийского царя Саргона, имеет все характерные черты древнегреческого храма – подиум, колонны по фасаду, треугольный фронтон, украшения стен и колонн щитами.

Однако, немаловажно и то, что между араратским храмом такого типа и греческим большой разрыв как во времени времени, так и территориально.

History Armenians

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top