Аварайрская битва

Аварайрская битва (26 мая 451 г.) одна из самых великих битв в истории Армении. 100.000 армян под предводительством Вардана Мамиконяна встретились на Аварайрском поле с 214.000-ой персидской армией Сасанидов.

Армяне достигли стратегического и тактического успеха, смогли отстоять то, за что они бились — право остаться христианами. Через несколько месяцев после битвы армяне добились полной религиозной свободы.

После падения царской династии Аршакуни в 428г. Армения не являлась независимым государством. Ее западная (меньшая) часть входила в состав Восточной Римской империи (Византии), а восточная часть – в состав персидского государства Сасанидов.

Византийская часть Армении управлялась куропалатом (губернатором), обычно армянином по происхождению, имевшим ограниченную власть. Персидская часть управлялась марзпаном (правителем).

Марзпан обладал верховной властью: он мог даже выносить смертные приговоры, но не мог нарушать вековые привилегии армянских нахараров (князей), каждый из которых был полунезависимым правителем в собственном княжестве и имел собственную небольшую армию.

Первоначально персы предоставили Армении значительную автономию. Должности марзпана, спарапета (главнокомандующего) и азарапета (ведавшего экономикой) оставались в руках армян.

«Великим судьей» в стране был армянский католикос (глава христианской церкви), сборщиками налогов были армяне. Страна переживала культурный подъем, связанный с деятельностью просветителя и изобретателя армянского алфавита Месропа Маштоца и его учеников. Строились церкви и школы, распространялась грамотность.

Политика Йездигерда II

В 438г. персидским царем стал Йездигерд II. К 447г. ему удалось нормализовать отношения с историческим врагом – Византией и после многолетней войны победить кочевников – кушанов. Упрочив свое положение, Йездигерд II решил ужесточить политику в отношении Армении. Вероятно, этим царь хотел:

добиться большего внутреннего единства своей державы;
ликвидировать возможную «пятую колонну» в случае войны с Византией, ведь христиане-армяне были для христиан-византийцев потенциальными союзниками; продвинуть официальную персидскую религию того времени (зороастризм), которую он считал единственно верной.

В Армению был направлен представитель царского двора Деншапух, который провел перепись населения, обложил народ тяжелыми налогами, отнял у армян должности великого судьи и азарапета и отдал их персам. Более того, верховный визирь персов издал эдикт, которым потребовал от армян отказаться от христианства и перейти в зороастризм.

В ответ на это в 449г. в Арташате собрался собор высшего духовенства и знати, который отверг требования персов. Армянский историк Егише приводит ответ армян персидскому царю:

«… Если ты оставишь нам нашу веру, то здесь, на земле, не будет у нас другого повелителя, кроме тебя; а на небе – другого бога, кроме Иисуса Христа; так как нет другого бога, кроме Него. Но если ты потребуешь от нас отречься от веры, то вот они мы: пытай нас, делай с нами что хочешь… мы умрем как мученики, и Он (Бог) сделает нас бессмертными…»

Этот ответ крайне разочаровал Йездигерда II. Он вызвал наиболее знатных нахараров Армении, в том числе марзпана Васака Сюни и спарапета Вардана Мамиконяна в свою столицу Ктесифон.

Там, вопреки традиции, царь не удостоил гостей торжественным приемом и потребовал от армян на рассвете с восходом солнца упасть на колени, приветствуя «великолепное светило» (почитание солнца и огня является важным элементом зороастризма).

Армяне подчинились этому требованию ради спасения жизней собственных и своих семей. Йездигерд II остался очень доволен, назвал армянских вождей «моими любимыми друзьями» и отправил их обратно с подарками и 700 магами (жрецами зороастризма), чтобы обратить в зороастризм и весь армянский народ.

Егише пишет (вероятно, преувеличивая), в чем состояла задача магов:

«запечатать входы в церкви; доставить в царскую казну все святые символы и сосуды; запретить обучение народа священниками; обучать народ верованиям магов; заставить монахов и монахинь носить светскую одежду; отменить законы о браке и разрешить многоженство, отцам – жениться на дочерях, братьям – на сестрах, дедам – на внучках; не осквернять огонь мусором и коровьим навозом; запретить убийство некоторых животных, но истреблять рептилий и червей; заставить народ мыть руки в коровьей моче, чтобы не загрязнять воду…»

Начало войны

Армянский народ, полтора века назад принявший христианство, отнюдь не горел желанием принимать новые порядки. Летом 449г. начались восстания крестьян, которые изгоняли магов.

Нахарары сначала притихли: некоторые, по корыстным соображениям или по своим убеждениям не считали нужным идти на конфронтацию с персами; другие испытывали стыд за свое отречение в Ктесифоне. Но к весне 450г. восстание охватило всю персидскую Армению.

Вардан Мамиконян, отбывший было со своей семьей в византийскую Армению, где он хотел мирно доживать свои дни, был призван соотечественниками обратно и встал во главе восстания. Васак Сюни также присоединился к восставшим. Война началась успешно для армянской стороны: армянские войска одержали ряд побед.

Повстанцы отправили посланников к византийскому императору, но тот, занятый отражением угрозы со стороны гуннов под предводительством Аттилы, не смог оказать им никакой помощи.

Народы Кавказа, на поддержку которых рассчитывали восставшие, в результате подрывной деятельности Васака Сюни, также не пришли на помощь, зато удалось достичь успеха у Атиллы – тот обещал вторгнутся в сасанидские владения в случае начало войны.

В этих условиях Васак Сюни, командовавший одной из трех повстанческих армий, открыто перешел на сторону персов. В стране началась гражданская война. Осенью 450 г. повстанцы оттеснили войска Васака Сюни в труднодоступную горную местность.

Мамиконян, надеясь прекратить кровопролитие, отправил послание Ездигерду II, предлагая подчинение в обмен на религиозную свободу для армян. Несмотря на благоприятный ответ Ездигерда II, война скоро вспыхнула вновь.

Персидский царь послал в Армению огромную армию под командованием Мушкана Нисалавурта, к которой присоединился и Васак Сюни со своими сторонниками. Узнав о походе сасанидской армии, собранная в Арташате армянская армия (ок. 100.000 человек) начала продвигается в сторону последней.

Сасанидская армия, продвигаясь по северным берегам озера Урмия, а далее по левому берегу реки Аракс, уже к середине мая дошла до гавара Артаз. Здесь, имея впереди ровное поле и пешепроходимую реку Тхмут и надеясь этим в полной мере использовать численное преимущество, армия Мушкана встало лагерем и начала дожидаться армянской армии.

За это время армянскому конному отряду (300 всадников) под командованием Арандзара Аматуни удалось завлечь в ловушку и уничтожить 2.000 вражеских всадников, после чего неожиданно налететь на вражеский лагерь. К вечеру 25-ого мая основная армянская армия подошла к сасанидской армии.

Битва

Ранним утром 26-ого мая 451-ого года, перед рассветом, войска выстроились для боя – армянская армия на северном, персидская армия на южном берегу реки Тхмут. В армянской армии было много невоенных людей: священников, крестьян, взявшихся за оружие. Большую часть армии составляла пехота: лучники, копьеносцы и меченосцы. Но главную боевую силу представляла легкая и тяжелая кавалерия, вся в боевых доспехах.

В первом ряду персидской армии были лучники, в втором тяжелые пехотинцы, в третьем – кавалерия. Кроме того, на правом фланге кавалерии расположились армяне, выступавшие за персов, в главе с Васаком Сюни, перед собою имея наемников из варварских племен (ок. 20.000 человек).

За ними же выстроился Полк “Бессмертных” (10.000 всадников), который был усилен тяжелой пехотой (45.000 человек) и боевыми слонами (15 голов). В общем, фланги и центр составляли по 50.000 воинов, а всеобщий резерв 74.000 человек.

Персидская армия была гораздо больше армянской. Наиболее сильными ее частями был 10-тысячный конный отряд “бессмертных” под непосредственным командованием Дохвча, а также отряд боевых слонов, на каждом из которых была железная башня, полная лучников.

В первом ряду армянской армии расположились лучники, за ними, копейщики, а в третьем ряду основная часть кавалерии (20.000 всадников). В то же время левее левого и правее правого фланга были оставлении кавалерийские резервы (по 5.000 всадников).

Народное ополчение было оставлено в качестве всеобщего резерва. Правым флангом командовал Хорен Хорхоруни, помощником которого был Арсен Ынцаин, левым – Татул Ванандцы, помощниками которого были Амаяк Димаксян и князь Аравелян, центром – Нершапух Арцруни, помощниками которого были Артак Мокаци и князь Мардпетуни.

Резервом командовал Аршавир Камсаракан, помощником которого был Амаяк Мамиконян, младший брат Вардана Мамиконяна. Всеобщее командование взял на себе спарапет армян Вардан Мамиконян.

Понимая последствия столкновения при создавшемся соотношении сил (сасанидская армия более чем в 2.1 раза превосходила армянскую, а при сравнении профессиональных воинов – более 5 раз), спарапет армян принял уникальный план ведения битвы – решающим ударом как можно больше “выпить крови” у врага, после чего отступить и начать партизанскую войну.

Перед боем Католикос всех армян и духовенство встретились с воинами и обратились к ним. А после заговорил и пользовавшийся огромной популярностью у воинов спарапет, призывая каждого в сей трудный час помнить о родине и о своем долге.

I этап – С восходом солнца лучники обоих сторон приблизились к краю реки и начали метание стрел.

II этап – После продолжительного обмена ударами лучников по всему фронту битва постепенно начала разгораться. Мелкие отряды с той и с другой стороны начинали переходить реку и нападать друг на друга. В результате получилось так, что уже к полудню армянскому левому флангу удалось не только разгромить правый фланг персов, но и, нанеся ему чувствительные потери, отбросить далеко за речную полосу.

III этап – Почувствовав решающее значение момента, объединённые силы отдельного кавалерийского отряда левого фланга, часть сил левого фланга и центра, а также часть сил ополчения, под личным руководством спарапета, нанесли правому флангу персов сокрушительный удар и прорвали его оборону. В то же время решительный удар по персам был нанесен и в центре и на правом фланге армян. По всему фронту разгорелся жаркий бой.

IV этап – Преследуя отступавшие силу противника, отряд спарапета все более углублялся в ряды вражеской армии. Персы вынуждены были перебросить на этот участок новые силы. Вследствие этого было облегчено положение армян в центре и на правом фланге. Но если Мушкан Нисалвурт стремился взять отряд Спарапета в тиски и раздавить его, то он тогда и не думал, что отряд Спарапета… именно этого и добивается.

V этап – Преследуя врага и все большее углубляясь в ряды правого фланга противника, отряд спарапета напал на “бессмертных” и, разбив и их, а потом обратив в бегство полк слонов и приставленную к ним пехоту, обратила превратившегося в беспорядочную массу весь правый фланг вражеской армии в бегство. После этого армянский отряд стал маневрировать в рядах сасанидского фланга, нанести вражеской армии страшный урон.

VI этап – Персидская сторона, опираясь на численное превосходство и пользуясь тем, что сил отряда Вардана не хватает для преследования бежавших, вернулась в строевое состояние. Персидский резерв, остатки персидского правого фланга, полк слонов и “бессмертные” стали окружать отряд спарапета. В разгоревшемся в глухом окружении многочасовой схватке к концу дня пал сам Вардан и, нанеся противнику тяжелые потери, погибли почти все воины его отряда.

VI этап – К 19:00 армянская армия отступила по всему фронту и на северном берегу реки Тхмута заняла сильные оборонительные позиции. Персидская армия перешла в наступление, но армянская армия упорной обороной и частными контратаками раз за разом отбрасывала врага на южный берег реки. К 21:30, с наступлением темноты, битва стала утихать.

Обе армии расположились на своих берегах реки. Ночью выжившие армянские князя начали совещание. Совещание пришло к выводу, что Армянская армия выполнила свою боевую задачу – противнику нанесен сильный урон. Уже не имело смысла продолжать бой и на следующий день, при том, что армянской армии и так пришлось нелегко. Ночью армянская армия незаметно отступила.

Армяне потеряли около 38.000 человек; в их числе и 1.036 человек из княжеских родов. Пали почти все командиры с помощниками флангов армянской армии и центра. Сасанидская армия потеряла 130.000 убитых и раненных, из которых 9 человек из высшего командирского состава армии, а так же 3.544 человек потеряли армяне, выступавшие на стороне персов.

После битвы

Армяне укрылись в труднодоступных горах и крепостях, перешли к партизанским действиям и отказывались сдаваться. Персидский командующий в своих донесениях царю отмечал, что все карательные действия приводят не к подчинению, а только к разорению страны, что противоречит учению зороастризма. Он также обвинил Васака Сюни в неспособности прекратить кровопролитие. Васак был отправлен в Ктесифон, где над ним состоялся суд.

На суде выяснилась двурушническая политика Васака Сюни: обнаружились его письма к византийцам, князьям Грузии, Кавказской Албании и другим лицам с призывами помочь восстанию.

Даже после Аварайрской битвы Васак предал многих князей: он выманивал их из укреплений, захватывал их владения себе, а самих казнил или арестовывал. Йездигерд II приговорил Васака к смерти; тот умер в заключении.

Воспользовавшись затруднениями персов в Армении, их вновь атаковали гунны и имели успех, разорив провинцию Атрпатакан. Причиной поражения персов было ослабление армии, вызванное восстанием армян, но зороастрийские маги обвинили в поражении армянских священников.

По их мнению, причиной поражения было то, что христиане потушили священные зороастрийские огни, тем самым оскорбив богов. Йездигерд II приказал казнить армянского католикоса и многих других священников.

Тридцать пять армянских нахараров, которые явились в Ктесифон для ведения переговоров, были вероломно арестованы и сосланы на северо-восточные границы Персии воевать с кочевниками. Они смогли вернуться на родину только через 12 лет.

Йездигерд II, однако, не был счастлив: Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился. В попытке исправить ситуацию он разрешил армянам исповедовать христианство, а тем, кто силой был вынужден перейти в зороастризм, разрешил вернуться к прежней вере.

В 460-х годах новый царь Персии Пероз вновь начинает политику преследования христианства.

Общий итог

Аварайрское сражение является одним из самых кровопролитных сражений V века и наиболее кровопролитным изо всех, бывших до него. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало не меньше 14.000 человек.

Некоторые соединения потеряли почти весь свой личный состав. Крайне высок был и процент потерь среди высшего командного состава у обеих армии. Не случайно Сасанидское командование пало в полное смятение, а армянская армия избежала повторного крупного сражения.

Число погибших, считая умерших от ран, было гораздо выше, чем официальное число убитых на поле боя; к жертвам сражения следует отнести и раненых, позднее погибших.

Армянская апостольская церковь объявила о сражении, как о победе, версия персидской стороны неизвестна, хотя и по сведениям армянских источников персидское командование было в полном смятении и вовсе не считало себя победителем.

До конца XIX-ого века в армянской историографии установилось отношение к Аварайрской битве как к фактической победе армянской армии. В советское время ряд советских историков стали настаивать, что исход сражения был неопределенным, а то и отрицательным, а армянская армия одержала в ней лишь “моральную победу”.

Последний вывод обосновывается тем, что в результате сражения поле боя в конечном итоге осталось за Сасанидами. При этом никто не оспаривает, что армянская армия сохранила боеспособность и моральный дух.

Однако сторонники этой версии почему-то забывают, что персидская сторона потеряла втрое больше воинов чем армяне, а в конечном итоге во многом именно благодаря этому сражению потерпела поражение в войне.

Главным достижением генерального сражения стало то, что персы не сумели разгромить армянскую армию, а в объективных условиях кампании, отсутствие решающей победы предопределило конечную победу армян. То есть по совокупности всех тактических и стратегических параметров, победу все же можно считать за армянами.

Источник: www.armnet.ru

Вардан Мамиконян. Битва за веру

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top