После Геноцида армян некогда яркая литературная жизнь Стамбула осталась в руинах. Армянская интеллигенция города, которая была сердцем и душой его культурной жизни, была почти полностью уничтожена. Среди немногих, кто выжил, был Ерванд Одиан, сатирик, журналист и драматург, известный своим острым умом и острыми комментариями1. По возвращении в Стамбул он обнаружил литературный пейзаж, который был тенью самого себя, описывая его как место, где «всем царит мрачность, или, возможно, это нечто худшее: смерть».
Точно так же Акоп Ошаган, другой видный деятель армянской литературы, сетовал на «вечную серость», постигшую город2. Он заметил, что общественный интерес сместился от литературы к политике, а с сокращением числа писателей литературная традиция оказалась под угрозой забвения.
Тем не менее, перед лицом такого отчаяния появился проблеск надежды. В 1922 году группа армянских писателей, не испугавшись трудностей, основала литературный журнал «Барцраванк». Эта публикация стала дерзким актом сохранения культуры и свидетельством стойкости армянского духа. В первом выпуске были представлены статьи Шаана Берберяна, Кегама Кавафяна, Акопа Ошагана, Ваана Текеяна и Гостана Заряна — имена, которые представляли лучшее из армянской литературы3.
Барцраванк был больше, чем просто журнал; это был маяк надежды для сообщества, пытающегося восстановить себя. Это было утверждение, что даже в самые мрачные времена литература может быть силой исцеления и обновления. Однако жизнь журнала была столь же бурной, как и время, и продлилась всего шесть месяцев. Его недолгое существование было зеркалом преходящего характера мира и нормальной жизни в эпоху после геноцида.
История Барцраванка — острое напоминание о силе слов и идей, позволяющих пережить невзгоды. Это повествование о мужестве и решимости, где перо стало могущественным инструментом против меча, а письменное слово — щитом против сил забвения. Наследие Барцраванка и его авторов продолжает вдохновлять, служа символом непреходящей природы армянской культуры и неутолимой жажды самовыражения и самобытности.
Виген Аветисян
Читать также: