Царствование Тиграна – Сына Арташеса – Мовсес Хоренаци

Царствование Тиграна - Сына АрташесаВслед за Арташесом Первым царствует его сын Тигран [113], на­чиная с девятнадцатого года персидского царя Аршакана. Собрав армянскую рать, он выступает против греческих войск, которые после смерти его отца Арташеса, преследуя его рассеяв­шиеся войска, надвигались на нашу страну.

Тигран встречает их, останавливает и вынуждает отступить. Поручив Мажак и Среди-земье заботам мужа своей сестры Михрдата [114] и оставив ему большие военные силы, он возвращается в нашу страну.

Первым делом он решил соорудить храмы. Однако жрецы, прибывшие из Греции, озабоченные тем, как бы их не увели в глубинные области Армения, стали ссылаться на гадания, якобы выражавшие желание богов остаться на том же месте.

Согласив­шись с этим, Тигран установил статую Зевса Олимпийского в крепости Ани [115], Афины — в Тиле [116], другую статую Артемиды — в Ернзе [117], Гефеста же —в Багайариндже [118]. Но статую Афроди­ты как возлюбленной Геракла [119] он велел установить рядом со статуей самого Геракла в местах жертвоприношений [120].

Разгне­вавшись на род Вахуни за то, что те посмели поставить статую Геракла, присланную его отцом, в своих собственных владениях, он лишил их (род) должности жреца, а деревню, в которой были установлены статуи, конфисковал.

Итак, соорудив храмы и устроив перед ними алтари, он пове­левает всем нахарарам приносить жертвы, сопровождая их коленопреклонением. Мужи же из рода Багратуни не соглашаются на это.

Отрубив язык одному из них, по имени Асуд, за оскорбле­ние статуй, других он не стал истязать, ибо те согласились вкушать от жертвоприношений царя и есть свинину, хотя сами и не стали коленопреклоненно приносить жертвы.

Поэтому царь отстра­няет их от командования войском, но не лишает сана венценалагателя-аспета. Сам он спускается в Месопотамию и, найдя там статую Баршамина из слоновой кости и хрусталя, оправленных серебром, велит отвезти и установить ее в аване Тордан [121].

Тотчас вслед за этим он направляется в Палестину, чтобы отомстить в Птолемаиде [122] Клеопатре [123] за преступления ее сына Диониса против своего отца. Он забирает много пленных иудеев и приступает к осаде города Птолемаиды.

Но владычица Иудей Александр а f[124], она же Мессалина, бывшая жена Александра, сына Иоанна, сына Шмавона, брата Иуды Маккавея, которая в те времена управляла Иудейским царством, доставив ему множество даров, убедила его уйти оттуда.

К тому же разнеслась молва, что какой-то разбойник по имени Вайкун [125], укрепившись на неприступной горе, тревожит Армянскую страну. Эта гора и поныне по имени разбойника называется Вайкуни к[126].

Отрывок из второй Книги Истории Армении – Изложение средней истории наших предков – Мовсеса ХоренациМакедония – Рим – Армянское царство – Мовсес ХоренациОтрывки из Книги первой Мовсеса ХоренациУстройство Армении – Нахарарства и Предписанные правила – Мовсес ХоренациАршак Первый и его Деяния – Мовсес ХоренациАрташес Первый – Захват первопрестольной власти – Мовсес Хоренаци

[113] Тигран Средний — Тигран II Великий (95—55 гг. до н. э.). У Мовсеса Хоренаци была очень ограниченная информация об этом выдающемся деятеле древней Армении. Ему остался неизвестен ход создания Тиграном огромной Армянской державы, простиравшейся от Каспийского моря до границ Египта. Однако ряд черт его правления выступает у Мовсеса Хоренаци в его рассказе о Тигране Ервандуни (Ервандяне), армянском царе VI в. до н. э. См. прим. 164 Книги первой.

[114] Михрдат — под этой скромной личностью кроется знаменитый Митридат VI Евпатор, могущественный царь Понта (121—63 гг. до н. э.), союзник и тесть Тиграна II, грозный враг Римской республики.

[115] См. прим. 95.

[116] Афина соответствовала армянской богине Нанэ, святилище которой на­ходилось в деревне Тил в области Екелеац.

[117] Вторая статуя Артемиды (Луны, Анахит) была установлена в Еризе, опять-таки в области Екелеац. Первая ее статуя была ранее установлена в Армавире (см. прим. 92).

[118] Гефест в армянском пантеоне соответствовал Михру (Митре), святилище которго находилось, в Багайариндже в области Дерджан в западной части Армянского нагорья.

[119] Афродита в армянском пантеоне соответствовала богине Астлик и слыла возлюбленной Геракла, т. е. армянского Вахагна. Их святилище находидилось в городе Аштишате области Тарон.

[120] Места жертвоприношений — то же, что город Аштишат.

[121] Баршамин – сирийское божество Баал-шамин («Владыка неба»). В другом случае под сокращенным вариантом этого имени — Баршам кроется человек, который в дальнейшем был обожествлен (см. кн. I, гл. 14). Его святи­лище находилось в аване Тордан близ Евфрата, где впоследствии была усы­пальница армянских патриархов-католикосов.

[122] Птолемаида — город на восточном побережье Средиземного моря, южнее Тира. Был основан одним из египетских царей-Птолемеев. Тигран II осаждал здесь Селену — селевкидскую цадицу, которая после завоевания им Селевкидского царства не подчинилась ему и скрылась здесь со своими сыно­вьями. Селена была взята Тиграном в плен, впоследствии — казнена.

[123] Селена заменена у Мовсеса Хоренаци Клеопатрой, и причина ее пре­следования Тиграном II из текста непонятна.

[124] Александра — Александра-Саломея (Салина) — царица Иудеи (76—67 гг. до н. э.), дочь Александра Янная.

[125] Разбойник Вайкун. По всем признакам, речь идет о нападении (внезап­ном, каковое можно квалифицировать и как разбойничье, как это делает автор) на Армению, в момент осады Тиграном II Птолемаиды, римского полководца Лукулла.

[126] Вайкуник — область к юго-востоку от оз. Севан.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top