Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель Турецкой Республики и ее первый президент, широко известен как национальный герой и символ модернизации и секуляризма. Его жизнь и достижения широко изучались и прославлялись многими турками и иностранцами. Однако его семейное происхождение также было источником споров и спекуляций, особенно относительно его возможного армянского происхождения. В этой статье будут рассмотрены утверждения и доказательства, лежащие в основе этого противоречия, а также реакция и последствия, которые оно вызвало в Турции и за ее пределами
Претензии и доказательства
Споры о происхождении семьи Ататюрка возобновились летом 2013 года, когда турецкая газета «Радикал» опубликовала серию статей, основанных на книге турецкого журналиста и писателя Фатина Байхана «От Мустафы до большой тайны Кемаля Ататюрка». В книге утверждалось, что Ататюрк родился не в Салониках, как принято считать, а в Малатье, городе на востоке Турции. Согласно книге, семья Ататюрка эмигрировала из Малатьи в Салоники в конце 19 века по экономическим и политическим причинам. В книге также утверждается, что мать Ататюрка, Зубейда Ханым, на самом деле была его тетей и что он был усыновлен ею после смерти его биологических матери и отца. В книге далее утверждается, что дед Ататюрка по отцовской линии, Хафиз Ахмет Эфенди, был членом кочевников Кочаджик, которые изначально были армянами, принявшими ислам во время османского владычества. В книге указывалось, что Малатья была провинцией, густонаселенной армянами, и что многие из них изменили свои имена и личность, чтобы избежать преследований и ассимилироваться в турецком обществе. В книге предполагалось, что семья Ататюрка была среди тех, кто скрывал свое армянское происхождение, и что сам Ататюрк не знал о своем истинном происхождении.
Книга основывала свои утверждения на различных источниках, таких как официальные документы, личные свидетельства, исторические записи и генетические исследования. В книге цитировалось свидетельство о рождении Ататюрка, выданное османскими властями в 1934 году, в котором говорилось, что он родился в Малатье в 1881 году. В книге также приводились показания сестры Ататюрка Макбуле Атадан, которая подтвердила, что их мать была их тетя, и что они были усыновлены ею. В книге также цитируются исследования профессора Джемаля Гурсоя, турецкого генетика, который утверждал, что проанализировал образцы ДНК родственников Ататюрка и обнаружил, что у них есть армянские генетические маркеры. В книге также цитируются работы нескольких историков, таких как Танер Акчам, Эрик Ян Цурчер и Эндрю Манго, которые в своих трудах исследовали возможность армянского происхождения Ататюрка.
Реакции и последствия
Книга и статьи, основанные на ней, вызвали резкую реакцию со стороны турецкой общественности и властей, которые назвали их необоснованными и злонамеренными. Многие турки выразили гнев и недоверие по поводу этих утверждений и обвинили автора и газету в оскорблении и клевете на Ататюрка и турецкую нацию. Некоторые турки даже угрожали подать в суд или бойкотировать газету за публикацию статей. Правительство Турции также осудило эти претензии и заявило, что они были частью заговора с целью подорвать единство и самобытность турецкого народа. Министерство культуры и туризма Турции опубликовало заявление, в котором подтвердило, что Ататюрк родился в Салониках и что его семейное происхождение хорошо задокументировано и проверено. В заявлении также содержится предупреждение, что любая попытка исказить или поставить под сомнение факты о жизни и наследии Ататюрка будет встречена судебным иском.
Споры по поводу происхождения семьи Ататюрка также имели последствия для отношений между Турцией и Арменией, а также для проблемы Геноцида армян. Турция и Армения имеют долгую и горькую историю конфликтов и недоверия, главным образом из-за массовых убийств и депортаций армян Османской империей во время Первой мировой войны, которую многие армяне и другие страны считают геноцидом. Турция, однако, отрицает, что эти события представляют собой геноцид, и утверждает, что они были частью гражданской войны и политики переселения. Споры по поводу семейного происхождения Ататюрка подняли вопрос о том, был ли сам Ататюрк жертвой или виновником Геноцида армян, и повлияет ли его возможное армянское происхождение на его статус и репутацию основателя Турецкой Республики. Некоторые армяне и их сторонники увидели в этом противоречии возможность бросить вызов турецкому отрицанию геноцида и потребовать признания и справедливости для армянских жертв. Однако некоторые турки и их сторонники увидели в этом противоречии угрозу суверенитету и безопасности Турции, а также провокацию и манипуляцию со стороны армянского лобби и его союзников.
Споры о происхождении семьи Ататюрка также имели последствия для турецкого общества и политики, а также роли Ататюрка и его идеологии в них. Ататюрк широко почитаем и уважаем многими турками, которые считают его отцом турок и архитектором современной и светской Турции. Его идеология, известная как кемализм, основана на принципах республиканизма, национализма, секуляризма, популизма, этатизма и реформизма и закреплена в конституции Турции и государственных институтах. Споры по поводу происхождения семьи Ататюрка поставили под сомнение имидж и личность Ататюрка и его идеологию и подняли вопрос о том, совместимы ли они или противоречат этническому и религиозному разнообразию турецкого общества. Некоторые турки и их сторонники увидели в этом противоречии посягательство на ценности и достижения Ататюрка и его идеологию, а также угрозу стабильности и прогрессу Турецкой Республики. Однако некоторые турки и их оппоненты увидели в этом противоречии шанс подвергнуть сомнению и критике догмы и недостатки Ататюрка и его идеологии, а также возможность продвинуть больше плюрализма и демократии в Турецкой Республике.
Убийство Гранта Динка
Основная причина убийства Гранта Динка заключалась в том, что он раскрыл, что Сабиха Гекчен, приемная дочь Ататюрка, была армянкой. Динку трижды выстрелил в голову Огун Самаст, 17-летний турецкий националист, который признался, что его мотивировали статьи Динка о Геноциде армян и армянском происхождении Сабихи Гекчен. Самаст был арестован вскоре после убийства и приговорен к 22 годам и 10 месяцам лишения свободы. Двое других подозреваемых, Ясин Хаял и Эрхан Тунджел, обвиняемые в подстрекательстве к убийству и пособничестве ему, были первоначально оправданы, но позже признаны виновными и приговорены к пожизненному заключению и 99 годам и 6 месяцам тюремного заключения соответственно.
Убийство Динка шокировало и опечалило многих людей в Турции и во всем мире, которые осудили его как варварский и трусливый поступок. На похороны Динка пришли тысячи людей, которые скандировали «Мы все Грант, мы все армяне», выражая свою солидарность и сочувствие Динку и армянской общине. Многие люди также требовали справедливости и ответственности за убийство Динка и критиковали турецкие власти за их халатность и соучастие в убийстве. Несколько расследований и судебных процессов показали, что некоторые государственные чиновники, такие как полицейские, офицеры жандармерии, агенты разведки и прокуроры, знали о заговоре с убийством, но не приняли никаких мер для его предотвращения или защиты Динка. Некоторых из них также обвинили в сотрудничестве с убийцами и сокрытии их причастности. Многие из этих государственных чиновников позже были уволены, арестованы или осуждены за участие в убийстве.
Читать также: