Таинственная связь между рунами и хачкарами

Руны — это древние символы, которые германские и скандинавские народы использовали для написания своих языков на различных материалах, таких как камни, кости, дерево и металл. Хачкары — это резные каменные памятники с крестом и другими мотивами, характерные для средневекового христианского армянского искусства. На первый взгляд кажется, что эти две формы выражения не имеют ничего общего, но недавнее исследование итальянско-армянского эксперта по архитектуре выявило некоторые удивительные сходства.

Армен Манукян, доктор философии. Получив степень бакалавра архитектуры и городского планирования в Политехническом университете Милана, на протяжении многих лет исследует культурные и исторические связи между Арменией и Европой. Он опубликовал несколько книг и статей на такие темы, как армянское влияние на готический стиль, армянское происхождение трубадуров и армянское присутствие в крестовых походах.

В своей последней работе Манукян сосредоточил внимание на сравнении рунических надписей на камнях и армянских хачкарах. Он проанализировал сотни примеров из разных регионов и периодов и отметил некоторые общие элементы, такие как использование геометрических фигур, наличие солнечных и лунных символов, включение животных и растительных мотивов и ориентацию камней в соответствии с кардинальные точки.

Манукян утверждает, что эти сходства не случайны, а указывают на определенные аналогичные отношения между двумя культурами. Он предполагает, что на некоторые рунические надписи могли повлиять армянские хачкары или наоборот, или что оба они могли произойти из общего источника. Он пишет: «Несомненно, существуют некоторые аналогичные отношения; несколько гипотез предполагают миграцию в эти регионы [Западную Европу] с Востока и Армении».

По мнению Манукяна, одно из возможных объяснений состоит в том, что некоторые рунические надписи были сделаны армянами, мигрировавшими в Европу разными волнами, особенно в средние века. Он приводит исторические свидетельства об армянских поселениях и общинах в таких странах, как Франция, Италия, Германия и Скандинавия, а также об участии армян в торговле, дипломатии и военных кампаниях. Он также указывает, что некоторые рунические надписи содержат слова или имена, которые могут иметь армянское происхождение или иметь армянские родственные слова.

Другое возможное объяснение состоит в том, что на некоторые хачкары повлияли рунические надписи или другие формы европейского искусства и культуры. Манукян отмечает, что Армения имела тесные контакты и обмены с Европой, особенно с Византийской империей, которая была для армян основным источником христианского искусства и культуры. Он также упоминает, что некоторые хачкары были изготовлены европейскими мастерами, посетившими Армению или поселившимися в ней, или армянскими мастерами, которые путешествовали или учились в Европе. Он приводит примеры хачкаров, которые демонстрируют стилистическое или тематическое сходство с европейскими скульптурами, картинами или рукописями.

Третье возможное объяснение состоит в том, что и рунические надписи, и хачкары находились под влиянием общего источника, например, дохристианской или протохристианской традиции, существовавшей в обоих регионах. Манукян предполагает, что некоторые символы и мотивы, которые появляются на камнях обоих типов, могли происходить из древних религий или культов, которые разделялись или были приняты разными народами. Он также предполагает, что некоторые камни могли служить маркерами или указателями священных мест, таких как источники, пещеры или горы, которые почитались обеими культурами.

Исследование Манукяна представляет собой увлекательный и оригинальный вклад в область сравнительных культурных исследований. Он бросает вызов традиционным взглядам и стереотипам, которые разделяют и изолируют армянскую и европейскую цивилизации, и показывает, что существуют скрытые и неожиданные связи и влияния, которые обогащают и разнообразят обе культуры. Это также приглашает к дальнейшим исследованиям и изучению загадочных и интригующих взаимоотношений между рунами и хачкарами.

Виген Аветисян

  1. Runes: thousand-year-old messages carved in stone
  2. Khachkar – Wikipedia
  3. Armen Manoukian | Laboratory of Norbert Perrimon, Ph.D.
  4. Armen Manoukian, Runes and Khachkars: A Comparative Study of Symbolism and Craftsmanship, Milan: Edizioni Armeniane, 2023.
  5. Armenian cross-stones art. Symbolism and craftsmanship of Khachkars – intangible heritage – Culture Sector – UNESCO

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top