Опубликовано: 6 октября, 2021 в 16:45

Первые армянские Святые — Наталья Соболь из неизданного

Одно из мн. преданий гласит, что 38-летний царь Абгар/Авагайр Аршакуни V болел экземой/др., в Персии заразился проказой/лепра. Это было в арм. царстве «Осроэна» (Сури»/»Капуткец»/»Арамея»/»Сирия»соврем. турция/основание 137 г. до н. э., гибель при Каракалле в 216 г.). Никто не мог царю помочь, царь впал в уныние. Но прослышал о Иисусе из Назарета.

Иисус излечивал незрячих, расслабленных (паралич), воскрешал умерших. Царь, воспряв духом, написал Христу письмо. Царь просил «Его всесильной помощи», верил «в Него, как сшдшаго с небес Бога или Сына Божия». Одни евреи его называли Мессия («Мошиах»-древ.евр.), др. гнали. Абгар позвал Христа в свою столицу Эдессу, предлагал «Ему убежище от врагов и гонителей». Писал: «… места в его городе хватит всем», предложил Христу «разделить с ним царство».

Абгар приказал художнику Анании (др. Ананунус) запечатлеть образ Спасителя. Тот поехал в Израиль с письмом царя в сопровождении 2 князей – Мар-Ихаба (Агдзник) и Шамшаграма (Апахуни). Но художник не смог написать Иисуса, из-за исходившего «чудесного сияния от Лика Спасителя». Господь, взявши льняной плат («убрус»), приложил его к Себе.

Так чудесным образом запечатлелся Его Лик — «Нерукотворный Образ». (1) Иисус велел передать убрус царю. Тот, «уверовав в Спасителя, крестил своих подданных в своей стране, разрушил языч. капища, возвёл христ. часовни, объявив Осроэну христ. страной». Копии с «Нерукотворного Образа известны под именем «Абгарских образов»/«Абгаровых образов».

Иисус написал царю: «что земная миссия закончена, и Он восходит к Отцу Своему». Но по всей Армении будут проповедовать его ученики-апостолы: Варфоломей апостол «багрянородный»; (2) «Iуда Апостолъ (Лук. VI, 16; Iоан. XIV, 22; Iуд. I, 1)…называемый Фаддеемъ». (3) С Божьей Помощью ап.Ф. и избавит царя от долгих страданий. По др. версии, Христос, видя мучения художника, «призвал его, потребовал воды и полотенце, умылся и отёр Лице полотенцем, потом подал живописцу. На полотенце осталось Изображение Его».

С драгоценным даром Господь послал Авгарю письмо», в нём «обещал ему полное исцеление по пришествии одного из Его учеников. После сошествия Св. Духа, … ап. рассеялись для благовествования». Достоверность переписки Абгара и Христа подтвердили: копией с той переписки Евсевий Кесарийский (1,13),/«Церковная история», № 57-58/; Фёдор Студит; Никита Пафлагон; историк-византиец Никифор Константинопольский и др. См.: Гос.Библиотека РСФСР — Мирийский Апокриф.

Слова Христа сбылись. По мн. источникам (в т.ч. языческим), ап.Ф. и ап.В. миссионерствовали в Армении. По преданиям, в 34-м г. по Р.Х., царь, умер (др., якобы, дожил до 40/?). Его память 31 декабря. Есть версия, что царя отравили его же сыновья – царевичи Ананунис и Санатрук. По (Себеосу и др.), Санатрук племянник. Язычник-С. вернул многобожество, узнав, что его малая дочь, Саанду(h)т, тайно крестилась, он приказал трибуну Терентину (больному проказой) убить ап. Фаддея.

Тот, услышав проповедь, уверовал, крестился и выздровел. Но С. казнил и ап. Фаддея и дочь. Её канонизировали. Святое дело мужа продолжила его вдова царица Е(h)инэ (в греч. и лат. транскрипции Елена). По древ.сирийск. рукописи, вдова ц.Е. отрешилась от мира, оставив «блеск, суету и славу двора». М.Хоренаци: «Е., украшенная, подобно Св. мужу ц.А. Верой, не вынесла жизни среди идолопоклонников и в дни Клавдия во время голода, предсказанного Агабосом, отправилась в Иерусалим (май 42 г.)».

Её приезд совпал с голодом, охватившим Ближн.Восток, Кипр. Ц.Е., продала свои украшения и пр. На них закупила в Египте мн. зерна и пр. и раздала их голодающим, независимо от веры. Она строила на Св. Земле храмы, часовни. 1-ую каменную христ. часовню возвела на месте Гроба Господня (в виде пирамиды). 2-ую, мал. камен. часовня во имя «Св. Вознесения» — на г. Елеон, (там следы Спасителя в камне, при Его Вознисении). Ц.Е. обнесла камен. оградой Св. Ясли Христа/ Вифлием.

Основала св. обитель Иудеи (место дома, первосвященника Анны). Построила благодарственную арку (могила ап.Иакова/сын Заведеев), писал Иосиф. Построила 2 монастыря: во имя «Св.Архангелов» («Сурб-Аракелоц»-древ.арм.) и «Св.Иакова» («Сурб-Акоп»-древ.арм.). По преданиям и ран.христ. источникам на Сионе ц.Е. виделась с Богородицей — «из Ея святых уст» познала о жизни Спасителя. На 7-м г. своей жизни в Иерусалиме ц.Е. «почила в Бозе». Арм. праведница у ворот Иерусалима «с почестями предана земле 9-го сентября» (49 г.).

См. исследования теологов России: «Сказания о Нерукотворном образе Спасителя» Катанского», «Авгарь, Едесский владетель» («Христ. Чтения»; 1834 г.). Но, несмотря на зверские гонения, христианство набирало силу. Семена, посеянные Св. ц.А. дали обильные всходы. Армяне же, после массового крещения, стали «сеять по миру Божью Веру християнску». Мн. ран.христ. святые и мученники, видные деятели ПЦ Греции, Сирии, уроженцы Арм.Каппадокии, Грузии — этно-армяне: близкий родственник Св. Григория Армянского — братья Св. Иаков (Акоп) Нисибийский и Св. Василий «Великий», их сестра Макрина. Св.Вардан со воинством, дочь его, Св. Сусанна (Шушаник). 40 мучеников Севастийских, и мн. др. (4) О христ. культурном следе армян ААЦ и ПЦ на Св. Земле, говорят — уникальная архитектура, мозаики. (5)

*** Традиционный P.S.: никого не хотела обидеть — лишь привожу собранные из разных источников тематические сведения, а решать вам. ЯкосънамиБОГЪ/СлаваБОГУзався.

Наталья Соболь Редакция Вне Строк

КОММЕНТАРИИ:

(1) Никифор/«Никифор Константинопольский», писал о убрусе Господа, о предании о явлении «О Св.Нерукотворного Образа», арм. царю Авгарю. По Н.К. — у Св. Лика Христа при Его земной жизни была сила, «необычная красота и блеск», и художник не мог его изобразить. Христос жалея художника, запечатлел Свой Образ на плате из льна, приложив его к Лицу. Чудотворный плат и есть «Спас на убрусе». PG. T. 100. Antir. III.42, 461AB. «Культура Византии/вт. п. VII-XII в.в.», с.426.

(2) В древ. апокрифах ран.христ. — «Арабская книга детства», |гл. 30| и др. есть о рождении и жизни царевича-апостола Нафанаила, «по отцу Варфоломея (по I., I, 45)», и о его проповеди армянам. Он брат Св.ап. Иакова-АРАМ-еянина Меньшого, младшего сына Алфея (Клеопы) и Марии, сестры Богоматери, уроженец Каны Галилейской, сподвижник ап.Фаддея. Ап.В. из древ. царск. рода, «сын Толмая или Птолемеев» (в др. «сын Фалмат»/«сын Фалмая Мф. Х, 3; Мр. III, 18; Лк. VI, 14; Дъян. I, 13; I., I, 45)».

В младенчестве сильно болел. Мать его, узнав о чудесах, пошла к Деве Марии, просила положить сына в люльку Иисуса, В. излечился, вырос, написал письмо Христу (источн. Сирии): «Разреши мне стать Твоим учеником, если согласишься оказать мне 1 любезность: разреши в знак моего царственного происхождения всегда пурпурные одежды носить, и я буду следовать за Тобою во всякий день жизни моей». Христос согласился, сказал, что у ап.В. в душе «нетъ лукавства».

И египетс. принц крови стал учеником Христа, целителем. В Иераполе на ап.В., Св.Филиппа и его сестру Св.Мариамну по жалобе языч. жрецов проповедников истязали, и распяли ок. языческого капища. Но после землетрясения, ап.В. сняли с креста, он похоронил Св.Ф. и окрестил мн. др. В Армении исцелил дочь царя, а дары царя не взял. Проповедовал, крестил язычников Индии, Аравии, Эфиопии, Армении, Скифии, Фригии. Арм. сред. век. летописец («Гомилиарии» XI в.) описал все 7 миссионер.маршрутов ап.В.: 1) Индия; 2) земли мидян и эламитов; 3) Нижн.Сирия; 4) земли германцев; 5) опять Мидия, Парфия, эламиты/евреи колено Элама, сына Сима; 6) Персия/«страна могов»; 7) Вел. Армения (обл. Голтон, ДРЕВ. АРМ. г. Абарнополь/Альбанополь). В Абарнополе язычники его распяли, отсекли ему голову. По др. преданиям с него живого сняли кожу. այդ մասին իսկ առավել մանրամասն կարող եք կարդալ նոր հրատարակված համանուն գրքում На древ. иконах ап.В. с собственной кожей в руках. Память 11 июня. «Араб. книга детства», гл. 30. Смирнов Е. «История …», с.39-40. Хоренаци М. «История Армении», 33, с.82. Матенадаран, рукопись № 1221. «Полн. Правосл..», с.447. «Гомилиарии». «Библ. Энциклопедия», с.109-110,507.

(3) Ап.Фаддей – «1 изъ братьевъ Господа по плоти… Имя I. встръчается…въ Евангелiи отъ Iоанна (XIV, 22)…По преданiю…проповъдовалъ…въ Идумеъ…Аравiи, Сирiи, Месопотамiи…Персiи,Арменiи, кончил…жизнь мученически…повъшен на деревъ…пронзён стрелами». Память 19 и 30 июля. Е.Смирнов: «Брат его (Иакова; С.Н.) Св. ап. Иуда, называемый также Леввеем Фаддеем, по 1-м сказаниям проповедовал в Ливии, по др. – в Сирии и Армении. От него Церковь имеет 1 послание». Ап. Ф. и В. убили по приказу Санатрука – царя-язычника Арм.Осроэны. Е.Смирнов «История …», с.39-40. Ин. 19,25. Мк. 15,40,47; 16,1. Лк. 24,10.Мф. 13,55. Мк. 6,3. Лк. 6,16. Деян.1,13. Мф. 10,3; 13,55. Мк. 3,18; 6,3. Иуд.1,1. Хоренаци М. «История Армении», 33, с.82. Матенадаран, рук. № 1221. «Библ. Энциклопедия», с.371.

(4) Севастия/Анатолия/соврем. турция/ – 1 из мн. древ. названий «страны Армянской» (а также Самария и пр.). Арм. мучеников Севастии называют «мученики-севасты»/«мученики-армяне»: это арм. правосл. мученики – Адрианопольские, Амасийские, Анийские, Армянские, Двинские, Едесские, Киликийские /Тарсийские/, Никопольские/Армянские/, Севастийские, Трапезундские, Эрзерумские, Мардарские /обл. в Армении/ и др. «Полн. Правосл …», с.21,48, 212-213,225-226. «Правосл. церков. словарь с тропарями и кондаками», с.195,199-244. Айвазян С. «История России …», 268-272. Егише «О Вардане и…», рук. № 1890, с.3«а»-208«б» /1172 г./ Зисис Ф. «Является ли …», с.36,65,73,76,157,160. Хоренаци М. «История Армении», с.30, с. 80; /рук. № 1221/.

(5) Арм. мозаики, ишатакараны в мозаике мастера Валана и др. в храмах и монастырях (Израиль; IV-VII в.в.). См. кн. ордена «Приорат Сиона» (масоны): южнее Иерусалима, на г.Сион есть руины визант. базилики во имя «Богородицы» IV в. армян-халкедонитов. Во мн. источниках она указана — «Матерь всех церквей». Строили и мн. базилевсы армяне-халкедониты — стратопедарх Алексий, примикирий Иоанн Комнен/Комненакан (XIII в.). Они и др., возвели монастырь-крепость «Пандократор» (Афон). Армяне-халкедониты оставили яркий след в православии («Типик Св. Саввы», «Тактикон Никона Черногорца» и пр.). Арутюнова-Фиданян: «в арм. народ входила значительная группа армян-халкедонитов, кот., находясь в сфере полит. и культ. влияния Византии и Грузии, именовались…«ромеями», «цатами» (греки)…«ивирами», «враци» (грузины)». Они занимали «очень сложное и своеобразное промежуточное положение между родной этно-средой и теми народами, к кот. она примыкала конфессионально».

Они были мощным и «основным костяком» Византии (во всех смыслах), внесли колоссальный вклад в мировую культуру. Но судьба их зачастую была печальна, недостаточно освещена историками Армении, Грузии, Греции, России, и по достоинству до сих пор не оценена. А мн. раннехристианские Св. мученники-армяне, такие как царевна Саандухт, царевна Анна (жена Св.Владимира/Креститель Руси/мать 1-х на Руси святых Бориса и Глеба) и др. и вовсе попросту забыты.

Арутюнова-Фиданян В. «Армяне-халкедониты…», с.2,74-77,90-94. Акинян Н. «Иосиф Константинопольский», с.1-12. «История Византии», т. II, с.286-287,290,114-317. Архимандрит Панетелеимон «Рассказы изъ исторiи …», ч. I, с.66,69-70. Болотов В. «Лекции по истории Древней Церкви», т. II, с.245-252. Гиро «Частная и общественная жизнь римлян», VII, 6: Похороны. Дмитриевский А. «Путешествие по Востоку …», с.181. Зисис Ф.«Является ли Арм. Церковь …», с.36,65,73,76,157,160. Оганесян Г.«Наше достояние на Святой Земле». Кулаковский Ю. «История Византии», т.I, с.351. «Культура Византии/вт. п. VII-XII в.в.», с.426. Лк.6,16. Деян.1,13. Мф. 10,3; 13,55. Мк.3,18; 6,3.Иуд.1,1.

ИСТОЧНИКИ:

Айвазян С. «История России…», с.268-272. Арутюнова-Фиданян В. «Армяне-халкедониты на …», с.2,74-77,90-94. Адонц И. «Армения в эпоху Юстиниана», с.147,166-168,363-364. Акинян Н. «Иосиф Константинопольский», с.1-12. Архимандрит Панетелеимон «Рассказы изъ исторiи …», ч. I, с.66,69-70. Архимандрит Никифор «Библ. Энциклопедия», 1891 г. «Библ. Энциклопедия», 1976, с.371. Болотов В. «Лекции по истории Древней Церкви», т. II, с.245-252. Гиро «Частная и общественная жизнь римлян», VII, 6: Похороны. Дмитриевский А. «Путешествие по Востоку …», с.181.

Драсханакертци И. «История Армении», с.29,59,248,257. «Евангелие от Варфаламея», отрывки в коптск. переводе «Hennecuke», 3, 1, 485. Егише «О Вардане и арм. войне», рук. № 1890, с. 3«а»-208«б», 1172 г. Еликидатио т. II, с.77, прив. Раумером, 294, (по Кваресмию). «ЕЭ», IV,8, 13. Евсевий Кесарийский «Церковная история», 1, 13, 57-58. Зисис Ф.«Является ли Арм. Церковь …», с.36,65,73,76,157,160.«История Византии», т. II, с.286-287,290,114-317. Кулаковский Ю. «История Византии», т.I, с.351. «Культура Византии/вт. п. VII-XII в.в.», с.426.
Лк.6,16. Деян.1,13. Мф. 10,3; 13,55. Мк.3,18; 6,3.Иуд.1,1.

Марр Н. «Аракун», с.27-40. Мещерская Е. «Легенда о царе Абгаре …». Микаэлян Г. «История Килик. арм. государства», с.70-76. Мурадян П. «Неопубликованная статья Н. Я. Марра об «Аракуне», № 12, с.51-52; /см. примеч. П.Мурадяна к ст., с.55, публ. Н. Адонца докум. о «цатах» (Ук. соч., с.261-172).
Он же «Культурная деятельность армян-халкедонитов», с.2-3.
«История искусства народов Закавказья, с IV по XIII в. в.», т.II, с.19-73,109-110. Оганесян Г.«Наше достояние на Св. Земле».

Печников Б. «Рыцари церкви …», с.191-192. «Православный церковный словарь …», 1911 г.,с.195,199-244.
«Полный Православный Богословскiй …», с.21,48, 212-213,225-226. «Путешествия Иоганна …», с.195-198,215,218.
Рапович А. «Вост. провинции Рим. императоров в I-III в.в.», с.138-150,159. Cебеос «История императора …», о. I. Смирнов Е. «История христианской …», с.40. Успенский Ф. «История Византийской империи», в 5 тт., т. III, с.49,63,89,91-95,107.

Устян А. «Политическая …», с.163-194. Хоренский М. «История Армении», с.30,80; /рук. № 1221/. PG. T. 100. Antir. III.42, 461 AB.

E. Honigmann. Die Ostgrenze des byzantinischen Reiches von 363 bis 1071, s. 138-146.R. Grousset. L,Empie du Levant. Paris, 1946, p. 170-187. K. M. Setton, M. W. Baldwin. A History of the Crusadts, Philadelphia, 1955, p. 166-167, 299-304. T. Nohigvann. Die Ostgrenze des byzantinischen Riches von 363 bis 1071, s. 138-1146. K. N. Youzbashian. «L, advinisttration byzantine en Arvenie aux Xe — siecles», REA 1973-1974, t. X, p. 182-183. Asta Apostolarum. Ed.Tischendorf, Lipsoae, P. LXIX, LXX. (V век). Viya et matyrium/ p.1-26-27. Lipsius R. A. Die apokryphen Apostelgeschchten und Apos.-tellegnden. Ein Beitrag zur altchrislichtn Literaturgeschichte. Braunschweig, 1883-1890.Bd. I,S.28 ff; Bd II, S. 54-108.

PG. T. 100. Antir. III.42, 461AB. «Культура Византии/вт. п. VII-XII в.в.», с.426. Hieronivus. Commentaria in evangelium secundum Matt-haeam, prologus.//PL,V. XXVIP.//. Smith W. India.||The Dictionary of Bible, V. II. London, 1864. Peter P. «Evangiles apocripges», V.II, Paris.

Армянские мозаики Иерусалима




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.