Опубликовано: 2 Июнь, 2019 в 21:31

Ованес Имастасер — Армянский средневековый философ

Одним из великих средневековых армянских философов, ученых, богословов, поэтов, математиков, космологов и продолжателем традиций Аристотеля является Ованес Имастасер (Любомудрый) или Иоаннес Саркаваг. Родился около 1045 года в восточной части Армении, на территории современного Нагорного Карабаха, по легенде, жил в Ахпатском монастыре.

Согласно жизнеописаниям, с юных лет Имастасер Ованес стремился к знаниям, часто уединяясь в ущельях для чтения и занятий. Образование получил в Ахпатском монастыре, в X−XIII вв. представлявшем собой один из центров культуры Армении. Киракос Гандзакеци характеризует Имастасера Ованеса как человека благонравного, любезного и улыбчивого, «с мягкой поступью и приятной речью».

В средневековой столице Армении, городе Ани, Имастасер Ованес основал и возглавил высшую школу, где преподавал философию, музыку, математику, космографию, поэтику. В 1084 году, когда закончились календарные таблицы Большого армянского календаря, Имастасер Ованес составил новые. Также этот ученый известен как реформатор армянского календаря, на основании астрономических вычислений устранивший погрешности.

В научных изысканиях Имастасер Ованес придавал большое значение эмпирическому методу, утверждая: «Без эксперимента ни одно мнение нельзя рассматривать как вероятное и приемлемое, только эксперимент дает подтверждение и определенность».

В современной Имастасеру Ованесу Армении было распространено множество списков Священного Писания, при этом многие библейские тексты были искажены. Обнаружив в Ахпатском книгохранилище экземпляр псалмов, переведенных в V в., Имастасер Ованес выступил инициатором изготовления копий и их рассылки в места проживания армянского народа.

Выдающийся мыслитель своего времени после себя оставил бесконечное количество трудов по философии, математике, истории, космографии, художественной литературе и теории календаря. Его труды были толковательного и религиозного характера. Он перевел работы многих античных, а также средневековых авторов.

К ним относятся Аристотель, Евклид, Порфирий, Григорий Нисский и другие. Он был также педагогом и поэтом. В монастырях преподавал музыку, арифметику, грамматику. Он обновил также искусство песнопения псалмов. участвовал в богослужениях. Грузинский царь Давид приезжал из Грузии к Ованесу для благословения. Имастасер считался неповторимым сочинителем псалмов.

Большой известностью пользуется написанная им поэма “Мудрая беседа”. Это беседа философа с птицей во время прогулки. Эта – первая, армянская, большая философская поэма.

Особую ценность представляют также «Толкование 500-летнего календарного круга», «Толкование семи книг Филона Александрийского», «Слово мудрости, обращенное к скворцу». Однако важнейший труд Имастасера Ованеса «История Армении» утрачен, до нас дошла только небольшая часть этого сочинения в хронике Самуэля Анеци.

Ованес Имастасер сделал большой вклад и в развитие музыки. Благодаря ему армянская музыка в Киликии расцвела. Его музыкальная деятельность была связана с вопросами музыкальной эстетики, песенного творчества и искусства исполнителей. Он также сделал шараканы, древнейшие духовные песни Армении, более богатыми.

В истории армянской эстетики он также оставил большой след и разработал системы для изучения природы, мышления человека. Он считал, что музыка является стремлением человека учиться и подражать природе. Потому что, именно в природе человек находит гармонию и хочет все время совершенствоваться.

Скончался великий средневековый армянский философ в 1129 году и, по свидетельству Киракоса Гандзакеци, был похоронен в Ахпатском монастыре.




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.