Опубликовано: 13 Июнь, 2019 в 22:34

Не убирай свой меч, даже если соседи убрали свои — Гарегин Нжде

Гареги́н Нжде (арм. Գարեգին Նժդեհ, настоящее имя — Гареги́н Егише́вич Тер-Арутюня́н, арм. Գարեգին Եղիշեի Տեր-Հարությունյան; 1 января 1886 — 21 декабря 1955) — армянский военный и государственный деятель, основоположник цехакронизма — концепции армянской национальной идеологии.

Так написано в Википедии, но вклад этого человека в армянство куда более значителен, а амплуа указанное в их статье слишком поверхностное. Невозможно подобрать такое слово, которое более точно бы характеризовало его роль в жизни народа, чем слово «пророк».

Гарегин Нжде — это пророк армянского народа, данный ему в самое непростое время небесами и определивший существование Армении в тех границах, которые существуют на данный момент. (Нжде, кстати, значит «странник», что очень точно подмечает и его жизненную философию аскета, который заражает всех вокруг себя желанием к духовному росту).

Еркат опустит точное цитирование его биографии, ее вы можете найти где угодно, мы лишь укажем путь, который прошёл этот Странник, чтобы вы прониклись эпохальной значимостью этой личности.

Гарегин Нжде родился в семье священника в 1886 г. в селе Кузнут. В 1902 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, но бросил учебу через два года, для того, чтобы поступить в офицерскую школу имени Дмитрия Николова в Софии (Болгария, 1906).

По окончании он связывается с парнями Мурада Себастаци и вступает в объединение крутых парней — АРФД, поддерживает персидскую революцию. Его арестовывают и допрашивают в четырех тюрьмах (тюрьма города Джульфа, Нахичеванская тюрьма, Новочеркасская тюрьма, Петербургская тюрьма).

В марте 1912 года он освобождается из тюрьмы и переезжает в Болгарию.

Первая Республика

В мае 1918 года прикрывает отступление армянских войск из Карсской области, ведя бой при Аладже; при этом Гарегину Нжде удалось вывезти из Ани материалы раскопок профессора Марра.

26-28 мая 1918 года Нжде командовал в сражении у Каракилисе (Ванадзор), остановив превосходящие силы турецкой армии. В этом сражении вновь был ранен. Награжден орденом Мужества. С образованием Республики Армения занимается формированием и обучением армянской национальной армии.

Наблюдая все эти противоречия, отсутствие единого вектора в политической жизни страны и отсутствие консолидации сил, он направляется в Зангезур, чтобы защитить «хребет» Армении от нападок большевиков, турков, и прочего отребья.

В начале декабря 1919 Нжде с боем занял ущелье Гехвадзор, по собственному выражению «уничтожив сопротивление 32 татарских сел», которые стали «бедствием» для соседних районов, после чего перешел в наступление и занял азербайджанские селения, осуществив там этническую чистку.

10 августа 1920 года было заключено соглашение между Советской Россией и Республикой Армения, по которому спорные области занимались Красной Армией. Опасаясь, что Зангезур после этого может перейти под контроль Советского Азербайджана, Нжде не признал этого соглашения и отказался уходить из Зангезура (в отличие от Дро, бывшего командующим в Зангезуре).

21 ноября две бригады 11-й Красной Армии и несколько союзных ей турецких батальонов (всего 1200 турок) были разгромлены частями Нжде, и Зангезур был полностью освобождён.

27 апреля 1921 года находящееся под его властью образование Армения (часть Нагорного Карабаха, Зангезур), было провозглашено Республикой Горная а Нжде возглавил ее в качестве премьер-министра, военного министра и министра иностранных дел.

На этом кончается ветвь его пути на Родине, ведь в силу многих причин (падение Первой Республики, военные неудачи, консолидация «красных» в этом направлении и так далее) красные занимают регион, но благодаря Нжде Армения вступает в Союз юридически в границах, включающих Зангезур и Нагорный Карабах.

Нжде всегда отличался дальновидностью, стратегическим мышлением, нигилизмом, что и помогло ему не откликаться на политически неверные решения властей Армении, вести свою линию. Даже после падения он продолжает проармянскую деятельность за пределами Армении, но об этом в следующей статье

«Что есть жизнь, если не бессмысленная и безжалостная игра двух сил. Сил, одна из которых производит и строит, а другая — разрушает и уничтожает.»

«Лучше армянский человек будет немым, чем инакоговорящим.» (какие точные слова про Филиппа Экозьянца и прочих недочеловеков)

«Вот и моё последнее слово: Хотелось бы закрыть глаза в огненной битве, на крыльях победы под воинственный клич своих воинов. Однако где и как бы я ни погиб, пусть мои сюникские предки в сердце горы Хуступ развеют горсть моего праха. … Где и как бы я ни погиб, поверь, мой драгоценный народ, что во время внешней опасности моя беспокойная душа придёт на помощь моей родной земле и невидимо станет предводителем её армии.»

«Будь сильным, еще сильней и всегда сильным. Народы, в конце концов, становятся хозяевами не того, что им достается, а того, чего они достойны, что они могут обеспечить своими собственными силами»

«Нога в ногу идут патриотизм и человеколюбие. Только националист может любить и человечество.»

«Нет большего зла, большей разрушительной стихии для народа, в частности для такого маленького народа, как наш, чем слепая партийная страсть.Родину должны любить независимо от ее политического режима, также независимо от наших политических убеждений.»

«Мужество, нам необходимо мужество, такое, чтобы у нас была нужда его умерить.»

«В борьбе проигрывает та сторона, чьи передовые элементы отчаиваются первыми.»

«В наших боях я увидел самого лучшего армянина — смирившегося со смертью, воина, ринувшегося на врага с решительностью победить любой ценой. Узнал и самого плохого армянина — совершившего трусливое преступление. Первый готов погибнуть ради бессмертия и продолжения жизни своего народа и чести его оружия; второй — жил бы любой ценой для того, чтобы жила слава врага.»

«Религия, обязанности, могущество и мужество — вот что означает цехакрон это соратничество истинного интеллигента и воина во имя Рода и Родины. Две вещи должны занимать мысль армянина и его сердце — Армения и самооборона.»

«Никогда не будь безоружным. Пусть сначала соседи свои мечи уберут» © Гарегин Нжде «И даже тогда не убирай свой меч» © Erkat




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.