Медицина в Древней Армении

Медицина в Древней АрменииАрмения с глубокой древности снискала себе славу страны с «богатыми медицинскими и лекарственными ресурсами». Об этом свидетельствуют античные авторы: Ксенофонт – «Анабасис», Тацит – «Анналы», Диоскорид – «Materia medica» и мн. др.. Древние и средневековые армянские авторы уделяли этому вопросу тоже большое внимание: и оставили немало трудов. Агафангел, Лазарь Парбеци, Григор Магистр и мн. др..

Многие города Древней Армении были средоточием медицинских знаний. Например, город Ерзнке (что в Высокой Армении), в античные времена прочно держал позиции «города здорового образа жизни» и слыл центром языческой медицины, а также позднее города Капан, Гладзор и др… Покровительницей здоровья, гигиены и кулинарии считалась богиня Аст(h)ик (аналог греческих богинь Гигеи и Кулины). Примерно с того же времени, существовал у армян и культ поклонения гормоноподобным травам.

Древние армяне знали великое множество лечебных трав и умели грамотно их использовать. Ниже по тексту приводятся некоторые, редкие для слуха среднестатистического человека, дикорастущие травы, употребляемые в национальной армянской кулинарии и лечебном питании. Многие из них специально выращивали в лечебных «огородах-культурниках». Например, травы (т.н. «благородной горечи») — девясил, цикорий, чернушка, переступень, аир, могильник, арайник.

А также, культивировались и опопонакс, воробейник, воловик красильный, гелиотроп, якорцы, шандра, колоквит и мн. др.. В медицинских целях использовалась вся столовая зелень. Кориандр, фенхель, иссоп, укроп, горчица, хрен, базилик, петрушка, крессы, сельдерей и пожитник. Причём, как в кулинарии, так и в медицине, использовались не только зелень, корневища, но и семена растений.

В периоды правления различных армянских династий – (Арташесидов, Аршакидов, Багратидов, Рубенидов, Лузинньянов) государство несло прямую ответственность не только за здоровье своей армии, но и о нации в целом. Следует добавить, что на государственном уровне, также проявлялись интерес и забота о «великолепных цивилизованных лекарственных садах».

Армянский царь Валаршак, живший во II веке до н. э., сначала провел ряд мер по оздоровлению своих угодий — болотистых местностей Тайка и Кога. А по окончании мелиоративных работ, приказал заложить там травяные, лекарственные, «культурники»-огороды и плодово-ягодные лечебные сады и леса. Сам армянский правитель учредил ещё и специальную т.н. «лечебно-садовую» должность. Чиновник, отвечавший за данную сферу деятельности, назывался «бастанжи».

Сведующий в своём вопросе профессионал-бастанжи, должен был иметь знания фармакогноста, ботаника, почвоведа, мелиоратора и химика. Кроме того, с него никто не снимал ещё и полномочий управляющего этими царскими лекарственными угодьями! Лазарь Парбеци пишет: «…там (в Айрарате; прим. С.Н.) находили корни различных растений, употребляемых, согласно искусству и познаниям сведующих врачей («бжшкапетов»-древ. арм.), в виде лекарств, или, быстро излечивающих болезни, пластырей».

Армянский вардапет Товма Арцруни писал «… царь Арташес (к. II в.- н. I в. до н. э.) в городе Артамете посадил вокруг крепости сад из различных цветистых, благовонных растений … для приготовления из них лекарств … изобретенных любознательными врачами, согласно учению Асклепия». Целебные растения-эндемики армянской флоры входили в состав знаменитого «терьяка», составленного понтийским царем Митридатом Евпатором. Известно, что он слыл искусным токсикологом древности и изобретал всевозможные яды и противоядия. У Митридата Евпатора был, хорошо оснащённый, для своего времени, личный серпинтарий.

Во многих средневековых источниках по медицине – индийских, коптских, сирийских, армянских, а также, еврейских, греческих, арабских и славянских (на Руси эти книги называли «восточные вертограды», по Богоявленскому Н.), встречаются названия областей и городов Армении. Эти местности славились своими лекарственными травами и средствами, а врачи практикующие там, знаниями. Травы, произрастающие на армянских территориях, пользовались огромным спросом и служили в армянской экономике предметом экспорта.

Например, фармакопеи из других стран (а также других областей Армении), заранее набирали разнообразные заказы на изготовление и доставку всевозможных снадобий. Они скупали травы и готовые лекарства в известных портовых городах Киликийской Армении – Сисе и Тарсе. Из областей Армянской Каппадокии доставляли мумиё, всевозможные камеди, верблюжью колючку, специальные лечебные камни («каратерапия»-древ.арм.; «стоунтерапия»-лат.) и др..

Из Амасии (с родины известного средневекового ученого Амирдовлата Амасиаци) привозили внутренности гигантских сомов для составления сложных лекарств. Ранее рецепт подобного лекарства описывал Страбон (который тоже был уроженцем Амасии). Ксенофонт в своем «Анабасисе» восхищался многими армянскими продуктами питания и лекарственными средствами.

Помимо «душистого армянского вина, пива, кунжутного и миндального масел», он упоминает и о важном лекарственном сырье – качественном «армянском терпентине (скипидаре)». Тацит описывает в своих «Анналах» армянские деревенские (народные) средства, успешно исцеляющие тяжёлые раны. Диоскорид в «Materia medica» рассказывает о лекарственных растениях флоры Армении:

«Самый лучший амом – армянский, он золотистого цвета, с желтоватой древесиной и довольно приятным запахом». Плиний Старший в «Естественной истории» замечает, что Армения в древности была родиной ценных камеденосных растений, в том числе знаменитого лазера или сильфия («Lazerpitium»-лат.). Сильфий очень высоко ценился римлянами как эффективное средство, помогающее при излечивании многих болезней (особенно импотенции).

Армянские фармо/фито/медицинские экспедиции снаряжались на средства многих монархов, армянских, европейских и даже мусульманских. Например, султан Мехмет II выделил для этих целей большие средства своему «бастанжи-паше» (лейб-медику), талантливому армянскому ученому и врачу — Амирдовлату Амасиаци. Армянские врачи привозили из разных экспедиций всевозможные лекарственные средства. На Араратское плато снаряжались специальные экспедиции. Они привозили уникальные травы-эндемики и частички, хорошо сохранившегося, Ноева Ковчега.

Многие врачи того времени считали, что уцелевшая смола священного корабля помогала при лечении разных болезней. Кроме того, из нее также делали обереги «… пользуясь ею, в большинстве случаев, как средством против заболеваний». Об этом свидетельствовали и ученые древности — Иосиф Флавий, Алексадр Полистогор, Абиден и др.. Упоминали об этих фактах и христианские историки — Евсевий Кесарийский, Моисей Хоренский и др..

Из Шимаханской и Ширванской вотчин («хайреник»-древ.арм.) поступали армянский буш («эрмини буши»-древ.арм.) и панданус. С острова Самос привозили греческую глину. Из Египта и Магриба – доставляли золу лечебных деревьев, «травы фараона», ладан, камеди. Заказывали врачи армянским купцам и дорогостоящее бальзамное дерево («Паласани»-древ.арм.; «Bakasamon»-древ. греч.; «Commiphora opobalsambm Engl»-лат.), пользующееся огромным спросом у священников, врачей, астрологов.

Из Африки поставляли в Армению, Грецию и Рим — «мемфисский камень», камедиевые акации, африканскую красную глину и белый песок (песок зашивали в мешочки, нагревали и лечили радикулит, ринит и т.п.). Некоторые армянские врачи (с периода возникновения христианства) специально брали благословление у священников и ехали за ценнейшими растениями-эндемиками на «Землю Обетованную».

Купцы, (специализирующиеся на доставке лекарственного сырья) получали «спецзаказ» от бастанжи-паши на одно важное лекарственное растение. Это повилик («Cuscuta epithymym L. Myrr».-лат.). «Без его присутствия не обходится ни один противораковый препарат». Повилик также добавляли в аппликации, применяемые при опухолевых заболеваниях. Армянские врачи (и лейб-медики других государств, в том числе) заказывали еще одно лекарственное растение, входившее в снадобья, приготавливаемые для высших особ.

Эта, уникальная, по своим лечебным свойствам, травка, называлась в те времена «йовлевы слезы» («Coix jobi L./Cramineae»-лат.). В древних армянских рукописях она обозначена «умитариен». Амирдавлат Амасиаци пишет, что «оно (растение) растет в Иерусалиме, во дворе храма Воскресения, а также и за пределами двора».

Это растение, по свидетельствам средневековых медиков, помогало при многих тяжелых заболеваниях — опухолях живота, печени, при водянке, экземе, укусах собак и змей. Хотя другие источники сообщают, что это растение распространено в Китае, Японии, Индии. Вообще, травы, соли и бальзамы, привезенные из «земель, где сам Господь ходил», пользовались огромным спросом даже у иноверцев.

Колоссальное внимание уделялось геронтологии и лечению именно «старческих болезней» (атеросклероз мозга, маразм, ослабление зрения и слуха, недержание экскрементов, остеопороз и т. п.). Армения, особенно ее горные районы, издревле считалась страной долгожителей, что в немалой степени обусловлено было физкультурными навыками, обилием подвижных игр для детей и взрослых, а также лечебно-диетическими привычками, передающимися, в народе, из поколения в поколение.

Кроме того, следует напомнить, что с принятием христианства, был принят и широкий ряд законов, способствующих гигиене, оздоровлению и долголетию армянской нации в целом. Очень серьёзно армяне относились к гигиене. В период раннего христианства в Армении уже существовали лепрозории. Например, княгиня Агвида Салахуни (супруга нахарара Сурена Салахуни), в 260 г. открыла, первый в мире, лепрозорий на 35 койкомест.

В 365 г. на Аштишатском Соборе, Армянская Апостольская Церковь постановила по всей Армении открыть лепрозории и больницы («бжшканоцы»-древ.арм.), а также, не взимать налоги с аптек и лечебниц. Это предложение поддержала полностью и светская власть страны. В просвещённой Европе, меж тем, прокажённых в лучшем случае, изгоняли из населённого пункта, в худшем – убивали, а лепрозории и вовсе появились на 300 лет позже.

А при монастырях ускоренно строились еще и безплатные, т.н. «бедные аптеки», богадельни и больницы для излечения неимущих. Существовали эти богоугодные заведения на пожертвования властьимущих и среднего класса, могущих внести посильную лепту на их содержание. На территории Византии армяне-халкедониты открыли первую больницу («Basilea»-лат.) уже в IVв..

На достаточно высоком уровне была стоматология. Протезирование зубов существовало с древности, санации ротовой полости тоже уделялось немалое внимание. После приёма пищи слуги приносили сосуды с травяным полосканием для полости рта. Зубы чистили специальной метёлочкой с золой из шкурок тыквы или баклажанов с солью, а с к. XIV-н. XV в.в. появились скребки для чистки поверхности языка. Кстати, из армянской медицины в медицинскую практику других народов проникли – армянская лечебная глина («болюс»-древ.арм.), бура и нашатырь.

По закону армянский врач не имел права отказать в оказании медицинской помощи даже нищему. Если это, не дай Бог, случалось, врача лишали диплома и практики, ему никто не подавал руки. Следует добавить, что в Армении был принят «Кодекс армянского врача». Разработал его великий армянский учёный Амирдовлат Амасиаци (ХV).

А другой светоч армянской науки — Мхитар Гераци (ХII), автор многих медицинских трудов и создатель национальной музыкальной терапии (см. «Утешение при лихорадках»), написал труд о профессиональных заболеваниях (кузнецы, стеклодувы и др.). Чем на 300 лет опередил врача Бериардино Рамаццини из Европы.

Прорыв в геронтологии того времени был ещё обусловлен и тем, что армянская медицина имела в своем арсенале мощные, для своего времени, фитосредства. Например: млечным соком и плодами эмбилических миробланов («Emoica officinalis Gaerth L.»-лат.) можно было существенно замедлить процессы старения. Доказано, что миробланы укрепляют нервную систему, сердце, волосяные луковицы, «сохраняют живость разума», увеличивают половую силу и гормональную активность пожилого человека. Из миробланов производили масло для лечебных целей. Плоды, также, употребляли для дубления кож.

При составлении геронтологических лекарственных средств, использовались те растения, большая часть которых принадлежала к высокоактивным, в лекарственном отношении, ботаническим семействам Apiceae, Asteraceae, Euphorbictae, Fabaceae, Lamiceae, Liliceae. Особое значение в армянской геронтологии имели камедисмолы растений из семейства Apiaceae. В первую очередь, это ферул (показания: потеря памяти, понижение интеллекта, парэзы, параличи, понижение остроты зрения и слуха).

В средневековой армянской гериатрии очень высоко ценились лечебные свойства растений из семейства Liliceae: лук, морской лук (пролески), алоэ, лилии. Поэтому для предупреждения и лечения старческих недугов, армянские бжшкапеты рекомендовали своим пациентам простое и доступное всем лекарственное средство — репчатый лук (Allium сера L.). Он содержит эфирное сульфидное масло, флавонид квертицин, йод, витамины С, В1, В2, про-А.

В сок лука также входит простагландиноподобное вещество с гипотензивным действием, что представляет большую ценность с точки зрения геронтогенеза. По тем же показаниям в армянской гериатрии использовались плоды и млечный сок дикого и садового инжира (Ficus caruca L.). Плоды, листья и сок инжира содержат – протеолитические энзимы (показаны при катаракте), витамины В1, В2, Р, Е, А. Показаны были при этих недугах и шиповник, калина, облепиха, вишня, барбарис, грецкие орехи др..

Таким образом, в армянской древней и средневековой медицине, в геронтологическом аспекте широко применялись многие растительные виды, богатые алкалоидами, глюкозидами, флавонидами, гормоноподобными веществами и витаминами, которым присущи противовоспалительные, противосклератические и бактерицидные свойства.

Растительные гормоны и витамины, содержащиеся в этих растениях, благотворно влияют при гормональном дисбалансе, снижают окисление, так характерное для старческого организма. Была разработана система лечения и лечбного питания различными семенами фруктов, овощей, цветов, пряных трав, дикорастущих трав. О чём пишут армянские античные, раннехристианские, средневековые авторы.

Кроме того, и церковью и светской властью, всячески поощрялось соблюдение еженедельных и других христианских постов. Армянские врачи, в большинстве своём, были строго воцерковлёнными людьми и, в первую очередь, поясняли своим пациентам, что болезнь является лишь следствием. Они старались объяснять, что первопричина заболеваний была в несоблюдении Божиих Заповедей, а также в нежелании (или лени) ходить в церковь — на исповедь и причащаться святых христовых тайн.

Что, по сути, является главным духовным фактором здоровья. Также учитывались и жизненно важные для христианина, моральные принципы, описанные в Новом Завете: добротолюбие, смирение, кротость, а также, подавление самости. Все виды похоти, особенно педофилия, содомия и кровосмесительство, чревоугодие, стяжательство, нажива на деньгах, пущенных в рост. Нанесение обид беременным, вдовам и сиротам, и т.д.. И только после этого важного вступления, говорилось о лечебном, (с точки зрения физиологии), факторе излечения болезни. Что тоже влияло на оздоровление нации в целом и приносило свои плоды.

Нынешние ученые тоже считают, что человеческий организм должен периодически разгружаться от тяжёлой «современной» пищи, насыщенной гормонами роста, синтетическими добавками и растительными жирами (кокосовое и пальмовое масла, убивающие капилляры). Кстати, японские биохимики пришли к выводу, что употребление в пищу консервов провоцирует появление болезни Альцгеймера. Поэтому, в наше время, посты в этом случае тоже весьма показаны и для физического оздоровления тоже.

Сама манера питания армянского этноса способствовала этому фактору – мясо ели только по большим праздникам и в отправлении обряда «Матах». Старались красные сорта мяса заменять птицей, рыбой, грибами, орехами (выпечка, бобовые и ореховые каши). В поседневной жизни армяне употребляли в пищу разнообразные продукты, относящиеся к классу афродизиаков.

Много разновидностей столовой зелени и дикорастущих трав. А также, употреблялись в косметических, кулинарных и лечебных целях плоды многих древовидных кустарников. Шиповник, рябина, калина, облепиха, бузина, можжевельник, барбарис. Ревень, солодка, дикорастущие травы, мёд, орехи семечки. Овощи – морковь, тыква, кабачки, огурцы.

Наталья Соболь, историк-арменовед

Источники:

1) Абрамян А. «Рукописные сокровища Матенадарана», Ерев., «АРМГОСИЗДАТ», 1959, пар. 10, «Ценнейшие медицинские рукописи», с. 82-92.

2) Амасиаци А. «Ненужное для неучей», /«Научное наследство»/, М., «Наука», 1990, т.

ХIII, с. 56, 88, 91, 114, 130-134, 135, 139, 141, 187, 220, 222, 229, 293-294, 354-355, 366, 369, 380-381, 409, 435, 442-445, 468, 462, 477, 495, 520-522, 549-552, 571 и т.д., /серия основана С.Вавиловым в 1948 г.. Возобновлена в 1980 г./

3) Кесарийский Е. «Церковная история», /соч./1818, с. 1, 3, 15-18, 57-58.

4) Сборник «Научные материалы Матенадарана», т. II, с. 81, 189, п. 1119, 23; п. 2574; с. 85, с. 107.

5) Соболь Н. «Про армянскую историю, еду и не только…», 2012, гл.4.5, с. 218-222.

6) Флавий И. «Иудейская война», Минск, «Беларусь», 1991, с. 54-55, 487 /по пер. с нем. Чертке Л., 1900, СПб..

7) Josephhus Flavius, 1961, 42-47.

8) Schnabel, p. 42-47.

9)Yerevanmagazine com|neuzhnoe dlya neuchey|

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top