Опубликовано: 17 ноября, 2021 в 19:51

Крым — Из истории монастыря Сурб Хач

Крымско-армянский народ внёс колоссальный и всесторонний вклад в развитие Тавриды ( соврем. Крым). Армянские монастыри п-ова хранят рукописные источники, множество христианских святых реликвий, рукописей, преданий и могут духовно украсить любой паломнический маршрут верующих христиан.

В четвёрку древних монастырей Св. ААЦ Тавриды входит знаменитая обитель во имя «Святого Креста» («Сурб-Хач»-древ.арм.; 1338 г.). Он занимает особое место в армянской архитектуре п-ова. Этот обширный древний комплекс Св. ААЦ расположен неподалёку от др. армянских монастырских обителей.

Одно из древних преданий сообщает, что в монастырь был привезён древний хачкар V-? VI в.в. Он, в своё время, находился в цитадели «Ани-Берд». После гибели Анийского царства святыню доставили в Тавриду. По источникам та древнеармянская крепость (Ани-Камах) находилась в Зап. Армении. Она известна как наследственное родовое владение нахарарской династии Вел. Князей Камсаракан.

При царствовании династии Багратидов/Багратуни это была Анийская крепость (Ани-Берд; ныне соврем.Турция). В монастыре заложили церковь во имя «Св. Знамения» («Сурб-Ншан»-древ.арм.) с колокольней, притвором и разными хоз./постройками (1358 г.).

На барабане главной церкви монастыря сохранилось древнее факсимиле армянского мастера (1358 г.). Монахи, решив обезопаситься от нападений фанатиков, предусмотрительно обнесли обитель значительной укреп/стеной (XV в.). Также братия возвела трапезную с подсобными помещениями и общежительный корпус для монахов и послушников (XVII в.).

За стенами монастыря стояла гостиница («иджеван»-древ.арм.) для постоянных мирских трудников и паломников, тоже желающих оказать посильную помощь монастырю. В XVIII в. монастырская жизнь претерпевает некоторый упадок в связи с переселением значительного числа армян в Россию. Но в XIX в. снова наступает некоторое положительное оживление.

В обители возводится 2-ой этаж над монастырской трапезной и гостиница, но уже для именитых гостей. В монастыре со времён средневековья действовали мастерские («горцатун»-древ.арм.) по изготовлению и переписке рукописей, также труждались в горцатуне и монахи-художники. Паломникам можно было приобрести творения вышивальщиков (и золото-швей), художников, ювелиров, резчиков (кость-цевка, дерево) и пр. умельцев.

Функционировала монастырская школа, где, кроме основных предметов, преподавали теологию и живопись. Монахи сами обеспечивали себя продуктами питания, крепкое монастырское хозяйство давало неплохой доход. При монастыре традиционно были высажены виноградники, сады, огороды и лечебно-травяные культурники, имелась своя пасека.

Сам монастырь стоит рядом с рекой, соответственно, братия старалась заготовить и рыбу впрок. В монастыре работала большая коптильня, рыбу монахи коптили и сушили. В эту знаменитую старинную армянскую обитель приезжали высшие сановники и мн. деятели российской культуры, например композиторы Спендиаров, Сараджев, художник И.Айвазовский, А.Грин, певица Сирайнуш, писатели М.Волошин, Е.Шах-Азиз, и др. В монастыре находится уникальная чудотворная икона Христта Спасителя.

В советский период монастырь прочно вошёл в полосу гонений — тогда монахам пришлось очень «несладко». Большевики варварски разорили древнюю армянскую святыню, были частью разграблены ценные предметы религиозного культа, частью уничтожены.

Сначала большевики экспроприировали церковные ценные реликвии, затем сожгли поместную монастырскую библиотеку («матенадаран»-древ.арм.). Далее, по приказу «самого человечного человека» В.Ульянова (Ленин), в Крыму орудовала его соратница по партии РСДРП, глава ЧК Крыма — садистка Розалия Залкинд (её партклички: «Землячка»; «Демон Революции»).

Она лично руководила пытками и расстрелами. Священникам объявили войну — поначалу монашескую братию просто выгоняли из монастырей. Но потом, согласно отлично сохранившимся рукописным распоряжениям «товарища Ленина», часть священнослужителей стали жестоко убивать, др. сажали в лагеря. (1) Через некоторое время в монастырских стенах сделали пионерский лагерь, но вскоре и лагерь упразднили. После чего монастырь пришёл в окончательный упадок и стал разрушаться.

Позднее на территории монастыря работали археологи (1960-е гг.), а в н. XXI в. эта святая обитель наконец-то была возвращена Св. ААЦ. В период нахождения Крыма в составе Украины близ монастыря во имя «Святого Креста» туристам было хорошо известно одно гостеприимное армянское поселение. Его благожелательные жители предоставляли туристам ночлег и питание в кафе с ассортиментом блюд древней национальной армянской кухни.

Если же постараться, то можно возродить древнюю армянскую паломническую традициюСв. ААЦ, которую ранее трепетно поддерживали жители Нор-Нахичевана (соврем. Пролетарский р-н г. Ростова-на-Дону) и близлежащих армянских сёл. Тогда верующие, а также любители истории могут прикоснуться ко мн. древним крымско-армянским святыням — Св. ААЦ в Крыму, также и к древним православно-халкедонитским святыням крымско-армянского народа.

*** Традиционный P.S.: никого не хотела обидеть — лишь привожу собранные из разных источников тематические сведения, а решать вам.ЯкосънамиБОГЪ/СлаваБОГУзався.

Наталья Соболь Из неизданного «Про армянскую историю, еду и не только…» Редакция Вне Строк

КОММЕНТАРИИ:

(1) Весь 1919-й г. был щедр на репрессии «самого человечного человека». По приказу В.Ленина храмы и священнослужителей объявили вне закона. В архивах России сохранилась большая коллекция, отвратительных в своей жестокости и, откровенно безобразных записок «доброго дедушки Ленина». В.Л. с маниакальной злобой призывал разорять храмы, убивать священнослужителей, работников церквей (сторожа, свечницы, звонари и пр.). Вот лишь 1 из его приказных писулек, самая невинная: «Председателю ВЧК т. Дзержинскому Ф.Э. *УКАЗАНИЕ*В соответствии с решением ВЦИК и Сов.нар.комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. ПОПОВ НАДЛЕЖИТ АРЕСТОВЫВАТЬ КАК КОНТРРЕВОЛЮЦИОНЕРОВ И САБОТАЖНИКОВ, РАССТРЕЛИВАТЬ БЕЗПОЩАДНО И ПОВСЕМЕСТНО. И КАК МОЖНО БОЛЬШЕ …

Председатель ВЦИК М. Калинин. Председатель Сов.нар.комиссаров Ульянов (Л.), 1 мая 1919 г.Так «самый человечный человек» из-за своей ненависти к Св. ААЦ, РПЦ всерьёз додумался о положительном «зерне сектанства» в жизни советского общества! Историк-масоновед Ю.Воробьевский пишет, что В.Л. настойчиво советовался с В.Бонч-Буевичем: «А не могут ли эти сообщества (сектанты; С.Н.) быть движущей силой религиозной революции?».

Он писал: «продиктовать положительную программу действий…возмущённым сектантам». После данного документа с «лёгкой руки» вождя мирового пролетариата мн. священников, служащих Св. ААЦ, РПЦ было арестовано и зверски убито по всей России (и на Дону в т.ч.). Воробьевский Ю. «5-й ангел …», с.147. Латышев А. «Рассекреченный Ленин».

ИСТОЧНИКИ:

«Арм. средневековая …», с.376. Воробьевский Ю. «5-й ангел …», с.147. Латышев А. «Рассекреченный Ленин».Броневский М. «Описание Крыма»//ЗОНО, 1867, т. III.«БСЭ», т. XXXII, с.359. Варданян С. «Развитие медицины в …», ст. Васильев А. «Путешествие византийского …». «Византийский временник», т. 56, с.127-129. «Всеобщая история Степаноса …», с.133-134. Гаврилова А. «Хачкары из фондов …», с.1.ГАЗЕТЫ: «Нор-Нахичеван», 20.05.2000, «Н.Х.Гогоев — …», ст.Дворецкий И. « Древне-греческо-…», т. I, с.315. Дрампян И., Корхмазян Э. «Художественные сокровища …», с.37-38.Домбровский О., Сидоренко В. «Солхат и Сурб-Хач», с.61,65.«Евангелие, /за 1232 г.», рукопись № 1519. Езецкая Н., Сапоницкий О. «История искусства …», т. II. ЖУРНАЛЫ: «Огонёк», 1980 (№ 1,2), Арзуманян А. «Возвращение Айвазовского», ст. Ишимова А. «История России», с.25-26, гл. «П-ов Крым …». Кафаеци Х., Армения, Мат-н, рук. № 7709, с.220«а»-244«б». Кондратов А. «Атлантиды …», с.149-151. Котляр Н. «Армяне в экономике …», с.200-201. Корхмазян Э. «Арм. миниатюра Крыма». Вестник древней истории», № 1, с.298-301/Латышев, ст. Лунин Б. «Очерки истории …», кн.I. Никольский А. «Крым от ханства до наших дней». Трофимова «Этногенез татар …», с.30-34. Сб. РИО. Т. 41. № 80. Урхаеци М. «Хронография».Хаспек, … рукопись № 7709 /за 1620 г./ Хохряков Ю. «Южный берег Крыма», с.8-9,34,40,58,58,74,79-83,94,129. ЦГАДА, ф.123, Сношения России с Крымом, кн. 2, л.892. Шелов-Коведяев Ф. «Вестник древ. истории», № 1, с.262, № 2. Челеби Э.«Сейяхатнаме». Экзарх Матфей «Описание города …».Якобсон А. «Очерки истории …», с.162. Он же «Средневековой Херсонес». Ibid. P. 78. «Хачкар» № 7/8, с.45-51.Kro-krim. narod. ru/LITERT/TATAR/nikgda./htmwww. turlocman./uKraine/3718 www.krimoved-library.ru/Чупин Г. «Предыстория …», ст. Ioannis Scylirae synopsis historearum, recenuit. I. Thurn. Berolin et. Nov Eboraci, p.321-322. P.Lemerle. La Chrondue improprement dite de Montmvasie: le contxt inisloreque et Legedaire-Pevuedes Etudes Byzantines, t.XXI, p.17. www.merond.com/threads/4834-ар.Пол.-Ук-u. …/pade 2/составитель Ксения Серикова. www.pravoslavieto.com/poklonnichestvo/syria/протоиерей Иеримия.Респондент: Адыбек Сафарян.

Фото галерея: wikipedia.org




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.