Опубликовано: 9 Февраль, 2018 в 0:02

Ему известны все тайны природы — Анания Ширакаци

Ему известны все тайны природы“Цель моя, о, любители мудрости и желающие учиться у меня: представить творчество наших предков – искусство счисления, как живой голос доброго учителя. Учитесь на моих таблицах, хотя и изложил я их кратко, представив немного из многого” (А. Ширакаци). Ширакаци, как ученый, пользовался большим авторитетом.

В народе создалось мнение, что ему известны все тайны природы. По одному из преданий, цветок “амаспюр”. Цветок этот состоит из 12 ветвей, на каждой из них цветы одной расцветки, которыми лечат слепых, глухих, душевнобольных и т.д., аромат же их придает человеку силы. Ширакаци, якобы, покинул родину и поступил на службу к правителю Венеции.

Ширакаци обучал его химии и раскрыл секрет добычи золота из воды. Таблицы умножения Ширакаци древнее на семь веков всех подобных таблиц, известных до сих пор в истории математики. Именами детей, внучек и внуков Т(Ф)ираса и Айка названы материки, горы, моря и страны (Европа, Азия, Ливия, Армения, Финикия и Киликия).

Годовой календарь из 12 месяцев первым разработал Айк Наапет задолго до Моисея. Первый храм знаний был построен Айком за тысячи лет ранее Иерусалимского храма. Все, сказал мудрец, хотя и немногое из множества, что такое сложение, вычитание и умножение, а также полностью о делении и доказательствах. С пользой приобщайся к их изучению.

Преподавая тебе сокращенно, я пытался, как введение, кратко изложить творение древних, оставив сложное и умеренно коснувшись задач и элементарного. А теперь о вопросах и решениях. 41 До последнего времени, т.е. до выявления и публикации арифметических таблиц Ширакаци, древнейшим автором четырех арифметических действий в истории математики считался Николай Артавазд из Смирнии, автор 14-го века.

Его таблицы написаны на греческом языке. Рукопись этих таблиц ныне является собственностью Парижской национальной библиотеки. Предполагалось, что Артавазд имел под рукой древний источник, так как у него имеется упоминание, что таблицы, предположительно составленные Палемидом, легендарным героем Троянской войны.

Известный специалист по истории математики профессор М.Я. Выгодский справедливо замечает: “До нас не дошло ни одного античного сочинения, в котором арифметические действия были бы предметом специального изучения или изложения… Наши источники не содержат никаких указаний относительно выполнения сложения, вычитания целых чисел. Не дошло до нас и схем “чистого” сложения”. 42 Жалоба эта была справедлива, так как еще не
были известны таблицы Ширакаци.

Новые исследования показали, что как Николай Артавазд, так и его меценат Хачик были армянами. Артавазд служил при императорском дворце в должности старшего писаря. 43 Немало армян служили в Византии в научных, административных и военных учреждениях.

Достаточно сказать, что история Византии знает около тридцати императоров-армян или претендентов на императорский престол. Следуя античным ученым, Ширакаци находит, что чувственный мир и все вещества состоят из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня; все животные, растения, деревья, плоды, человек и т.д. также состоят из соединений указанных четырех элементов.

Мир, по его меннию, представляет определенный состав смешанных друг с другом элементов. Эти элементы имеют как сотворенные, так и приобретенные качества. Разновидность их зависит от весогого размера, теплоты, холода, воды и сухости. “И возникших от него (т.е. от Творца) имеется четыре, — пишет он: — первое – это огонь, второе – ветер (воздух), третье – земля, четвертое – вода…

Они сообщаются друг с другом благодаря общим качествам. Природой огня является теплота и сухость, природой воздуха – теплота и влажность, природой воды – влажность и холод, и природой земли – холод и сухость. И при общении они (элементы) берут качества друг друга” (Ширакаци).

Природу Ширакаци представляет в процессе движения и изменения: все вещи, без исключения, движутся и подлежат изменению; со временем существующее старое образование разлагается, а вместо него возникает новое. На основании ряда примеров, приведенных из реальной жизни, он приходит к следующему научно-философскому заключению: “Возникновение есть начало разложения, а разложение, в свою очередь, есть начало возникновения и вследствие этой невредимой противоположности мир приобретает свое существование”44.

Из этого вытекает, что в телесном мире ничего не исчезает, ничто не уничтожается, а из одной формы превращается в другую. В этом утверждении Ширакаци стихийно выражает
закон сохранения материи. По мнению Ширакаци, небо движется с востока на запад, а все небесные тела – в противоположную сторону. Для иллюстрации сказанногоон приводит следующий пример, взятый у языческих ученых: “…муравей может служить тебе примером; возьми муравья, положи его на жернов и посмотри, почему он движется против движения жернова.

Это так, ибо он не может идти ни в сторону, ни параллельно движению жернова, так как жернов движется быстрее, чем муравей, и сбрасывает его, именно поэтому он вынужден двигаться в противоположном движению жернова направлении. А жернов, благодаря своей скорости, уносит его с собой в ту сторону, в которую вращается сам.

И опять таки, если положить муравья на дугу жернова, то он также будет двигаться в противоположном (движению) направлении, но так как движение дуги очень быстрое, то она (дуга) унесет его с собой; не успеет муравей пройти третьей части дуги, как дуга, с большой быстротой вращая его с собой, спустит и сбросит”45.

Ширакаци вслед за Птолемеем придерживается геоцентрической точки зрения и считает, что земля находится в центре вселенной. По его мнению, наш земной шар окружают семь поясов, которые расположены один над другим. В самом верхнем поясе находится эфир (եթեր). Нижний пояс окружает землю. За нижним поясом находятся луна и пять планет, за ними идет пояс солнца и т.д.

По вопросу о форме земли, как известно, в разное время высказывались различные
точки зрения. Отцы церкви отвергали шарообразность земли. “Ибо он (Бог) основал ее (т.е.
землю) на морях”,- читаем мы в “Псалтыре” (Библия, Псалтырь, 23, 2). Александрийский
монах Косьма Индоплевст, например, в своей “Христианской топографии” (в первой половине VI века) опровергает мнение о том, что земля имеет шарообразную форму.

Ширакаци убежден, что земля имеет шарообразную форму, и эту точку зрения неоднократно высказывает в своих работах. “Земля, — пишет он, — кажется мне яйцеобразной формы; как желток шарообразно находится в середине, белок – вокруг него, а скорлупа окружает все, так и земля находится в центре, подобно желтку, воздух – вокруг нее, подобно, белку, а небо окружает все, подобно скорлупе” (Ширакаци). При этом Ширакаци излагает свой взгляд о форме земли, противопоставляя его другим точкам зрения, в том числе и библейской. “Некоротые из добрых языческих философов, — пишет он, — говорят, что она (земля) имеет форму шара.

Другие же (говорят), что она – шестигранный куб, поднятый наверх и установленный в середине неба…” (Ширакаци). Следует учесть, что в период мрачного средневековья было большой смелостью высказывать мнение, не соответствующее точке зрения официальной господствующей религии.

Высказывание относительно шарообразности земли находим в работе Ширакаци “О вращении небес”. “И вот, — пишет он, — то верхнее небо, которое греки называют эфиром, а халдеи – плотным огнем… замкнутое в самом себе, своей неразрывной сущностью, естественным соединением, подобно сводчатому потолку, правильным охватом гладкой округлой (формы) оно распростерлось вокруг шарообразной земли (своим) непрестанным и неотделимо быстрым вращением, невидимой материальностью, лишь разумом познаваемой” (Ширакаци).

В своей “Географии” Ширакаци подвергает резкой критике точку зрения, распространенную тогда и признанную христианской церковью, согласно которой земля имеет четырехугольную плоскую форму и стоит на море: “Языческие сумасшедшие философы говорят о море, что оно стенообразно окружает землю, а земля находится посреди моря как остров, вода же зиждится на воздухе”. 46

Ширакаци отмечает в своей “Географии”: “Говорят, что океан окружает не только жаркий пояс, а весь земной шар. Константин Антиохский в своей “Христианской топографии” на этой основе утверждает, что ковчег пришел из восточных стран, а Птоломей утверждает, что не океан окружает землю… и это правильно”, — заключает Ширакаци. Принимая яйцеобразность земли, необходимо было объяснить: на чем она держится в космическом пространстве, почему не падает вниз?

Ширакаци дает оригинальное объяснение: он находит, что создателями равновесия земли являются две противостоящие силы: “Земля со своей тяжестью имеет склонность спускаться вниз, а ветер со всей силой старается поднять землю наверх. В этом причина того, что земля не падает вниз, а ветер не поднимает землю наверх” (Ширакаци). Эта точка зрения до научного объяснения Ньютона являлась более реалистичной, чем все другие. Кстати, немало европейских ученых средних веков, позднее Ширакаци, стояли на этой точке зрения.

В научной литературе она называется “теорией вихрей”. С вопросом о шарообразности земли тесно связана проблема об антиподах. Христианская космография отрицала существование людей и живых существ на противоположной стороне земли. Ширакаци затрагивает этот вопрос. Он пишет: “…согласно пророкам, всему священному писанию и церковным учителям, нет вообще существ обитаемых на нижней стороне (земли), однако я признавал существование антиподов” (Ширакаци).

Влсед за этим он рассказывает сон о том, как встретившись с сольнцем, он спрашивает его об антиподах, и солнце отвечает, что с противоположной стороны земли антиподов нет, так как оно “дает свет только горам, оврагам и безжизненным пещерам”. В этом вопросе Ширакаци, к сожалению, отступает от верной точки зрения, не стремясь подвергнуть сомнению “божественные утверждения”.

В своем космографическом труде Ширакаци приводит греческую легенду о том, что Млечный путь, якобы, является молоком из груди богини Геры, жены Зевса, разбрызганным по небу и подвергает критике эту и подобные легенды, называя невеждами тех, кто считает Млечный путь покрывалом Персефонии или тропиком, по которому гнал Геракл стадо Герона.

В связи с этим Ширакаци критикует также местную армянскую легенду о том, что армянский бог войны Ваагн в суровую зиму украл солому у ассирийского бога Баршама и по возвращении рассыпал ее по небы (в Армении Млечный путь называют “дорогой соломокрадца” (“Հարդագողի ճանապարհ”).

“Отбросьте все это в сторону, боголюбцы, и не прислушивайтесь к подобным словам, ибо добрые философы сказали о нем, (о Млечном пути), что это множество скопившихся звезд, слабых и сильных (больших и малых), свет которых из-за неясной видимости воспринимается одинаково” (Ширакаци).

В своей “Космографии” Ширакаци подробно останавливается на затмениях Солнца и Луны, противопоставляя свою точку зрения мнению халдейских астрологов, связывавших затмение Луны и Солнца с движением небесного дракона, который якобы старается проглотить Луну и Солнце. Этим объясняется и то, что в прошлом во время затмения били в колокола, поднимали крик, стараясь “помешать дракону”. А Косьма Индокоплевест считал, что при затмении солнце скрывается за высокой голорй.

Были и такие мыслители, которые утверждали, что при затмении Солнце пропадает. Ширакаци критикует их всех, называет невеждами и дает научное объяснение этому явлению. По мнению ширакаци, затмение происходит тогда, когда Луна, Солнце и Земля располагаются на одной прямой. “И если ты немножко понаблюдаешь, увидишь, что Луна двинется вперед, и по мере того, как она начнет сходить (с Солнца), солнечный свет будет прибывать.

И ты увидишь Солнце половинчатым, наподобие лунного рожка, пока с него не сойдет Луна. Итак, Луна является причиной солнечного затмения, так и Солнце – причиной лунного затмения, ибо когда лучи его заслоняются Землей, поркытая тенью Земли Лина виднеется без света” (Ширакаци). Говорят также, что добро и зло от нас не зависит и что их начало находится не в нас, а в непроизвольном расположении звезд в момент рождения, не зависящих от нашей воли.

Если бы это было так, то излишне были бы законы. Излишне были бы и судьи, воздающие почести добродельному (человеку) и карающие злодеев справедливым судом, ибо дерзость и порочность вора, якобы (определяется) волей рока рождения, а не преступной волей самого убийцы, ибо даже если бы пожелал отвратить свою руку от убийства, не смог бы жить не совершая зла, так как природа его рождения принуждала бы его идти на убийство.

Ширакаци приходит к заключению; “Если в маленького, ни в чем не повинного новорожденного ребенка бог внедряет злость, тогда злым является сам бог” (Ширакаци). Говоря о движениях небесных светил, Ширакаци следует теории Птолемея, которая находила практическое применение в мореходстве: “Я принимаю, — пишет Ширакаци, — как свою (концепцию) древних о движении Солнца и других светил, согласно которой они движутся не по кругу, а вращаются петлеобразно, подобно волчку, запущенному на гладкое место” (Ширакаци).

С движением Солнца и Луны Ширакаци связывает смены времен года, в результате чего изменяется длительность дня и ночи. Ночь, по определению Ширакаци, является тенью Земли. Когда Солнце спускается на юг, на севере увеличивается дорога тени и наоборот. “…

Зима бывает по следующей причине: — пишет Ширакаци, — когда Солнце спускаясь, удаляется на юг и там удлиняет свое движение, тогда здесь, на нашей стороне, все больше увеличивается долгота ночной тени, т.е. темноты. И когда Солнце спускается в южную сторону, то начинают дуть сильные, морозные ветры навстречу (теплем) воздушным массам, которые окружают землю… Когда же Солнце постепенно начинает подниматься с южных стран и доходить до середины неба, оно поровну делит время между днем и ночью. Дивным образом разделяя времена года” (Ширакаци).

Ширакаци считает, что Солнце по своим размерам во много раз превосходит Луну и Землю. В действительности, утверждает Ширакаци, Солнце мало из-за большой отдаленности. Чтобы доказать величие Солнца, Ширакаци приводит факт затмения Солнца: “При убывании солнечного света, что мы называем затмением, видно, как середина Солнца покрывается темным кругом, и солнечный свет в виде каймы слабо виднеется вокруг темного круга.

Это и есть Луна, которая, находясь против Солнца, заслоняет от нас его свет, но не полностью, ибо она меньше него и недостаточна для прикрытия всего (солнечного) диска” (А.Ширакаци). Имеет ли Луна собственный свет или она получает его от Солнца – этот ворпрос был предметом специльного изучения у Ширакаци. Ширакаци приводит мнение двух авторитетных церковников, которые находят, что диск и свет Луны отличаются от диска и света Солнца; поэтому Луна имеет свой собственный свет.

Ширакаци сначала как-будто соглашается: “…бог дал Луне отдельный свет и никого (из своих созданных) не обошел” (Ширакаци). Но вслед за этим утверждением Ширакаци заявляет: “…я из множества мудрствований принимаю то, что (лунный свет) – от Солнца” (Ширакаци). Известный знаток истории календаря Россовская, сравнивая армянский календарь с египетским, пишет: “В языческий период армянские месяцы, как видно, разделялись не по неделям, а по декадам: месяц состоял по форме египетского календаря из трех декад. Разница между этими двумя календарями состояла в том, что если египетский новый год был приурочен ко дню летнего солнцестояния, то армянский – к весеннему равноденствию”. 47

Начало армянского календаря, по преданию, связано с именем армянского мифического родоначальника Гайка, в год, когда Гайк победил Бэла и убил тирана, начинается армянское летосчисление — “гайканский цикл”. По рассчету Африкана и Евсевия, это произошло в 2492 году д.н.э. В другом варианте того же предания, который записан Ширакаци, имена армянских месяцев соответствуют именам сыновей и дочерей Гайка.

“Навасард, Ори, Сахми, Мехеки, Ареги и Марери, — пишет Ширакаци,- являлись дочерьми Гайка, а Тре, Кахоц, Арац и Ротиц — цыновьями”. Это, конечно, неверно, так как названия месяцев, и этимология их как выяснено лингвистами в большинстве своем связаны с сельскохозяйственными работами. Бесспорно, что Армянский календарь весьма дреяний. Зарождение его относится к периоду, когда Армения находилась в близком соседстве с такими древними народами, как вавилоняне, ассирийцы и египтяне, которые имели довольно развитые календари.

Но нельзя сказать, что он просуществовал без изменений до Ширакаци. По мнению Хоренаци, реформа армянского календаря была проведена в царствование Арташеса I (189-150 д.н.э.). Он сообщает, что до Арташеса науке и искусству не уделялось должного внимания. Оставался без внимания также армянский календарь. 48

С именем Ширакаци связано не только “армянское великое летосчисление”, но и одно из летосчислений сотворения мира. Об этом интересные сведения сообщает нам Ованес Имастасер. “По хронике Андреаса от Адама до армянского летосчисления насчитывается 6155 лет, по имперской истории – 5761, по Ананию Ширакаци – 5198, по Епифану – 6053 лет, по еврейскому – 6289, по другому еврейскому, которым пользуются наши, — 5824, по шарматийскому – 5832, по 532-ым таблицам — 5976”.

Академик Шанидзе указывает на то, что “грузинские списки албанских месяцев восходят к армянским”49. Приводится следующая последовательность названий месяцев: Навасарди, Ори, Сахми, Тре, Кахоц, Арац, Мехеки, Ареги, Ахки, Маргац, Марери, Ротиц, Авеляц. Как видно из календарных трудов Ширакаци, названия имели не только отдельные армянские месяцы, но и каждые 30 дней месяца, как это имело место в древнеперсидском и египетском календарях.

Безусловно, что названия дней армянских месяцев существовали в древней Армении еще в языческий период. Свидетельство этого – названия языческих армянских богов: Арамазд, Анаит, Астхик, Ваагн, Михр и другие. В древнеармянском календаре имелись отдельные названия также всех дневных и ночных часов. Ценными календарными трудами являются “Слово по поводу святой Пасхи” и “Речь по поводу Богоявления” Анания Ширакаци.

В них затронуты такие научные вопросы по теории календаря, которые представляют большой интерес не только для истории армянского календаря, но и для истории календаря ряда других древних народов. Не случайно Ф.Конибер перевел оба этих текста на английский язык и обнародовал их. Из дошедших до нас научных трудов Анания Ширакаци исключительную ценность представляют его “Таблицы лунного круга”.

Текст географии начинается с предисловия, где автор, во избежание обвинений и критики консервативных клерикальных кругов, старается объяснить, почему он не руководствуется сведениями Библии, а обращается к трудам античных языческих ученых. “Не найдя в святом писании ничего обстоятельного о землеописании, кроме редких, разбросанных и в то же время трудно постигаемых и темных сведений, мы вынуждены обратиться к писателям языческим, которые установили географическую науку, опираясь на путешествия и мореплавания, и подтвердили ее геометрией, которая обязана своим происхождением астрономии”.

“Ашхарацуйц” состоит в основном из двух частей: в первой части дано общее землеописание, а во второй – описание отдельных стран, известных в то время. Ширакаци останавливается также на принципе определения поясов и градусов земного шара. Ценным является также описание европейской Сарматии (русский перевод Патканяна опубликован в XI номере “Журнала Министерства народного просвещения” за 1885 год: “Девятую страну Европы составляет европейская половина Сарматии, к востоку от Германии, начиная от реки Хистули (читай: Вистули) и гор, носящих то же название (т.е. Сарматских).

Она простирается по берегу Северного океана до неизвестной страны и до восточных оконечностей горы Рипа, откуда истекает река Танаис, которая, направляясь на юг, разделяет Сарматию на две части: на восточную в Азии и западную в европе, до впадения своего в море Меотис… Граница идет по Понту до реки Тирас (Tyras), которая отделяет Дакию от Сарматии. В Сарматии множество мелких стран.

Христианам принадлежит Таврический полуостров, т.е. Херсонес, между озером Бюке (Вусе), морями Меотис и Понтийским до впадения Картинитской реки в залив того же названия. Остальная область принадлежит язычникам, часть которых называется амаксабами, т.е. живущие в телегах. В Сарматии семь круглых гор, из которых в Понт втекает много рек. Некоторые из последних, соединившись вместе, образуют одну реку, называемую Кочо. Есть там небольшое озеро, два острова и два копища”.

В описании того или иного района Армении “Ашхарацуйц” дает не только границы и находящиеся в них главные реки, горы и т.д., но также характерные этим районам растения, минеральные богатства и т.д.

О высокой Армении, например говорится, что там “много дичи, минеральных вод и соляных копей”; в Четвертой Армении упоминаются “бериллий, дичь, птицы, рыбы”; в Ахдзинке – “нефть, много железа, чернильный орех”; в Туруберане -“габзе” (сладкая манна), мед, белая нефть и железо”, в Арцахе — “мумия”; в Пайтакаране “несметное количество хлопка (բամբակ) и самородный ячмень”; в Гугарке — “аналут”, деревья: ачар, айва и бук”; в Тайке произростали “фига, гранат, айва, древесный ладан (պտղախունկ) и миндаль”, в Айрарате находят “червей из корней неизвестной травы, служащих для приготовления красной краски (Որթան կարմիր)” и т.д. Понятно, что эти сведения имеют большую ценность для исследователей экономической жизни Армении периода раннего феодализма.

Отрывок из статьи: Концептуальная антропология знания, просвещения и мудрости
(системотехника эволюционной эпистемологии познания “дерева добра и зла”) Проф. Г. Ваганян

40 Աղբյուր՝ А. Абрамян, Г. Петросян. Анания Ширакаци, издательство ЕГУ, Ереван, 1970.

41 Рукопись Матенадарана N699, стр. 185а) – стр. 60.

42 М.Я. Выгодский, Арифметика и алгебра в древнем мире, Л. 1941, стр. 192. 43 Ն.Ադոնց, Պատմական ուսումնասիրություններ, փարիզ, 1948, էջ 235-236.

44 А.Ширакаци. Космография, стр. 63.

45 А.Ширакаци, Космография, стр. 78-79.

46 Ա. Շիրակացու մատենագրությունը, էջ 318). – стр.78.

47 В.А. Россовская, Календарная даль веков, Л.-М., стр. 39.

48 Մովսես Խորենացի, Հայոց պատմություն, էջ 188.

49 А.Г. Шанидзе, Язык и письмо кавказских албанцев, Вестник отделения общественных наук N1, 1960г.,
стр.179.


ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ


2 комментария

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.