Опубликовано: 18 Сентябрь, 2019 в 21:22

Богиня Анаит в пантеоне богов Древней Армении

Богиня Анаит в пантеоне богов

Об армянской языческой богине Анаит отдельной монографии не существует. Армянские и иностранные исследователи в своих трудах об армянской языческой религии на культе Анаит останавливались мимоходом, и поэтому культ богини оставался неизученным и часто истолковывался неправильно.

Некоторые из армянских исследователей (Н. Тагаварян, Б. Сарксян, А. Глтчян, Е. Дурян), придерживаясь мнения европейских ученых (Фр. Виндешмана, Г. Гельцера, П. Штакельберга, Н. Доленса), считают что культ Анаит имеет персидское происхождение и привнесен в Армению из Ирана.

Профессора Н. Эмин и X. Самвелян, отвергая иранское происхождение этого культа, усматривают его связь с вавилонской богиней Иштар. Академик Капанцян в своих трудах об армянской языческой религии впервые правильно указал на то, что корни культа богов армянского пантеона нужно искать не в Иране или Месопотамии, а в культуре народов Армянского нагорья (хайасов,. урартийцев, митанийцев и др.).

Анаит, как богиня плодородия, плодовитости и деторождения, имеет прямое отношение к религиозному гетеризму. И если Н. Эмин, А. Глтчян, Г. Гельцер отрицали существование гетеризма в Армении, то мы, основываясь на богатый библиографический, этнографический и археологический материал, доказываем существование гетеризма в Армении еще в глубокой древности, пережитки которого сохранились вплоть до первой половины XIX века.

Анаит, в период возникновения ее культа, одновременно была и богиней войны, что мы видим также в культе однородных богинь (Иштар, Кибела, Атемида). Библиографические материалы и тексты молений подтверждают эту мысль.

Следует особо подчеркнуть, что в первоначальный период богиня-мать вмещала в себе функции многочисленных божеств, являясь как бы единой универсальной богиней. Она являлась богиней войны, плодородия, воды, любви и пр., и только впоследствии произошло раздробление этих функций между различными божествами.

Анаит, как богиня плодородия, одновременно выступает в роли покровительницы садоводства, зерновых культур и скотоводства. Культ богини- матери имел тесную связь с культом вола, быка и коровы, что свидетельствует о связи культа Анаиг с тотемизмом.

Известно, что одной из отличительных черт тотемизма является оказание особых почестей тотему и стремление сохранить его у себя. Впоследствии на этой основе возник обычай содержания тотемов-животных в окрестностях языческих храмов.

Любопытно то, что эти обычаи в виде пережитков сохранились до конца XIX века; как свидетельствуют братья Кюмон, в окрестностях Ерзнка (где находился храм Анаит) в половине XIX века свободно паслись стада нетелей. То же можно было встретить и в других местах, где имелись храмы, посвященные Анаит. Это несомненно говорит о том, что связанный с Анаит культ вола, быка и коровы имеет глубокие корни и погребен во мраке тотемизма.

Храмы и капища, посвященные Анаит, имелись во всей Армении. Наиболее значительными из них были следующие: в Еризе (провинция Екелесена), где находился ее главный и знаменитый храм, Арташате, Армавире, Аштишате, Аторн Анаита – престол Анаит (Верхняя Армения, пров. Арюц)г Дарбноц-каре (пров. Андзевацяц в Васпуракане)г Багаране, Тирин-Катаре (пров. Тарон), Анаита- дзоре (пров. Кашуник в Сюнике) и т. д.

По свидетельству историков, в главных храмах Анаит установлены были золотые, а во второстепенных—медные статуи богини. Из многочисленных статуй Анаит в настоящее время найдена только голова одной из них вместе с рукой; она была обнаружена в Сатале, южнее Трапезунда, и находится в Британском музее.

Храмы Анаит были чрезвычайно богаты: они имели громадные земельные владения, а также многочисленные изделия из золота, серебра и других драгоценных камней. Богине Анаит был посвящен также ряд праздников, однако до нас дошли крайне отрывочные упоминания о них. Многие исследователи вели полемику относительно даты того или иного праздника.

Однако в последнее время в одной из рукописей Матенадарана (Государственное хранилище рукописей Армянской ССР) найдено упоминание о том, что весенний праздник Анаит происходил шестого апреля, которое полностью подтверждает нашу датировку этого праздника.

Следующий праздник в честь Анаит имел место в июле и дошел до нас под названием Вардавар.

Некоторые ученые (Г. Алишан, Тагаварян и др.) этот праздник связывали с богиней любви Астхик, а слово вардавар выводили из слова вард (роза), однако академик Г. А. Капанцян доказал, что слово вардавар произошло от хеттских слов ward и arr, при этом слово ward означает вода, а слово arr —мыть; слово arr в данном случае употреблено в смысле обрызгивать, кропить.

Основываясь на богатые этнографические материалы, мы доказываем, что этот праздник был связан с культом воды и никакого отношения к розе не имеет; кстати, следует заметить, что в половине июля, когда происходит этот праздник, роз не бывает. Из приведенных материалов отчетливо видно , что вардавар был посвящен не богине любви, а богине плодородия, урожайности и плодовитости.

Самый же большой праздник, посвященный Анаит, происходил 15 числа месяца Навасард (в половине августа), который справлялся весьма пышно и торжественно. С особым великолепием и роскошью он праздновался в Еризе, где находился ее главный и самый знаменитый храм. В торжествах участвовал сам царь со своей свитой.

Этот праздник был связан с временем поспевания и сбора зерновых культур и плодов и превращался в праздник урожая и плодородия.

Изучая пережитки, связанные с культом Анаит, мы установили, что с утверждением христианства культ Анаит не исчезает, а продолжает свое существование под новым именем Марии-богоматетери («успение богоматери»), которая переняла почти все черты культа Анаит.

Не случайно, что по разрушении храмов Анаит тут же, на их развалинах, были воздвигнуты церкви и монастыри, посвященные богоматери. Праздники, посвященные Анаит, продолжают справляться вокруг тех же церквей и монастырей даже в те дни, но под именем богоматери. Все это говорит о том, что Мария-богоматерь является преемницей Анаит и пережитки культа последней необходимо искать в культе богоматери.

Как известно, Анаит приписывали исцелительные свойства. Мария-богоматерь также наделялась этими свойствами. Из всех местностей стекались паломники в монастыри богоматери на богомолье испрашивать о даровании здоровья.

У Анаит, как богини деторождения и плодородия, бездетные женщины испрашивали ребенка, а беременные—легкое деторождение; то же самое испрашивают у Марии в христианскую эпоху.

Особой популярностью пользовались монастыри богоматери в Еризе, Арджесе, монастырь Огоц- ванк в провинции Андзевацяц и др.

По данным историков и свидетельствам путешественников, как в окрестностях храмов Анаит, так и Марии-богоматери свободно бродили быки и нетели, помеченные знаком богоматери, и никто не имел права их трогать.

Более того, если у кого бы то ни было в хозяйстве рождалось животное (бычок или телка) с пометкой богоматери, т. е. с белой полоской на лбу, то хозяин должен был передать его в монастырь.

Связанные с культом Анаит пережитки религиозного гетеризма, подвергаясь некоторой эволюции, сохранились до середины XIX века, и если в раннюю эпоху основным мотивом гетеризма было приношение богине-матери в жертву девственности, то в XIX веке идея приношения в жертву девственности совершенно исчезает, уступив место плодовитости; теперь обряды, носящие характер гетеризма, имеют единственную цель—оплодотворение при помощи святых.

Свидетельством популярности Анаит является факт широкого распространения имен Анаит и Анаис по всей Армении; кроме того, все те эпитеты, которые были присвоены Анаит: оскемайр (злотоматерь), оскетцин (злоторожденная), оскехат (резанная, т. е. сделанная из золота), впоследствии превратились в собственные имена и сохранились вплоть до наших дней.

Если раньше Анаит посвящались селения, ущелья и даже целые провинции, то в эпоху христианства это делается в отношении Марии-богоматери.

В различных местах—в Сюнике, Васпуракане, в провинции Басен Айраратской области, в провинции Гохтан—существовали посвященные Марии- богоматери и носящие ее имя селения.

То обстоятельство, что богиня Анаит, как ни одно другое божество армянского языческого пантеона, оставила столь глубокие следы в Армении, объясняется исключительно широкой популярностью и распространенностью ее культа.

В этой работе пересматриваются мнения тех ученых, которые считали, что Анаит иранского происхождения и что все боги и богини армянского языческого пантеона привнесены из Персии и Месопотамии.

Мы утверждаем, что армянская языческая религия имела слабые связи с Месопотамией и в особенности с Персией и что Анаит— коренная армянская богиня, культ которой был вполне оформлен еще в стране Хайаса-Аззи и оттуда в VII—VI веках до н. э. распространился по всей Армении. В III—II веках до н. э. Анаит превращается в общенародную богиню армян, оставляя в тени культы других богов и богинь.

В эпоху династии Арташесидов Анаит уже была главной богиней, которую историк Агафангел характеризует как хранительницу и кормилицу страны.

К. В. Мелик-Пашаян (на армянском) Культ богини анаит академия наук Армянской ССР институт археологии и этнографии




ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.