Армяне, указывая на историческую и культурную значимость Арцаха, нередко подчеркивают, что «Корона Армянского Царства находится в Нагорном Карабахе». Изображение же самой короны – тиары царя Тиграна II Великого (правившего в 55-95 гг. до н.э.) – можно найти на государственном гербе Нагорно-Карабахской Республики. Корона символизирует связь современного армянского государства в Нагорном Карабахе с аристократическими династиями античной и средневековой Армении.
Главным звеном этой цепи символов является династия Асан-Джалалянов, древний феодальный род которой назван в честь правившего в 1214-1261 гг. Асана Джалала Вахтангяна – владетельного армянского князя и основателя Собора Св. Иоанна Крестителя в Гандзасаре.
На сегодняшний день Асан-Джалаляны являются единственным сохранившимся родом, который имеет прямую связь с армянскими царскими династиями Багратуни и Арцруни. В свою очередь, через античную армянскую династию Араншахиков и ее родоначальника Арана, корни Асан-Джалалянов уходят вглубь веков, к легендарному прородителю армян Хайку, сыну Торгома (Тогармы) и праправнуку библейского Иафета – одного из трех сыновей Ноя. Таким образом, Асан-Джалалянов можно по праву считають одной из самых древних аристократических династий на планете.
В последнее время ряд литераторов создали несколько произведений пытающихся представить подобные экскурсы в историю в жанре занимательных исторических повествований. Одним из таких произведений является «Код да Винчи» американского писателя Дэна Брауна. Книга Брауна стала международным бестселлером: она переведена на 44 языка и издана общим тиражом более чем 60 миллионов копий. Роман, написанный в жанре интеллектуального детективного триллера, смог пробудить широкий интерес к легенде о Святом Граале и роли Марии Магдалины в истории христианства.
При всех художественных достоинствах книги, неоспорим тот факт, что произведение Дэна Брауна – всего лишь авторский вымысел, использующий некоторые представления взятые из неканонических (апокрифических) христианских трактатов. Напротив, генеалогическое древо Асан-Джалалянов не является вымышленным.
Члены этой династии были живыми свидетелями и активными участниками исторических событий седой старины. В наши дни мы прослеживаем историю Армении, Карабаха и рода Асан-Джалалянов не только по историческим записям их современников, но и по высеченным на стенах храмов и хачкаров старинным надписям и символам.
Сегодня прямые потомки Асан-Джалалянов живут и творят среди нас, продолжая родовую линию патриархов Ветхого Завета, родоначальников армянского народа и монархов Армянского Царства. Асан-Джалалянов можно найти как в самом Нагорном Карабахе (в поселке Ванк, под Гандзасаром, и в Степанакерте), так и в Армении, России и даже в США.
Асан-Джалаляны: потомки царских династий Армении
Предки Асан-Джалалянов, владетельные феодалы некогда могущественного Хаченского Княжества, непосредственно связаны с царскими династиями средневековой Армении.
Работы сразу нескольких армянских историков, таких как Мовсес Хоренаци (5-ый век), Мовсес Каганкатваци (7-ой век) и Киракос Гандзакеци (13-ый век), указывают на то, что прямыми предками основателя династии Асана Джалала Вахтангяна по мужской линии были князья Араншахики, правители армянского Агванского Царства, и князья Сюни – нахарары (т.е. самые знатные вельможи) провинции Сюник, которая граничала с Арцахом на западе.
Мать Асан Асана Джалала, Хоришах, приходилась родной сестрой братьев Иванэ и Закарэ Закарянов – армянских князей из Грузии, освободивших Армению и Грузию от ига турок-сельджуков. Через Закарянов, Асан Джалал родственнен армянским Багратидам, правителям Ани, восстановившим независимое армянское государство в 885 г., и Арцрунидам – основателям армянского Васпураканского Царства, располагавшегося вокруг озера Ван.
Американский историк Роберт Хьюсен подтверждает, что через своих предков из династии Михранян (Михранидов), князей северо-арцахского округа Гардман, Асан Джалал также мог претендовать на родственную связь с имперской персидской династией Сасанидов.[1]
Значение династии Багратуни в армянской истории трудно переоценить. Как известно, Армянское Царство было основано в 6-ом веке до н.э. династией Ервандуни (Ервандидов или, в греко-римских источниках – Оронтидов). Это произошло непосредственно после упразднения Араратского Царства (т.н. «Урарту»).
Зенит могущества Армянского Царства приходится на годы правления Тиграна II Великого (95-65 гг. до н.э.) – монарха из династии Арташесян (Арташесидов). Тигран успешно противостоял Риму, а его государство, иногда именуемое Армянской Империей, простиралось от берегов Средиземного моря до вод Каспия. [2]
Несмотря на былую силу армянского царства, расположение страны на важном геополитическом перекрестке делало ее уязвимой влиянию соперничающих империй. В 387 г., спустя 86 лет после того как Армения стала первым в мире христианским государством, страна потеряла независимость и начался ее раздел между Византией и Персией.
Персидская часть Армении оставалась самоуправляемым царством вплоть до нашествия арабов в 7-ом веке. Когда же Арабский Халифат ослаб, Ашот I Багратуни (Багратид) сумел консолидировать армянские княжества и вновь провозгласить независимость.
В 885 г. независимость Армении признал Багдад, а в 886 г. – Константинополь, а Ашот I был коронован царем. [3] Для того чтобы расширить свои владения и собрать под флаг полунезависимые княжества Армянского Нагорья, Багратиды вступали в супружеские альянсы с местными феодалами, а тех кто сопротивлялся централизации власти – принуждали к вассальной зависимости силой оружия.
К 11-ому веку царство армянских Багратидов пало под натиском орд турок-сельджуков, кочевников-завоевателей прорвавшихся в Закавказье из Средней Азии. После многих лет упорного сопротивления противнику, часть армянской знати и населения покинуло некоторые территории Армении и, продвинувшись к побережью Средиземного моря, основало Армянское Киликийское Царство (1078-1375) в Малой Азии. Констандин I Рубинян (1095-1100), царь армянской Киликии, поддержал Первый Крестовый Поход, а его последователи добились признания Киликии независимым государством со стороны Византии и западноевропейских монархий.
Несмотря на то, что целый ряд армянских царств и княжеств – таких как Хаченское Княжество Асана Джалала Вахтангяна – продолжали свое автономное существование в хорошо укрепленных горных районах страны, объединенное царство Багратидов было последним армянским государством, которое контролировало большую часть исторической Армении. Армянское Киликийское Царство, которое во многом заменило собой объединенную Армению Багратидов, в отличие от последней располагалось вдали от традиционных армянских земель.
Асан-Джалаляны: потомки прародителя Хайка и ветхозаветных патриархов
Царское происхождение рода Асан-Джалалянов является фактом огромного культурного и даже политического значение. Однако, пожалуй еще более интригующим является прямая связь Асан-Джалалянов с миром библейских патриархов и эпических родоначальников армян.
Отцовская линия основателя династии Асана Джалала Вахтангяна происходит от Араншахиков (арм. Առանշահիկներ) – клана древних правителей армянских провинций Арцах и Утик. Название рода «Араншахик» означает род «шахов» (т.е. монархов) берущих начало от Арана, одного из правнуков Сисака – первого правителя армянской провинции Сюник (отсюда и альтернативное название Сюника – Сисакан).
Согласно легендам записанным армянским историком 5-го века Мовсесом Хоренаци, Сисак был сыном Гехама и внуком Хайка – главного персонажа героического эпоса об основании армянского народа. Согласно традиции, Хайк был сыном Торгома (Тогармы) и праправнуком Иафета – сына библейского Ноя.
По имени патриарха Хайка армяне именуют себя «хай» [hай], и свою страну – «Хайк» [hайк].
Самым известным монархом из династии Араншахиков был Вачаган II Благочестивый (арм. Վաչագան Բ Բարեխաշտ) – воспетый в легендах и сказаниях правитель Агванкского Царства. Он правил в 5-ом веке и был известен благодаря своей вере во Христа, основанием большого количества церквей и школ, а также благодаря так называемой «Агвенской Коституции» (арм. Սահմանք Կանոնական) – первого сохранившегося армянского конституционного указа.
Прах царя Вачагана покоится в монастыре Джрвъштик (Св. Апостола Егише), расположенного в Мравских горах, на севере Нагорно-Карабахской Республики (в 30 км к северо-востоку от Гандзасара). В течении веков, склеп Вачагана Благочестивого являлся местом поломничества верующих всего Восточного Края Армении.
Об основании династии Араншахиков рассказывает Мовсес Каганкатваци (7-ой век) – уроженец Арцаха и историк Восточного Края Армении. Каганкатваци во многом повторяет повествование двух глав «Истории Армении», написанной автором 5-го века, «отцом армянской истории», Мовсесом Хоренаци.
Согласно Хоренаци, основателем данной династии был Аран, потомок патриарха Сисака (эпонима армянской княжеской династии Сюни). Князья Сюни – правители Сюника (10-ой провинции древней Армении) – занимали особое место в армянской аристократической иерархии благодаря тому, что поставляли самый большой воинский контингент в армянскую армию. [4]
По описанию Хоренаци и Каганкатваци, Аран вошел в историю благодаря царю Армении Вагаршаку I, когда тот поручил ему властвовать от его имени над восточными провинциями своего царства. Данное повествование можно найти в главе четвертой Первой Книги «Истории Страны Агванк» Каганкатваци и в главе пятой «Истории Армении» Хоренаци:
«При установлении порядка у жителей северных он [Вагаршак] созвал [представителей] пришлых диких племен, живущих в северной равнине и у подножия Кавказских гор, в долинах и ущельях к югу, до того места, где начинается равнина, и приказал им прекратить разбой и вероломство, и платить покорно царские подати.
Затем [царь] назначил им вождей и правителей, во главе которых по приказу Вагаршака был поставлен некто из рода Сисака, одного из потомков Иафета, по имени Аран, который унаследовал долины и горы страны Агванк, от реки Ерасх до крепости Хнаракерт. Из-за его [Арана] мягкого нрава страна эта была названа Агванк, ибо из-за мягкого нрава звали его Агу. Многие храбрые и знатные из потомков этого Арана, говорят, были назначены Вагаршаком Партевом наместниками и тысячниками.» [5]
Далее в тексте Каганкатваци напрямую указывает на связь Араншахиков с родоначальником армян Хайком. В одной из главе его книги описывается кровавый конфликт между автохтонами-Араншахиками и пришлым княжеским кланом Михранянов (Михранидов) – ассимилированными армянами персами-христианами, которые в 7-ом веке захватили округ Гардман в Арцахе и на время вытеснили местных правителей. Каганкатваци называет Араншахиков «династией Хайка».
Киракос Гандзакеци, историк 13-го века и автор «Истории Армении», дополняет Каганкатваци и подчеркивает что Аран а также цари Урнайр, Ваче, Вачаган и другие представители Араншахиков берут начало от Хайка. [6]
Легенда о Хайке лежит в основе исторического самосознания армян. Мовсес Хоренаци описывает Хайка как человека невиданной силы, отважного воина, опытного лучника и признанного вождя своего племени. Хайк в повествовании Хоренаци приходится сыном Торгому (Тогарму), внуком Иафета и, следовательно, правнуком библейского Ноя. [7]
Рассказ Хоренаци застает Хайка вдалеке от дома, в Вавилоне – первом городе построенном, согласно Библии, после Великого Потопа. Правит Вавилоном деспотичный царь Бел (ветхозаветный Нимрод). Когда после рождения своего сына Араманеака Хайк оставляет Вавилон и возвращается на родину в Армению, Бел посылает за ним войско чтобы захватить его страну и сделать ее частью своей империи.
Хайк отказывается подчиниться вавилонянам, и между его племенем и войском Бела начинается война. В решающей битве к востоку от озера Ван, в местности впоследствии известном как Хайоц-Дзор («Ущелье Хайка»), Хайк настигает Бела и поражает его трехглавой стрелой, обращая вавилонскую армию в бегство. Победа при Хайоц-Дзоре утверждает Хайка как властелина независимой Армении и родоначальника армян. Страна Хайка называется его потомками по его имени – Хайк (арм. Հայք).
Микаэл Чамчян (1738-1823), армянский историк и аббат конгрегации Мхитаристов, попробывал определить примерную дату битвы Хайка с Белом. По его расчетам, это произошло в 2492 г. до н.э. С этой даты и начинается собственно армянское летоисчисление.
Согласно же Хоренаци, дети и внуки Хайка становятся впоследствии правителями различных областей страны и основателями главных аристократических династий доантичной Армении. Одним из таких потомков Хайка был его внук Сисак – правитель области Сисакан (Сюник), предполагаемый родоначальник княжеской династии Сюни и предок Арана и Араншахиков из вышеупомянутого повествования Мовсеса Каганкатваци.
Асан-Джалаляны: символы и знаки
Притвор собора Св. Ионна Крестителя в Гандзасаре служит также усыпальницей Великого Князя Асана Джалала Вахтангяна и его потомков – князей Асан-Джалалянов и иерархов Агванкского Католикосата Армянской Апостолькой Церкви.
Надгробие Асана Джалала Вахтангяна, находящееся перед входом в Собор Св. Иоанна Крестителя, содержит следующую литограмму: «ԱՅՍ է ՀԱՆԳԻՍՏ ՄԵԾԻՆ ՋԱԼԱԼԻՆ: ԱՂԱԻԹՍ ՅԻՇԵՑԵՔ։ ԹՎ ՊՁ». В переводе со староармянского она гласит: «Здесь покоится великий Джалал. Вспоминайте о нем в своих молитвах. Год 1431».
Могильная плита Асан Джалала изготовлена из куска белого мрамора. На ней выгравированы три большие мистические фигуры. Первая из них заключает в себе ветхозаветный символ шестиконечной звезды – Звезды Давида. Внутри звезды, в свою очередь, располагается не что иное как индоарийский знак Колеса Вечности. Символ Колеса Вечности широко использовался армянами в античные времена и средние века.
Его можно увидеть на стенах многих армянских церквей и крепостей. Однако, знак совмещающий эти два символа по всей видимости распространен наиболее широко только на землях, находившихся в свое время под властью династий родственных нахарарам (архикнязьям) Сюни – в провинциях Сюник и Арцах.
К примеру, данный символ также можно встретить на стенах монастырей Воротнаванк и Цахац-Кар, расположенных на территории современной Армении (марзы Сюник и Вайоц-Дзор, соответственно). Звезды Давида также выгравирваны на северном фасаде Собора Св. Иоанна Крестителя. Что же хотели обозначить этими символоми Сюниды и Араншахики – предки Асана Джалала? По всей видимости, они стремились подчеркнуть древность своих династий и указать на свое родство с библейскими патриархами.
Второй знак представляет собой 16-конечную звезду. На первый взгляд, он является комбинацией южно-азиатской разновидности Колеса Вечности (как, например, индийский знак Ашока Чакра) и символа Вергинской Звезды античной Македонии.
Третий символ известен в Армении как Солнце (арм. Արև). Эту орнаментированную и чаще всего рельефную фигуру можно встретить в нижней части хачкаров – армянских каменных крестов. Большой крест на южном фасаде гандзасарского Собора Св. Иоанна Крестителя опирается именно на барельеф с выгравированным символом Солнца. Историки считают что знак Солнца остался в христианском искусстве средневековой Армении в наследство от древного культа солнцепоклонения.
Мистическая символика широко распространена в граничащих друг с другом провинциях Сюник и Арцах. Пожалуй, самым таинственным из них является изображение человекоподобной львицы на надгробной плите князя Эликума III Орбеляна (1300 г.). Надгробие находится в часовне св. Григория монастыря Нораванк в округе Вайоц-Дзор.
Эликум приходился сыном князя Тарсаича Орбеляна, который взял в жены принцессу Мину – дочь Асана Джалала Вахтангяна. Львица на надгробии имеет человеческое тело и конечности, и длинный хвост. Над ее головой можно распознать нимб. Пока никто так и не сумел объяснить, что же означает символ львицы на надгробиях князей Орбелянов.
Династия Асан-Джалалянов в наши дни
После мученической гибели Великого Князя Асана Джалала Вахтангяна в персидском городе Казвин от рук татаро-монгольских захватчиков в 1261 г., его потомки стали называть себя «Асан-Джалалянами» в память о своем знаменитом предке. Впоследствии, род Асан-Джалалянов разделился на две отдельные, но пересекающиеся, линии.
Представители клерикальной ветви Асан-Джалалянов служили патриархами и епископами Агванского Католикосата Армянской Апостольской Церкви, с резиденцией в Гандзасаре—с 13-го века и вплоть до начала 20-го века. Княжеская же ветвь этого рода продолжала управлять провинцией Хачен с титулом владетельных князей – ишханов и меликов, а также беков.
В 21-ом веке, потомки Асан-Джалалянов продолжают жить в историческом поселке Ванк, находящемся у подножия горы Гандзасар, и в Степанакерте – столице Нагорно-Карабахской Республики. Некоторые потомки Асан-Джалалянов, проживающие в Армении, России и Соединенных Штатах достигли больших успехов в науке, искусстве и бизнесе.
Потомком Асан-Джалалянов является Левон Г. Айрапетян – один из видных деятелей советский нефтегазовой промышленности и известный российский меценат. Левон Айрапетян профинансировал работы по реставрации Гандзасара в 2000-2002 гг., а также основал деревоперерабатывающий комбинат в поселке Ванк, который обеспечил работой сотни жителей Ванка и окрестных сел.
Другим потомком Асан-Джалалянов был Генрих А. Погосян – первый секретарь мятежного обкома компартии Нагорно-Карабахской Автономной Области, стараниями которого, в феврале 1988 г., область направила историческую петицию в Кремль о выходе из состава Азербайджанской ССР. Погосян известен тем, что стал первым в истории СССР партийным лидером который был избран в на свой пост в результате демократического голосования и всенародной поддержки.
В 2007 г. инициативная группа рода Асан-Джалалянов основала в Ереване Благотворительный Фонд Асан-Джалалянов. Фонд призван способствовать объединению потомков рода, а также
вести пропаганду культурного, духовного и политического наследия Гандзасара.
[1] Hewsen, Robert H. “The Kingdom of Artsakh,” in T. Samuelian & M. Stone, eds. Medieval Armenian Culture. Chico, CA, 1983. См также: Hewsen, Robert H. Armenia: A Historical Atlas. Chicago, IL: University of Chicago Press, 2001, reference: Gandzasar Monastery, стр. 120, 134
[2] Hewsen, Robert H. Armenia: a Historical Atlas. Chicago, IL: University of Chicago Press, 2001, стр. 32-35
[3] Hewsen, Robert H. Armenia: a Historical Atlas. Chicago, IL: University of Chicago Press, 2001, стр. 114-115
[4] Hewsen, Robert H. Armenia: a Historical Atlas. Chicago, IL: University of Chicago Press, 2001, стр. 121-124
[5] Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Ереван, Матенадаран, 1984, стр. 25
[6] Киракос Гандзакеци. История Армении. Москва. Наука, 1976, стр. 57
[7] Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван, Айастан, 1990, стр. 15-25