Армения была первой страной, официально принявшей христианство в качестве государственной религии в 301 году нашей эры, и с тех пор она создала множество замечательных образцов христианского искусства и архитектуры. Армянские церкви и монастыри, построенные с 4 по 17 века, являются не только выражениями веры, но и памятниками истории, самобытности и творчества.
Одним из наиболее влиятельных ученых, признавших важность и самобытность армянской архитектуры, был Йозеф Стржиговский, австрийский историк искусства, живший с 1862 по 1941 год. Стржиговский был очарован искусством Ближнего Востока и его влиянием на европейское искусство, и он посвятил много своих исследований по изучению армянских памятников. В своей книге «Die Baukunst der Armenier und Europa» («Архитектура армян и Европы»), опубликованной в 1918 году, он утверждал, что армянская архитектура была первым национальным стилем христианской архитектуры и что она повлияла на развитие византийского, романского и готического стилей. и даже искусство эпохи Возрождения.
Основной тезис Стржиговского заключался в том, что армянская архитектура была продуктом «арийского» или «индоевропейского» гения, которого он противопоставлял «семитскому» или «восточному» гению соседних культур. Он считал, что армяне, как потомки древних урартов, унаследовали традицию каменного строительства, превосходящую кирпичное и деревянное строительство персов, арабов и турок. Он также утверждал, что армяне, как христиане, сохранили классическое наследие Греции и Рима, которое было утеряно или испорчено византийцами, находившимися под влиянием «восточного» искусства Сирии и Египта.
Самым спорным утверждением Стржиговского было то, что армяне были изобретателями купольной церкви, которую он считал наиболее характерной и возвышенной формой христианской архитектуры. Он писал: «Греческий гений Св. Софии и итальянский гений Св. Петра лишь полнее осознали, откуда произошли армяне». 3 Он основывал свою аргументацию на анализе нескольких армянских церквей, таких как собор Эчмиадзина 4-го века, собор Звартноц 7-го века и церковь Ахтамар 10-го века, которые он сравнивал со знаменитыми византийскими и римскими базиликами. . Он указал на сходства и различия в планах, структурах и украшениях этих зданий и пришел к выводу, что армяне были пионерами купольной базилики, крестообразного плана, многоугольного барабана, сегментированного купола и скульптурного рельефа.
Взгляды Стржиговского не были общепринятыми, и их часто критиковали за предвзятость, неточность и идеологическую мотивацию. Стржиговский находился под влиянием политического и культурного контекста своего времени, который включал Первую мировую войну, рост национализма, геноцид армян и распад Османской и Российской империй. Его также обвинили в том, что он расист, пангерманист и антисемит, который использовал свою стипендию для продвижения своей программы.
Однако, несмотря на свои недостатки и противоречия, Стржиговский был одним из первых и наиболее влиятельных ученых, привлекших внимание к значению и красоте армянской архитектуры. Он также был одним из первых, кто проводил полевые исследования и документировал памятники с помощью фотографий и рисунков. Его книга «Die Baukunst der Armenier und Europa» остается вехой в истории армянского искусства и источником вдохновения и дискуссий для современных ученых и энтузиастов. .
Армянская архитектура – сокровище мировой культуры и свидетельство стойкости и творчества армянского народа. Она заслуживает того, чтобы его изучали, ценили и сохраняли для будущих поколений.
Виген Аветисян
Читать также: