Вишапы в истории древней Армении

Вишапы в истории древней Армении - Валерий БрюсовВишап – վիշապներ – древняя история армянского народа Валерий Брюсов, 1917год:

«…Не так давно, в Закавказье, обратили на себя внимание ученых огромные каменные рыбы-чудовища, так называемые “вишапы”, находимые и в области Вана. Совершенно таких же рыб-драконов выделывали скульпторы древнейшего Египта.

Армянин, увидя в музее эти создания искусства далекого юга, возникшие под знойным небом Нильской долины и на благоуханных берегах Эгейского моря, непременно воскликнет: “да это – наши вишапы!”. И Рамсес Великий, и Тигран Великий одинаково должны были считать этих рыб-чудовищ созданием своих предков.

Рядом с “вишапами” часто находят оригинальные каменные плиты с изображением перекинутой и распластанной шкуры быка; аналогичные плиты встречаются в искусстве Египта 3-го тысячелетия до Р. Х., эпохи Нар-ме-Ра. Так называемые “могилы великанов” на Алагезе (Арагаце) во многом заставляют вспомнить о эгейских гробницах.

И если поныне не открыли на Кавказе, в древней Армении, подлинных сфинксов, то это, может быть, простая случайность, так как подобные сфинксам изображения довольно обычны у оснований колонн в искусстве хеттов, к которому столь близко стоит художество древнейшего Кавказа»…

Николай Марр, 1925 год:

«Первая форма трансформации древнейших армянских скульптурных памятников – это найденные в Гегамских горах огромные каменные изваяния рыб, “вишапы”, высеченные за четыре-пять тысячелетий до Рождества Христова. Вторая форма – плоские колонны или стелы ванских царей.

Третья – резные колонны с изображениями раннехристианского периода, вплоть до IX века.
И после всего этого, наконец, он – хачкар – это четвертая форма».

Итак, вишапы – древние мифологические существа, которых изображали в виде высоких каменных изваяний, менгиров. Вишапы распространены в мифологиях стран Армянского нагорья и Азии.

Первоначально вишапы являлись божествами или духами воды. Народы, населяющие Армянское нагорье вытёсывали изображения вишапов из камня и устанавливали их у подземных источников воды.

С течением времени мифологический образ вишапов претерпел изменения и стал ассоциироваться со злыми духами, драконами и т. п., зачастую сохраняя первоначальную связь с водой.

Статуи вишапов достигали пяти метров в высоту – « … это гладко обтесанные глыбы длиной до четырех с лишним метров – грандиозные каменные стелы, изображающие рыб – “вишапы”, отождествляются с драконами мифологии и волшебных сказок …» (Абегян М., 1941).

Время их изготовления точно не установлено. Вблизи вишапов не было обнаружено остатков древних поселений, костров или других органических остатков, к которым мог быть применён радиоуглеродный анализ. Вишапы впервые открыты в 1909г. в Армении Н. Я. Марром и Я. И. Смирновым.

Учёные предприняли поездку в горы Гегамского хребта, чтобы установить основу рассказов, услышанных от жителей Гарни, о каменных «вишапах», лежащих высоко в горах, на летних кочевьях, и проверить, представляет ли она научный интерес.

И действительно обнаружили мегалитические каменные изваяния на высокогорной кочёвке, которую армяне называли «Вишапнер». Большинство изваяний имели форму рыб.

Самый крупный из обнаруженных вишапов достигал 4,75 метров при ширине 0,55 метров. Все вишапы были повалены на землю, некоторые из них пришлось откапывать.

Кстати, обнаруженный в Вишапнере вишап содержал более поздние рисунки крестов и армянскую надпись, датируемую XIII веком нашей эры.

На основании этой находки учёные первоначально предположили, что вишапы были воздвигнуты в I тысячелетии нашей эры. Расположение крестов и текста свидетельствовало о том, что в XIII веке вишап ещё находился в вертикальном положении.

Через несколько десятилетий, в 1963 году в Гарни был открыт вишап, на котором оказалась более ранняя клинописная надпись ванского (араратского или, как принято большинством историков, урартского) царя Аргишти I (фото 3). Эта находка позволяет датировать вишапы по крайней мере, началом I тысячелетия до н. э., а скорее всего II тысячелетием до н. э.

Затем такие же вишаты были найдены на Варденисском хребте, в Сюнике, у озера Севан, на южном склоне горы Арагац, в регионе Джавахк, и в других регионах Армении (Калантар А., Сардарян С., Караханян Г., Мартиросян А., Сафян П., Исраелян А., Петросян С., Аракелян Б., Мурадян Ф., Хечоян А., Гаспарян Б.). Нередко на их поверхности были помещены рельефные изображения птиц, шкур и голов баранов, а также клинописные тексты. Датировкой вишапов занимались историки (Мещанинов И., 1925, Аракелян Б., Арутюнян Н., 1966).

Множество учёных изучали и пытались интерпретировать значение камней-вишапов (Петросян А., Пиотровский Б., Диланян С., Топоров В., Ваганян В., Ваганян Г., Иванов В.).

В результате было выдвинуто предположение, что первоначальное значение вишапа с течением времени было забыто и трансформировалось из божества воды в демона, дракона, словом стало «чудовищем – врагом, противником», а установление вишапа посвящалось победе над этим врагом и выступало охранителем от возможных противников. Некоторые легенды, приводимые армянским историком Мовсесом Хоренаци, содержат упоминание именно о вишапах-чудищах.

В эпосе «Випасанк» рассказывается о взаимоотношениях этих вишапидов с легендарными армянскими царями: предводитель и отец вишапов Аргаван приглашает к себе на обед царя Арташеса с сыновьями и строит против него козни; Арташес, вернувшись в Арташат, посылает сына Мажана с войском для уничтожения Вишапа. Однако тот не выполнил приказания отца; затем вишапов истребляет Артавазд.

Учёные отметили связь вишапов Армении со сходными менгирами, установленными на Северном Кавказе и в Европе, а также сходства с аналогичными памятниками в Азии, например, на территории северной Монголии. Хотя стилистически вишапы Армении сильно отличаются, исследователи отмечают интересную взаимосвязь между памятниками, созданными разными народами.

С утверждением христианства, борющийся с вишапами Ваагн был заменён архангелом Гавриилом. Гавриил со своими ангелами вступает в сражение с вишапами, которые во время грозы пытаются поглотить солнце (при этом грозовые тучи — огненные тела вишапов, гром — их крик, а молния — стрела Габриела Хрештака, посох или прут ангелов). Ангелы вздымают вишапов к самому солнцу, от лучей которого те превращаются в пепел, сыплющийся на землю. Вишапом называли также и самого Сатану.

Главный вывод к которому пришли учёные это то, что самые ранние архетипы известных мотивов и образов драконов – «вишапов», козерогов и змей, используемых в мифах и легендах различных народов и культур, созданы на территории Армении начиная с VII – V тыс. до н.э. и стали не просто свидетелями исчезнувших страниц древней истории армянского народа.

Oни оставили в национальной культуре глубокий и прочный след. И возможно также, что армянские хачкары являются продолжением традиции вишапов – т.е. оберегами от их козней.

P.S. Обратите внимание на последнее фото. Этот камень находится на территории церкви Святого Иоанна Крестителя в Бюракане. На мой взгляд, на камне изображены Аревахач и Древо жизни (или Рода). Т.е. данный камень – фактический предтеча Хачкару. Может быть, конечно, что я и ошибаюсь . . . Александр Бакулин

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Scroll to Top